Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФСИН России
от 28 марта 2022 г. N 162
Особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России
I. Особенности организации и осуществления методической деятельности
1. Методическая деятельность осуществляется с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, совершенствования методики преподавания, педагогического мастерства профессорско-преподавательского (преподавательского) состава.
2. Центром методической деятельности является кафедра (цикл).
3. Планирование и организация методической деятельности, а также контроль за ее осуществлением обеспечиваются заместителем начальника федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и подведомственной ФСИН России (далее - образовательная организация), курирующим учебную работу, начальником учебного отдела (части), начальниками факультетов (кафедр, циклов).
4. Основными формами методической деятельности являются:
заседания методического совета образовательной организации (при наличии);
научно-методические конференции, совещания и семинары;
учебно-методические сборы;
работа предметно-методических секций кафедр (для образовательных организаций высшего образования);
открытые и пробные занятия;
работа кабинета педагогического мастерства;
работа учебно-методических кабинетов (учебных лабораторий) кафедр (для образовательных организаций высшего образования).
5. Методический совет образовательной организации является постоянно действующим органом управления, создающимся в целях повышения качества образовательного процесса, уровня его методического обеспечения, укрепления связи обучения с практикой, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
Деятельность методического совета осуществляется на основании локального акта образовательной организации.
6. Научно-методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики образовательного процесса, частным методикам преподавания дисциплин, проблемам организации труда педагогических работников и обучающихся в целях обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности образовательного процесса.
На научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах рассматриваются также результаты научных исследований по тематике профессионального образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки кадров для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).
7. Учебно-методические сборы в каждой образовательной организации проводятся не менее одного раза в учебный год со всеми категориями руководящего, профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и обеспечивающего персонала с целью обсуждения итогов учебной и методической работы за прошедший учебный год, постановки задач на текущий учебный год.
8. Межвузовские учебно-методические сборы проводятся ежегодно с участием представителей ФСИН России и территориальных органов ФСИН России, научных и образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России и иных образовательных организаций.
Межвузовские учебно-методические сборы проводятся в целях формирования единых подходов к развитию системы подготовки кадров для УИС, интенсификации обмена передовым опытом в сфере образования, совершенствования механизмов интеграции образования, науки и практики.
9. Предметно-методические секции кафедр образовательных организаций создаются в целях совершенствования методического обеспечения преподаваемых дисциплин, повышения уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, качества обучения и воспитания обучающихся.
Порядок организации деятельности предметно-методических секций кафедр определяется локальным актом образовательной организации.
10. Открытые занятия проводятся с целью изучения и обобщения опыта преподавания, а также оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения уровня подготовленности к педагогической деятельности преподавателей, имеющих стаж педагогической деятельности менее трех лет, рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам, дисциплинам.
Порядок проведения открытых и пробных занятий определяется локальным актом образовательной организации.
11. Кабинет педагогического мастерства организуется с целью создания условий для совершенствования профессионального мастерства профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и учебно-вспомогательного персонала, обмена передовым опытом организации и реализации образовательной деятельности. Кабинет педагогического мастерства обеспечивает реализацию решений коллегиальных органов управления образовательной организации, связанных с содержанием и организацией методической работы, повышением научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского (преподавательского) состава, развитием психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Порядок организации деятельности кабинета педагогического мастерства определяется локальным актом образовательной организации.
12. Учебно-методический кабинет (учебная лаборатория) кафедры создается по решению образовательной организации в целях оказания методической помощи профессорско-преподавательскому (преподавательскому) составу в организации учебно-методической, научно-исследовательской работы, а также обучающимся в организации самостоятельной учебной, научно-исследовательской работы.
Порядок организации деятельности учебно-методических кабинетов (учебных лабораторий) кафедр определяется локальным актом образовательной организации.
II. Особенности научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации
13. Научная (научно-исследовательская) деятельность образовательной организации осуществляется в целях повышения эффективности деятельности УИС на основе результатов исследования актуальных правовых, организационно-управленческих, оперативно-технических, финансово-экономических, трудовых, производственно-технических, психолого-педагогических и иных проблем, а также научно-методического обеспечения образовательного процесса образовательной организации.
14. Основными задачами научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации являются определение актуальных и практически значимых научно-исследовательских работ, создание условий для научной (научно-исследовательской) деятельности, рационального использования и развития научного потенциала образовательной организации, повышения качества и результативности исследований, внедрения их результатов в практику, подготовки и повышения квалификации научных работников.
15. Научная (научно-исследовательская) деятельность образовательной организации осуществляется научными подразделениями, факультетами, кафедрами, иными подразделениями образовательной организации, научно-педагогическими работниками, обучающимися (курсантами, адъюнктами).
16. Научная работа курсантов и адъюнктов является составной частью научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации и проводится как в учебное, так и внеучебное время.
17. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая в учебное время, осуществляется в следующих формах:
выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
выполнение заданий исследовательского характера в период учебной или производственной практики.
18. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая во внеучебное время, осуществляется в следующих формах:
участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;
подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам пенитенциарной науки и практики, а также выступление с ними на круглых столах, научных семинарах и конференциях;
участие в подготовке научных статей и других научных публикаций;
участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;
участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки.
19. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая во внеучебное время, организуется в научных кружках, создаваемых на кафедрах и в научных подразделениях образовательной организации.
Порядок организации деятельности научных кружков определяется локальным актом образовательной организации.
20. Общее руководство научной работой курсантов и адъюнктов возлагается на заместителя начальника образовательной организации, курирующего научную работу.
21. Результаты научной работы курсантов и адъюнктов отражаются в отчетах о работе кафедр, научных (научно-исследовательских) структурных подразделений образовательных организаций.