Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета Колосовского
муниципального района Омской области
от 21.02.2022 N 186
Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Колосовского муниципального района Омской области
1. Общее положения
1.1 Настоящее Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Колосовского муниципального района Омской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
1.2. Настоящее Положение разработано для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Колосовского муниципального района Омской области (далее - нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
- антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
- коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- правоприменитель - орган местного самоуправления Колосовского муниципального района Омской области, должностное лицо органа местного самоуправления Колосовского муниципального района Омской области, муниципальные служащие.
2. Коррупциогенные факторы, принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.3. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативных правовых актов и их проектов во взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
3.1. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза проводится лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы в Администрации Колосовского муниципального района Омской области.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативные правовые акты и их проекты анализируются на предмет наличия или отсутствия в них коррупционных факторов, указанных в разделе 2 настоящего Положения.
3.3. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов.
3.4. Процедура направления для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы в Администрации Колосовского муниципального района Омской области:
- проекты нормативно правовых актов направляются лицу уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы не позднее 7 дней до утверждения нормативного правового акта;
- нормативные правовые акты, в которых в ходе проведения мониторинга выявлены коррупциогенные факторы, направляются лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы в течении одного рабочего дня с момента выявления этих факторов.
3.5. Срок проведения антикоррупционной экспертизы:
- нормативных правовых актов - 10 дней;
- проектов нормативных правовых актов - 5 дней.
3.6. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления составляется заключение (приложение N 1) к настоящему Положению).
3.7. Проекты нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, подлежат доработке и повторной антикоррупционной экспертизе.
3.8. В случае возникновения разногласий, возникающих при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, автор проекта правового акта подготавливает лист разногласий.
Заключение и лист разногласий прикладываются к проекту правового акта в напечатанном виде.
3.9. Повторная антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится в соответствии с настоящим Положением.
4. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
4.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой в порядке, установленном Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 96.
4.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы Администрации Колосовского муниципального района Омской области, передают эти проекты ответственному лицу за размещение информации и заполнение сайта района для размещения этих проектов на сайте http://kolos.omskportal.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
4.3. Финансирование расходов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется ее инициатором за счет собственных средств.
4.4. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, направляется в орган местного самоуправления по почте, в виде электронного документа по электронной почте или иным способом.
4.5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, которому оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.