Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
утверждено
постановлением администрации
Черемховского районного
муниципального образования
от 15.10.2021 N 491-п
Положение
о муниципальной системе оповещения и информирования населения Черемховского районного муниципального образования
I. Общие положения и основные понятия
1. Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Черемховского районного муниципального образования (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" и совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Черемховского районного муниципального образования, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
5. Системы оповещения создаются администрацией Черемховского районного муниципального образования, администрацией городского и сельских поселений, организациями эксплуатирующими потенциально опасные объекты I и II степени опасности.
Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Черемховского района.
6. Системы оповещения населения Черемховского районного муниципального образования всех уровней, технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматизированном режиме.
Сопряжение муниципальной системы оповещения Черемховского района с региональной системой оповещения обеспечивается администрацией Черемховского района.
Сопряжение объектовой системы оповещения с муниципальной обеспечивается организациями.
7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией Черемховского районного муниципального образования, администрациями городского и сельских поселений, организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365.
На муниципальную систему оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемые образцы которого приведены в приложении N 2 вышеназванного совместного приказа.
II. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения
9. Муниципальная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
С целью максимального сокращения времени, затрачиваемого на передачу сигналов оповещения создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения, на которую подключаются (сопрягаются) оконечные устройства технических средств оповещения установленных в населенных пунктах и организациях.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М с пунктом управления, расположенным в ЕДДС Черемховского района. Кроме того, при оповещении населения района задействуется многоканальная система автоматизированного оповещения абонентов по каналам связи и сетям передачи данных на базе аппаратуры "Рупор", привлекаются главы городского и сельских поселений путем включения сиренно-речевые установки, используются мобильные (ручные) средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб проведения подворных обходов, размещения информации в сети Интернет и социальных сетях и иными средствами оповещения и информирования.
10. В состав муниципальной системы оповещения населения входят:
- расположенные на территории Черемховского района сегменты региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области;
- местная система оповещения населения;
-комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации, независимо от форм собственности организаций, расположенных на территории района;
- мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
11. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Черемховского районного муниципального образования.
12. Пунктом управления, с которого обеспечивается управление муниципальной системой оповещения является пункт размещения дежурной смены ЕДДС Черемховского района.
III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения
13. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается соответственно:
Мэром Черемховского района либо лицом, исполняющим его обязанности;
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
15. Задействование систем оповещения населения осуществляют:
- муниципальной системы оповещения - дежурная смена (оперативный дежурный) ЕДДС Черемховского района;
- локальной системой оповещения - дежурно диспетчерская служба организаций.
16. Оповещение органов управления, сил территориального звена РСЧС и населения осуществляется по утвержденной схеме (Приложение N 2).
17. Информирование населения по сети Интернет производится путем размещения на официальном сайте администрации Черемховского района информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также информации по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
18. Оповещение и информирование населения при отсутствии иных возможностей производится посредством мобильных (ручных) громкоговорителей, доведением информации до должностных и привлекаемых к оповещению лиц по телефонной сети связи общего пользования, подворового обхода, размещением информации в сети Интернет, социальных сетей и другими способами.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориального звена РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основным режимом функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный режим.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Получение и доведение сигналов:
- оперативный дежурный ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до мэра администрации Черемховского района, глав городского и сельских поселений, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации;
- главы поселений доводят сигналы оповещения или экстренную информацию до населения посредством включения электро сирен, если не сработали или отсутствует автоматическое сопряжение оконечных устройств с аппаратурой П166-М, проводят подворовые обходы;
- руководителям организаций доводят сигналы и или# экстренное информацию до сотрудников (работников) самостоятельно.
21. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренной информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориального звена РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления территориального звена РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
22. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, сети связи операторов связи;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
23. Рассмотрение вопроса об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Черемховского района.
24. Администрация Черемховского района, главы городского и сельских поселений и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления территориального звена РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
25. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется самостоятельно в границах администраций городского и сельских поселений и организаций находящиеся на территории Черемховского районного муниципального образования.
26. В целях обеспечения готовности системы оповещения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.