Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МР "Печора"
от 12.04.2022 г. N 571/1
Технологическая карта
по работе с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленная на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах
Введение
Технологическая карта по работе с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленная на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах (далее соответственно - Технологическая карта, восстановление в родительских правах) разработана для использования в работе специалистами, работающими с семьями и детьми и занимающимися проблемой профилактики социального сиротства.
Технологическая карта представляет собой примерный алгоритм мероприятий по реинтеграции ребенка в кровную семью. Проведение таких мероприятий соответствует положениям Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), предусматривающих приоритетность воспитания ребенка в кровной семье и возможность восстановления прав родителей.
Примерный алгоритм мероприятий также предполагает использование при организации работы, например, в случаях оставления родителями своего ребенка в родильном доме (отделении) либо иной медицинской организации. Образовательной организации, организации социального обслуживания или аналогичной организации, в случаях отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право родителей и детей жить одной семьей, право ребенка на воспитание родителями защищается государством (статья 38 Конституции Российской Федерации, статьи 54.68 СК РФ). Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".
Лишение родительских прав - процесс, который напрямую затрагивает интересы как ребенка, так и его родителей. Для большинства родителей решение о лишении родительских прав навсегда разрывает отношения с детьми. При твердом намерении вернуть ребенка родителям необходима помощь специалистов.
Процедура восстановления родительских прав не менее сложный процесс. Действующее законодательство предусматривает возможность восстановления в родительских правах и отмену ограничений родительских прав в случаях, когда родители изменили поведение. Образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах, отмена ограничений родительских прав осуществляется в судебном порядке по заявлению родителей (статьи 72 и 76 СК РФ).
При этом суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска. Если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам, а восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Рекомендации по организации работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах
Организация работы с родителями, лишенными родительских прав либо ограниченными в родительских правах, имеющих намерение восстановить свои родительские права, представляет комплексное сопровождение процесса восстановления родительских прав и осуществляется на основе принципов:
добровольности;
межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов и учреждений;
распределения ответственности между органами и учреждениями; индивидуального подхода к оказанию помощи;
конфиденциальности информации;
использования эффективных технологий и методик работы с детьми, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, проживающими совместно с ними.
Организовать работу по комплексному сопровождению процесса восстановления родительских прав могут орган или учреждение независимо от организационно-правовой формы, имеющие опыт работы по таким направлениям, как:
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
- профилактика безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, жестокого обращения с несовершеннолетними гражданами;
- оказание несовершеннолетним гражданам, в том числе оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, в семьи которых переданы такие несовершеннолетние граждане, услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
- подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
- содействие семейному устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участие в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
- оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
К проведению комплексного сопровождения процесса по восстановлению родительских прав могут быть привлечены специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, специалисты в области воспитания, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, семейные и детские психологи, психотерапевты, дефектологи, наркологи, юристы и другие специалисты.
При осуществлении такого сопровождения могут быть использованы следующие методы: методы, основанные на наблюдении, интервьюирование, опросные методы, изучение документации, психодиагностические методы, которые позволяют изучить и оценить уровень социально-психологической готовности родителей к изменению образа жизни и своего поведения, реинтеграции ребенка в семью, уровень ресурсности семьи и ее окружения, а также мнение ребенка о возвращении в кровную семью.
Проведение обследования по месту жительства родителей в целях изучения и оценки психологического климата семьи, моделей взаимодействия между членами семьи, наличия/отсутствия нарушений в поведении членов семьи, родительских компетенций является неотъемлемой частью сопровождения.
Организацию деятельности по комплексному сопровождению процесса восстановления родительских прав предлагается осуществлять поэтапно:
первый этап - диагностический, до реализации мероприятий по восстановлению родительских прав, в целях оценки потенциальных возможностей родителей на восстановление родительских прав и создания условий для возвращения ребенка, выявления мотивации родителей к возвращению ребенка или причин нежелания этого, формирования совместно с родителями плана мероприятий по восстановлению родительских прав и возвращению ребенка;
второй этап - реализация плана мероприятий по восстановлению родительских прав в целях создания поддерживающей среды для восстановления родительских прав и создания условий для возвращения ребенка;
третий этап - мониторинг эффективности реализации плана мероприятий по восстановлению родительских прав в целях оценки позитивной динамики, отражающей изменения поведения родителей, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка, отношения ребенка к родителям, корректировки мероприятий плана по восстановлению родительских прав;
четвертый этап - правовое сопровождение родителей при подготовке к рассмотрению судом спора о восстановлении родительских прав, отмене ограничения в родительских правах и возвращению ребенка, а также социально-психологическое сопровождение родителей в суде при необходимости;
пятый этап - организация сопровождения семьи после возращения ребенка.
Критериями социально-психологической готовности родителей к восстановлению родительских прав целесообразно считать:
- осознание родителями оснований лишения/ограничения родительских прав;
- осознание отношения к ребенку, находящемуся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в семье опекуна (попечителя), приемного родителя;
- осознание родителями своих целей в восстановлении родительских прав;
- наличие у родителей мотивации к изменениям, понимания, что жизнь может быть лучшей или другой, видения будущего и возможностей своей семьи;
- открытость или готовность к переменам;
- открытость по отношению к специалисту и способность к доверию; открытость и способность участвовать в отношениях с ребенком, потребность в них;
- адекватная оценка имеющихся условий для восстановления родительских прав;
- понимание наиболее вероятных способов достижения своих целей, связанных с восстановлением семьи и воспитанием ребенка;
- осознание своих возможностей мобилизации внутренних и внешних ресурсов;
- активность участия в реализации плана мероприятий по восстановлению родительских прав, решении проблем, связанных с восстановлением родительских прав, реинтеграцией детей в семью и их воспитанием.
Для повышения уровня информированности родителей, имеющих намерение восстановить родительские права, рекомендуется обеспечивать размещение соответствующей информации на официальном Интернет-сайте Управления образования муниципального района "Печора" Республики Коми.
Технологическая карта
по работе с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленная на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах
Этап |
Наименование мероприятий |
Содержание мероприятий |
Ответственные Исполнители |
1 этап |
Диагностика ситуации |
Оценка потенциальных возможностей родителей на восстановление в родительских правах и создания условий для возвращения ребенка в семью |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
1.1 |
Комплексная диагностика личностных и средовых потребностей |
Сбор информации о родителях и близких родственниках ребенка (составление "социального паспорта семьи"); |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" (далее - учреждение); Все субъекты системы профилактики (предоставляют учреждению имеющуюся информацию о семье) |
Установление контакта с родителями, близкими родственниками ребенка, а также иными членами семьи | |||
1.2 |
Обработка результатов комплексной диагностики и их оценка |
Оценка степени готовности родителей к восстановлению контактов с ребенком и детско-родительских отношений; |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры": - отделение социальной помощи семье и детям; - отделение социальной реабилитации несовершеннолетних (по согласованию) |
Оценка степени готовности ребенка к восстановлению контактов с родителями и их детско-родительских отношений; | |||
Сотрудничество с близкими родственниками ребенка, членами семьи родителей, установление правил взаимодействия с законными представителями ребенка, с ребенком, достигшим 10-ти лет | |||
1.3 |
Заключение неформальных соглашений о сотрудничестве |
Назначение куратора для организации и управления сопровождением; |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
Формирование междисциплинарной команды сопровождения процесса восстановления прав родителей; | |||
Формирование плана мероприятий по восстановлению в родительских правах с участием родителей; (индивидуальная программа включает в себе комплекс конкретных мероприятий, направленных на решение проблем по восстановлению правах, сроки реализации, исполнителей со стороны организаций для детей-сирот/учреждения социального обслуживания и иных субъектов системы профилактики, с родителями); | |||
Соотнесение индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, с планом мероприятий по восстановлению в родительских правах | |||
2 этап |
Реализация мероприятий по восстановлению родительских прав |
Создание поддерживающей среды для восстановления родителей в родительских правах и создания условий для возвращения ребенка |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
2.1 |
Консультативная помощь |
Сопровождение семьи в решении вопросов, связанных с погашением задолженности по алиментам, реструктуризацией задолженности по оплате коммунальных платежей, предоставление социальных услуг |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
Правовое консультирование родителей по вопросу восстановления в родительских правах | |||
Содействие в поиске подходящей работы, регистрации на учет безработных граждан, получение услуг по вопросу трудоустройства | |||
2.2 |
Организация и проведение сетевых встреч |
Процесс взаимодействия заинтересованных специалистов с ребенком, в целях создания условий для подготовки к контакту с родителями, близкими, членами семьи родителей; |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
Процесс взаимодействия заинтересованных специалистов с родителями, членами семьи родителей в целях создания условий для подготовки к контракту с ребенком | |||
2.3 |
Медиация |
Подключение служб семейной медиации с целью выявление и урегулирование причин конфликта между родителями и ребенком |
Управление образования муниципального района "Печора"; |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" (по согласованию) | |||
2.4 |
Установление и развитие контактов родителей с ребенком |
Подготовка родителей и ребенка к возвращению в семью. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" (по согласованию) |
3 этап |
Мониторинг эффективности реализации мероприятий по восстановлению родительских прав. |
Оценка позитивной динамики, отражающей изменения в поведении родителей, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка, отношения ребенка к родителям, корректировка мероприятий плана по восстановлению родительских прав |
Все субъекты системы профилактики (в пределах своей компетенции) |
4 этап |
Рассмотрение судом спора о восстановлении родительских прав и о возвращении ребенка. |
Оказание содействия родителям ребенка в подготовке иска о восстановлении родительских прав и о возвращении ребенка, сборе подтверждающих документов, разъяснение порядка направления искового заявления в суд, социально-психологическое сопровождение родителей, ребенка и его законного представителя при рассмотрении судом спора. |
Все субъекты системы профилактики МР "Печора" (по согласованию) |
5 этап |
Организация сопровождения семьи после возвращения ребенка родителям. |
Кризисный и экстренный уровень сопровождения, удовлетворение изменяющихся потребностей семьи, профилактика кризисных ситуаций, разрешение семейного кризиса. |
Все субъекты системы профилактики МР "Печора" (в пределах своей компетенции). |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Печора" Республики Коми от 12 апреля 2022 г. N 571/1 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.