Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2022 г. N 5.1-01/908
по проекту федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 20 апреля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 марта 2022 года (N 94578-8).
В Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, устанавливающие особенности упрощенного правового регулирования градостроительных, земельных и иных правоотношений, возникающих в связи с реализацией приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с приоритетами и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации.
К объектам инфраструктуры отнесены, в том числе, магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях сокращения их дефицита и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.
Устанавливается, что строительство, реконструкция объектов инфраструктуры должны осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством. Кроме того, не допускается применение упрощенного порядка строительства, реконструкции приоритетных объектов инфраструктуры на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также землях, на которых расположены защитные леса, и землях особо охраняемых природных территорий.
Корреспондирующие изменения вносятся в федеральные законы от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В Федеральном законе от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" устанавливается запрет на осуществление в центральной экологической зоне Байкальской природной территории каких-либо видов деятельности, не относящихся к деятельности, необходимой для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории.
В Градостроительный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщикам для выполнения мероприятий при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Устанавливается запрет на истребование у застройщика сведений и материалов, имеющихся в наличии у федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" вносится изменение, устанавливающее, что в случае отсутствия необходимости по обязательному согласованию местоположения границ земельного участка срок кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, не должен превышать трех рабочих дней.
В Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения, устанавливающие сокращённые сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, а также в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства (до трех рабочих дней по общему правилу и до пяти рабочих дней через многофункциональный центр).
В Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" вносится изменение, предусматривающее, что до определения ограничений использования земельных участков в седьмой подзоне приаэродромной территории санитарно-эпидемиологическое заключение необходимо только в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства, для которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума.
В Жилищный кодекс Российской Федерации вносится изменение, предусматривающее, что региональный оператор в качестве аванса может уплачивать более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом на 2022 год предусматривается особый порядок согласования владельцем автомобильной дороги планируемого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (предназначенных для осуществления дорожной деятельности) в границах придорожных полос автомобильных дорог, в частности, указанное согласование должно осуществляться в срок до семи рабочих дней.
Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать в 2022 году решения, предусматривающие особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку, а также случаи, при которых выдача таких заключений и разрешений не требуется. При условии, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства не оказывают негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, Правительство также вправе предусматривать случаи, при которых не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства и территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В 2022 году до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "д" (федеральная государственная собственность и управление ею) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (природопользование, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры), "к" (административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 5 мая 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.