Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
утверждено
постановлением администрации
Черемховского районного
муниципального образования
от 09.12.2021 N 593-п
Положение
о порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Черемховского районного муниципального образования
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет структуру, задачи и порядок организации оповещения и информирования населения Черемховского районного муниципального образования (далее - население) и органов, осуществляющих управление звеном территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Черемховского районного муниципального образования (далее - звено ТП РСЧС), об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Система оповещения и информирования населения является составной частью системы управления звена ТП РСЧС, формирований гражданской обороны и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам звена ТП РСЧС, силам гражданской обороны и населению.
II. Структура и задачи системы оповещения и информирования
3. Система оповещения и информирования на территории Черемховского районного муниципального образования включает в себя:
1) элементы региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО) населения;
2) элементы комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), включающей комплекс программно-технических средств оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов в зонах экстренного оповещения населения;
3) местные системы оповещения и информирования населения;
4) средства массовой информации;
5) транспортные средства, оборудованные громкоговорящей связью;
6) доведение информации до населения при проведении собраний, сходов, встреч.
4. Основными задачами системы оповещения являются доведение сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера, о правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите до:
1) руководящего состава гражданской обороны Черемховского районного муниципального образования, членов комиссий, сил и средств звена ТП РСЧС и спасательных служб;
2) муниципального казённого учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Черемховского района" и объектов жизнеобеспечения;
3) населения, проживающего на территории Черемховского районного муниципального образования.
III. Порядок задействования системы оповещения
5. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается соответственно:
Мэром Черемховского района либо лицом, исполняющим его обязанности;
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
7. Задействование систем оповещения населения осуществляют:
- муниципальной системы оповещения - дежурная смена (оперативный дежурный) ЕДДС Черемховского района;
- локальной системой оповещения - дежурно диспетчерская служба организаций.
8. Информирование населения по сети Интернет производится путем размещения на официальном сайте администрации Черемховского района информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также информации по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9. Оповещение и информирование населения при отсутствии иных возможностей производится посредством мобильных (ручных) громкоговорителей, доведением информации до должностных и привлекаемых к оповещению лиц по телефонной сети связи общего пользования, подворового обхода, размещением информации в сети Интернет, социальных сетей и другими способами.
10. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориального звена РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основным режимом функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный режим.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Получение и доведение сигналов:
- оперативный дежурный ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до мэра Черемховского района, глав городского и сельских поселений, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации;
- главы поселений доводят сигналы оповещения или экстренную информацию до населения посредством включения электро сирен, если не сработали или отсутствует автоматическое сопряжение оконечных устройств с аппаратурой П166-М, проводят подворовые обходы;
- руководителям организаций доводят сигналы и или# экстренное информацию до сотрудников (работников) самостоятельно;
12. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренной информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориального звена РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления территориального звена РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
13. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, сети связи операторов связи;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
14. Рассмотрение вопроса об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Черемховского района.
15. Администрация Черемховского района, главы городского и сельских поселений и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления территориального звена РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
16. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
IV. Сигналы оповещения
17. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами ТП РСЧС, формированиями ГО и населением.
18. Для оповещения населения устанавливаются следующие сигналы:
1) "Внимание всем!" - подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или химического, а также бактериологического заражения непрерывным включением электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации.
Сигнал "Внимание Всем!" означает необходимость включения населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы радио- и телевизионных приемников для прослушивания экстренных сообщений.
2) "Воздушная тревога!" - подается с возникновением непосредственной угрозы нападения противника прерывистым включением электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств для оповещения населения о воздушном нападении и сопровождается по средствам, радио- и телевизионного вещания фразой: "Воздушная тревога!".
Сигнал "Воздушная тревога!" означает необходимость укрыться населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы в ближайшем защитном сооружении.
3) "Отбой воздушной тревоги!" - подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для укрываемых, прерывистым включением электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств для оповещения населения и сопровождается по средствам радио- и телевизионного вещания фразой: "Отбой воздушной тревоги!".
Сигнал "Отбой воздушной тревоги!" означает необходимость вернуться населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы из укрытий к местам работы или проживания.
4) "Химическая тревога!" - подается при угрозе или обнаружении химического, а также бактериологического заражения. Для подачи сигнала используются все местные технические средства связи и оповещения.
Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов.
Сигнал "Химическая тревога!" означает необходимость действовать согласно указаниям соответствующего органа, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
5) "Радиационная опасность!" - подается при непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении.
Сигнал "Радиационная опасность!" означает необходимость населению надеть респиратор или противогаз, а при их отсутствии - ватно-марлевую повязку и укрыться в защитном сооружении или другом приспособленном месте.
Передача сигнала оповещения "Радиационная опасность" осуществляется только через орган управления, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории от ЧС. Данный сигнал может быть получен от вышестоящего органа, повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
19. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба Черемховского района":
- организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных ЕДДС по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время;
- планирует и организует совместно с организациями связи и радиовещания проверки аппаратуры оповещения;
- разрабатывает план-графики технических проверок и технического обслуживания;
- разрабатывает порядок взаимодействия дежурных служб при передаче сигналов оповещения и информации;
- совместно с администрациями городского и сельских поселений модернизирует и совершенствует систему оповещения в населенных пунктах Черемховского района.
V. Порядок оповещения населения и информирования руководящего состава, органов, осуществляющих управление силами ТПРС ЧС и ГО
20. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера осуществляется:
- оперативный дежурный ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до мэра Черемховского района, глав городского и сельских поселений, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации;
- главы поселений доводят сигналы оповещения или экстренную информацию до населения посредством включения электро сирен, если не сработали или отсутствует автоматическое сопряжение оконечных устройств с аппаратурой П166-М, проводят подворовые обходы;
- руководители организаций доводят сигналы и или# экстренное информацию до сотрудников (работников) самостоятельно.
VI. Порядок финансирования системы оповещения и информирования
21. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производится:
- на уровне района - за счет средств бюджета Черемховского районного муниципального образования;
- на уровне поселений - за счет средств бюджетов муниципальных образований городского и сельских поселений;
- на объектовом уровне - за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.