Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2022 г. N 3а-277/2022
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 14 июня 2022 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре - помощнике судьи Д.В. Залялтдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.А. Хабирова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Т. Гималтдинова к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействующими пункта 400 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р; пункта 418 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р; пункта 419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за N 4232, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 16 февраля 2018 года N 13, ст. 0468.
Распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года N 2748-р, от 27 декабря 2017 года N 3077-р Перечень на 2018 год дополнен пунктами 312-400. В настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 июня 2018 года N 1707-р, от 14 ноября 2018 года N 3816-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2018 года за N 5015, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2018 года, в официальном печатном издании - газете "Республика Татарстан" N 189, 25 декабря 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Оспариваемый нормативный правовой акт в настоящее время действует в редакции распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 19 декабря 2018 года N 4424-р, от 28 декабря 2018 года N 4696-р, от 6 мая 2019 года N 1394-р, от 17 февраля 2020 года N 595-р, от 28 сентября 2020 года N 2886-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Упомянутое распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2019 года за N 5889, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2019 года, в официальном печатном издании - газете "Республика Татарстан" N 178, 30 ноября 2019 года.
Вышеназванный нормативный правовой акт в настоящее время действует в редакции распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года N 4168-р, от 11 ноября 2020 года N 3440-р, от 14 декабря 2021 года N 3839-р, от 29 декабря 2021 года N 4141-р.
В качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, пунктом 400 Перечня на 2018 год, пунктом 418 Перечня на 2019 год, пунктом 419 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>.
И.Т. Гималтдинов, являющийся собственником нежилого здания с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 400 Перечня на 2018 год, пункта 418 Перечня на 2019 год, пункта 419 Перечня на 2020 год, исключении здания из оспариваемых нормативных правовых актов, указав, что включение спорного объекта недвижимости в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как оно не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение спорного объекта недвижимости в Перечни нарушает права и законные интересы И.Т. Гималтдинова, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца Л.И. Кутлахметова административное исковое заявление поддержала.
От представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Р.Ш. Хасаншина поступило заявление с просьбой об отказе в удовлетворении административных исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
От представителя Министерства юстиции Республики Татарстан Э.И. Слепневой поступили объяснения с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания и помещения в них, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района от 20 ноября 2014 года N 31 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Нижнекамск, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2,0 процента в 2018 году и последующие годы, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, предназначенное для использования или фактически использующееся в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Следовательно, правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. Региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями упомянутое министерство.
Таким образом, распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", от 24 ноября 2018 года N 3972-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", от 25 ноября 2019 года N 3711-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что принадлежащее ему здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и техническим паспортом объект недвижимости с кадастровым номером .... представляет собой отдельно стоящее нежилое 2-этажное здание, общей площадью 8144,8 квадратных метров, находится в городе Нижнекамск Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек. Данное здание принадлежит на праве собственности И.Т. Гималтдинову, располагается на земельных участках с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., имеющих вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, для размещения административно-бытового корпуса, для размещения автозаправочной станции.
Представитель административного ответчика в возражениях на административное исковое заявление указал, что спорное здание включено в вышеуказанные Перечни как торговый центр (комплекс), поскольку его общая площадь превышает 2000 квадратных метров. При этом наименование помещений общей площадью порядка 27 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.
Из технического паспорта на спорное здание, подготовленного Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 29 мая 2009 года, видно, что в здании с кадастровым номером .... площади, имеющие наименование назначения под торговые помещения (торговый зал), составляют 2211,5 квадратных метров, то есть более 27 процентов (2211,5 х 100/8144,8).
Как установлено в ходе рассмотрения дела конфигурация здания, назначение помещений в нем с указанного времени не изменялись, техническая инвентаризация здания не осуществлялась.
Поскольку на момент принятия оспариваемых распоряжений наименование помещений общей площадью более 27 процентов общей площади спорного здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать обоснованным, а пункт 400 Перечня на 2018 год, пункт 418 Перечня на 2019 год, пункт 419 Перечня на 2020 год - соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По изложенным мотивам оснований для исключения спорного нежилого здания из вышеуказанных Перечней не имеется.
Вопреки доводам административного истца экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" от 24 ноября 2020 года N 196/11-20, установившее наличие в спорном здании лишь 6,2 процентов торговых площадей, к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, или документам технического учета (инвентаризации), позволяющим сделать выводы о предназначении здания (строения, сооружения) для использования в целях размещения торговых объектов, не относится. Следовательно, допустимым доказательством по делу признано быть не может. Кроме того, в указанном экспертном заключении содержится ответ на правовой вопрос, подлежащий рассмотрению судом.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления И.Т. Гималтдинова к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействующими пункта 400 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р; пункта 418 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р; пункта 419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Ю.А. Старшая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2022 г. N 3а-277/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 23 августа 2022 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 г. N 66а-1585/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения