Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 15 марта 2021 г. N 294
План
мероприятий ("дорожная карта") по внедрению целевой модели развития профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций в Республике Калмыкия на 2021 - 2024 годы
В плане мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия (далее - план) определены цели, задачи и основные мероприятия по созданию качественной системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия.
План является основой для разработки на региональном и муниципальном уровнях нормативных правовых актов, других организационных и методических, информационных документов в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Целевая категория участников мероприятий плана - обучающиеся с 1-го по 10-й класс общеобразовательных организаций, их родители (законные представители), педагогические коллективы образовательных организаций, социальные партнеры.
Проблемы в сфере профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия
Профориентация выступает как самостоятельная система подготовки обучающихся к выбору профессии, обладающая такими характеристиками, как комплексность, преемственность, многоуровневость, межведомственность, при отсроченности результатов профориентационной деятельности по времени. В связи с этим достижение повышения социально-экономической эффективности профориентационной работы возможно при включении ее в общую систему государственной и региональной кадровой политики. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся должна осуществляться с учетом перспективных направлений профориентации.
Основные цели и задачи плана
Профессиональная ориентация должна стать эффективно действующей системой, основанной на использовании личностно ориентированного, комплексного подходов и способствующей реализации личностного и профессионального потенциалов обучающихся, обеспечению их профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности, являясь при этом частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
подготовить нормативную базу для реализации плана;
обеспечить согласованность действий Министерства образования и науки Республики Калмыкия, муниципальных органов управления образованием в районах и г. Элиста и общеобразовательных организаций по вопросам профориентации обучающихся;
вовлечь специалистов различных ведомств, а также родителей в процесс профессиональной ориентации обучающихся;
осуществление регулярных мониторингов профориентационной направленности;
внедрить современные профориентационные технологии, в том числе профессиональные пробы, информационно-телекоммуникационные технологии, социальные практики и др.;
осуществлять повышение квалификации специалистов, реализующих данный план;
обеспечить научно-методическое, информационное сопровождение реализации плана.
Исполнители плана
1. Министерство образования и науки Республики Калмыкия;
2. Муниципальные органы управления образованием в районах и г. Элиста;
3. Общеобразовательные организации Республики Калмыкия;
4. БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования";
5. Учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия;
6. Учреждения среднего профессионального образования Республики Калмыкия.
Соисполнители плана
1. Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия;
2. Центры занятости Республики Калмыкия;
3. Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия;
4. ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова".
Этапы реализации плана
На первом этапе (2021 г.) планируется выполнение следующих мероприятий: разработка нормативных правовых актов, методических и организационных документов, необходимых для реализации плана; проведение мониторинга профориентационной направленности; разработка и реализация курса повышения квалификации педагогических работников по теме "Организация профориентационной работы с обучающимися и их родителями"; разработка и внедрение модели системы профессиональной ориентации обучающихся; проведение мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
На втором этапе (2022 г.) планируется осуществление следующих мероприятий: реализация модели межведомственной системы профессиональной ориентации обучающихся; вовлечение специалистов различных ведомств, а также родителей обучающихся в процесс их профессиональной ориентации; проведение мониторинга профориентационной направленности; внедрение эффективных методов и программ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; проведение совместных мероприятий педагогов общеобразовательных организаций и специалистов центров занятости населения, работодателей для обучающихся и их родителей; реализация профессиональных проб, социальных практик для обучающихся; проведение семинаров и вебинаров, консультаций для педагогических работников по применению современных профориентационных форм и методов работы с обучающимися, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; повышение квалификации специалистов в сфере профориентации обучающихся; обобщение и тиражирование положительного опыта.
На третьем этапе (2024 г.) планируется выполнение следующих мероприятий: проведение мониторинга профориентационной направленности; вовлечение специалистов различных ведомств, а также родителей обучающихся в процесс их профессиональной ориентации; обеспечение согласованности действий различных региональных органов исполнительной власти и организаций по вопросам профориентации; проведение совместных мероприятий педагогов общеобразовательных организаций и специалистов центров занятости населения, работодателей для обучающихся и их родителей; реализация профессиональных проб, социальных практик и других современных форматов профориентации обучающихся и их родителей; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере профориентации обучающихся; обобщение, подготовка и представление результатов работы по плану, обобщение опыта.
Основные направления и механизмы реализации плана
В развитии системы профессиональной ориентации, имеющей многофакторный характер, особое значение должно уделяться скоординированным действиям ее основных субъектов: общеобразовательных организаций, региональных и муниципальных органов управления образованием, службы занятости населения, органов молодежной и социальной политики, средств массовой информации, общественных объединений, и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональную ориентацию и трудоустройство молодежи. Для решения задач координации деятельности всех субъектов профориентационной работы необходимо использовать в полной мере возможности межведомственного взаимодействия основных заказчиков и участников профориентационного процесса. Реализация направлений плана обеспечивается использованием следующих механизмов:
правовых - разработка нормативного правового обеспечения деятельности системы профориентации обучающихся;
организационно-аналитических - мониторинг состояния профессиональной ориентации обучающихся, разработка системы взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных структур, занимающихся профориентационной деятельностью, в том числе, с использованием механизмов государственного заказа, грантовой поддержки, проектно-программного подхода;
информационных - информационное взаимодействие всех субъектов профориентационной работы, развитие горизонтальных механизмов обмена инновационным опытом (конференции, семинары, специализированные интернет-порталы и др.), формирование позитивного общественного мнения о востребованных рабочих и инженерно-технических профессиях, создание единого информационного пространства профориентационной направленности;
кадрово-методических - методическое и кадровое обеспечение мониторинга профессионального самоопределения, проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников и специалистов центров занятости населения.
Ожидаемые результаты реализации плана Реализация плана позволит консолидировать усилия, направленные на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда региона и укреплению его взаимосвязи с рынком образовательных услуг.
Ожидаемыми результатами реализации плана должны стать: нормативно-правовое, методическое, организационное и информационное сопровождение профориентационной деятельности;
обеспечение доступности и качества профориентационных мероприятий для обучающихся и их родителей;
обеспечение непрерывности и комплексности профориентационной работы, повышение престижа рабочих профессий в общественном сознании и уровня профориентационной культуры населения, в том числе, за счет расширения масштабов и направлений добровольческого движения профориентационной направленности;
внедрение современных технологий профессиональной ориентации и выявление приоритетных направлений подготовки кадров, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность.
Система контроля за выполнением мероприятий плана
Общий контроль за выполнением мероприятий плана осуществляет Министерство образования и науки Республики Калмыкия.
План
мероприятий (дорожная карта) по внедрению целевой модели развития профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций в Республике Калмыкия на 2021 - 2024 годы
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Результат |
Показатель |
Ответственный |
1. Нормативно-правовое обеспечение | |||||
1.1. |
Разработка (корректировка) и утверждение нормативной базы, определяющей работу по профессиональной ориентации обучающихся в системе общего и дополнительного образования: - положение о программе профессиональной ориентации обучающихся; - локальные нормативные акты, определяющие структуру, план, организацию, реализацию данной программы; - программа профориентационной работы в учреждениях общего, дополнительного образования |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия, муниципальные органы управления образованием в районах и г. Элиста, образовательные организации общего и дополнительного образования |
2. Методическое обеспечение | |||||
2.1. |
Организация обучения кадров образовательных организаций, учреждений Республики Калмыкия по вопросам эффективной реализации профориентационной работы с обучающимися |
Ежегодно |
Разработка методических рекомендаций по организации и реализации профориентационной работы с обучающимися в современных условиях |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы |
БУ ДПО РК "КРИПКРО" |
2.2. |
Включение вопросов профориентации обучающихся (не менее 6 часов) в тематику курсов повышения квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе, преподавателей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др. |
Ежегодно |
Разработка методических рекомендаций по организации и реализации профориентационной работы с обучающимися в современных условиях |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы |
БУ ДПО РК "КРИПКРО" |
2.3. |
Разработка механизма реализации практико-ориентированных программ профессиональной ориентации (далее - профессиональные пробы) |
Ежегодно |
Разработка методических рекомендаций по реализации профессиональных проб для обучающихся в сетевой форме и межведомственном формате |
Трансформация программ практико-ориентированных курсов, в том числе предпрофильной подготовки, с учетом новых профессий, востребованных в регионе |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
2.4. |
Проведение межведомственных мероприятий, направленных на обмен передовым опытом профориентационной работы с обучающимися (конференции, семинары, круглые столы и пр.) |
Ежегодно |
Обмен передовым опытом и повышение качества профориентационной работы с обучающимися |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия, муниципальные органы управления образованием в районах и г. Элиста, образовательные организации общего и дополнительного образования |
2.5. |
Формирование методической базы данных рекомендаций для специалистов, педагогов и классных руководителей по планированию профориентационной работы с обучающимися |
Ежегодно |
Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов и специалистов в области профессиональной ориентации обучающихся |
Количество педагогов и специалистов, отмеченных ведомственными наградами за вклад в развитие системы профессиональной ориентации обучающихся |
БУ ДПО РК "КРИПКРО" |
3. Организационное обеспечение | |||||
3.1. |
Координация организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия, муниципальные органы управления образованием в районах и г. Элиста |
3.2. |
Закрепление в каждой образовательной организации специалиста, ответственного за профориентационную работу с обучающимися и взаимодействие с заинтересованными органами и организациями |
2021 г. |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Образовательные организации |
3.3. |
Утверждение общеобразовательными организациями планов профориентационной работы с обучающимися |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Ежегодный прирост организаций с высоким уровнем организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Общеобразовательные организации |
3.4. |
Включение в систему внеурочной деятельности обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий в СПО, КГУ, на предприятия Республики Калмыкия |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Количество обучающихся, принявших участие в профориентационных экскурсиях |
Общеобразовательные организации |
3.5. |
Включение мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся в программы дополнительного образования |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях профориентационной направленности |
Организации дополнительного образования |
3.6. |
Организация работы кабинетов и лабораторий регионального технопарка на базе учреждений дополнительного образования по профессиональной ориентации обучающихся: оформление плана работы регионального технопарка; материально-техническое оснащение лабораторий и кабинетов |
2021 г. |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Количество обучающихся, вовлеченных в деятельность регионального технопарка |
Организации дополнительного образования |
3.7. |
Организация летних профориентационных смен |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Количество обучающихся, посетивших летние профориентационные смены |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
3.8. |
Организация тематических родительских собраний в общеобразовательных организациях по вопросам выбора обучающимися сферы деятельности, профессии, специальности. Информирование родителей о результатах профориентационного тестирования детей |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Охват родительской общественности, принявших участие в тематических родительских собраниях |
Общеобразовательные организации |
3.9. |
Взаимодействие образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования в целях развития системы организации дополнительного образования детей, ориентированной на формирование поддержки инженерно-технического творчества детей и молодежи |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Охват обучающихся, вовлеченных в деятельность по развитию инженерно-технического творчества детей и молодежи |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия, организации общего, дополнительного и профессионального образования |
3.10. |
Работа на базе образовательных организаций кабинетов и лабораторий научно-технической направленности и робототехники |
Ежегодно |
Развитие системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций |
Охват обучающихся, вовлеченных в деятельность по развитию научно-технической направленности и робототехники |
Министерство образования и науки Республики Калмык |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 15 марта 2021 г. N 294 "Об утверждении Плана мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.