Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МОНМ РК
22.04.2022 N 675
Положение об инклюзивной смене в организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных законов от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций 3 декабря 2020 года N 2243-Пр от 31.12.2020, распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.05.2017 N 978-р "Об утверждении основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей", Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха детей на 2019 - 2023 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 28.02.2019 N 1814п-П8, Методических рекомендаций по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, утвержденных Первым заместителем Министерства просвещения Российской Федерации Бугаевым А.В. от 08.11.2021 N АБ-45/06вн, Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2018 года N 327н, Закона Республики Крым от 02.06.2015 N 107-ЗРК "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Республики Крым от 02.06.2015 следует читать как "N 107-ЗРК/2015"
1.2. Положение разработано в целях обеспечения доступности услуг по организации отдыха и оздоровления для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ), проживающих на территории Республики Крым, в возрасте от 7 до 17 лет, и направлено на реализацию комплекса мер по обеспечению их организованного отдыха и оздоровления.
1.3. Задачи инклюзивной смены:
- организация условий размещения детей, обеспечения их полноценным питанием;
- социальная интеграция детей-инвалидов, детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;
- создание опыта вне дома, без родителей и родственников, опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми;
- за крепление у детей навыков бытового самообслуживания;
- создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью;
- формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям;
- организация содержательного досуга;
- создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни
- раскрытие потенциальных возможностей и скрытых ресурсов каждого ребенка.
1.4. Настоящее Положение об инклюзивной смене в организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Крым (далее - Положение) определяет порядок и условия проведения профильной смены на базе организаций отдыха детей и их оздоровления в каникулярное время.
2. Организация и содержание деятельности инклюзивной смены
2.1. Учредителем инклюзивной смены является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Министерство), организатором - организация отдыха детей и их оздоровления, координаторами - Управление дополнительного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, отдел социальной защиты несовершеннолетних Управления по защите прав несовершеннолетних Министерства (далее - Организатор, Координаторы).
2.2. Инклюзивная смена организуется для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории Республики Крым на основании приказа Министерства, по результатам проведенных торгов.
2.3. Особенностью проведения инклюзивной смены для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, является организация совместной образовательно-воспитательной деятельности с остальными участниками смены с проведением реабилитационной работы, направленной на адаптацию детей.
2.4. Организаторы инклюзивной смены реализуют программы, ориентированные на приобретение детьми нового социального опыта, расширение круга общения, на овладение необходимыми бытовыми навыками и социально-бытовыми компетенциями, социальными нормами поведения по трем основным направлениям:
- спортивно-интерактивная реабилитация (в рамках смены с детьми работают специалисты по адаптивной физкультуре, проводятся спортивные инклюзивные соревнования, адаптированные для детей с любым уровнем физических возможностей);
- творческая социализация (участники смены выполняют различные творческие задания, которые развивают мышление, креатив, благодаря которым дети становятся увереннее в себе, учатся выступать на сцене открывать в себе новые таланты и возможности);
- профориентация (образовательный компонент в смене направлен на получение новых знаний, навыков и компетенций, которые в дальнейшем дети могут применять в обычной жизни и профессиональной деятельности. Программа инклюзивной смены предусматривает ежедневные мастер-классы).
2.5. Структура инклюзивной смены включает следующие периоды: подготовительный, организационный, основной, итоговый.
2.5.1. Задачи подготовительного периода: информирование родителей участников смены об особенностях проведения инклюзивной смены, получение согласия от родителей на пребывание их детей в лагере.
2.5.2. Задачи организационного периода: развитие навыков пространственной ориентации (знакомство с непривычными бытовыми условиями и адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, детским лагерем, правилами совместного проживания и взаимодействия, проведение экскурсий по территории лагеря) и сенсорной сферы (восприятия), погружение в содержание смены; сплочение временного коллектива, (проведение огоньков, музыкально-игровых мероприятий, бесед на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, а также ролевые игры, которые учат принимать детей такими, какие они есть, вместе с детьми готовятся сюрпризы и вожатский концерт "Мы разные, но мы вместе!").
Организационный период может длиться 5-7 дней и зависит от уровня социализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Может потребоваться корректировка режима дня с учетом увеличенной потребности в отдыхе детей-инвалидов и детей с ОВЗ по сравнению со здоровыми детьми.
2.5.3. Задачи основного периода: реализация программы инклюзивной смены; создание условий для самореализации подростков, обеспечение полноценного участия детей с ОВЗ и инвалидностью в досугово-образовательной деятельности.
Особенности содержания программы профильной смены:
- социальная коммуникация, сочетание индивидуального и коллективного взаимодействия;
- содействие эмоциональному развитию детей;
- практическая направленность (организация мастер-классов, ярмарки талантов, где каждый ребенок сможет попробовать научить других тому, что он любит делать и что у него хорошо получается);
- применение различных форм и видов деятельности;
- использование прикладных и творческих видов деятельности (конструирование, рисование, моделирование, лепка и т.д.);
- постоянная смена видов деятельности;
- организация встреч со взрослыми, состоявшимися людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- просмотр фильмов-участников международного кинофестиваля "Лучезарный ангел" с последующим обсуждением.
Поездки и выездные экскурсии для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (при наличии возможности) является важной частью социализации и содействует познавательному развитию, сенсорной и эмоциональной сферы детей.
2.5.4. Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения (проведение огоньков рефлексии, награждение самых активных и отличившихся детей, обмен контактами (адреса, телефоны) между детьми).
2.6. Программа деятельности инклюзивной смены разрабатывается Организатором и согласовывается с Координаторами.
Программа инклюзивной смены должна предусматривать:
- цели и задачи работы с определенной категорией детей;
- целевую группу (категории) детей-участников данной программы;
- научное обоснование, методику реализации, этапы реализации;
- план-сетку смены с проектом ежедневного плана мероприятий;
- кадровое обеспечение в соответствии с квалификационными требованиями;
- структуру (или модель) управления;
- использование различных ресурсов;
- ожидаемые результаты, социально-экономическую значимость реализации программы;
- данные о руководителе педагогического отряда в период проведения инклюзивной смены с указанием личных контактных телефонов.
2.7. Деятельность инклюзивной смены регламентируется Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка организации отдыха и оздоровления детей, на базе которой проводится инклюзивная смена, Программой инклюзивной смены, Правилами поведения, настоящим Положением.
2.8. Организатор инклюзивной смены представляет в Министерство в срок за 10 дней до начала инклюзивной смены пресс-релиз о проведении инклюзивной смены, в день завершения смены - пост-релиз. По итогам проведения инклюзивной смены Организатор направляет в Министерство отчет (с приложением фото и видеоматериалов) в срок не позднее 10 дней после завершения данной смены на эл. адрес: leto.mon@mail.ru с пометкой в теме "отчет об инклюзивной смене".
2.9. Организатор размещает на своих официальных сайтах и в социальных сетях информацию о проведении инклюзивной смены.
2.10. При выборе форм и методов работы во время проведения инклюзивной смены приоритетной является деятельность, направленная на оздоровление, отдых и развитие ребенка.
3. Порядок отбора детей на инклюзивную смену и комплектования инклюзивной смены
3.1. Отбор детей-инвалидов и детей с ОВЗ на инклюзивную смену осуществляется уполномоченными структурными подразделениями администраций муниципальных образований в Республике Крым в сфере отдыха и оздоровления детей (далее - Структурные подразделения) на основании заявлений родителей (законных представителей), согласно нозологиям, определенным в Паспорте доступности, медицинской лицензии.
Координатор инклюзивной смены осуществляет подбор детей-инвалидов, детей с ОВЗ, являющихся обучающимися государственных общеобразовательных учреждений интернатного типа Республики Крым, согласно нозологиям, определенным в Паспорте доступности, медицинской лицензии.
3.2. В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха в организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 N 327н, направляются несовершеннолетние, не имеющие следующих медицинских противопоказаний для пребывания в них:
- соматические заболевания в острой и подострой стадии, хронические заболевания в стадии обострения, в стадии декомпенсации;
- инфекционные и паразитарные болезни, в том числе с поражением глаз и кожи, инфестации (педикулез, чесотка) - в период до окончания срока изоляции;
- установленный диагноз "бактерионосительство возбудителей кишечных инфекций, дифтерии";
- активный туберкулез любой локализации;
- злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
- эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
- эпилепсия с медикаментозной ремиссией менее 1 года;
- эпилепсия с медикаментозной ремиссией менее 1 года (за исключением образовательных организаций, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием);
- кахексия;
- психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и (или) представляющие опасность для больного и окружающих;
- психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ, а также иные психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и (или) представляющие опасность для больного и окружающих;
- отсутствие профилактических прививок в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемии;
- наличие контакта с инфекционными больными в течение 21 календарного дня перед заездом;
- хронические заболевания, требующие соблюдения назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) (для детских лагерей палаточного типа).
3.3. Несовершеннолетние, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания), направляются в организации, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в организации законными представителями несовершеннолетних.
3.4. Несовершеннолетние нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, направляются в организации, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей несовершеннолетних или иных лиц при наличии доверенности, оформленной в порядке, установленной законодательством Российской Федерации, и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица.
3.5. Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
3.6. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Республики Крым от 02.06.2015 N 107-ЗРК "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым" пребывание вмести с детьми-инвалидами сопровождающих лиц осуществляется за счет средств таких лиц, благотворительной помощи и т.п.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Республики Крым от 02.06.2015 следует читать как "N 107-ЗРК/2015"
3.7. При комплектовании инклюзивной смены родители (законные представители) представляют в Структурное подразделение следующие документы для детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, при отсутствии медицинских противопоказаний и способных к самообслуживанию:
- заявление от одного из родителей (законных представителей);
- копия паспорта одного из родителей (законного представителя);
- копия свидетельства о рождении (паспорта) ребенка;
- копия СНИЛС ребенка;
- копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка;
- согласие на обработку персональных данных ребенка;
- копия справки бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении группы инвалидности, действительной на момент подачи заявления;
- справка о группе здоровья (3,4) ребёнка, выданная медицинской организацией.
3.8. С целью составления программы инклюзивной смены с учетом особенностей состояния здоровья детей-инвалидов детей с ОВЗ - участников инклюзивной смены, к списку рекомендуется заранее на каждого ребенка подготовить дополнительную информацию:
- актуальную фотографию ребенка, соответствующую возрасту (портрет);
- тип инвалидности, нозология;
- интересы и увлечения ребенка.
3.9. Комплектование инклюзивной смены проводится Организатором исходя из поставленных задач, 10% детей-инвалидов, детей с ОВЗ к общему количеству детей в смену.
4. Кадры, условия труда работников
4.1. Подбор кадров для проведения инклюзивной смены осуществляет Организатор.
4.2. Штатное расписание устанавливается руководителем организации отдыха детей и их оздоровления, исходя из целей и задач инклюзивной смены.
4.3. К организации и проведению инклюзивной смены в организациях отдыха детей и их оздоровления рекомендуется привлекать следующие категории специалистов:
- административный персонал;
- технический и сервисный персонал (в том числе оказывающий помощь в обеспечении основных нужд и передвижения по территории детского лагеря);
- медицинские работники, которые смогут обеспечить своевременную помощь детям с учетом особенностей здоровья;
- педагогические работники (воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы (при наличии) педагоги-психологи, инструктора-методисты по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалисты в области коррекционной педагогики);
- вожатые.
4.4. Работники организации отдыха детей и их оздоровления должны соответствовать следующим характеристикам:
- принятие и следование всеми участниками процесса принципов инклюзии;
- направленность внимания и деятельности на ребенка, включающую в себя позитивное отношение к детям-инвалидам и детям с ОВЗ и готовность работать с ними, стратегию взаимодействия с родителями (законными представителями);
- профессиональная компетентность (умения и навыки, необходимые для работы с детьми-инвалидами и детей с ОВЗ);
- поведенческая и интеллектуальная гибкость.
Рекомендуется прохождение всеми педагогическими работниками и вожатыми, задействованными в проведении инклюзивной смены, курсов повышения квалификации или переподготовки по специальным программам, знакомящими их с психофизиологическими особенностями детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
4.5. Руководитель (директор, начальник) организации отдыха детей и их оздоровления:
- обеспечивает общее руководство деятельностью инклюзивной смены, издает приказы и распоряжения, которые регистрируются в специальном журнале;
- разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников инклюзивной смены, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми; составляет график выхода на работу персонала;
- создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной деятельности, занятости детей;
- проводит инструктаж со всеми работниками лагеря по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- несет ответственность за организацию питания детей и финансово-хозяйственную деятельность инклюзивной смены.
4.6. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, психолог, медицинский работник и др. несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
4.7. Оформление сотрудников для проведения инклюзивной смены осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
4.8. К педагогической деятельности в инклюзивной смене допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников, при отсутствии медицинских противопоказаний и судимости.
4.9. К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться студенты образовательных учреждений, готовящих работников общественного питания, не достигшие 18-летнего возраста, на основании договоров.
4.10. При подборе специалистов для проведения инклюзивной смены необходимо обратить внимание на целесообразность формирования психологической службы, способной помочь вожатым и педагогам найти корректный выход из нестандартных ситуаций.
4.11. В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с детьми, повышения их профессионального мастерства во время инклюзивной смены может быть создан педагогический (методический) совет.
5. Порядок финансирования
5.1. Инклюзивная смена проводится за счет средств Бюджета Республики Крым.
5.2. Другими источниками финансирования инклюзивной смены являются внебюджетные средства: средства родителей (законных представителей); добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
5.3. Контроль за использованием бюджетных средств, предусмотренных для Министерства на приобретение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22 апреля 2022 г. N 675 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.