Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2021 г. по делу N 3а-303/2021
Настоящее решение рассмотрено и частично отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 г. N 66а-337/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Мазурова Н.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Директор" и общества с ограниченной ответственностью "Невский парад" об оспаривании пунктов 1973, 1974 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23 декабря 2019 года издан приказ N 166-п, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (Приложение) (далее - Перечень), указанный приказ опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 25 декабря 2019 года.
В пункте 1973 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включено нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью 1889,5 кв. м, кадастровый номер: N... (далее также - Объект), принадлежащее на праве общей долевой собственности административным истцам по 5/10 долей каждому.
В пункте 1974 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включено нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью 2159,6 кв. м, кадастровый номер: N.., принадлежащее на праве общей долевой собственности административным истцам по 510 долей каждому.
Административные истцы обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия пункты 1973, 1974 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее также - Комитет) от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", поскольку указанные в данных пунктах и принадлежащие административным истцам нежилые здания не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административный иск мотивирован тем, что указанные объекты недвижимости, представляющие собой нежилые здания с наименованием "гостиница", расположены на земельном участке с кадастровым номером N.., площадью 2155 кв. м. с видом разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов".
Вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает однозначно размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В связи с чем, для решения вопроса об отнесении нежилого помещения к объекту налогообложения, в отношении которого в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление вида его фактического использования в юридически значимый период.
Вместе с тем, административным ответчиком не было проведено обследование нежилых зданий, принадлежащих административным истцам, в целях определения их фактического использования.
Таким образом, нежилые здания не относятся к объектам налогообложения, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, поддержал требования административного иска, пояснив также, что в отношении Объекта с кадастровым номером N N... наименование объекта с "общественно-деловой центр" на "гостиница" было изменено уже на момент принятия оспариваемого Перечня в 2019 году; наименование Объекта с кадастровым номером N N... с "общественно-деловой центр" на "гостиница" было изменено в 2020 году, вместе с тем, оба объекта используются как гостиница, а в Объекте с кадастровым номером N N... также расположен ресторан, указанные обстоятельства были учтены Комитетом в 2021 году и в соответствии с актом обследования от "дата" Объекты не были включены в соответствующий Перечень на 2022 год.
Представитель административного ответчика, Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что нежилые здания имеют признаки объектов недвижимого имущества, в отношении которых определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представил отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск удовлетворить частично в части исключения пункта 1973 из Перечня, суд приходит к следующему.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом субъекту Российской Федерации в силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлено право установления особенностей определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменения порядка налогообложения, установленного законом.
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Правительством Санкт-Петербурга 23 марта 2016 года принято постановление N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", пунктами 1 и 2 которого решено создать Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга (далее - Госинспекция по недвижимости) и утвердить Положение о ней (далее - Положение).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N 304 Госинспекция по недвижимости с 3 июля 2017 года переименована в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Подпунктом 3.7 названного Положения установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга является уполномоченным органом по определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие, указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания Перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Объект с кадастровым номером N N.., площадью 1889,5 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве общей долевой собственности административным истцам, имеет назначение "нежилое", наименование "гостиница", при этом наименования "гостиница" отражено в Едином государственном реестре недвижимости "дата" (л.д.10-15, 52-54).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Объект с кадастровым номером N N... площадью 2159,6 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве общей долевой собственности административным истцам, имеет назначение "нежилое", при этом наименование "общественно-деловой центр" было изменено на наименование "гостиница" "дата" (л.д.16-26, 239).
Названные Объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером N.., площадью 2155 +/- 16 кв. м, правообладатель Санкт-Петербург, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов" (л.д.199-202).
Административные истцы пользуются указанным земельным участком на основании договора аренды от "дата" и соглашения от "дата" (л.д.207-220).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 г. и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющим критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом), отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой же статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 23 июня 2015 года N 1259-О, сводится к тому, что указанные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Пунктом 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как указал представитель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании, нежилые здания включены в Перечень исходя из их наименования "Общественно-деловой центр", согласно сведениям, содержавшимся в Едином государственном реестре недвижимости, без проведения обследования, что являлось достаточным основанием в силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ для признания их объектами, предназначенными для использования в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположены нежилые здания, имеет вид разрешенного использования: "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов", наименование Объекта с кадастровым номером N N... на момент принятия оспариваемого Перечня было определено как "гостиница", что исключало включение указанного Объекта в Перечень без фактического обследования только по основанию вида разрешенного использования земельного участка и назначению здания и наименованию "гостиница".
Доводы представителя административного ответчика о том, что указанный Объект на начало 2019 года имел наименование "Общественно-деловой центр", что позволило его включить в Перечень без проведения обследования здания, не могут быть приняты во внимания, учитывая, что на момент принятия Перечня названный Объект имел наименование "гостиница".
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно содержанию кода классификации 55.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 г, включает предоставление мест посетителям для проживания на срок от дня или недели, преимущественно для временного пребывания. Она включает в себя предоставление меблированных гостиничных номеров различных категорий с заправкой постели, сменой постельного белья и ежедневной уборкой. В перечень дополнительных услуг входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.10) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы.
ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания" деятельность гостиниц к самостоятельным услугам общественного питания не относит.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств, опровергающих доводы административного иска об использовании Объекта с кадастровым номером N N... под гостиницу в рассматриваемый период, то есть доказательств, подтверждающих соответствие оспариваемой части нормативного правового акта (пункта 1973 Перечня) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, использование указанного Объекта в целях, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, что на дату утверждения Перечня Объект, включенный в Перечень под номером 1973, использовался для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в части пункта 1973 Перечня, являющегося Приложением к Порядку определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах имеются достаточные правовые основания для удовлетворения требований административного искового заявления в указанной части.
Вместе с тем, в части оспаривания пункта 1974 Перечня, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в указанной части, поскольку и вид разрешенного использования земельного участка (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов), на котором расположено здание и назначение и наименование Объекта с кадастровым номером N N... (Общественно-деловой центр) соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из договоров аренды недвижимости от "дата", от "дата", от "дата" и дополнительных соглашений от "дата" и от "дата" (л.д.65-78, 90-97) также следует, что нежилое здание с кадастровым номером N... в рассматриваемый период разрешалось собственниками использовать арендатору ООО "Багратион" для размещение гостиницы, предприятия общественного питания, магазина, осуществляющего торговлю сувенирами, то есть в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и назначением и наименованием объекта, при этом размер помещения, переданного под ресторан, составил 438,3 кв. м, что составляет более 20% от общей площади здания размером 2159,61 кв. м.
Поскольку данный Объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень по назначению и наименованию нежилого здания, а также по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости на дату принятия оспариваемого Перечня, то доводы административного иска о том, что не проверено фактическое использование указанного объекта недвижимости правового значения в рассматриваемом случае не имеют.
При таком положении в удовлетворении требования о признании недействующим со дня принятия пункта 1974 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" следует отказать.
В связи с удовлетворением административного иска в части, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы.
При подаче административного иска административными истцами уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей.
С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2250 руб. в равных долях.
Руководствуясь статьями 177-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Директор" и общества с ограниченной ответственностью "Невский парад" об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1973 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО "Директор" и ОО "Невский парад" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2250 (две тысячи двести пятьдесят) рублей в равных долях.
В остальной части иска о признании недействующим пункта 1974 Приложения к Приказу от 23 декабря 2019 года N 166-п - отказать.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2021 г. по делу N 3а-303/2021
Текст решения опубликован не был