Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
утверждено
постановлением администрации
Черемховского районного
муниципального образования
от 15.10.2021 N 491-п
Положение
о муниципальной системе оповещения и информирования населения Черемховского районного муниципального образования
I. Общие положения и основные понятия
1. Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Черемховского районного муниципального образования (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" и совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Черемховского районного муниципального образования, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
5. Системы оповещения создаются администрацией Черемховского районного муниципального образования, администрацией городского и сельских поселений, организациями эксплуатирующими потенциально опасные объекты I и II степени опасности.
Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Черемховского района.
6. Системы оповещения населения Черемховского районного муниципального образования всех уровней, технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматизированном режиме.
Сопряжение муниципальной системы оповещения Черемховского района с региональной системой оповещения обеспечивается администрацией Черемховского района.
Сопряжение объектовой системы оповещения с муниципальной обеспечивается организациями.
7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией Черемховского районного муниципального образования, администрациями городского и сельских поселений, организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365.
На муниципальную систему оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемые образцы которого приведены в приложении N 2 вышеназванного совместного приказа.
II. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения
9. Муниципальная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
С целью максимального сокращения времени, затрачиваемого на передачу сигналов оповещения создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения, на которую подключаются (сопрягаются) оконечные устройства технических средств оповещения установленных в населенных пунктах и организациях.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М с пунктом управления, расположенным в ЕДДС Черемховского района. Кроме того, при оповещении населения района задействуется многоканальная система автоматизированного оповещения абонентов по каналам связи и сетям передачи данных на базе аппаратуры "Рупор", привлекаются главы городского и сельских поселений путем включения сиренно-речевые установки, используются мобильные (ручные) средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб проведения подворных обходов, размещения информации в сети Интернет и социальных сетях и иными средствами оповещения и информирования.
10. В состав муниципальной системы оповещения населения входят:
- расположенные на территории Черемховского района сегменты региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области;
- местная система оповещения населения;
-комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации, независимо от форм собственности организаций, расположенных на территории района;
- мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
11. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Черемховского районного муниципального образования.
12. Пунктом управления, с которого обеспечивается управление муниципальной системой оповещения является пункт размещения дежурной смены ЕДДС Черемховского района.
III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения
13. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается соответственно:
Мэром Черемховского района либо лицом, исполняющим его обязанности;
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
15. Задействование систем оповещения населения осуществляют:
- муниципальной системы оповещения - дежурная смена (оперативный дежурный) ЕДДС Черемховского района;
- локальной системой оповещения - дежурно диспетчерская служба организаций.
16. Оповещение органов управления, сил территориального звена РСЧС и населения осуществляется по утвержденной схеме (Приложение N 2).
17. Информирование населения по сети Интернет производится путем размещения на официальном сайте администрации Черемховского района информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также информации по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
18. Оповещение и информирование населения при отсутствии иных возможностей производится посредством мобильных (ручных) громкоговорителей, доведением информации до должностных и привлекаемых к оповещению лиц по телефонной сети связи общего пользования, подворового обхода, размещением информации в сети Интернет, социальных сетей и другими способами.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориального звена РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основным режимом функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный режим.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Черемховского района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Получение и доведение сигналов:
- оперативный дежурный ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до мэра администрации Черемховского района, глав городского и сельских поселений, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации;
- главы поселений доводят сигналы оповещения или экстренную информацию до населения посредством включения электро сирен, если не сработали или отсутствует автоматическое сопряжение оконечных устройств с аппаратурой П166-М, проводят подворовые обходы;
- руководителям организаций доводят сигналы и или# экстренное информацию до сотрудников (работников) самостоятельно.
21. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренной информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориального звена РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления территориального звена РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
22. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, сети связи операторов связи;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
23. Рассмотрение вопроса об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Черемховского района.
24. Администрация Черемховского района, главы городского и сельских поселений и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления территориального звена РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
25. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется самостоятельно в границах администраций городского и сельских поселений и организаций находящиеся на территории Черемховского районного муниципального образования.
26. В целях обеспечения готовности системы оповещения населения в различных режимах функционирования ТП РСЧС основными мероприятиями являются:
26.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций (режим повседневной деятельности):
- поддержание систем оповещения в состоянии постоянной готовности к задействованию, с этой целью периодически проводятся технические проверки готовности к работе систем оповещения;
- проведение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, совершенствованию и развитию систем оповещения населения.
26.2. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (режим повышенной готовности):
усиление состава дежурных служб;
проверка готовности средств оповещения к экстренному задействованию и устранение выявленных недостатков;
подготовка к работе сетей связи и мобильных средств оповещения.
26.3. При возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации (режим чрезвычайной ситуации):
задействование систем оповещения населения;
задействование мобильных средств оповещения в зонах чрезвычайных ситуаций;
проверка состояния технических средств оповещения населения и проведение работ по восстановлению их работоспособности.
27. Система оповещения создаётся и совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживается в постоянной готовности к использованию.
Директор МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Черемховского района":
- организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных ЕДДС по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время;
- планирует и организует совместно с организациями связи и радиовещания проверки аппаратуры оповещения;
- разрабатывает план-графики технических проверок и технического обслуживания;
- разрабатывает порядок взаимодействия дежурных служб при передаче сигналов оповещения и информации;
- совместно с администрациями городского и сельских поселений модернизирует и совершенствует систему оповещения в населенных пунктах Черемховского района.
28. Организации связи и радиовещания на территории Черемховского района обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, каналов и линий связи используемых в муниципальной системе оповещения.
29. Организации, администрации городского и сельских поселений осуществляющих свою деятельность на территории Черемховского района и привлекаемые к обеспечению оповещения населения:
предоставляют администрации Черемховского района адреса размещения технических средств оповещения населения;
- главы городского и сельских поселений заключают договора ответственного хранения при установке технических средств оповещения на объекты не находящиеся в муниципальной собственности;
- осуществляют в установленном порядке распространение экстренной информации путем использования имеющихся (у организаций) технических устройств оповещения населения.
30. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности системы оповещения проводятся МКУ "ЕДДС Черемховского района", совместно с главами поселений и организациями два раза в год. В состав комиссии проверки системы оповещения включаются представители постоянно действующих органов управления территориального звена РСЧС и органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня, а также операторов связи, организаций, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365, а также положений о региональной системе оповещения населения и настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
31. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Резерв создается за счет средств выделяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок использования данных средств определяется мэром Черемховского района либо председателем КЧС и ПБ района. Местом хранения резерва средств является помещение оперативного зала ЕДДС района, администрации поселений, организации. Проверка технического состояния резерва технических средств оповещения проводится начальником отдела по делам ГО и ЧС, главами поселений и руководителями организаций не реже одного раза в полугодие.
32. Требования, предусмотренные Положением о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года N 578/365, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
33. В целях поддержания муниципальной системы оповещения в состоянии постоянной готовности осуществляется ее техническое обслуживание. Работы по техническому обслуживанию системы оповещения проводятся специализированными организациями на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.
IV. Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
39. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производится:
- на уровне района - за счет средств бюджета Черемховского районного муниципального образования;
- на уровне поселений - за счет средств бюджетов муниципальных образований городского и сельских поселений;
- на объектовом уровне - за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.