Является ли правомерным установленный нормативным (правовым) актом субъекта Российской Федерации порядок привлечения к уплате единого налога на вмененный доход индивидуальных предпринимателей, не состоящих на налоговом учете на территории такого региона, а лишь осуществляющих там свою деятельность?
Согласно ст.20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности является региональным налогом.
Он устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Закон N 148-ФЗ носит рамочный характер, то есть определяет общие принципы и порядок налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.
Конкретный порядок взимания единого налога на вмененный доход на территории того или иного региона определяется (в рамках общеустановленного порядка) законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Кроме того, этим органам предоставлено право определять виды предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного законодательством), результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правом изменять общеустановленные принципы налогообложения региональные законодательные (представительные) органы государственной власти не наделены.
Это право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "и" п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Принимая региональный законодательный акт о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны придерживаться установленных Законом N 148-ФЗ на территории Российской Федерации общих принципов и порядка применения единого налога на вмененный доход.
Одним из основных принципов налогообложения вмененного дохода является установленный ст.10 Закона N 148-ФЗ порядок перехода на уплату единого налога, предусматривающий обязанность налогоплательщиков представлять расчет подлежащих уплате сумм единого налога в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет и, следовательно, там же их уплачивать.
Данный порядок уплаты единого налога обязателен для применения на территориях всех субъектов Российской Федерации и не подлежит изменению региональным законодательством.
Установление региональными законодательными актами о едином налоге на вмененный доход иного порядка уплаты единого налога, в том числе и в каждом месте осуществления деятельности, неправомерно, поскольку такой порядок вступает в противоречие с основными началами законодательства о налогах и сборах, предусмотренными НК РФ (п.4 ст.3), а также с положениями федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход.
И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
1 мая 2002 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1