Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 21.04.2022 N 264
Информация
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о деятельности Управления в 2021 году (представлена в областную Думу руководителем Управления Росреестра по Тюменской области В.Г. Кораблёвым 18.03.2022)
1. Нормотворческая деятельность Росреестра
С 2020 года Росреестр осуществляет полномочия по государственной политике и нормативному регулированию в сфере земли и недвижимости.
За два года по инициативе ведомства принято 27 федеральных законов, такие как:
- Федеральный закон от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о "гаражной амнистии");
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о выявлении правообладателей объектов недвижимости);
- Федеральный закон от 26.05.2021 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аварийном состоянии домов и их непригодности для проживания).
Принят ряд законов в интересах дольщиков и профессиональных участников рынка недвижимости:
- усовершенствован механизм взаимодействия Росреестра с застройщиками, предусматривающий подачу документов застройщиком от имени дольщика;
- участникам долевого строительства предоставлена возможность зарегистрировать право собственности на квартиры, если на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, наложен арест.
На строительство индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса распространены положения Федерального закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
До 1 марта 2031 года продлена дачная амнистия.
В работе у Росреестра еще порядка 37 новых законодательных инициатив по дальнейшему улучшению регулирования в сфере земли и недвижимости.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" предусмотрено создание путем реорганизации подведомственных учреждений Росреестра и акционерных обществ (ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" - "Роскартография" и "Ростехинвентаризация - БТИ") публично-правовой компании, которая станет организацией полного цикла и будет обеспечивать для нужд государства выполнение всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, а также создание единой электронной картографической основы.
2. Реализация проектов Росреестра на территории Тюменской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 утверждена государственная программа "Национальная система пространственных данных".
Госпрограмма направлена на достижение следующих целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), достижение "цифровой зрелости" ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра.
В рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области продвижения геоинформационных технологий и комплексной подготовки кадров для отрасли геодезии и картографии, заключенного Министерством науки и высшего образования РФ, Росреестром и Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК) в ходе VI Восточного экономического форума, а также в целях эффективной реализации государственной программы "Национальная система пространственных данных" Росреестром и МИИГАиК создан консорциум образовательных учреждений высшего образования, в который вошли МИИГАиК, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Управление включено в состав участников по реализации данного проекта.
Также для обеспечения всех заинтересованных организаций, учреждений, органов власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами в сферах, связанных с деятельностью Росреестра, Управление Росреестра по Тюменской области (далее - Управление) совместно с ТюмГУ приступило к разработке региональных образовательных программ магистратуры и повышения квалификации по подготовке специалистов в сфере земельно-имущественных отношений, эффективного управления и развития территорий.
Решением ученого совета ТюмГУ от 28.02.2022 Институтом государства и права открыта магистерская программа "Государственная регистрация недвижимости в цифровом государственном управлении" по направлению подготовки 38.04.04. "Государственное и муниципальное управление". Срок обучения по программе - 2 года очно, 2,5 года заочно.
Программа предусматривает изучение следующих дисциплин: информационное право, правовые основы кадастровой деятельности, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезия, цифровое право в регулировании имущественных отношений, фотограмметрия и дистанционное зондирование Земли, картография, делопроизводство. электронный документооборот, территориальное планирование, земельное право, градостроительное право, государственная кадастровая оценка недвижимости, государственный мониторинг земель, цифровое обеспечение функционирования Единого государственного реестра недвижимости, административные регламенты в сфере недвижимости и другие.
Совместно с Правительством Тюменской области продолжена реализация "дорожной карты" по проекту "Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями" на территории Тюменской области". Мероприятия, предусмотренные на 2021 год, реализованы в необходимом объеме. 14 марта 2022 года "дорожная карта" утверждена в новой редакции, с учетом мероприятий по реализации государственной программы "Национальная система пространственных данных".
Продолжены мероприятия по анализу эффективности использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство.
На территории Тюменской области данная работа проведена при участии представителей федеральных и региональных органов власти, вошедших в состав оперативного штаба, созданного на базе Управления. В качестве перспективных для целей жилищного строительства определены 13 земельных участков и территорий общей площадью 275,61 га. Вовлечено для строительства - 25,6 га. Информация размещается на публичной кадастровой карте посредством разработанного и внедренного Росреестром сервиса "Земля для стройки".
3. Деятельность в учетно-регистрационной сфере
За получением услуг в учетно-регистрационной сфере в Управление и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (далее - филиал Кадастровой палаты) обратилось 2 млн. 095 тыс. 997 заявителей. Принято 847 тыс. 400 решений об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав. Рост составил 44,7%.
Среднее количество учетно-регистрационных действий в день составило 3 430, что на 33,5% больше показателя прошлого года (2021 год - 2 570).
С февраля 2021 года обеспечен экстерриториальный прием документов в ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области", в 2021 году подано 4 728 таких заявлений.
Из общего объема услуг по кадастровому учету и регистрации прав 45,2% оказано в электронном виде, что выше показателя прошлого года на 22,2%, а также выше среднероссийского показателя.
Органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области в электронном виде подано 99% документов.
В рамках реализации проекта "Ипотека за 24 часа" по 60% обращений, поступивших в электронном виде, регистрация проведена в течение одного дня. В 2021 году 82% заявлений о регистрации договоров долевого участия представлено в электронном виде.
В рамках реализации проекта Росреестра "Стоп-бумага" Управлением и филиалом Кадастровой палаты в электронный вид переведено 64% реестровых дел. С 29 июня 2022 года вступают в силу положения Закона от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ, предусматривающего переход на безбумажный документооборот между органом регистрации прав и МФЦ.
Мероприятия по реализации межведомственного плана по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области.
В целях совершенствования процедур межведомственного взаимодействия, координации деятельности сторон при выполнении возложенных государственных функций и повышения качества налогооблагаемой базы с 12 ноября 2010 года действует межведомственная рабочая группа (далее - Региональная межведомственная группа) Управления и Управления ФНС России по Тюменской области (далее - УФНС). Согласован комплекс мероприятий и совместных действий по выработке решений и единых подходов, утверждены планы работы.
В целях актуализации сведений об объектах налогообложения Управлением в УФНС России по Тюменской области годовой выгрузкой за 2021 год переданы сведения об 1 млн. 778 тыс. 56 объектах недвижимости, что в 2,2 раза больше, чем за 2020 год (803 989 объектов). Увеличение объема выгружаемых сведений связано с проведением на территории Тюменской области работ по внесению в ЕГРН сведений о результатах государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (далее - ОКС) и земельных участков (далее - ЗУ) с категорией земель населенных пунктов. Показатель прохождения форматно-логического контроля составил 99,4%. При росте объема выгрузки сохранен показатель прохождения форматно-логического контроля (далее - ФЛК), что свидетельствует о качестве и корректности сведений ЕГРН.
В целях повышения налогового потенциала Тюменской области за счет имущественных налогов на территории Тюменской области, с 2013 года, ежегодно на предстоящий период утверждается и реализуется план мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области (далее - План).
Мероприятия Плана предусматривают комплекс работ по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости, "выпадающих" из налогообложения, а также организацию работ по формированию полных и достоверных сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях.
Мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата Тюменской области, в том числе реализацию целевой модели по государственной регистрации прав и кадастровому учету
Совместно с Правительством Тюменской области продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата субъекта.
По результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2020 и 2021 годов значения всех показателей Тюменской области по направлению "Эффективность процедур по регистрации прав собственности" вошли в группу "А".
В 2021 году распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 N 1139-р утверждена единая целевая модель по государственной регистрации прав и кадастровому учету, включающая 30 показателей, из них согласно методическим рекомендациям Росреестра 12 отнесены к действиям территориального органа Росреестра или филиала Кадастровой палаты.
Положительная динамика отдельных показателей в 2021 году:
- увеличение доли территориальных зон, сведения о которых содержатся в ЕГРН, до 91,7% при целевом значении - 60%;
- доля ответов, полученных от органов власти и местного самоуправления в электронном виде на запросы регистраторов, достигла 100%. Целевое значение - 85%. Достигнуто целевое значение, установленное на 1 января 2025 года;
- доля заявлений, поданных юридическими лицами в электронном виде, составила 51,7% при целевом значении - 40%;
- в 3 раза в сравнении с показателем 2020 года снижена доля приостановлений по заявлениям о кадастровом учете, в том числе с одновременной регистрацией прав (2021 год - 2,73%, 2020 год - 8,73%, целевое значение на 1 января 2022 г. - 10%), в 2,8 раза снижена доля приостановлений регистрации прав (2021 год - 0,8%, 2020 год - 2,29%, целевое значение на 1 января 2022 г. - 3%);
- средний срок регистрации прав по заявлениям, поданным в электронном виде, составил 1,3 рабочих дня при целевом значении - 3 дня.
Ряд показателей соответствует целевым значениям, установленным на 2023, 2024 и 2025 годы.
Так, показатели, характеризующие доли границ населенных пунктов (95,2% при целевом значении - 80%), количество земельных участков с границами в ЕГРН (72,6% при целевом значении - 72,6%), а также объектов недвижимости, сведения о кадастровой стоимости которых отсутствуют (0,39% при целевом значении - 0,5%), достигли целевых значений на 1 января 2023 года.
Доли территорий объектов культурного наследия (95% при целевом значении - 95%), зон затопления и подтопления (96,5% при целевом значении - 87%), сведения о которых внесены в ЕГРН, соответствуют целевым показателям, установленным на 1 января 2024 года.
Предельные сроки утверждения схемы расположения земельного участка на КПТ, а также сроки присвоения и изменения адреса объекту адресации и внесения его в ФИАС достигли значений, установленных на 1 января 2025 года (срок утверждения схемы на КПТ - 7 раб. дн. при целевом значении - на 1 января 2025 года - 9; срок присвоения и изменения адреса - 5 раб. дн. при целевом значении на 1 января 2025 года - 5).
В полном объеме в ЕГРН внесены сведения о границах Тюменской области со смежными субъектами, границах муниципальных образований области, а также сведений об объектах культурного наследия.
Мероприятия по реализации Закона о лесной амнистии
В рамках реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ (далее - Закон N 280), приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН осуществляет работу внутриведомственная рабочая группа. Кроме того, положения данного закона применяются при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
На момент вступления в силу Закона N 280 разница площадей лесных участков в ГЛР и ЕГРН составляла 4 183 103 га. Результатом проведенных работ за 2018 - 2021 годы явилось уменьшение площади лесных участков в сведениях ЕГРН на 4 181 974 га. Общее значение площади лесных участков, содержащихся в ЕГРН, входит в площадь лесных участков, пересечение с границами которых допускается положениями ч. 13 ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии со ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости работы продолжаются в рамках текущей деятельности при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
4. Деятельность в сфере осуществления полномочий в области геодезии и картографии
Во взаимодействии с Правительством Тюменской области, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и Фондом капитального ремонта многоквартирных жилых домов продолжено проведение мероприятий, направленных на обеспечение сохранности геодезических пунктов и недопущение их уничтожения при проведении капитальных ремонтов. Проведена сверка 5 186 адресов объектов, включенных в региональную программу на период 2021 -
2023 годов, со сведениями координат геодезических пунктов. Установлен мониторинг в отношении 11 геодезических пунктов, расположенных по 8 адресам (в 2020 году предотвращено уничтожение 3 пунктов ГГС, повреждение - 2 пунктов ГНС).
Осуществляются мероприятия по обеспечению правильности употребления географических наименований. Проанализировано 23 382 сведения, содержащихся в 1 287 материалах (в 2020 - 18 943 сведения в 1 230 материалах). Выявлен 91 случай несоответствия, в результате проводимой разъяснительной работы снижение в 2 раза в сравнении с 2020 годом (в 2020 году - 190). В отношении юридических лиц, в том числе 2 открытых картографических сервисов ("Яндекс.Карты", "ДубльГис"), приняты меры реагирования, наименования приведены в соответствие.
При мониторинге материалов, размещенных на открытых картографических сервисах, факты некорректного отображения административных границ муниципальных образований Тюменской области не выявлены.
В 2021 году обследовано 266 геодезических пунктов, всего актуализирована информация о 1 253. Актуальность сведений о состоянии пунктов составила 53% (за 2020 год - 18%). Мероприятия проведены сотрудниками отдела геодезии и картографии и государственными инспекторами земельного надзора (за 2020 год всего было обследовано 234 пункта).
При оказании государственной услуги по лицензированию геодезической и картографической деятельности Управлением используются дистанционные формы контроля посредством использования средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи.
Проведено 971 профилактическое мероприятие (разъяснение обязательных требований посредством консультирования, проведения "горячих линий", размещения публикаций в СМИ; 2020 год - 800 мероприятий, рост на 21%).
В целях ликвидации унаследованных условных систем координат на территории Тюменской области Управлением совместно с филиалом Кадастровой палаты проведены мероприятия по переводу 77 территорий на ведение ЕГРН в МСК-ТО. Пересчитаны и внесены в ЕГРН значения координат 50 200 объектов. В настоящее время проводятся работы в отношении объектов, государственный кадастровый учет которых осуществлен в период выполнения мероприятий по пересчету.
5. Осуществление полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 03.11.2021 N 360/16 в 2021 году утверждены результаты проведенной бюджетным учреждением Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и объектов капитального строительства.
Общее количество оцененных объектов недвижимости составило 1 666 319 ед. (464 045 - ЗУ и 1 202 274 - ОКС).
В декабре 2021 года Управлением обеспечено внесение сведений о новой кадастровой стоимости в ЕГРН.
В 2022 году во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на территории Тюменской области, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запланировано проведение государственной кадастровой оценки всех учтенных в ЕГРН земельных участков в количестве 603 000 ед. (Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято распоряжение от 19.04.2021 N 78/16).
В 2021 году в Тюменской области муниципалитетами заключено 6 контрактов на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении 8 кадастровых кварталов, расположенных на территории 4 муниципальных образований (город Ишим - 4 квартала, Ишимский район - 2, Викуловский район - 1, город Тюмень - 1).
В рамках положений закона о возможности проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств в 2021 году одним садоводческим обществом заключен договор на выполнение работ в отношении двух кадастровых кварталов на территории Тюменского района.
Общее количество объектов недвижимости, сведения о которых планируется внести в ЕГРН по результатам указанных работ, составит 1 300 ед.
В рамках цифровизации деятельности Росреестра по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ)" Управлением в 2021 году переведено в электронный вид 25,7% (36 887 ед.) документов.
6. Деятельность в сфере государственного земельного надзора. Результативность и эффективность осуществления государственного земельного надзора
В 2021 году Управлением в рамках государственного земельного надзора проведено 4 013 мероприятий (1 393 проверки и 2 620 административных, выездных обследований).
Сохранена высокая результативность проведения проверок, которая составила 89,7% (2020 год - 85,4%).
Доля устраненных нарушений земельного законодательства и нарушений, по которым приняты меры, составила 95,1%.
Результативность проведения проверок в Управлении в 2021 году составила 89,7%.
Результаты проверок, проведенных Управлением, недействительными не признавались.
В соответствии с задачами Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" количество профилактических мероприятий увеличилось в 2,1 раза (2020 год - 1 035, 2021 год - 2 202), общее количество контрольно-надзорных мероприятий уменьшено на 16,33%.
Согласно результатам анализа, осуществляемого службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, Управление входит в число контрольно-надзорных органов, лидирующих по доле предупреждений от общего числа наказаний.
В 2021 году досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц реализовано в системе ГИС ТОР КНД (государственная информационная система "Типовое облачное решение по осуществлению контрольно-надзорной деятельности").
За 2021 год жалобы на решения и действия должностных лиц Управления посредством системы не поступали.
Основными видами выявленных нарушений являются:
- самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав, - 91,1% от общего количества;
- использование земельного участка не по целевому назначению - 5,1% от общего количества;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, - 3,7% от общего количества;
- использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования лицами, не выполнившими обязанность по его переоформлению, - 0,1% от общего количества.
В 2021 году в результате осуществления государственного земельного надзора нарушителям вынесено штрафов на сумму 2 162,63 тыс. рублей.
Доля взысканных административных штрафов в 2021 году составила 97,9%.
В сравнении с аналогичным показателем 2020 года сумма наложенных Управлением административных штрафов в 2021 году снизилась на 25,5%, а доля предупреждений от общего числа наказаний увеличилась на 8,3%.
Применение риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора до 30.06.2021 было закреплено постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора".
С 01.07.2021 применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора закреплено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
В соответствии с положением определены три категории риска: средний; умеренный; низкий. В планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются лица, земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска. Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании утвержденных положением критериев.
План проверок на 2021 год предусматривал проведение проверок в отношении 8 юридических лиц, из которых 3 юридических лица являются пользователями земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, 5 юридических лиц - пользователи земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" плановые проверки в отношении 3 юридических лиц, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относящихся к субъектам малого предпринимательства, исключены из Плана на 2021 год.
Таблица 1
Информация
о проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ГЗН
N п/п |
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
1 |
Запланировано плановых проверок, всего |
42 |
6 |
7 |
9 |
8 |
1.1 |
Сравнение количества проверок с предыдущим периодом |
-57,1% |
-85,7% |
+16,7% |
+28,6% |
-11,1% |
2 |
Составлено актов о невозможности проведения проверок |
1 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Исключено плановых проверок |
4 |
- |
- |
9 |
3 |
4 |
Проведено плановых проверок |
35 |
6 |
7 |
0 |
5 |
4.1 |
Прекращено в связи с включением в период проведения проверки ЮЛ в реестр субъектов МСП* |
2 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Проведено внеплановых проверок |
86 |
57 |
28 |
6 |
25 |
|
из них: |
|||||
5.1 |
соблюдения земельного законодательства |
4 |
9 |
2 |
0 |
14 |
5.2 |
исполнения предписаний |
82 |
48 |
26 |
6 |
11 |
6 |
Обжаловано постановлений о привлечении к административной ответственности |
4 |
1 |
- |
- |
- |
6.1 |
из них оставлено в силе |
4 |
1 |
- |
- |
- |
7 |
Доля проверяемых ЮЛ и ИП от общего количества ЮЛ и ИП на территории Тюменской области** |
0,02% |
0,004% |
0,004% |
0,00009% |
0,0004% |
8 |
Доля проверенных ЮЛ и ИП от общего объема проверок |
6,03% |
3,4% |
1,4% |
0,004% |
0,02% |
* С 2019 года на направление ГЗН не распространяется в связи с применением риск-ориентированного подхода.
** По состоянию на 31.12.2021 согласно сведениям ФНС на территории Тюменской области осуществляют деятельность 72 603 ЮЛ и ИП (в 2020 г. - 74 421).
При проведении плановых проверок юридических лиц с 28.01.2018 Управлением используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В рамках мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации, направленных на снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, количество плановых проверок, проводимых Управлением, ежегодно сокращается.
При осуществлении земельного надзора Управлением с 2016 года реализована практика проведения административных обследований земельных участков, которые осуществляются без взаимодействия с поднадзорными субъектами (в 2021 году проведено 2 620 административных, выездных обследований, по результатам которых выявлено 611 нарушений земельного законодательства (доля выявленных нарушений - 23,32%).
При рассмотрении обращений и заявлений, в которых отсутствуют достаточные данные, указывающие на нарушение требований земельного законодательства, с 2017 года уполномоченными должностными лицами Управления до 30.06.2021 проводилась предварительная проверка поступившей информации (за первое полугодие 2021 года проведено 398 предварительных проверок, по результатам которых в 224 случаях (56,3%), факты нарушения земельного законодательства не подтвердились). С 01.07.2021 должностными лицами Управления проводится оценка достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (во втором полугодии 2021 года проведено 316 оценок достоверности поступивших сведений, по результатам которых в 86 случаях (27,2%) факты нарушения земельного законодательства не подтвердились).
Доля контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с лицами, за 2021 год составила 79,4%.
Применение элементов риск-ориентированного подхода осуществляется Управлением с 2016 года.
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль
Отдельное внимание Управлением уделяется взаимодействию с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - ОМС).
Взаимодействие до 25.11.2021 регламентировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
С 26.11.2021 взаимодействие регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В целях повышения эффективности взаимодействия в июле 2018 года заключены новые соглашения о взаимодействии при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля между Управлением и ОМС.
В 2021 году в Управление от ОМС поступило на рассмотрение 252 материала. На основании поступивших материалов Управлением возбуждено 42 административных дела, 37 лиц привлечено к административной ответственности. Информация о количестве материалов проверок и актов обследований, поступивших из органов местного самоуправления, а также количестве нарушений, выявленных Управлением на территории муниципальных образований за 2020 и 2021 годы приведена, в таблице 2.
В соответствии с утвержденным графиком проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора
Таблица 2
Информация
о количестве материалов проверок и актов обследований, поступивших из органов местного самоуправления Тюменской области в Управление, и количестве нарушений, выявленных Управлением за 2020 и 2021 годы
N п/п |
Наименование органа местного самоуправления |
2020 г. |
2021 г. |
||||
Материалы проверок, поступившие от ОМС |
Акты обследований, проведенных ОМС |
Количество нарушений, выявленных Управлением |
Материалы проверок, поступившие от ОМС |
Акты обследований, проведенных ОМС |
Количество нарушений, выявленных Управлением |
||
1 |
Администрация г. Тюмени (Департамент земельных отношений и градостроительства) |
1 |
204 |
210 |
2 |
155 |
138 |
2 |
Администрация Тюменского муниципального района |
1 |
56 |
104 |
1 |
56 |
109 |
3 |
Администрация Омутинского муниципального района |
0 |
0 |
32 |
0 |
0 |
41 |
4 |
Администрация г. Тобольска |
0 |
1 |
31 |
0 |
12 |
16 |
5 |
Администрация Сладковского муниципального района |
0 |
0 |
9 |
0 |
2 |
9 |
6 |
Администрация Уватского муниципального района |
0 |
1 |
10 |
0 |
1 |
12 |
7 |
Администрация Ишимского муниципального района |
0 |
0 |
26 |
1 |
0 |
24 |
8 |
Администрация г. Ишима |
0 |
15 |
26 |
0 |
8 |
21 |
9 |
Администрация г. Ялуторовска |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
9 |
10 |
Администрация Ялуторовского муниципального района |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
16 |
11 |
Администрация Вагайского муниципального района |
0 |
1 |
10 |
0 |
0 |
19 |
12 |
Администрация Юргинского муниципального района |
0 |
0 |
30 |
1 |
0 |
47 |
13 |
Администрация Абатского муниципального района |
0 |
0 |
11 |
0 |
0 |
7 |
14 |
Администрация Аромашевского муниципального района |
0 |
0 |
17 |
0 |
0 |
20 |
15 |
Администрация Армизонского муниципального района |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
0 |
16 |
Администрация Бердюжского муниципального района |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
10 |
17 |
Администрация Викуловского муниципального района |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
15 |
18 |
Администрация Голышмановского городского округа |
0 |
0 |
11 |
0 |
0 |
23 |
19 |
Администрация Заводоуковского городского округа |
0 |
0 |
4 |
0 |
4 |
59 |
20 |
Администрация Исетского муниципального района |
0 |
0 |
26 |
0 |
0 |
7 |
21 |
Администрация Казанского муниципального района |
0 |
0 |
26 |
0 |
0 |
50 |
22 |
Администрация Нижнетавдинского муниципального района |
6 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
23 |
Администрация Сорокинского муниципального района |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
24 |
Администрация Тобольского муниципального района |
0 |
6 |
50 |
0 |
10 |
57 |
25 |
Администрация Упоровского муниципального района |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
26 |
Администрация Ярковского муниципального района |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
ИТОГО |
8 |
285 |
662 |
6 |
252 |
728 |
Управлением в августе 2021 года в адрес ОМС направлен анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного земельного надзора.
Взаимодействие с контрольно-надзорными органами
Проведено 15 совместных проверок с органами прокуратуры.
Рассмотрено 18 постановлений о возбуждении административных дел.
По обращениям, поступившим из органов прокуратуры, проведено 20 внеплановых проверок, выявлено 14 нарушений земельного законодательства.
Профилактика нарушений обязательных требований
- информация об осуществлении Управлением государственного земельного надзора представлена представителем Управления на публичных слушаниях по обсуждению правоприменительной практики по соблюдению требований законодательства, проводимых Департаментом недропользования и экологии Тюменской области;
- анкетирование лиц, участвующих в проводимых профилактических мероприятиях и лиц, в отношении которых проводятся проверочные мероприятия;
- консультирование заинтересованных лиц;
- проведение "горячих линий";
- публикации в средствах массовой информации;
- выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Количество профилактических мероприятий, проведенных Управлением в 2021 году, в сравнении с аналогичным показателем 2020 года увеличилось в 2,1 раза.
7. Деятельность в сфере осуществления полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций. Привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности
В течение 2021 года Арбитражным судом Тюменской области рассмотрено 79 заявлений Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
По результатам рассмотрения к арбитражным управляющим судом применены меры:
- в виде штрафа - 25;
- в виде предупреждения - 36;
- в виде дисквалификации - 7 (в 2020 году - 5);
- в виде устного замечания - 11 (освобождены от ответственности).
Доля взысканных с арбитражных управляющих в доход бюджетной системы Российской Федерации административных штрафов составила 100%, что на 5% больше, чем в 2020 году.
Участие в принятии теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих
В 2021 году обучение прошли 33 человека, состоялся экзамен и пересдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Успешно сдали экзамен и получили свидетельства 27 человек.
Исполнение арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате
Особое внимание уделяется вопросам исполнения арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате. Работа осуществляется во взаимодействии с Правительством Тюменской области и прокуратурой Тюменской области.
Управлением в течение 2021 года принято участие в 10 городских и областных комиссиях по вопросу погашения задолженности по заработной плате и в 8 проверках действий арбитражных управляющих, проведенных органами прокуратуры.
Всего в 2021 году задолженность по заработной плате погашена на 8 предприятиях, находившихся на контроле Управления, в сумме 65,7 млн. рублей. Из них на 3 предприятиях полностью - в сумме 57,5 млн. рублей, на 5 частично - в сумме 8,2 млн. рублей.
8. Информирование о деятельности Управления
В рамках обеспечения информационной открытости и доступности осуществляется информирование заявителей посредством размещения публикаций в средствах массовой информации, предоставления интервью для программ регионального телевидения и радио, проведения "прямых телефонных линий". Ведутся постоянные рубрики в региональных печатных изданиях. В информировании принимают участие члены Общественного совета, действующего при Управлении, путем размещения публикаций на сайтах профессиональных сообществ, участия в пресс-конференциях.
Количество размещенных в средствах массовой информации публикаций составило 5 268 материалов. Дополнительно в 2021 году до пяти увеличено количество социальных сетей, в которых осуществляется освещение деятельности Управления - "ВКонтакте", "Одноклассники", "Инстаграм", "Твиттер" и "Фейсбук". Количество публикаций в социальных сетях в 2021 году увеличено на 24% (в 2021 году размещено 962 публикации, в 2020 году - 775).
Продолжает деятельность кабинет консультирования. В 2021 году проконсультировано свыше 62 тысяч обратившихся, что на 8% больше, чем в 2020 году (2021 год - 62 871, 2020 год - 58 231).
В рейтинге территориальных органов Росреестра по реализации информационной политики Управление в 2021 году занимало 4-е место.
В течение года Управление входило в число регионов-лидеров:
- по привлечению журналистов,
- работе с лидерами мнений и экспертами отрасли,
- открытости к общению с гражданами в социальных сетях и активной работе с обращениями граждан,
- информированию аудитории о деятельности ведомства,
- визуальному контенту и охвату территории,
- успешной реализации информационных кампаний.
9. Оценка деятельности Управления
Таблица 3
Показатели
оценки эффективности, результативности и цифровизации деятельности территориальных органов Росреестра
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Итоговая интегральная оценка |
"хорошо" |
"отлично" |
"отлично" |
"отлично" |
"отлично" |
"отлично" |
"отлично" |
Таблица 4
Мониторинг
качества финансового менеджмента территориальных органов Росреестра
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020* |
Место в рейтинге |
5 |
9 |
1 |
7 |
4 |
2 |
Среднее качество финансового менеджмента |
Высокое качество финансового менеджмента |
Таблица 5
Оценка
эффективности и результативности осуществления территориальными органами Росреестра государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020* |
Оценка |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" ** |
Таблица 6
Оценка
эффективности и результативности осуществления территориальными органами Росреестра государственного земельного надзора
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020* |
Оценка |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" |
"хорошо" ** |
Таблица 7
Доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве лиц, обращающихся за государственными услугами, по данным сайта "Ваш контроль", (%)
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Целевое значение показателя |
65 |
70 |
80 |
85 |
85 |
90 |
90 |
90 |
- |
Показатель, достигнутый Управлением |
75,5 |
78,6 |
84,7 |
96,1 |
98,1 |
98,06 |
98,85 |
98,44 |
98,58 |
* За 2021 год итоги не подведены.
** Максимальная оценка в рейтинге.
Опыт формирования Общественного совета при Управлении рассмотрен на заседании Общественной палаты Тюменской области в декабре 2021 года и получил положительную оценку. Председатель Общественной палаты Тюменской области отметил, что практика Общественного совета при Управлении свидетельствует, что Общественный совет является подлинным институтом гражданского общества, обеспечивающим согласование интересов граждан, общественных организаций, объединений и органов власти, и его позиция будет учитываться общественной палатой при регламентировании деятельности региональных советов.
Информация о лучших практиках организации работы по достижению стабильно положительных результатов региона по показателям национального рейтинга в сфере регистрации прав и кадастрового учета представлена руководителем Управления в ходе заседания Совета по экономической политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В.В. Якушеве 11 октября 2021 года.
Результаты деятельности Управления за 2021 год 2 марта 2022 года рассмотрены на итоговом заседании коллегии Управления с участием Губернатора Тюменской области А.В. Моора и главного федерального инспектора по Тюменской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Д.Б. Кузьменко.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 апреля 2022 г. N 264 "Об информации Управления Федеральной службы государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.