Предоставлено ли право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации при установлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности определять плательщиков указанного налога? Должны ли плательщики единого налога производить уплату сбора за право торговли и налога с продаж? Является ли правомерным привлечение индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации к уплате налогов и сборов, в том числе сбора за право торговли и налога с продаж на территории другого субъекта Российской Федерации, по месту осуществления ими предпринимательской деятельности, где не установлен и не введен в действие единый налог?
В соответствии со ст.72, 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п.1 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сферах, предусмотренных ст.3 Закона N 148-ФЗ.
Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст.3 Закона N 148-ФЗ;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога;
5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Законом N 148-ФЗ не предоставлено право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности определять плательщиков указанного налога.
Относительно уплаты плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности сбора за право торговли и налога с продаж необходимо отметить следующее.
В соответствии с подпунктом "е" п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.
Согласно подпункту "д" п.1, п.3 ст.20 Закона N 2118-1 налог с продаж относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст.19-21 Закона N 2118-1, за исключением налогов и сборов, установленных ст.1 Закона N 148-ФЗ.
При этом в перечень налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков единого налога, установленных ст.1 Закона N 148-ФЗ, сбор за право торговли и налог с продаж не включены.
Таким образом, плательщики единого налога освобождаются от уплаты налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1 (за исключением налогов и сборов, поименованных в ст.1 Закона N 148-ФЗ), в том числе от сбора за право торговли и от налога с продаж, на территории субъекта Российской Федерации, где установлен и введен в действие единый налог на вмененный доход.
Вместе с тем плательщики единого налога освобождаются от внесения платежей в государственные внебюджетные фонды и уплаты налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1, только на территории субъекта Российской Федерации, где установлен и введен в действие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Учитывая вышеизложенное, в случае если плательщик единого налога - индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, где не установлен и не введен в действие единый налог на вмененный доход, он (индивидуальный предприниматель) привлекается к уплате налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1.
При этом требование к индивидуальным предпринимателям, стоящим на учете в налоговом органе по месту жительства, но осуществляющим деятельность в различных населенных пунктах другого субъекта Российской Федерации, дополнительно встать на учет по месту осуществления деятельности не является правомерным.
В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Из этого следует, что постановка на учет налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления деятельности нормами НК РФ не предусмотрена.
Вместе с тем в случае, если индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, имеют на этой территории недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению, они (предприниматели) должны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого недвижимого имущества или транспортного средства.
В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 мая 2002 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1