Решение Ленинградского областного суда от 24 января 2022 г. по делу N 3а-23/2022
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г, при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующим в части приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 14 мая 2020 года N 26 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Пениковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области", установил:
14.05.2020 приказом комитета градостроительной политики Ленинградской области N 26 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Пениковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно ст. 16 Правил землепользования и застройки к зонам специального назначения отнесена территориальная зона Сп-1 "зона специального назначения, связанная с захоронениями".
В ст. 33 Правил землепользования и застройки указано, что зона Сп-1 предназначена для размещения, расширения и реконструкций кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Сведения об ограничениях использования земельных участков приведены на карте градостроительного зонирования.
В главе 9 Правил землепользования и застройки приведена карта зон с особыми условиями использования территории, на которой обозначена санитарно-защитная зона для территориальной зоны Сп-1.
15.05.2020 приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 14.05.2020 N 26 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
И.о. прокурора Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) в размере 50 метров для земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в собственности МО "Пениковское сельское поселение" находится земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено действующее кладбище. Согласно проекту СЗЗ для кладбища в д. Лангерево, утвержденному 25.08.2021, установление СЗЗ не требуется. В ЕГРН отсутствуют сведения о СЗЗ в отношении земельного участка. Действующими Правилами землепользования и застройки, в части распространения СЗЗ кладбища д. Лангерево на территории прилегающих к кладбищу земельных участков, нарушаются права собственников земельных участков, которые лишены возможности вести строительство жилых домов.
В письменном отзыве административного ответчика Комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что если решением уполномоченного органа СЗЗ не устанавливалась, то требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Чубукова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение правил землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 16 "Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области" к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Согласно ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что 06.09.2016 администрацией Ломоносовского муниципального района Ленинградской области принято постановление N 1719-р/16 "О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки Пениковского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области".
Постановлением главы Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 14.11.2019 N 8 назначены публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки Пениковского сельского поселения.
Из протоколов публичных слушаний следует, что обсуждение проекта изменений в правила землепользования и застройки проведено во всех населенных пунктах Пениковского сельского поселения.
27.12.2019 составлено заключение о результатах публичных слушаний, которое опубликовано в установленном порядке в средствах массовой информации.
22.04.2020 проект вместе с заключением о соответствии проекта техническим регламентам, нормативам градостроительного проектирования, направлен в комитет градостроительной политики Ленинградской области для утверждения.
Вопросы связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области", Согласно ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (ст. 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены ко 2 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 500 м, кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га отнесены к 3 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 300 м, кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га отнесены к 4 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 100 м, закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к 5 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 50 м.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН.
Судом установлено, что по информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области решений об установлении СЗЗ для промышленных предприятий, расположенных на территории Пениковского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области Управлением не принималось. Заявлений об установлении размеров СЗЗ от правообладателей объектов капитального строительства в Управление не поступало.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению ДД.ММ.ГГГГ на проект СЗЗ для кладбища в д. Лангерево для рассматриваемого объекта установление СЗЗ не требуется.
Из письма главы местной администрации МО "Пениковское сельское поселение" от 16.12.2021 следует, что местная администрация с требованиями прокурора Ленинградской области согласна.
Следовательно, отображение СЗЗ на карте зон с особыми условиями использования территорий произведено с нарушением порядка ее установления в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
При этом отображение в Правилах землепользования и застройки СЗЗ, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 14 мая 2020 года N 26 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Пениковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" в части установления санитарно-защитной зоны в размере 50 метров для земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 24 января 2022 г. по делу N 3а-23/2022
Текст решения опубликован не был