Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 декабря 2021 г. по делу N 3а-320/2021
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 г. N 66а-341/2022 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-320/2021 по административному исковому заявлению ООО "Рыбный порт" о признании недействующими пунктов 5374, 5375, 5376 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 128-п от 29 декабря 2020 г, установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (Приложение) (далее - Перечень), указанный приказ опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 11 января 2021 г, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 января 2021 г.
В пункте 5374 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое здание по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., принадлежащее на праве собственности ООО "Рыбный порт".
В пункте 5375 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое здание по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., принадлежащее на праве собственности ООО "Рыбный порт".
В пункте 5376 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое помещение, расположенное в нежилом здании с кадастровым номером: N.., по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, имеющее кадастровый номер: N.., принадлежащее на праве собственности ООО "Рыбный порт".
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункты 5374, 5375, 5376 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", поскольку указанные в данных пунктах и принадлежащие административному истцу нежилые здания и нежилое помещение не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административный иск мотивирован тем, что объект недвижимости (нежилое здание), принадлежащий ООО "Рыбный порт", расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - административное (управленческое), расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады.
Объект недвижимости (нежилое здание), принадлежащий ООО "Рыбный порт", расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., имеет назначение - нежилое, расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов. Указанный объект недвижимости состоит из следующих нежилых помещений: помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение N... кадастровый номер N N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное.
В здании по адресу: "адрес" (пункт Перечня 5374) располагаются сотрудники инженерной службы, грузовой группы, а также администрация порта, обеспечивающие производственный процесс ООО "Рыбный порт".
Нежилое помещение N... включено в оспариваемый Перечень дважды: в составе пункта Перечня N 5375, а также в качестве самостоятельного объекта в пункте Перечня N 5376. В здании по адресу: "адрес" (пункт Перечня N 5375) безвозмездно без заключения какого-либо договора располагаются сотрудники 5 Отдела пограничного контроля по Санкт-Петербургу. При этом административный истец является производственной организацией, осуществляющей деятельность по складированию и хранению, а также транспортной обработке грузов, не осуществляет деятельность по размещению офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Названные объекты недвижимого имущества используются только в целях обеспечения деятельности порта по перевалке и хранению поступающих через государственную таможенную границу Российской Федерации грузов, следовательно, нежилые здания и нежилое помещение не относятся к объектам налогообложения, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций". Указал также на то, что указанные объекты недвижимости располагаются на территории, которая носит закрытый режимный характер, находится в границах пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, где действует пограничный режим, проход через которую возможен только при наличии соответствующего пропуска, оформленного в установленном порядке и согласованного в Пограничном управлении ФСБ России.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика, Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что нежилые здания и помещение имеют признаки объекта недвижимого имущества, в отношении которого определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представил отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым административный иск удовлетворить, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом субъекту Российской Федерации в силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлено право установления особенностей определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменения порядка налогообложения, установленного законом.
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Правительством Санкт-Петербурга 23 марта 2016 года принято постановление N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", пунктами 1 и 2 которого решено создать Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга (далее - Госинспекция по недвижимости) и утвердить Положение о ней (далее - Положение).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N 304 Госинспекция по недвижимости с 3 июля 2017 года переименована в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Подпунктом 3.7 названного Положения установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга является уполномоченным органом по определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно свидетельствам о регистрации права, выпискам из ЕГРН следует, что объект недвижимости (нежилое здание), принадлежащий ООО "Рыбный порт", расположенный по адресу: "адрес" общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., имеет назначение - нежилое, наименование - административно-бытовой корпус, вид разрешенного использования отсутствует, расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения складских помещений.
Объект недвижимости (нежилое здание), принадлежащий ООО "Рыбный порт", расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "..." кв. м, кадастровый номер: N.., имеет назначение - нежилое, наименование - ОГМ, цех орудий лова, административно-бытовой корпус, АБК2, АБК3, вид разрешенного использования отсутствует, расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов. Указанный объект недвижимости состоит из нежилых помещений, в том числе: помещение N.., кадастровый номер N... общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования отсутствует; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования отсутствует; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования отсутствует; помещение N... кадастровый номер N... общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования отсутствует; помещение N.., кадастровый номер N.., общей площадью "..." кв. м, имеет назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, вид разрешенного использования отсутствует.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 г. и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющим критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом), отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой же статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 23 июня 2015 года N 1259-О, сводится к тому, что указанные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В качестве основного критерия для названных целей законодатель определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
Как следует из материалов дела земельный участок, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером N.., имеет вид разрешенного использования: для размещения складских помещений, категория земель: земли населенных пунктов.
Земельный участок, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером N... и нежилое помещение с кадастровым номером N... имеет вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, категория земель: земли населенных пунктов.
В материалы дела не представлено сведений об изменении приведенного вида разрешенного использования данных земельных участков, в том числе на дату проведения обследования и дату утверждения Перечня.
Как указал представитель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании, нежилые здания и нежилое помещение включены в Перечень исходя из вида их фактического использования.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 г. N 737 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (пункт 3 Порядка).
Указанные полномочия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга содержатся и в пункте 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 г. N 207.
Согласно пункту 6 Порядка вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им Порядком.
Данный Порядок утвержден распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 г. N 7-р.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением, в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения).
В рамках реализации указанных полномочий административным ответчиком издан приказ от 6 марта 2020 года N 20-п "Об организации работы по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 года".
На основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 18 марта 2020 года N 24-п "О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга в 2020 году" проведено обследование указанных объектов недвижимости, по результатам которого составлены акты от "дата" N.., N.., N...
Актом обследования N... от "дата" установлено, что объект с кадастровым номером: N... представляет собой помещение, общей площадью "..." кв. м, назначение объекта: помещение (нежилое помещение), земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии с ЕГРН (РГИС) имеет вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта.
К акту приложены фотоматериалы, копии поэтажных планов, при этом какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей нежилого помещения, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения не приведено.
В дополнительной информации к акту указано, что на объекте располагаются офисы Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФСБ), доступ на которые не обеспечен.
Актом обследования N N... от "дата" установлено, что объект с кадастровым номером: N... представляет собой здание, общей площадью "..." кв. м, назначение объекта: здание (нежилое здание, административно-бытовой корпус N...), земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии с ЕГРН (РГИС) имеет вид разрешенного использования: для размещения складских помещений; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, размещения объектов общественного питания, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта.
К акту приложены фотоматериалы, какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей здания, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения, объектов общественного питания не приведено.
В дополнительной информации к акту указано, что на объекте располагаются офисы и столовая, доступ на которые обеспечен.
Актом обследования N... от "дата" установлено, что объект с кадастровым номером: N... представляет собой здание, общей площадью 6381, 8 кв. м, назначение объекта: здание (нежилое здание, ОГМ, цех орудий лова, административно-бытовой корпус, АБК2, АБК3), земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии с ЕГРН (РГИС) имеет вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, складское назначение и иное - ремзона, неиспользуемые помещения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта.
К акту приложены фотоматериалы, копии поэтажных планов, при этом какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей нежилого здания, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения, складского назначения и иного - ремзона, неиспользуемые помещения, не приведено.
В дополнительной информации к акту указано, что объект расположен на закрытой территории. На объекте располагаются офисы Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФСБ), доступ в которые не обеспечен, ремонтная зона для транспорта собственника объекта, а также склады, часть объекта не используется.
Расположение вышеназванных объектов недвижимости на земельных участках с видом разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, для размещения складских помещений, не позволяет сделать однозначный вывод, что названные виды предусматривают размещение на этих земельных участках офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Также суд не усматривает оснований для признания названных объектов недвижимости объектами налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости, и на основании сведений, содержащихся в технической документации на спорные здания и нежилое помещение. Из представленных административным истцом документов не следует, что в зданиях и нежилом помещении имеются помещения, однозначно предназначенные для осуществления деятельности, связанной с размещением офисов, делового и административного назначения.
Представленные административным ответчиком акты обследования от "дата" и содержащие выводы о том, что более 20% площадей объектов недвижимости используются для размещения офисов, делового и административного назначения, объектов общественного питания, не подтверждает фактическое использование указанных объектов недвижимости не менее 20% их площадей для размещения таких объектов.
Приложенные к актам фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям в здании, не отражают их фактическое использование в качестве объектов для размещения офисов, делового и административного назначения, что не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов. Расчеты используемой площади объектов недвижимости для размещения офисов, делового и административного назначения, объекта общественного питания к актам не приложены.
Из объяснений представителя административного истца следует, что здание, включенное в Перечень под N 5374, является частью единого производственного комплекса порта, в данном здании расположены его различные службы, кабинеты сотрудников, на фотографиях, приложенных к актам обследования отображены помещение делопроизводителя и помещение отдела кадров, указанное здание не используется административным истцом в коммерческих целях, имеет закрытый режимно-пропускной доступ. Помещение столовой используется для питания сотрудников порта, поскольку работа в порту посменная и осуществляется круглосуточно, то питание сотрудников в столовой является неотъемлемым элементом производственного процесса. Здание, включенное в Перечень под N 5375, используется административным истцом для производства, на фотографиях, приложенных к акту обследования, отображены производственные помещения, а также раздевалка докеров (фото N...). Нежилое помещение (пункт Перечня N 5376) используется на безвозмездной основе службами Пограничного управления по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ФСБ). Какие-либо помещения в указанных объектах недвижимости административный истец в аренду под офисы третьим лицам, для размещения торговых объектов и т.д. не сдает, все помещения данных объектов недвижимости используются только для собственной производственной деятельности.
Административный ответчик полагал обоснованным включение названных объектов недвижимости в Перечень в связи с установлением факта осуществления на более чем 20% его площадей деятельности по размещению офисов, делового и административного назначения, объекта общественного питания, ссылаясь на то, что фактически данные объекты используются для размещения офисных помещений и то обстоятельство какие именно службы его занимают и вовлечены ли они в производственный процесс, не имеет правового значения.
Оценивая указанные доводы, суд полагает их ошибочными по следующим основаниям.
Из представленных административным истцом документов следует, что указанные здания и нежилое помещение функционально неотделимы от единого производственного комплекса предприятия и входит в его состав в качестве мест размещения сотрудников, вспомогательных помещений, а также для размещения помещений, занятыми службами Пограничного управления по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ФСБ).
В результате к общей площади "офисных" помещений отнесены кабинеты сотрудников, обеспечивающих функционирование всего производственного комплекса, то есть управленческие, финансово-экономические подразделения, отдел кадров и другие отделы и службы предприятия, что не позволяет квалифицировать объекты как используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, при этом указанные объекты недвижимости в целом составляет инфраструктуру предприятия, а его помещения (кабинеты, раздевалка) входят в состав объектов единого производственного комплекса вспомогательного назначения и направлены на обеспечение производственной деятельности ООО "Рыбный порт". Помещение столовой для сотрудников предприятия располагается за проходной, то есть исключается посещение объекта питания посторонними лицами.
Доказательств того, что столовая функционально отделима от производственного комплекса предприятия, обеспечивает не только потребности сотрудников предприятия, но и иных лиц, в связи с чем данное помещение может быть признано объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и, соответственно, в качестве помещения, которое может быть учтено при определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административным ответчиком не представлено.
Административным ответчиком также не представлены доказательства того, что спорные здания и нежилые помещения фактически используются в качестве размещения офисов, опосредованно не используемых в производственной деятельности ООО "Рыбный порт". Из представленных актов обследования невозможно установить площадь помещений, которые административный ответчик относит к офисам делового и административного назначения, объекта общественного питания, а также нельзя установить процентное соотношение такой площади от общей площади спорных объектов недвижимости.
Приложенные к актам обследования фотоматериалы не несут какой-либо информации о фактическом использовании зданий, нежилых помещений, не отражают нахождение в объектах недвижимости организаций, которые фактически используют их для собственной коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности порта и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Таким образом, суд не может признать предоставленные административным ответчиком акты обследования достоверным доказательством того, что объекты недвижимости отвечают условиям, позволяющим включить их в Перечень, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов помещений в зданиях в целях размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
Заслуживают также внимания доводы административного истца о том, что объекты недвижимости предприятия имеют пропускной режим сотрудников на предприятие, связаны, в том числе, с обеспечением деятельности Пограничной службы Санкт-Петербурга (ФСБ), что исключает свободный доступ посторонних лиц на данные объекты недвижимости.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания зданий и нежилого помещения объектами, налоговая база на которые исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, в материалы дела не представлено.
По общему правилу, обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, что на дату утверждения Перечня нежилые помещения зданий использовались для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в части пунктов 5374, 5375, 5376 Перечня, являющегося Приложением к Порядку определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Доводы письменных возражений административного ответчика о том, что административный истец не представлял в Комитет в установленный срок в 2020 году возражения на решение о включении объектов недвижимости в оспариваемый Перечень, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не исключает возможность оспаривания административным истцом названного Перечня в судебном порядке.
При таких обстоятельствах имеются достаточные правовые основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы.
При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Удовлетворить административные исковые требования ООО "Рыбный порт"
Признать недействующими со дня принятия пункты N 5374, 5375, 5376 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 128-п от 29 декабря 2020 г.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО "Рыбный порт" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 декабря 2021 г. по делу N 3а-320/2021
Текст решения опубликован не был