Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 22 апреля 2022 г. N 225-п
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за 2021 год
Введение
Настоящий доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за 2021 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение о ФГК(Н) в сфере образования).
В Докладе отражена деятельность Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) по обобщению результатов правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за 2021 год.
Целью обобщения и анализа, а также публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства является предупреждение и профилактика нарушений обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательная организация).
Задачами обобщения и анализа, публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и должностными лицами Министерства обязательных требований, законодательства Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.
В качестве источников формирования Доклада использованы:
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий;
- случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
- результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- результаты судебной практики;
- разъяснения, даваемые контролирующими органами, органами прокуратуры, иными государственными органами по вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- результаты аналитической работы;
- иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований.
Сведения, содержащиеся в Докладе, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" по адресу: http://minobr.rkomi.ru.
Нормативно-правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2016 г. N 520 "О Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми" реализация переданных Российской Федерацией полномочий Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Коми, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", возложена на Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Осуществляет реализацию данных полномочий Управление по надзору и контролю в сфере образования - структурное подразделение Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Управление, Министерство).
В первом полугодии 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерство руководствовалось Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования с 1 июля 2021 г. осуществляется Министерством в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГК(Н) в сфере образования.
Для обеспечения исполнения переданных Российской Федерацией полномочий Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в Республике Коми приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Республики Коми "Об образовании" от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ;
- Указ Главы Республики Коми от 6 октября 2008 г. N 96 "Об органе исполнительной власти Республики Коми в сфере образования";
- постановление Правительства Республики Коми от 1 ноября 2016 г. N 520 "О Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми".
Министерством для обеспечения исполнения переданных Российской Федерацией полномочий Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования приняты:
- Положение об Управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 1 июля 2021 г. (предыдущая редакция от 25 февраля 2020 г.);
- приказ Министерства от 19 октября 2021 г. N 440-у "Об утверждении должностных лиц Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере образования";
- приказ Министерства от 6 июля 2021 г. N 476 "Об утверждении рекомендуемой формы уведомления об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований".
Проведение федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2021 году
Объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Коми.
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Коми по состоянию на начало отчетного периода составило 935 (2020 г. - 960), по состоянию на 31 декабря 2021 года - 940.
При осуществлении Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования применяется единый механизм организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов контроля.
В 2021 году в отношении образовательных организаций проведено 208 проверок, в том числе плановых - 174, внеплановых - 34.
Плановые проверки образовательных организаций проведены в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденным приказом Министерства от 20 октября 2020 г. N 638.
В первом полугодии проведены 144 плановые проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С 1 июля 2021 г. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о ФГК(Н) в сфере образования.
В план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год внесены соответствующие изменения в части наименования вида контроля и сроков проведения проверок.
Во втором полугодии 2021 г. проведены 30 плановых проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГК(Н) в сфере образования вместо 96 запланированных проверок.
Снижение количества плановых контрольных (надзорных) мероприятий обусловлено следующим объективным причинам.
В силу статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ плановые мероприятия по контролю проводятся с применением риск-ориентированного подхода и в отношении объектов контроля, отнесенных к низкой категории риска, не осуществляются.
Во втором полугодии 2021 г. Министерством проведено категорирование объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, вследствие чего из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год по согласованию с Прокуратурой Республики Коми исключены 65 юридических лиц, отнесенных к низкой категории риска и средней категории риска, которые не могут быть проверены в 2021 году с учетом периодичности проверок, и 1 юридическое лицо в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Информация о внесенных изменениях в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год регулярно размещалась на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Все проведенные в отчетном периоде 174 плановые проверки являются выездными и проведены по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. Положением о ФГК(Н) в сфере образования, допускается проведение выездных проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. В отчетном периоде выездные проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия Министерством не проводились.
В 2021 году наибольшее количество плановых и внеплановых проверок приходилось на общеобразовательные организации. В отношении общеобразовательных организаций проведено 79 проверок (38% от общего количества проверок), в отношении дошкольных образовательных организаций - 55 проверок (26% от общего количества проверок), в отношении профессиональных образовательных организаций - 27 проверок (13%) от общего количества проверок), в отношении организаций дополнительного образования - 19 проверок (9%> от общего количества проверок), в отношении организаций дополнительного профессионального образования - 3 проверки (1% от общего количества проверок), в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1 проверка (1% от общего количества проверок), в отношении организаций, осуществляющих социальное обслуживание - 2 проверки (1% от общего количества проверок), в отношении иных юридических лиц - 22 проверки (11% от общего количества проверок).
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, Министерством в отчетном периоде не проводились.
В 2021 году к плановым мероприятиям по контролю (надзору) привлечено 89 экспертов. Эксперты привлечены к проведению 95 из 174 проведенных плановых проверок образовательных организаций, что составляет 55%.
Выполнение плана проведения проверок в 2021 году составило 100% (2020 год - 100%)), с учетом исключения из плана 66 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (2020 год - 162 проверок) но следующим основаниям:
- прекращение действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по заявлению юридических лиц, прекращение деятельности организации ввиду ее ликвидации - 1 проверка;
- принятие решения об отнесении деятельности юридических лиц к определенной категории риска - 65 проверок.
Все внеплановые проверки (34 проверки или 100% от общего количества внеплановых проверок, проведенных в 2021 году) проведены в отчетном периоде в рамках контроля за исполнением предписания, выданного по результатам проведенной ранее проверки.
По окончании проведения плановых и внеплановых проверок Министерством составлены акты, в которых указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Оформление акта произведено по итогам всех выездных плановых проверок (174) на месте проведения проверки в день окончания проверки. С 1 июля 2021 года к актам прилагаются протоколы осмотра.
Акты по итогам всех внеплановых проверок (34) составлены по месту нахождения Министерства в день окончания проведения документарной проверки и направлены проверяемым лицам в установленном порядке.
Возражения в отношении актов проверок от контролируемых лиц в 2021 году не поступали.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Министерством в 2021 году внесены сведения о проведении проверок, их результатах и принятых мерах в следующие информационные системы:
1) федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок";
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
3) информационная система, обеспечивающая автоматизацию контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (ИСАКНДПП).
Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия, вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Министерство не поступали.
Типичные нарушения, выявленные в 2021 году
По результатам 129 плановых проверок выявлено 660 нарушений обязательных требований. Наиболее распространенными нарушениями являются:
1. Нарушения при выполнении функций, отнесенных к компетенции образовательных организаций:
- образовательными организациями не обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования (пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании);
- образовательными организациями не разработана и не утверждена по согласованию с учредителем программа развития (пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании);
- образовательными организациями не осуществляется контроль за полнотой реализации образовательной программы (пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона об образовании).
2. Нарушения при ведении официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет":
- официальный сайт разработан без учета требований пункта 3 требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 (часть 2 статьи 29 Федерального закона об образовании);
- документы, самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательной организацией, размещенные на официальном сайте, не соответствуют требованиям, определяемым пунктами 5 и 6 "г" требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 (часть 3 статьи 29 Федерального закона об образовании).
3. Нарушения при организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам:
- структура и содержание основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования не соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (часть 7 статьи 12 Федерального закона об образовании);
- образовательной организацией не разработаны и не утверждены рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы (статья 12.1 Федерального закона об образовании).
4. Нарушения при организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
в образовательной организации отсутствуют адаптированные образовательные программы, определяющие содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (часть 1 статьи 79 Федерального закона об образовании);
- в образовательной организации не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 2 статьи 79 Федерального закона об образовании).
5. Нарушения при проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности:
- образовательными организациями нарушается срок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, установленный графиком проведения аттестации педагогических работников (часть 4 статьи 49 Федерального закона об образовании);
- образовательными организациями нарушается срок ознакомления педагогического работника, подлежащего аттестации, с представлением (часть 4 статьи 49 Федерального закона об образовании);
- содержание представления разработано без учета требований Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 (часть 4 статьи 49 Федерального закона об образовании).
Действия Министерства по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
По результатам 129 плановых проверок (74% от всех плановых проверок) образовательным организациям выданы предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 2 протокола об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Все внеплановые проверки образовательных организаций (34 проверки или 100% от общего количества внеплановых проверок, проведенных в 2021 году) проведены в отчетном периоде в рамках контроля за исполнением предписания, выданного по результатам проведенной ранее проверки.
По итогам рассмотрения уведомлений об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований 85 образовательным организациям направлены уведомления об исполнении выданного предписания (100%) образовательных организаций, отчеты (уведомления) которых были рассмотрены).
Факты неисполнения предписания образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в 2021 году не зафиксированы.
Руководствуясь статьей 28.1 КоАП РФ, которая предусматривает возбуждение дела об административном правонарушении при ряде обстоятельств, должностными лицами Управления в 2021 году составлено 2 протокола об административных правонарушениях (2020 год - 11 протоколов).
Правонарушение выразились в осуществлении образовательными организациями образовательной деятельности с нарушениями лицензионных требований (нарушение пункта 7 "д" Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490):
у образовательной организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Основной причиной административных правонарушений является неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностными лицами образовательных организаций, низкий уровень организационного контроля со стороны должностных лиц образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры должностных лиц образовательных организаций.
По решению судов в 2021 году привлечены к административной ответственности 2 юридических лица (2020 г. - 1).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, составленных по итогам проверок в 2021 году, судами наложено 2 административных наказания в виде предупреждения (в 2020 году административные наказания в виде предупреждения судами не налагались). Наказания в виде административного штрафа в 2021 г. не налагались (в 2020 году наложено 2 административных наказания в виде административного штрафа после рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных в 2019 году). В 2021 году рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, составленных в 2020 году, не осуществлялось. Неоплаченные административные штрафы в 2021 году отсутствуют.
Наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица в 2021 г., как и в 2020 г., не налагались.
В 2021 году отсутствовали случаи обжалования решений судов первой инстанции лицами, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, признанных виновными.
Должностными лицами Управления ведется анализ судебной практики, толкования правовых норм судами.
Сведения о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования
В 2021 году в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2021 год, утвержденной приказом Министерства от 18 декабря 2020 г. N 767, Министерством реализованы мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, по следующим направлениям:
1. Размещение на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (http://minobr.rkomi.) размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации 21.09.2021.
2. Информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования.
Вопросы соблюдения обязательных требований в сфере образования, предупреждения нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования освещены в рамках совещаний, семинаров, конференций. Количество участников мероприятий составило от 20 до 70 человек.
Должностными лицами Министерства освещены вопросы соблюдения обязательных требований в сфере образования в рамках телепередач "Вести Коми", "Детали дня", участия в "горячих линиях" Общественной приемной Главы Республики Коми, Общественного совета Министерства по вопросам приемной кампании в первый класс в 2021 году, организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В 2021 году проведено 196 консультаций для руководителей и заместителей руководителей юридических лиц по вопросам федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования до начала проведения контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, проведены индивидуальные консультации экспертов, привлекаемых к контрольно-надзорным мероприятиям (89 консультаций).
Разъяснительная работа по вопросам процедур контроля организована в рамках профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ:
профилактические визиты проведены в отношении 11 образовательных организаций;
- консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, проведено для 10 образовательных организаций.
В целях разъяснения содержания новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства:
подготовлены и размещены на официальном сайте Министерства обзоры содержания новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и нормативных правовых актов, регламентирующих внесение изменений в действующие нормативные правовые акты (ежеквартально);
- подготовлены и направлены в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, инструктивно-методические, информационно-аналитические письма (17);
организована работа линии информационного сопровождения по вопросам приемной кампании в первый класс, организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях республики.
Должностными лицами Министерства принято участие в совещаниях ("круглых столах") по итогам реализации программ повышения квалификации педагогических работников, руководящих работников по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
По итогам реализации программы повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных организаций проведен "Круглый стол" по вопросам нормативно-правового регулирования, обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
Для обеспечения информационной открытости по вопросам контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" создан специальный раздел "Управление по надзору и контролю в сфере образования", где размещены актуальные документы по основным направлениям деятельности Управления. В данном разделе с определенной периодичностью размещаются следующие информационные документы и материалы по вопросам федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
- планы проведения проверок (ежегодно);
- графики проверок (ежемесячно);
результаты проведенных проверок, информация о принятых мерах по устранению (недопущению) нарушений законодательства и типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявляемых в ходе проведения проверок (ежемесяч
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 22 апреля 2022 г. N 225-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.