Введение
Настоящий Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 12, пунктом 2 статьи 13 Закона Пермского края от 05.08.2007 N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае" (далее - Закон).
В статье 12 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. N 77-ПК отсутствует пункт 4
Кроме этого, статья 11 Закона в качестве одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Пермском крае предусматривает содействие органам государственной власти и иным государственным органам в создании условий для развития институтов гражданского общества.
Специальный доклад был подготовлен в условиях пандемии коронавируса, когда необходимость поддержки некоммерческих организаций особенно обострилась.
По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, по состоянию на 01.10.2020 в реестре зарегистрированных организаций зарегистрировано 3624 организации, из них:
- иные некоммерческие организации (фонды, автономные некоммерческие организации и иные формы) - 1703;
- общественные объединения - 1361;
- региональные отделения политических партий - 43;
- религиозные организации - 494;
- казачьи общества - 37.
Кроме этого, по информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, на 01.04.2020 в крае насчитывается 37 некоммерческих организаций, в Уставе которых предусмотрена защита прав и свобод человека.
В Специальном докладе отражены гарантии оказания поддержки СО НКО, существующие федеральные, краевые, муниципальные и внебюджетные формы поддержки СО НКО, а также результаты экспертного опроса о практике оказания поддержки СО НКО со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края.
Материалы Специального доклада могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления Пермского края, СО НКО, а также при подготовке и переподготовке студентов. В Специальном докладе содержатся рекомендации Уполномоченного органам власти и местного самоуправления Пермского края.
2. Нормативно-правовые гарантии оказания государственной поддержки СО НКО
Часть 1 статьи 30 Конституции РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
В развитие этой нормы в Российской Федерации сложилась трехуровневая система нормативно-правовых гарантий оказания поддержки некоммерческим организациям.
На федеральном уровне в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона.
Статьей 31.1 Федерального закона определены виды деятельности СО НКО, к которым относятся:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.
Федеральным законом предусмотрено оказание некоммерческим организациям экономической поддержки в форме осуществления закупок товаров и услуг, а также оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в формах:
1) финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставления льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставления юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Оказание имущественной поддержки СО НКО предусмотрено путем передачи органами государственной власти и органами местного самоуправления во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" для социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена возможность, во-первых, передачи прав на имущество (кроме права собственности) без проведения торгов, а во-вторых, предоставления в соответствии с частью 1 статьи 19 конкуренции преференций как преимуществ хозяйствующим субъектам, обеспечивающих им более выгодные условия деятельности, в том числе имущественных льгот (снижение ставки по арендной плате), финансовой поддержки и т.д. Также целесообразно учитывать, что пунктом 13.1 статьи 19 предусмотрены иные основания возможности предоставления государственной преференции с целью поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предоставление преференций некоммерческим организациям, не являющимся социально ориентированными, может осуществляться органами власти также не в целях, установленных пунктом 13.1 части 1 статьи 19 Федерального закона, а в иных предусмотренных частью 1 указанной статьи целях (развития культуры, искусства, сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта и пр.).
В числе видов помощи СО НКО со стороны органов государственной власти и местного самоуправления предусмотрено оказание информационной поддержки путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также путем предоставления СО НКО государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министерством экономического развития Российской Федерации был создан сайт "Система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" www.nko.economy.gov.ru.
Среди нормативных гарантий федерального уровня Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ, Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
Механизмы оказания государственной поддержки нашли свое отражение в ряде Постановлений Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг" от 26.01.2017 N 89;
- Постановление Правительства РФ "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" от 23.06.2020 N 906;
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил передачи Федеральным агентством по управлению государственным имуществом федерального имущества некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации" от 06.11.2015 N 1200;
- Постановление Правительства РФ "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" от 30.12.2012 N 1478;
- Постановление Правительства РФ "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций" от 27.12.2010 N 1135;
- Постановление Правительства РФ "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций" от 25.06.2012 N 633;
- Постановление Правительства РФ "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" от 11.06.2020 N 847.
На краевом уровне Уставом Пермского края определены формы гражданского участия в управлении делами государства, среди которых возможность организовывать и проводить независимую общественную экспертизу социально значимых решений органов государственной власти, осуществление гражданского контроля.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне определяется муниципальными актами.
3. Анализ реализации в Пермском крае гарантированных форм федеральной, краевой и муниципальной поддержки СО НКО
3.1. Федеральный и краевой грантовые конкурсы
По данным Пермьстата, в 2018 году преобладающим источником финансирования некоммерческих организаций являлись доходы от реализации товаров, работ и услуг (кроме доходов от целевого капитала), на втором месте - целевые поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций.
Согласно информации от Пермьстата, в 2019 году конфигурация поступлений фактически не изменилась, за исключением 2 источников: целевых поступлений из муниципальных (местных) бюджетов и целевых поступлений (включая пожертвования), грантов от российских некоммерческих организаций (за исключением грантов от некоммерческих неправительственных организаций), участвующих в развитии институтов гражданского общества, предоставленных за счет субсидий из федерального бюджета. По данным 2018 года сумма поступлений из муниципальных бюджетов была ниже суммы поступлений от российских некоммерческих организаций, в 2019 г. - наоборот, выше. Как и в 2018 г., в 2019 г. преобладающим источником финансирования некоммерческих организаций также являлись доходы от реализации товаров, работ и услуг (кроме доходов от целевого капитала), на второй позиции - целевые поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций, далее - целевые поступления, гранты от российских физических лиц. Остальные поступления составляют гораздо меньшую долю, менее 20% в сумме, таким образом, не являясь основным источником поступления средств в некоммерческие организации.
Поступления НКО
(по данным Пермьстата за 2018 год)
Поступления НКО
(по данным Пермьстата за 2019 год)
По информации Фонда президентских грантов, в федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на грантовую поддержку некоммерческих неправительственных организаций было предусмотрено по 8 млрд рублей ежегодно.
По результатам первого конкурса Фонда президентских грантов 2019 года в число победителей вошли 36 проектов из Пермского края. Наибольшая сумма гранта составила 5,19 млн рублей на реализацию проекта "Разумеется" по развитию кейс-культуры в некоммерческом секторе. Еще 4,44 млн рублей было выделено на проект по развитию ветеранских НКО в малых территориях "Учимся друг у друга", 4,21 млн рублей было направлено проекту "Служба качества жизни" по оказанию паллиативной помощи детям с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, живущим не только в Перми, но и за пределами краевой столицы. В общей сложности проекты Пермского края получили поддержку Фонда на сумму 48,7 млн рублей.
По итогам второго конкурса Фонда президентских грантов среди победителей - 40 некоммерческих организаций Пермского края, которые получили финансирование на развитие своих проектов в объеме порядка 80 миллионов рублей.
В 2020 году поддержку Фонда президентских грантов получили 32 некоммерческие организации на общую сумму более 67 млн рублей.
На реализацию проектов в рамках краевого конкурса социальных и гражданских инициатив в 2019 году из бюджета Пермского края было выделено 72,2 млн рублей. Средства были распределены на предоставление краевых грантов социально ориентированным некоммерческим организациям (23,6 млн рублей), предоставление субсидий СО НКО на реализацию долгосрочных инициатив (3,5 млн рублей), предоставление субсидий некоммерческим организациям ветеранов (16,7 млн рублей), предоставление субсидий некоммерческим организациям, занимающимся патриотическим воспитанием (19,18 млн рублей), повышение бюджетной и финансовой грамотности, развитие правовой культуры (2,5 млн рублей). Таким образом в 2019 году за счет средств краевого бюджета поддержку получили 134 некоммерческие организации.
В сентябре 2019 года Администрацией губернатора Пермского края был проведен внеочередной этап конкурса социальных и гражданских инициатив, приуроченных к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
С 1 января 2019 года в Пермском крае по предложению Уполномоченного по правам человека в рамках государственной программы Пермского края "Общество и власть" начала действовать подпрограмма "Повышение бюджетной и финансовой грамотности, развитие правовой культуры и правосознания граждан Пермского края". Бюджет подпрограммы на развитие правовой культуры составил 2,5 млн рублей. В 2019 году первые 5 некоммерческих организаций, занимающихся вопросами повышения правовой культуры детей и взрослых, получили поддержку в рамках этой подпрограммы:
- проект "Я в ПРАВЕ" Российского детского фонда;
- проект "ЖКХ Помощник" Пермской региональной общественной организации защиты прав потребителей "Комфортный город";
- проект "Защита прав в условиях несвободы" Благотворительного фонда "Добрый мир";
- Ассоциация юристов Пермского края получила поддержку на реализацию проекта "Клиника бесплатной юридической помощи";
- Ассоциацией медиаторов Пермского края был реализован проект "Внедрение примирительных технологий в решение актуальных социальных проблем в территориях Пермского края".
В 2020 году в рамках краевого конкурса было выделено 77,2 млн рублей, получили поддержку 139 некоммерческих организаций.
Кроме этого, в рамках дополнительного этапа конкурса были поддержаны проекты 33 некоммерческих организаций на общую сумму 15,2 млн рублей.
На реализацию проектов по развитию правовой культуры в 2020 году поддержку из краевого бюджета получили 5 некоммерческих организаций на общую сумму 2,5 млн рублей. Стоит отметить, что в данной номинации наряду с проектами по развитию правовой культуры и правового просвещения участвуют проекты, направленные на развитие финансовой грамотности.
Кроме этого, согласно Паспорту Подпрограммы "Повышение правовой и финансовой грамотности" задачей подпрограммы является проведение мероприятий, направленных на развитие правовой культуры и правосознания населения Пермского края.
Распоряжением Руководителя Администрации губернатора на реализацию мероприятия "Развитие правовой культуры населения" из бюджета Пермского края Администрации губернатора выделены средства в размере 5736900,00 рублей:
- на предоставление субсидий СО НКО на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив - 2500000,00 рублей;
- предоставление гранта из бюджета Пермского края Пермскому отделению Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" на организацию проведения Пермского конгресса ученых-юристов - 3000000,00 рублей.
На мероприятие "Повышение финансовой грамотности населения" Министерству финансов Пермского края выделены средства в размере 5262500,00 рублей.
С целью анализа предоставления мер государственной поддержки СО НКО исполнительными органами власти Пермского края в форме предоставления субсидий из бюджета Пермского края на оказание услуг Уполномоченным по правам человека были направлены запросы в краевые министерства и ведомства социальной сферы.
Орган исполнительной власти Пермского края |
Объем государственной финансовой поддержки, предоставленный СО НКО (тыс. руб.) |
Количество НКО, получивших финансовую поддержку |
Министерство здравоохранения |
6000,00 |
1 |
Министерство социального развития |
33592,70 |
25 |
Министерство образования |
274452,2 |
46 |
Министерство культуры |
8397,4 |
17 |
Министерство физической культуры и спорта |
229678,2 |
6 |
Агентство по туризму и молодежной политике |
14540,00 |
9 |
Так, Министерство здравоохранения Пермского края в 2019 - 2021 гг. предоставляет субсидию только одной некоммерческой организации (АНО "Агентство социальных услуг "Сами") в сумме 6000,00 тыс. рублей на оказание помощи детям с неизлечимыми и угрожающими жизни заболеваниями на дому.
Министерство физической культуры и спорта Пермского края предоставляет субсидии из бюджета Пермского края шести профессиональным спортивным клубам, являющимися СО НКО, на общую сумму 229678,2 тысячи рублей, что составляет 9,1% от доли средств на предоставление общественно полезных услуг.
По данным Министерства культуры Пермского края, в 2019 году СО НКО было направлено 8397,4 тысячи рублей в рамках реализации конкурсов проектов, направленных на поддержку творческих инициатив, всего поддержка осуществлялась 17 СО НКО.
По информации Министерства социального развития Пермского края, объем финансовой поддержки, предоставленной СО НКО из бюджета Пермского края, составил 33592,70 тыс. руб., из них 16212,64 тыс. руб. - в виде субсидии, предоставленной на конкурсной основе СО НКО. Всего в реестре 76 организаций - поставщиков социальных услуг, из них 17 СО НКО.
Министерством образования Пермского края субсидии СО НКО в объем объеме 274452,2 тыс. руб. предоставляются на реализацию проектов по профилактике школьного насилия в общеобразовательных учреждениях, проведению мероприятий по технологии деятельности клубов молодых семей. По данным, предоставленным Министерством образования и науки Пермского края, доля расходов на услуги в сфере образования и науки составляет 1% от общих расходов в сфере образования за 2019 и 1 полугодие 2020 года.
Агентством по туризму и молодежной политике Пермского края на финансовое обеспечение затрат на реализацию проектов в сфере молодежной политики предоставлены субсидии 9 некоммерческим организациям в размере 14540,00 тыс. руб., на 2020 год запланировано 16840,00 тыс. руб.
При этом стоит отметить, что предоставленные на запрос Уполномоченного по правам человека органами исполнительной власти Пермского края данные отражают выделение субсидий организациям различных форм собственности, доля СО НКО, получающих бюджетное финансирование на выполнение услуг, является незначительной.
По данным Пермьстата, в 2018 году в Пермском крае средняя численность штатных сотрудников некоммерческих организаций составила 5769 человек при общей численности 9131 сотрудник некоммерческого сектора (штатных и внештатных привлеченных сотрудников). В 2019 же году в Пермском крае средняя численность штатных работников некоммерческих организаций составила 5605 человек при общей численности 9311 сотрудников некоммерческого сектора (штатных и внештатных привлеченных сотрудников).
Наряду с бюджетным финансированием грантовой поддержки СО НКО нельзя не отметить поддержку некоммерческого сектора со стороны бизнес-сообщества и фондов.
Двумя наиболее крупными и известными российскими благотворительными фондами, с помощью которых НКО могут получить поддержку на реализацию проектов, являются Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко и Благотворительный Фонд Владимира Потанина.
Группа взаимопомощи в составе Центра ГРАНИ при участии команды БОБеди Перми выступила в Пермском крае региональным партнером Фонда Тимченко, который запустил весной 2020 года программу "Фонд плюс регионы". Благодаря этому Пермский край стал первым регионом в стране, куда поступила крупная партия средств индивидуальной защиты (СИЗ) для передачи их медикам, а также продуктовых наборов и наборов первой необходимости для уязвимых групп населения в условиях распространения COVID-19. В рамках партнерства в Пермский край были доставлены более 100 тысяч средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медиков, социальных работников и волонтеров, которые работают с группами риска. Средства защиты поступили в социальные учреждения, в медицинские учреждения и дома престарелых Пермского края. Также в рамках данного сотрудничества нуждающимся в Пермском крае были сформированы и переданы продуктовые наборы <1>.
--------------------------------
<1> Центр ГРАНИ [Электронный ресурс]. URL: https://grany-center.org/
В 2020 году Экспертный совет фонда Потанина определил 56 некоммерческих организаций-победителей гранатового конкурса из 15 регионов России. Пермский край вошел в топ-5 регионов-победителей и занял третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Поддержку получили три организации из Перми. Пермский Благотворительный фонд "Берегиня", оказывающий помощь детям с онкологическими заболеваниями, выиграл 3349000 рублей. Общественная организация "Общество развития продуктивных инициатив" получила 6536420 рублей на реализацию одного из проектов - дневной центр "Территория передышки". Также поддержку получил Фонд "Дедморозим".
Ранее, в 2017 году, Пермский край был в числе победителей стипендиальной программы фонда Владимира Потанина. В номинации "Новая магистерская программа" победил проект профессора кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ Татьяны Марголиной "Медиация. Примирительные процедуры в социальной сфере". В ПГНИУ на кафедре социальной работы и конфликтологии юридического факультета при поддержке Фонда В. Потанина подготовлена магистерская программа "Примирительные процедуры, медиация в социальной сфере" (планируется открытие магистратуры в 2021/22 учебном году) <2>.
--------------------------------
<2> Журнал "Медиация в Пермском крае"
Среди примеров компаний, оказывающих поддержку на территории Пермского края: ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", АО "ОХК "УРАЛХИМ", ПАО "СИБУР" и АО "ОМК".
Благотворительная деятельность предприятия ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" сосредоточена на трех направлениях: проведение Конкурса социальных и культурных проектов, участие в деятельности Благотворительного фонда "ЛУКОЙЛ" и адресная помощь нуждающимся <3>. В 2002 году Пермский край стал родоначальником Конкурса социальных и культурных проектов среди территорий. За все время проведения в конкурсе приняли участие почти 10000 инициативных жителей края, а количество районов-участников с 13 увеличилось до 30. Благодаря этой инициативе в Пермском крае за последние годы появилось порядка 2000 рабочих мест. В 2020 году по результатам XIX конкурса социальных и культурных инициатив Жюри выбрало 189 победителей в Пермском крае, Республике Башкортостан и Удмуртской Республике. Всего в Пермском крае победили 177 проектов. Из них 54 - проекты новой номинации, посвященной 75-летию Победы, "Великий Подвиг".
--------------------------------
<3> "ЛУКОЙЛ-Благотворительность" [Электронный ресурс]. URL: https://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/Charity
ПАО "СИБУР" также принимает участие в благотворительной деятельности и поддержке некоммерческих организаций. Для поддержки некоммерческих и иных организаций "СИБУР" проводит программу "Формула хороших дел". За годы реализации программы компания поддержала 672 грантовых, 95 межрегиональных и 77 волонтерских проектов. По итогам пятого конкурса социально значимых проектов в рамках программы социальных инвестиций "Формула хороших дел" в феврале 2020 года в 13 городах России победителями были объявлены 111 проектов.
Кроме того, поддержку некоммерческим организациям оказывает АО "ОМК" в рамках конкурса благотворительных и социальных проектов "ОМК-Партнерство". Общий бюджет конкурса в 2020 году составил 9,25 млн рублей, поступило всего 184 заявки: 73 проекта от сотрудников ОМК и 111 от некоммерческих организаций. Победителями названы 88 проектов: 41 из НКО, 47 от сотрудников-волонтеров. Стоит отметить, что в г. Чусовой победили 11 проектов сотрудников и 13 проектов НКО <4>. ОМК вошла в ТОП-3 "Лидеров корпоративной благотворительности 2019" в России по итогам работы в 2018 году.
--------------------------------
<4> Там же.
3.2. Муниципальные формы поддержки СО НКО в Пермском крае
Несмотря на увеличение мер поддержки некоммерческих организаций на краевом уровне, вновь хотелось бы обратить внимание на недостаточное внимание к поддержке некоммерческих организаций со стороны органов местного самоуправления. На сегодняшний день, за исключением отдельных муниципалитетов, ведущих системную работу по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, данное направление не стало системным.
В рамках деятельности органов муниципальной власти предусмотрена поддержка некоммерческих организаций. Согласно части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в форме финансовой, имущественной, информационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; предоставления льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и т.д.
В 2019 году Уполномоченным по правам человека с целью проведения анализа мер муниципальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций были направлены запросы в 10 муниципальных образований Пермского края: Бардымский муниципальный район, город Березники, Карагайский муниципальный район, Красновишерский муниципальный район (на 2020 г. - городской округ), Краснокамский городской округ, Кунгурский муниципальный район, Лысьвенский городской округ, Осинский муниципальный район (на 2020 г. - городской округ), Пермский муниципальный район, Соликамский городской округ.
По информации, поступившей в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, в двух муниципалитетах из 10 существуют специальные муниципальные программы или постановления администраций, направленные на поддержку некоммерческих организаций: в Бардымском муниципальном районе реализуется муниципальная программа "Развитие и поддержка некоммерческих общественных организаций в Бардымском муниципальном районе" и в Осинском муниципальном районе действует постановление администрации от 29.12.2018 N 519 "Об установлении расходного обязательства Осинского муниципального района на 2019 год и последующие годы на предоставление субсидий из бюджета Осинского муниципального района социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Осинского муниципального района социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями".
Стоит отметить, что финансовая поддержка на реализацию проектов, мероприятий и организацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и имущественная поддержка в виде предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование (предоставление помещений) так или иначе реализуется во всех 10 муниципалитетах. Кроме того, 5 муниципальных образований предоставили информацию об оказании иных форм поддержки. Информационная поддержка в форме размещения информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на сайтах и/или в средствах массовой информации реализуется в Соликамском городском округе, Лысьвенском городском округе, Красновишерском городском округе, Кунгурском муниципальном районе, г. Березники.
Содействие развитию кадрового потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, проводится в Соликамском городском округе, г. Березники. Консультационная, методическая и организационная помощь социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках подготовки мероприятий реализуется в Соликамском городском округе, Кунгурском муниципальном районе и Лысьвенском городском округе. Стоит отметить, что в рамках данного направления в Лысьвенском городском округе образован ряд общественных советов с целью оказания консультационной поддержки.
По состоянию на 1 апреля 2020 года Администрацией губернатора Пермского края был представлен рейтинг муниципальных районов, муниципальных, городских округов Пермского края по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года.
Муниципальными образованиями - лидерами в соответствии с рейтингом являются 6 МО: Добрянский городской округ, Чусовской городской округ, Чайковский городской округ, Пермь, Краснокамский городской округ и Соликамский городской округ. Всего было измерено 13 показателей.
По количеству СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования (с количеством СО НКО на 10000 человек), лидерами стали: г. Пермь, Уинский муниципальный район, городской округ ЗАТО Звездный, Чайковский городской округ, Кишертский муниципальный район.
По показателю прироста численности добровольцев СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, можно выделить 5 муниципальных образований-лидеров с приростом численности добровольцев СО НКО от 202 до 350: Соликамский городской округ, Куединский муниципальный район, Ординский муниципальный округ, Частинский муниципальный район, Добрянский городской округ.
Реализация отдельной муниципальной программы по поддержке СО НКО или соответствующей подпрограммы муниципальной программы, имеющей отдельное закрепленное за ней финансирование из местного бюджета, или отдельных мероприятий по поддержке СО НКО в рамках муниципальных программ за счет средств местного бюджета наблюдается в 33 муниципальных образованиях Пермского края.
Меры по поддержке социального предпринимательства реализуются в 12 муниципальных образованиях края. Муниципальные нормативные правовые акты по вопросам финансовой поддержки СО НКО имеются в 23 муниципальных образованиях Пермского края. Муниципальные нормативные правовые акты по вопросам имущественной поддержки СО НКО имеются в 25 муниципальных образованиях Пермского края.
Актуализированный реестр имущества, предназначенного для передачи негосударственным организациям, имеется в 20 муниципальных образованиях края.
Муниципальные образования-лидеры, среди которых в 13 МО доля СО НКО, получивших имущество в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, составляет 100%.
N п/п |
Муниципальный район (муниципальный/городской округ) |
Доля СО НКО, получивших недвижимое имущество в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, в общем числе СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, % |
Муниципальные образования - лидеры | ||
1 |
Березовский муниципальный округ |
100 |
2 |
Большесосновский муниципальный район |
100 |
3 |
Гайнский муниципальный район |
100 |
4 |
г. Кизел |
100 |
5 |
Кунгурский муниципальный район |
100 |
6 |
Октябрьский городской округ |
100 |
7 |
Оханский городской округ |
100 |
8 |
Пермский муниципальный район |
100 |
9 |
Суксунский городской округ |
100 |
10 |
Уинский муниципальный район |
100 |
11 |
Частинский муниципальный район |
100 |
12 |
Чернушинский городской округ |
100 |
13 |
Юсьвинский муниципальный округ |
100 |
В 35 муниципалитетах на официальном сайте имеется тематический раздел по вопросам развития и поддержки СО НКО.
Среди муниципальных образований-лидеров выделено 3 МО с показателями доли СО НКО, принявших участие в конкурсах грантовой поддержки регионального уровня, в общем числе СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, равной 100%.
N п/п |
Муниципальный район (муниципальный/городской округ) |
Доля СО НКО, принявших участие в конкурсах грантовой поддержки регионального уровня, в общем числе СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, % |
Муниципальные образования - лидеры | ||
1 |
Гайнский муниципальный район |
100 |
2 |
Карагайский муниципальный район |
100 |
3 |
Юсьвинский муниципальный округ |
100 |
В списке муниципальных образований-лидеров с долей СО НКО, принявших участие в конкурсах грантов Президента Российской Федерации, в общем числе СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, равной от 23 до 50%, 4 МО.
N п/п |
Муниципальный район (муниципальный/городской округ) |
Доля СО НКО, принявших участие в конкурсах грантов Президента Российской Федерации, в общем числе СО НКО, ведущих деятельность на территории муниципального образования, % |
Муниципальные образования - лидеры | ||
1 |
Кунгурский муниципальный район |
50 |
2 |
Частинский муниципальный район |
50 |
3 |
Чернушинский городской округ |
39 |
4 |
Краснокамский городской округ |
23 |
Муниципальные образования - лидеры с долей бюджетных ассигнований, направляемых на финансовую поддержку СО НКО в 2019 году, равной от 0,3 до 5%.
N п/п |
Муниципальный район (муниципальный/городской округ) |
Доля бюджетных ассигнований, направляемых на финансовую поддержку СО НКО в отчетном году (без учета ассигнований, предоставленных из бюджета Пермского края), в общем объеме расходов муниципального образования в отчетном году, % |
Муниципальные образования - лидеры | ||
1 |
Еловский муниципальный округ |
5 |
2 |
Ординский муниципальный округ |
1,5 |
3 |
Соликамский городской округ |
0,7 |
4 |
г. Пермь |
0,37 |
5 |
Осинский муниципальный округ |
0,3 |
Муниципальные образования - лидеры по данному показателю с долей населения, получившего в 2019 году услуги от немуниципальных поставщиков в социальной сфере от 18,8 до 60,0%: г. Березники, Лысьвенский и Добрянский городские округа.
Таким образом, несмотря на широкую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, на данный момент помощь муниципальными органами власти предоставляется не по всем пунктам ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
Так, например, в связи с распространением коронавирусной инфекцией в Самарской области в ряде муниципальных образований были разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные меры поддержки СО НКО в части предоставления отсрочки по налогам и авансовым платежам за I квартал 2020 года, субсидий для проведения ремонта помещений, отсрочки по предоставлению отчетности по выделенным субсидиям. Кроме этого, во всех муниципальных образованиях Самарской области сформирован реестр СО НКО, нуждающихся в поддержке, а также постоянно оказывается методическая и информационно-консультационная поддержка СОНКО.
Уполномоченным по правам человека был проведен анализ правовой базы оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории г. Перми Пермского края. Оценка проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, подготовки предложений о действии льгот или их пролонгации. Оценка на предмет ненадлежащей процедуры предоставления помещений для деятельности социально ориентированных НКО проводится с применением анализа утвержденного Порядка и условий предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям в безвозмездное пользование муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям, утвержденный решением Пермской городской Думы г. Перми от 21 ноября 2017 года N 245.
Решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 N 55 утверждена Концепция поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории города Перми.
В соответствии с п. 1.2 Концепции она определяет цели, задачи, принципы, приоритеты и механизмы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории города Перми (далее - СО НКО), а также стратегии действий органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь, направленной на развитие некоммерческого сектора города Перми и формирование системы воздействия на СО НКО, на условия их поддержки для изменения структуры, эффективности и результативности деятельности СО НКО.
Задачами данной концепции является в т.ч. повышение эффективности предоставления имущественной и финансовой поддержки СО НКО.
Разделом 15 Концепции установлены способ и порядок предоставления имущественной поддержки. Согласно разделу 19 Концепции основной целью нормативно-правовой поддержки СО НКО является создание понятных, прозрачных и предсказуемых правил привлечения СО НКО к решению задач городского развития, а также формирование условий для развития среды некоммерческой деятельности на основе адресного характера механизмов поддержки.
Для обеспечения поддержки СО НКО требуется разработка ряда нормативных актов, предусматривающих и устанавливающих следующие желаемые изменения в условиях для деятельности СО НКО:
Вместе с тем решением Пермской городской Думы г. Перми от 21 ноября 2017 года N 245 принят Порядок, который устанавливает порядок и условия предоставления СО НКО в безвозмездное пользование муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено СО НКО.
Порядок предоставление СО НКО имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях решением Пермской городской Думы не утвержден.
Во-первых: положения данного Порядка не содержат порядка и условий предоставления имущественной поддержки в виде предоставления имущества в аренду на льготных условиях.
Как указано в п. 15.1.1 раздела 15 Концепции, в целях обеспечения принципа равного доступа СО НКО имущественная муниципальная поддержка осуществляется на основе конкурсного подхода.
Во-вторых: информация о порядке подачи заявок и их дальнейшего рассмотрения представляется неполной, поскольку не содержит информации о проведении конкурсных процедур и порядке работы конкурсной комиссии.
Вместе с тем заявки на участие рассматриваются комиссией по предоставлению объектов в безвозмездное пользование организациям.
В-третьих, в п. 7.3 прописано: "В случае несоблюдения ссудополучателем условий Договора, требований Порядка и законодательства Российской Федерации функциональный орган предпринимает меры к устранению нарушений в соответствии с Договором, Порядком и действующим законодательством Российской Федерации".
При этом не прописан перечень мер и санкций, применяемых к СО НКО в случае нарушения условий Договора и Порядка. Условия Договора лишь частично прописаны в п. 2.1 и п. 2.2 "Требования к организациям и условия предоставления объекта".
В-четвертых, в Порядке отсутствует пункт об условиях расторжения договора безвозмездного пользования помещением и (или) условия отказа от заключения такого договора, что позволяет уполномоченному органу свободно определять условия изъятия помещения.
В-пятых, п. 2.1.1 установлено, что "организация осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность по одному или нескольким видам, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), в течение не менее 5 лет до даты подачи Заявки", что является дискриминационным положением относительно НКО, осуществляющих свою деятельность менее 5 лет, которым запрещено подавать заявку в связи с небольшим сроком осуществления своей деятельности. Хотя Закон N 7-ФЗ положений об обязательном сроке осуществления деятельности по видам, установленным п. 31.1 Закона N 7-ФЗ, не менее 5 лет при оказании поддержки СО НКО не содержит. Срок осуществления деятельности по видам (п. 31.1 Закона N 7-ФЗ) правового значения не имеет, т.к. данное требование при подаче заявки не соответствует положениям Закона N 7-ФЗ.
В-шестых, в п. 2.2.1 указано, что "объект предоставляется в безвозмездное пользование на срок, указанный в Заявке, но не более чем на 5 лет, а организациям, включенным в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, - на срок не менее 2 лет, но не более чем на 5 лет". Данное положение демонстрирует неопределенность в части сроков предоставления помещений, двоякое толкование, неполноту административных процедур (Положения Порядка содержат признаки коррупциогенных факторов по пунктам а, в, ж, з Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") и показывает неопределенность относительно того, кто устанавливает срок аренды - НКО или местные органы власти.
В 2019 г. Пермской городской Думой были вынесены два решения относительно предоставления преференций. Изменения касаются в первую очередь заявок организаций, осуществляющих деятельность, направленную на решение социально значимых вопросов в сфере семьи и детства, включенных в перечень арендаторов муниципального имущества, имеющих право на получение в 2019 году преференции, не являющейся муниципальной, в виде скидки по арендной плате, утвержденный решением Пермской городской Думы от 28.08.2018 N 164, в соответствии с разделом 3 Порядка с учетом заявок, поданных на 2019 год (изменения были внесены в Порядок предоставления муниципальной преференции и преференции, не являющейся муниципальной, в виде скидки по арендной плате, утвержденный решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 N 315). Также были внесены в Перечень арендаторов муниципального имущества, имеющих право на получение в 2019 году муниципальной преференции в виде скидки по арендной плате, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23.10.2018 N 227 (строки 33 и 34). Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Детский развивающий центр "Антошка" и "Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный комбинат потребительской кооперации" (на основании внесения изменений в решение Пермской городской Думы от 23.10.2018 N 227). Безусловно, это является положительным сдвигом относительно социально ориентированных НКО, но он затрагивает ограниченный круг вопросов: развитие образования и науки, развитие физической культуры и спорта, охрану здоровья и решение социально значимых вопросов в сфере семьи и детства, а также на данный момент официальными получателями преференции является ограниченное число НКО.
Таким образом, по оценке Уполномоченного условия конкурса не отвечают критериям справедливости и прозрачности.
2019 год выявил проблему чрезмерного привлечения некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, к административной ответственности в связи несвоевременным предоставлением отчета в силу требований статьи 19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", которая обязывает некоммерческую организацию представлять Министерство юстиции отчет о своей деятельности, содержащий аналогичные сведения, содержащиеся в отчете, представляемом во исполнение требований норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно п. 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.
Так, Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Пермского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд", Благотворительного фонда "Добрый мир". Мировыми судами были назначены административные штрафы в размере 10000 рублей.
На проблему избыточного административного давления на некоммерческие организации также обратила внимание член Президиума Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации Светлана Маковецкая в рамках встречи Совета с Президентом Владимиром Путиным 10 декабря 2019 года: "...предлагается дать поручение Правительству и сформировать упрощенный режим администрирования, учета и отчетности для российских некоммерческих организаций. Это будет означать, что Минюст, например, вместо того чтобы использовать усмотрение своих сотрудников, создаст закрытый список официальных образцов документов, "коробочные" решения, формулировки, которые могут использовать некоммерческие организации, и если они к ним прибегают, к этим типовым формам, то ускоренное прохождение разрешительных контрольных процедур обеспечено. Одновременно мы предполагаем унифицировать статистическую отчетность, выделив из нее реально только то, что необходимо, и вменить единую отчетность, а остальным ведомствам договориться о том, что необходимую другую отчетность нужно согласовать и отправлять так же в одно ведомство, которое может расщепить при необходимости эти сведения и, конечно, убрать избыточную отчетность".
4. Анализ практики поддержки НКО со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края (по результатам экспертного опроса)
Уполномоченным по правам человека в Пермском крае был проведен экспертный опрос при участии 24 экспертов, являющихся представителями некоммерческих организаций. Опрос был выполнен в форме анкетирования с использованием как открытых вопросов, так и вопросов с вариантами ответа (Приложение 1). По результатам исследования было выявлено следующее.
Какие меры и формы поддержки СО НКО в Пермском крае вы знаете?
Рисунок 1
На открытый вопрос о мерах поддержки, о которых знают респонденты, преобладающее большинство ответов поступило о финансовой поддержке НКО (в т.ч. конкурсы, гранты, субсидии) и об имущественной поддержке (в т.ч. предоставление помещений), меньше всего информации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг и о предоставлении социальной рекламы (рис. 1). Стоит отметить, что все респонденты в своих ответах опирались на закон "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае" и два респондента сделали ссылку на него. В своем ответе один из экспертов сослался на проблему одной из пермских НКО (прим. - пунктуация и орфография авторов сохранена):
"В Пермском крае социально ориентированная некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг и включенная в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в установленном федеральным законодательством порядке, имеет право на приоритетное получение мер поддержки. В Пермском крае (по опыту фонда "Дедморозим") получить статус исполнителя общественно полезных услуг очень длительная процедура, например, с момента обращения фонда в министерство здравоохранения Пермского края прошло уже почти полгода, а решение до сих пор так и не принято, так как не принят регламент на уровне министерства".
По открытому вопросу о наиболее популярных мерах поддержки в регионе удалось выявить следующие закономерности.
Из наиболее популярных мер поддержки в Пермском крае эксперты выделили 3 вида поддержки:
- финансовая,
- имущественная,
- информационно-методическая и консультационная.
Также респонденты отметили проблемы недоступности имущественных мер поддержки и отсутствия информации в СМИ о мерах поддержки для НКО.
На вопрос о том, предоставление каких мер поддержки НКО наиболее проблематично (рис. 2), респонденты чаще всего отмечали имущественную поддержку (25%). Также, по мнению экспертов, существует проблема предоставления льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (17%). Кроме того, финансовая поддержка и предоставление льгот по уплате налогов и сборов юридическим лицам, оказывающим поддержку НКО, являются проблемной темой в области поддержки (16%). Меньше всего проблем в предоставлении информационной и консультационной мер поддержки.
Стоит отметить, что три эксперта также дали свои комментарии по этому вопросу и выделили проблемы:
"отсутствие у органов исполнительной власти полной информации о том, что указанные меры поддержки должны ими НКО предоставляться";
"негативное отношение должностных лиц к НКО как к равным партнерам".
"Информационная поддержка осуществляется только по запросу НКО. Предложение - выделять средства для СМИ края о рассказе о работе НКО и поощрять СМИ, которые активно поддерживают проекты НКО".
"Дополнительное профессиональное образование сотрудников НКО. К сожалению, сотрудники НКО больше сами проводят обучение для представителей государственных и муниципальных служащих. Предложение - включать их в группы повышения квалификации специалистов, которые набираются в рамках государственных и муниципальных заказов."
Осуществление какой из нижеперечисленных форм поддержки НКО наиболее проблематично в Пермском крае?
Рисунок 2
На вопрос о том, какие НКО получают поддержку (рис. 3), эксперты в большинстве случаев выделили ветеранские организации Пермского края. Правозащитные организации в меньшей степени получают поддержку, согласно ответам экспертов. Двое экспертов также обратили внимание, что все перечисленные НКО получают поддержку в той или иной степени. Один эксперт воздержался от ответа на вопрос.
Осуществление какой из нижеперечисленных форм поддержки НКО наиболее проблематично в Пермском крае?
Рисунок 3
На вопрос о том, какие некоммерческие организации чаще получают поддержку (рис. 4), большинство экспертов выбрало ответ "ветеранские организации Пермского края". Практически четверть опрашиваемых отметили общественные организации военно-патриотического воспитания в качестве тех НКО, которые в большей степени получают поддержку. Причем правозащитные организации не выбрал ни один эксперт. Это свидетельствует о том, что у правозащитных организаций существует проблема в получении льгот и преференций. Один из экспертов не сумел определить, какие НКО чаще получают поддержку. Один воздержался от ответа.
Какие из НКО получают государственную и муниципальную поддержку чаще?
Рисунок 4
Подавляющее большинство респондентов (94%) считают, что разница между НКО при получении льгот существует (рис. 5). Эксперты в своих свободных ответах отметили то, что некоторые организации получают поддержку чаще других, и назвали данные организации - в 7 ответах так или иначе зафиксирован приоритет в получении субсидий теми или иными НКО различной направленности, такими как ветеранские организации, общества инвалидов и организации военно-патриотической направленности.
Существует ли разница между тем, какие НКО в Пермском крае получают поддержку? Почему Вы так считаете?
Рисунок 5
"Ветеранам поддержку получить проще всего. Чаще и больше поддерживаются организации инвалидов и советы женщин. Это традиционные организации, они четко выполняют указания администраций территорий, депутатов".
"Если обратить внимание на результаты конкурсного отбора на поддержку социально значимых проектов, проводимых ежегодно Администрацией губернатора Пермского края, то можно сделать вывод, что приоритет отдается организациям инвалидов и организациям военно-патриотической направленности".
"В краевом конкурсе социальных и гражданских инициатив выделено целое направление выделения расходов на "Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям ветеранов", а также отдельная номинация "развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью".
"Предполагаю, что есть ряд организаций, которые чаще других получают поддержку (с одной стороны давно и успешно работающие организации, с другой стороны - те, кто занимается проблемами наиболее нуждающихся граждан (инвалиды, ветераны и пр.)".
"Организации сотрудничающие с ТОО".
"Условно государственные, которые получают субсидии: ветераны, ВОИ, ВОК, ВОС".
"...ТОСам предоставляется преимущество в предоставлении имущественной поддержки".
В качестве еще одной причины экспертами названо направление (или приоритет) государственной политики, политики региона, что зафиксировано в 4 ответах экспертов:
"Поддержка НКО с приоритетными направлениями деятельности региона";
"Регион, объявляя конкурс на грантовую поддержку проектов некоммерческих организаций и определяя проект-победителя, обозначает актуальные для себя направления деятельности некоммерческих организаций. Таким образом, через реализацию проектов в рамках грантовой поддержки для некоммерческих организаций Администрации губернатора Пермского края, некоммерческие организации осуществляют деятельность, которая востребована для региона и органов государственной власти и тем самым, способны вносить свой вклад в осуществление социальной политики региона";
"Это обусловлено приоритетами государственной политики: развитие патриотизма, поддержка наиболее незащищенных слое в населения - ветеранов, инвалидов, семей в трудной жизненной ситуации";
"все зависит от приоритетных направлений, которые выделены в конкурсах субсидий (это по финансовой поддержке)...".
Также в качестве возможных причин экспертами названы политические:
"по принципу лояльности к власти";
"есть некие политические приоритеты...";
"традиции и электоральные причины".
В двух ответах экспертов в качестве причин зафиксированы организационные проблемы:
"разный уровень подготовки специалистов и наличия кадров в НКО, влияет и на изучение НПА региона на меры поддержки и на объединение НКО с целью запроса на нормативную базу по этой поддержки.";
"...- нет объективных критериев оценки эффективности работы НКО и их проектов".
В одном из ответов зафиксирована необходимость приоритетного направления субсидирования: "в первую очередь нуждаются в поддержке включенные в реестр социально ориентированных НКО", и один из опрошенных опирается на экспертное мнение: "Исходя из общения с руководителями организаций". Пятеро экспертов не дали ответ на вопрос.
На Ваш взгляд, отличаются ли меры поддержки НКО в Пермском крае и муниципальном образовании г. Пермь?
Почему Вы так считаете?
Рисунок 6
Большинство опрошенных экспертов (82%) считают, что меры поддержки в г. Пермь и в других территориях Пермского края различаются (рис. 6). Респонденты связывают данный факт с различными обстоятельствами. В ответах фигурирует разница в финансовой и имущественной поддержке, обеспеченности территорий, хотя по этому поводу экспертные мнения разделились на тех, кто считает, что размер финансовой поддержки в г. Перми выше, чем в крае, и наоборот:
"Разные объемы финансирования территорий";
"у МО меньше средств и других ресурсов";
"В крае более доступна имущественная поддержка";
"... размер финансовой поддержки...";
"финансовая поддержка краевого уровня выше по суммам и качественнее по организации предоставления, чем на муниципальном";
"В муниципалитете как правило отсутствует финансовая поддержка";
"имущественная поддержка в основном на муниципальном уровне";
"... отсутствие денег в бюджетах муниципалитета на такую поддержку"; "зависит от... финансовых возможностей муниципального образования".
Четверо экспертов в качестве причин назвали различия на административно-управленческом и организационном уровнях:
"разные уровни бюджетной системы, полномочия публично-правовых образований и разная территориальная специфика поддерживаемых НКО";
"1) разные полномочия; 2) разные ответственные лица";
"... подача документов на муниципальный конкурс субсидий по поддержке НКО проходит на бумажном носителе и при личном присутствии";
"зависит от социальной ответственности главы муниципального образования".
Трое экспертов в своих ответах сфокусировались скорее на городе Перми:
"В Перми есть общественные центры. Это большая поддержка СО НКО, особенно тех, кто пока не может позволить себе оплачивать офисы. Хотя попасть туда не всем удается. Конкурс социальных проектов г. Перми самый крупный в крае и гранты самые большие. В территориях края проще договориться по помещениям для проведения мероприятий".
"На муниципальном уровне в городе Перми принята Концепция поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории города Перми (решение Пермской городской Думы от 25.03.2014 N 55), в соответствии с которой оказывается поддержка. На региональном уровне поддержка оказывается в соответствии с Законом Пермского края от 07.03.2013 N 174-ПК и государственной программой "Общество и власть" (Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1326-п). Отличия в мерах поддержки заключаются в том, что имущественная поддержка НКО предоставляется на муниципальном уровне, информационно-консультационная поддержка предоставляется только на региональном уровне (услуги Ресурсного центра для СОНКО Пермского края)".
"Финансирование СОНКО г. Перми в рамках городского конкурса "Город - это мы" осуществляется на основе принципов прозрачности, эффективности и результативности. Поддерживаются не только уже зарекомендовавшие себя известные и влиятельные НКО, но молодые, вновь созданные организации, другие общественные институты (общественные советы образовательных учреждений, ТОС и пр.) Стараются поддерживать НКО, действующие в отдаленных микрорайонах города".
Остальные эксперты уделили по одному ответу проблемам с нормативной базой ("Не достаточно нормативной базы в муниципалитетах"), отношению к НКО ("Да, на мой взгляд, в крае более лояльно относятся к НКО").
Один из экспертов, не согласный с различием в поддержке НКО г. Перми и Пермского края, объяснил это тем, что "политические установки единые". Еще один эксперт, отметивший "нет" в данном вопросе, опирается на экспертное мнение ("Исходя из информации руководителей НКО"). Двое экспертов не дали ответ на вопрос.
Среди особенностей регионального законодательства по вопросу предоставления преференций НКО эксперты выделяют положительный опыт предоставления имущественной поддержки: преференции по аренде помещений, льготы на аренду имущества, передача во владение и/или пользование государственного имущества.
Двое экспертов, напротив, выделили проблемы в предоставлении имущественной поддержки НКО: отсутствие прозрачного механизма в предоставлении преференций на имущество в городе Перми.
Еще двое экспертов отметили проблемы с правоприменительной практикой, а также реализацией посланий Президента России и федеральных инициатив.
Однако двое экспертов сфокусировались на положительных моментах в законодательстве - о возможности государственной поддержки и широком списке НКО, которые могут ее получать. Один из экспертов отметил положительную роль информационно-методической и консультативной поддержки в виде размещения информации о конкурсах и грантах для НКО органами исполнительной власти и ОМСУ, при этом экспертом было отмечено отсутствие закрепления в муниципальных актах оказания имущественной поддержки НКО.
На вопрос о том, в чем отличие законодательно закрепленных мер поддержки в Пермском крае и других регионах, эксперты отмечали чаще всего тот факт, что в Пермском крае НКО получают большое количество субсидий, в т.ч. из федерального бюджета:
"В соответствии с Законом Пермского края от 07.03.2013 N 174-ПК (ред. от 01.11.2018) "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае" виды деятельности СОНКО, которые могут получить поддержку расширены по сравнению с федеральным законодательством, формы поддержки шире, чем в федеральном законодательстве (например, привлечение к участию в реализации плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Пермского края, государственных программ Пермского края, предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсных условиях социальной рекламы)";
"В крае много субсидий, это хорошая практика";
"Пермский край один из регионов, который получает поддержку Министерства экономического развития РФ на реализацию социальных проектов некоммерческими организациями региона";
"Долгое время город Пермь считался столицей гражданского общества. На сегодня, Пермский край один из регионов в которых оказывается значительная поддержка некоммерческому сектору".
Однако двое экспертов выделили и недостатки: конкуренцию между НКО, отсутствие изменений в региональном законодательстве об НКО:
"Вместо консолидации НКО вступают в нездоровую конкуренцию";
"Наше региональное законодательство не изменялось с 2013 года, с момента принятия регионального закона о государственной поддержке СОНКО, тогда как в других регионах обновляется регулярно, реагируя на все вызовы и общественные изменения".
Один из экспертов отметил положительную практику других субъектов:
"В Екатеринбурге и Ижевске власти умеют находить конструктивное взаимодействие с частным бизнесом (и крупным, и средним, и малым), вовремя поддержать, оказать не только "методическую", но и реальную практическую помощь".
Более половины опрошенных экспертов не ответили на вопрос.
В числе недостатков в законодательстве Пермского края о предоставлении государственной и муниципальной поддержки НКО эксперты выделили:
- административно-управленческие проблемы, в т.ч. отсутствие обратной связи, негибкость решений и решения властей не в пользу некоторых, в большей степени правозащитных, НКО,
- отсутствие поддержки правозащитных НКО со стороны властей (всего 7 ответов): "Считаем, что законодательство Пермского края работает очень слабо, Властью порою определяются приоритеты, исходя из собственных интересов (выборная компания, юбилейные даты)";
"Не прозрачность конкурсов, отсутствие обратной связи";
"Не интересовался этим вопросом, поскольку отношусь к такой группе НКО, которые не могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, в том числе региональной власти, а даже наоборот";
"1) Главная проблема в федеральном законодательстве, на региональном уровне мало возможностей. 2) В региональной нормативной базе о конкурсах социальных и культурных проектов до сих пор сохраняется дискриминация для НКО, который признали "выполняющими функции иностранного агента" - все НКО обязаны предоставлять письмо, что они не являются такими организациями.";
"... Отсутствует гибкость решений";
"нет единого органа власти, который бы работал с субсидиями, предоставляемыми НКО в регионе; сейчас многие министерства объявляют конкурсы по своим регламентам, что ведет к разобщенности и затягиванию сроков проведения данных конкурсов; субсидии предоставляются на краткосрочный период, что не позволят НКО работать стабильно".
Трое экспертов отметили то, что на практике затруднена реализация мер поддержки: "Поддержка должна быть реальной".
Двое экспертов обращают внимание на проблемы получения поддержки НКО в территориях края:
"В территориях края СО НКО просто нереально принять участие в муниципальном заказе. Имеющиеся программы даже не предусматривают участия СО НКО в распределении средств";
"Существенные различия в объеме поддержки в г. Перми и муниципалитетах края".
Один из экспертов отмечает проблему рамочных положений закона о государственной поддержке НКО и отсутствие конкретизации предусмотренных краевым законом мер в других региональных актах.
Еще один из экспертов приводит в пример проблему с законодательством в области предоставления имущественной поддержки:
"Не понятна и туманна имущественная поддержка в части предоставления в безвозмездное пользования госимущества НКО из реестра СО НКО".
12 экспертов воздержались от ответа.
На вопрос о возможности корректировок недостатков законодательства Пермского края о предоставлении государственной и муниципальной поддержки НКО эксперты дали большое количество различных рекомендаций, которые касаются реального участия НКО в разработке законов, конкретизации положений законов о поддержке НКО, конкретизации мер поддержки, механизмов работы и взаимодействия с НКО на всех уровнях, устранить дискриминационные требования по отношению к некоторым НКО, учитывать мнение и практики работы НКО.
- "Пока слабо работает статья 6 Закона Пермского края от 07.03.2013 N 174-ПК "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае". При объявлении различных конкурсов расширять перечень видов деятельности согласно которым НКО могут быть участниками конкурсов";
- "1. Участие НКО и общественных советов в законотворческих процессах и мероприятиях, обеспечивающих "обратную связь" с целевой аудиторией. 2. Информационная открытость по вопросам и мерам поддержки НКО. 3. Создание единой переговорной площадки между региональными властями и НКО Пермского края";
- "- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Данные пункты прописать более конкретно";
- "Разработать реальный инструмент-закон и положение о получении имущественной поддержки и льгот по коммунальным услугам";
- "Внести в показатели деятельности глав территорий работу с сектором НКО, как источник развития территорий";
- "Необходимо принять нормативные документы на уровне региона по исполнителям общественно полезных услуг: всеми министерствами и министерством юстиции в первую очередь. Важно предусмотреть в нормативно-правовых актах региона и ОМСУ порядок организации имущественной поддержки НПО";
- "Механизм компенсации для поставщиков социальных услуг не прописан. Нормативные документы на уровне региона по исполнителям общественно полезных услуг. Имущественную поддержку сделать доступной для НКО. За последние несколько лет ни одно НКО не смогло в городе Перми получить помещение в безвозмездное пользование. Вернуть льготы по налогам для юридических лиц";
- "Центр ГРАНИ в 2018 году проводил исследование по заказу Администрации губернатора Пермского края о состоянии некоммерческого сектора в Пермском крае. В частности, предметом исследования были действующие нормативно-правовые акты в сфере поддержки СОНКО на территории Пермского края.
Например, региональный закон о государственной поддержке СОНКО включает меры имущественной поддержки СОНКО, необходимость утверждение перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СОНКО. Указывается, что Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечней утверждается постановлением Правительства субъекта РФ и возможность установления льгот СОНКО по арендной плате за землю (Пермский край).
Однако отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал вопросы оказания имущественной поддержки СОНКО, меры имущественной поддержки в программе поддержки СОНКО не предусмотрены.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и добровольцев СОНКО является частью государственной поддержки и в законах о государственной поддержке СОНКО. Основным способом закрепления механизма поддержки СОНКО в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев является включение указанных мероприятий поддержки СОНКО в состав региональных программ поддержки СОНКО. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации учитываются в качестве одного из показателей результативности программ поддержки СОНКО.
Региональный закон о государственной поддержке СОНКО относит к полномочиям содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций информационно-методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.
Необходимо конкретизировать все формы поддержки, предусмотренные на региональном уровне. Фактически отсутствуют такие формы как информационная - на региональном уровне нет портала СОНКО, есть только раздел на сайте Администрации губернатора Пермского края, необходим НПА о предоставлении налоговых льгот для СОНКО, в существующей государственной программе необходимо предусмотреть меры по поддержке со стороны региона муниципальных программ поддержки СОНКО.
Также в существующих мерах поддержке никак не учитывается статус исполнителя общественно полезных услуг (ИОПУ), например, необходимо предусмотреть преференции для НПО - исполнителей общественно полезных услуг при получении имущественной поддержки, при этом сроком не менее чем на 2 года";
- "Оптимизировать программу поддержки НПО, пересмотреть тематические приоритеты, вводить меры реальной поддержки НПО поставщиков услуг, особенно для уязвимых категорий населения, обсуждать приоритеты поддержки с общественностью, сместить фокус поддержки с лояльных на граждански активных, обсуждающих и решающих проблемы";
- "Создать условия для работы реального ресурсного центра как информационно-методического и координирующего органа всех гражданских институтов";
- "Разработать меры поддержки, сделать их понятными, а механизм их получения максимально прозрачным";
- "Поддержка СОНКО в Пермском крае не выходит за рамки предписанного федеральным законодательством. Каких-то региональных особенностей нет.
По моему мнению, работа с СОНКО в Пермском крае не имеет какой-то концепции, долгосрочной цели и т.д. Как следствие, региональное законодательство во многом имеет формальный характер, не имеет внутренней логики и системы, так как не ясно, к какому результату мы хотим прийти";
- "Для ИОГВ и ОМСУ необходимо понимать важность выстраивания системного взаимодействия с представителями НКО, чаще встречаться с представителями организаций, слушать и узнавать их жизнь, брать на вооружение их проекты и программы, решать возникающие вопросы. С 2017 года с момента проведения конкурса ФПГ, более 220 организаций получили на реализацию своих проектов 386 млн рублей, но ни один из последних губернаторов не встретился с руководителями этих НКО, не было проведено публичных презентаций результатов этих проектов.... Вот такова заинтересованность со стороны руководства края в деятельности НКО, а поэтому и не работают базовые законы для НКО";
- "В региональной нормативной базе о конкурсах социальных и культурных проектов до сих пор сохраняется дискриминация для НКО, который признали "выполняющими функции иностранного агента" - все НКО обязаны предоставлять письмо, что они не являются такими организациями - устранить указанное дискриминационное требование";
- "Взять за основу к действиям послания Президента РФ и материалы X Съезда НКО 11-13 февраля 2020 года";
- "Определить единый орган власти на региональном уровне и в каждом муниципалитете, которые будут осуществлять все меры поддержки НКО, в том числе финансовые и имущественные";
- "Равномерное финансирование всех НКО края. И закрепить за муниципалитетами обязанность финансовой поддержки НКО".
Таким образом, наиболее популярными мерами поддержки НКО в Пермском крае, по мнению экспертов, являются финансовая, имущественная и информационно-методическая и консультационная.
Наиболее проблематичными эксперты считают получение имущественной поддержки и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Также, по мнению экспертов, наиболее часто получают поддержку ветеранские организации Пермского края, общественные организации инвалидов Пермского края и общественные организации военно-патриотического воспитания. Существует проблема получения поддержки правозащитными организациями в Пермском крае.
Подавляющее большинство респондентов считают, что разница между НКО при получении льгот существует. Эксперты в своих свободных ответах чаще всего отметили то, что некоторые организации получают поддержку чаще других, и назвали данные организации.
Также большинство опрошенных экспертов считают, что меры поддержки в г. Перми и в остальной части Пермского края различаются. Респонденты связывают данный факт в большей степени с разницей в финансовой и имущественной поддержке, обеспеченности территорий.
Среди особенностей регионального законодательства по вопросу предоставления преференций НКО эксперты в большей степени выделяют положительный опыт предоставления имущественной поддержки, однако существуют проблемы в получении имущественной поддержки в Пермском крае, что подчеркивают и другие эксперты.
На вопрос о том, в чем отличие законодательно закрепленных мер поддержки в Пермском крае и других регионах, эксперты отмечали чаще всего тот факт, что в Пермском крае НКО получают большое количество субсидий, в т.ч. из федерального бюджета.
Эксперты выделили следующие недостатки в законодательстве Пермского края о предоставлении государственной и муниципальной поддержки НКО:
1) административно-управленческие проблемы,
2) реализация мер поддержки на практике.
Экспертами также был дан ряд рекомендаций о возможности корректировок недостатков законодательства Пермского края о предоставлении государственной и муниципальной поддержки НКО, которые касаются реального участия НКО в разработке законов, конкретизации положений законов о поддержке НКО, конкретизации мер поддержки, механизмов работы и взаимодействия с НКО на всех уровнях, устранить неравенство по отношению к некоторым НКО, учитывать мнение и практики работы НКО.
5. Заключение, рекомендации
В числе положительной практики стоит отметить тенденцию по изменению системы региональных мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в Пермском крае ведется работа по созданию Фонда грантов губернатора Пермского края. Уполномоченным по правам человека были направлены предложения по обеспечению прозрачности и открытости процедур формирования органов управления Фонда, а также направлений его деятельности.
В числе положительных изменений также стоит отметить изменение формата подачи заявок на краевой конкурс социальных и гражданских инициатив, предусматривающий возможность предварительной проверки на соответствие формальным признакам.
Кроме этого, департаментом общественных проектов Администрации губернатора Пермского края ведется мониторинг муниципальных мер поддержки некоммерческих организаций, что в свою очередь стимулирует органы местного самоуправления на развитие системы поддержки некоммерческих организаций на территории муниципальных образований.
При этом в результате проведенного анализа существующих мер государственной поддержки НКО, а также по результатам экспертного опроса Уполномоченный по правам человека выделяет следующие проблемные вопросы, требующие решения:
1) неравный доступ к распределяемым бюджетным средствам и отсутствие поддержки правозащитных НКО. За последние годы в Пермском крае были вынуждены ликвидироваться старейшие правозащитные организации (Пермская гражданская палата, молодежный "Мемориал", Пермский региональный правозащитный центр);
2) неравномерность оказываемой поддержки НКО в муниципалитетах Пермского края;
3) доступ к помещениям, находящимся в муниципальной собственности;
4) необходимость предоставления двойной отчетности некоммерческими организациями, осуществляющими благотворительную деятельность, и привлечение к административной ответственности в связи несвоевременным предоставлением отчета в силу требований статьи 19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
5) неравномерность представленности некоммерческих организаций в территориях Пермского края и городе Перми;
6) непрозрачность экспертизы проектов, поданных на краевой конкурс социальных и гражданских инициатив, а также компетенция и профессионализм привлекаемых к оценке проектов экспертов. Примером могут служить проекты, не получившие поддержку на краевом уровне, но ставшие победителями конкурса Фонда президентских грантов;
7) Общественная Палата Пермского края, к сожалению, не вполне состоялась как коммуникативная площадка для некоммерческого сектора и институтов гражданского общества, в то время когда краевой закон "Об Общественной Палате Пермского края" основную миссию Общественной Палаты определяет как согласование общественных интересов граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций;
8) остается неясной деятельность краевого ресурсного центра для НКО, а также отсутствует его портал в сети Интернет;
9) не используется в полной мере потенциал НКО, которые являются федеральными ресурсными центрами (Центр "ГРАНИ", "Вектор");
10) отсутствует система методической поддержки по регулярному консультированию НКО.
Принимая во внимание вопросы, требующие решения, Уполномоченный по правам человека рекомендует:
1. С целью предупреждения создания дополнительных препятствий для осуществления деятельности некоммерческими организациями, осуществляющими благотворительную деятельность:
- Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность исключения из федерального законодательства двойного требования о предоставлении некоммерческими организациями избыточной отчетности;
- Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю проводить регулярную информационную работу для некоммерческих организаций.
2. Законодательному Собранию Пермского края:
- внести изменения в Устав Пермского края, дополнив статью 23 пунктом следующего содержания:
"Правительство Пермского края в области взаимодействия с институтами гражданского общества принимает (осуществляет) меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности".
3. Правительству Пермского края:
- учредить Фонд грантов губернатора Пермского края;
4. Администрации губернатора Пермского края:
- в краевом конкурсе социальных и гражданских инициатив выделить отдельную номинацию "Бюджетная и финансовая грамотность" с отдельным финансированием из бюджета Пермского края на поддержку проектов, направленных на развитие финансовой грамотности.
5. Общественной Палате Пермского края:
- активизировать деятельность в качестве коммуникативной площадки для общественных объединений и некоммерческих организаций, а также ресурса поддержки и развития гражданского общества в крае.
6. Органам местного самоуправления Пермского края:
- обратить внимание на возможность расширения мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и вести работу по разработке и принятию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также по проведению конкурсов социальных и гражданских инициатив;
- актуализировать нормативно-правовые акты в части информации о конкурсных процедурах, о процедуре подачи и рассмотрения заявок, условиях расторжения договора аренды;
- рассмотреть вопрос о возможности увеличения льгот, предоставляемых НКО, а также расширить список НКО, которые могут получать поддержку;
- рассмотреть возможности изменения механизма предоставления помещений, находящихся в муниципальной собственности, организациям, оказывающим социальные услуги;
- конкретизировать сроки предоставления аренды и уменьшить срок осуществления деятельности НКО для возможности получения поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Специальный Доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае "О мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае"
Текст доклада опубликован не был