В октябре 2021 года на Конференции высокого уровня Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по COVID-19 делегации государств-участников выразили единогласную поддержку принятой Декларации по обеспечению восстановления, жизнеспособности и устойчивости авиации после глобальной пандемии COVID-19, обязуясь объединить общие усилия для скорейшего преодоления кризисного спада деятельности авиационного сектора.
Однако уже через четыре месяца, в конце февраля 2022 года, ряд недружественных государств, в том числе США и ЕС, отбросили в сторону общепризнанные акты и принципы международного воздушного права. Ради достижения конкретных политических целей приняты решения, ставящие систему мировых воздушных сообщений, основанную на положениях Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), под угрозу фрагментации и разрушения.
В частности:
закрыто для полетов российских воздушных судов воздушное пространство в пределах территорий указанных иностранных государств;
проведено одностороннее расторжение договоров о лизинге более 700 воздушных судов, арендованных за рубежом российскими эксплуатантами, с одновременным приостановлением для этих судов действия сертификатов летной годности;
21 российская авиакомпания бездоказательно внесена ЕС в "черный список" авиакомпаний, которым запрещен или ограничен доступ на территорию государств-членов ЕС;
Федеральное авиационное управление США безосновательно понизило рейтинг безопасности полетов для авиакомпаний России.
Предпринятые в одностороннем порядке действия явились прямым отступлением этих государств от ключевых принципов и базовых основ Чикагской конвенции, заключающихся в обеспечении полного уважения прав всех государств-членов ИКАО и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.
В этой связи авиационными властями Российской Федерации приняты ответные "зеркальные" меры, связанные с лишением операторов этих стран права на выполнение полётов в Россию и через Россию, в том числе по оптимальным трассам системы транзитных и кроссполярных маршрутов между Европой, США и Юго-Восточной Азией.
Решения властей гражданской авиации Бермуд и Ирландии по девальвации сертификатов летной годности арендованных российскими авиаперевозчиками воздушных судов стали фактическим отказом этих властей от контроля над воздушными судами и ответственности за соблюдение соответствующих положений Чикагской конвенции. При этом каких-либо нарушений со стороны российских эксплуатантов воздушных судов международных или национальных авиационных правил обеспечения безопасности полетов не выявлено.
Следует отметить, что эти решения стали дополнительным стимулом для российских авиакомпаний и перевод регистрации в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации основного флота авиакомпаний Российской Федерации, запланированный на начало 2023 года, осуществлен в более короткие сроки.
Перевод воздушных судов в Госреестр гражданских воздушных судов России осуществляется в строгом соответствии с национальным законодательством и Чикагской конвенцией (статьи 18 "Двойная регистрация", 19 "Национальное законодательство, регулирующее регистрацию" и 21 "Уведомление о регистрации").
При этом государственная регистрация воздушных судов не ограничивается исключительно вопросами летной годности воздушных судов. Она определяет ответственность государства регистрации за соблюдение международных правил полетов и стандартов подготовки авиационного персонала. Указанные правила и стандарты соблюдались и продолжают соблюдаться Российской Федерацией в полной мере и соответствуют, в частности, положениям статьи 21 "Уведомление о регистрации" главы III и положениям статей 29 "Документация, имеющаяся на воздушном судне", 33 "Признание удостоверений и свидетельств" главы V Чикагской конвенции, регулирующих регистрацию воздушных судов и сопутствующие им действия и документирование.
Таким образом, при регистрации воздушных судов в российском реестре исключается снижение уровня безопасности полетов на основе гарантий ответственности государства регистрации, которым теперь является Российская Федерация.
Российские авиационные власти отвергают любую выражаемую от имени иностранных государств озабоченность в отношении безопасности полетов российских воздушных судов и заявляют об отсутствии фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиапредприятий требованиям ИКАО.
Подтверждая приверженность принципам и целям Чикагской конвенции, Федеральное агентство воздушного транспорта заявляет о своей открытости и готовности к вступлению в продуктивный двухсторонний переговорный процесс по устранению сложившейся конфронтации на основе взаимопонимания и уважения прав и обязательств, вытекающих из членства государств в Международной организации гражданской авиации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В октябре 2021 г. на международном уровне было решено объединить усилия для скорейшего преодоления кризисного спада деятельности авиационного сектора из-за пандемии.
Однако уже через четыре месяца - в конце февраля 2022 г. недружественные государства ввели ограничения для российских воздушных судов и эксплуатантов.
Российские авиационные власти приняли ответные "зеркальные" меры. Санкции подтолкнули ускорение перевода регистрации в Госреестр гражданских воздушных судов России основного флота российских авиакомпаний.
При регистрации воздушных судов в российском реестре исключается снижение уровня безопасности полетов на основе гарантий ответственности государства регистрации, которым теперь является Российская Федерация.
Российские авиационные власти отвергают любую озабоченность в отношении безопасности полетов российских воздушных судов и заявляют об отсутствии фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиапредприятий требованиям ИКАО.
Информация Федерального агентства воздушного транспорта от 27 апреля 2022 г. "Заявление Федерального агентства воздушного транспорта"
Текст информации опубликован не был