Решение Алтайского краевого суда от 24 ноября 2014 г. N 3-88/2014
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации о признании противоречащими закону и недействующими пункта 3 статьи 1, статьи 7, пункта 2 статьи 8, части 2 статьи 11 Закона Алтайского края от 3 апреля 2014 года N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" (в редакции закона Алтайского края от 3 октября 2014 года N 75-ЗС) со дня вступления решения суда в законную силу, установил:
прокурор Алтайского края обратился с указанным заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.
Законом Алтайского края от 03.04.2014 г. N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", действующим в редакции закона от 03.10.2014 г. N 75-ЗС, установлены дополнительные гарантии инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности. Осуществляя в пределах своей компетенции нормативное регулирование в данной сфере, законодательный орган края обязан руководствоваться теми понятиями, основами и принципами, которые заложены в федеральном законодательстве, в том числе в Федеральном законе от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Законе РСФСР от 26.06.1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
Вопреки этому в п.п. 3 ст. 1 закона края приведено понятие "инвесторы", отличное по своему содержанию от понятия, предусмотренного п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1.
Так, в силу п.п. 3, 4 ст. 1 Закона края инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края и обеспечивающие их целевое использование.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
В то же время, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (п. 1). Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Из приведенных норм следует, что понятие "инвестор", предусмотренное федеральным законодательством, включает в себя в том числе круг лиц (юридические лица, физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, государства и международные организации, иностранные субъекты предпринимательской деятельности), которые могут быть инвесторами. Указанное положение не нашло своего отражения в п.п. 3 ст. 1 Закона края.
Кроме того, п.п. 3 ст. 1 Закона края не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку не устанавливает круг субъектов регулируемых отношений (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и др.), в этой связи может повлечь нарушение прав участников гражданского оборота.
Не согласуется со ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ ст. 7 Закона края, которой по-иному регламентированы права инвесторов.
Данная норма Закона края сформулирована по аналогии со ст. 5 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 без учета того, что в силу ст. 21 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ указанный Закон РСФСР подлежит применению лишь в части, не противоречащей Федеральному закону.
Так, ст. 7 Закона края содержит исчерпывающий перечень прав инвесторов, тогда как определенный ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ перечень таких прав является открытым, устанавливает возможность осуществления инвесторами и других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ст. 7 Закона края необоснованно сокращен объем прав инвесторов, несмотря на то, что федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по определению перечня прав инвесторов не наделены.
Кроме того, в соответствии с п.п. 2 ст. 7 Закона края инвестор самостоятельно по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.
Данная норма Закона края противоречит абз. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, в соответствии с которой инвесторы имеют равные права на заключение любых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с любыми субъектами инвестиционной деятельности.
Пунктом 3 ст. 7 Закона края установлено право инвесторов, не являющихся пользователями объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
Между тем, абз. 6 ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ предусмотрено право инвесторов на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, независимо от того является инвестор пользователем объекта инвестиционной деятельности или нет.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона края субъекты инвестиционной деятельности обязаны исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации и Алтайского края.
Вместе с тем ст. 7 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ обязывает субъектов инвестиционной деятельности исполнять требования государственных органов и их должностных лиц, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, п. 3 которой предусмотрена возможность государственного регулирования этой деятельности с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом федеральным законодательством органы государственной власти не наделены правом на определение форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Вопреки указанной норме Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, п. 2 ст. 11 Закона края закреплено, что на территории Алтайского края могут быть использованы иные формы регулирования инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
В возражениях относительно заявления Алтайское краевое Законодательное Собрание указывает на соответствие оспариваемых положений закона края федеральному законодательству.
Выслушав пояснения прокурора Ф.Ю.Н., представителя заинтересованного лица Ф.Е.А., оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в части в силу следующего.
В целях развития инвестиционной деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования для инвесторов на территории Алтайского края, установления дополнительных гарантий инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Алтайского края принят закон Алтайского края от 03.04.2014 г. N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", действующий в редакции закона Алтайского края от 03.10.2014 г. N 75-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
Закон принят постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31.03.2014 г. N 200, официально опубликован в газете "Алтайская правда" от 09.04.2014 г. N 88, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 14.04.2014 г., номер государственной регистрации ru22000201400269.
Закон Алтайского края от 03.10.2014 г. N 75-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" принят постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29.09.2014 г. N 593, официально опубликован в газете "Алтайская правда" от11.10.2014 г. N 216, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 17.10.2014 г., номер государственной регистрации ru22000201400983.
Закон Алтайского края от 03.04.2014 г. N 21-ЗС, закон Алтайского края от 03.10.2014 г. N 75-ЗС приняты в двух чтениях на заседаниях сессии законодательного органа большинством голосов депутатов, что следует из предоставленных копий протоколов голосования и соответствует порядку, установленному пунктами 1 и 5 статьи 74 Устава (Основного Закона) Алтайского края, п. 2 ст. 18, ст. 22 закона Алтайского края от 08.05.2001 г. N 22-ЗС "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", ст. ст. 45, 46 Регламента Алтайского краевого Законодательного собрания, принятого постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 09.01.2001 г. N 7, ст. ст. 26, 33 закона Алтайского края от 09.11.2006 г. N 122-ЗС "О правотворческой деятельности". Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено.
Прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации, полагает, что закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" в оспариваемой части не соответствует Закону РСФСР от 26.06.1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее Закон РСФСР N 1488-1), а также Федеральному закону от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее Федеральный закон N 39-ФЗ) - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем имеет право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Что касается соответствия оспариваемых норм закона Алтайского края нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Таким образом, на уровне Российской Федерации основы инвестиционной деятельности регулируются Законом РСФСР N 1488-1 и Федеральным законом N 39-ФЗ. Последний является специальным законом по отношению к Закону РСФСР N 1488-1, поскольку регулирует основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом в силу ст. 21 Федерального закона N 39-ФЗ Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" признан утратившими силу в части норм, противоречащих Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Алтайский край в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности вправе принять собственный закон, однако его положения не могут противоречить федеральным законам.
Закон "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" направлен на развитие инвестиционной деятельности, создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов, устанавливает дополнительные гарантии инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Алтайского края, таким образом, регулирует основы инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой в форме капитальных вложений.
Закон Алтайского края состоит из статей, в частности, статья 1 содержит основные понятия, используемые в законе, статья 7 посвящена правам инвесторов, статья 8 - обязанностям субъектов инвестиционной деятельности, статья 11 - формам регулирования инвестиционной деятельности.
Федеральные законы имеют иную структуру, состоящую из глав, при этом и в Законе РСФСР N 1488-1, и в Федеральном законе N 39-ФЗ понятие субъектов инвестиционной деятельности дано в статьях, посвященных субъектам инвестиционной деятельности (статья 2 и статья 4 соответственно); правам инвесторов, обязанностям субъектов инвестиционной деятельности, формам и методам государственного регулирования инвестиционной деятельности посвящены отдельные статьи.
Прокурор в заявлении указывает, что понятие "инвесторы", приведенное в пункте 3 статьи 1 закона Алтайского края (данная позиция поддержана в судебном заседании) отлично по содержанию от понятия, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ и пунктом 3 статьи 2 Закона РСФСР N 1488-1, поскольку не включает в себя круг лиц (юридические лица, физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, государства и международные организации, иностранные субъекты предпринимательской деятельности), которые могут быть инвесторами, в связи с чем не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поэтому может повлечь нарушение прав участников гражданского оборота.
Позиция прокурора основана на неверном толковании норм материального права, в том числе техники изложения нормативного правового акта.
Как следует из статьи 1 закона Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" пункт 3 дает понятие субъектов инвестиционной деятельности, которыми являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Понятие субъектов инвестиционной деятельности, как оно дано в законе Алтайского края, соответствует понятию, содержащемуся в пункте 1 статьи 2 Закона РСФСР N 1488-1, а также не противоречит понятию, содержащемуся в пункте 1 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ, которые не указывают круг субъектов инвестиционной деятельности с точки зрения лиц (физические, юридические, иностранные субъекты) и организационно-правовой формы, а также цели создания (коммерческие, некоммерческие, государственные органы, органы местного самоуправления).
Таким образом, пункт 3 статьи 1 закона края понятию "инвесторы" не посвящен. Понятие инвесторы раскрыто в пункте 4 статьи 1 названного закона, который прокурором не оспаривается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 закона края, инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края и обеспечивающие их целевое использование.
Таким образом, понятие инвесторов дано через вложение средств (собственных или привлеченных) в объекты предпринимательской или иной деятельности.
Понятие инвесторов, как оно дано в законе Алтайского края, соответствует понятию, содержащемуся в пункте 3 статьи 2 Закона РСФСР N 1488-1, а также не противоречит понятию, содержащемуся в пункте 2 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ.
При этом, действительно, пункт 3 статьи 2 Закона РСФСР N 1488-1, пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ, помимо самого понятия инвесторов, содержат указание на круг лиц, которые могут выступать в качестве таковых. Между тем, неуказание в законе Алтайского края на круг лиц (юридические лица, физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, государства и международные организации, иностранные субъекты предпринимательской деятельности), которые могут выступать в качестве инвесторов, не свидетельствует о противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, с учетом структуры статьи 1 закона Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", содержащей основные понятия, используемые в законе, в отличие от федеральных законов, включающих понятие инвесторов в статьи, посвященные субъектам инвестиционной деятельности, законодатель субъекта вправе дать понятие инвесторов без указания круга лиц. При этом термины, используемые в нормативном правовом акте Алтайского края, соответствуют по значению терминам, используемым в федеральных законах, закон края в оспариваемой части не противоречит федеральным законам, отвечает критерию определенности и не вызывает неоднозначного толкования, в связи с чем доводы заявления в данной части являются несостоятельными.
Суд также не соглашается с доводами прокурора о том, что статья 7 закона края, посвященная правам инвесторов, в отличие от статьи 6 Федерального закона N 39-ФЗ, содержит исчерпывающий перечень прав инвесторов. Так, статья 7 закона края по своему содержанию соответствует статье 5 Закона РСФСР N 1488-1, в которой перечень прав инвесторов не является закрытым.
Статья 6 Федерального закона N 39-ФЗ, действительно, содержит открытый перечень прав инвесторов, однако об этом свидетельствует не абзац 8 указанной статьи, как это следует из заявления, а отсутствие специальных указаний в тексте статьи на исчерпывающий перечень прав. Между тем, абзац 8 статьи 6 Федерального закона лишь предусматривает осуществление инвестором других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогично в статье 7 закона Алтайского края отсутствует указание, позволяющие сделать вывод о том, что перечень прав, предоставленных инвесторам, является исчерпывающим. Напротив, в части 1 статьи 7 закона указано, что не запрещенное законодательством инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом, что свидетельствует о том, что инвесторы вправе осуществлять и иные права в соответствии с законодательством.
Вместе с тем суд соглашается с доводами прокурора о том, что части 2 и 3 статьи 7 закона Алтайского края не соответствуют федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 7 закона края инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.
В соответствии с частью 3 статьи 7 закона края инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3 и 6 статьи 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторы имеют право на: самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения.
Хотя закон Алтайского края в части 2 и 3 статьи 7 повторяет положения пунктов 2 и 3 статьи 5 Закона РСФСР N 1488-1, однако противоречит названным положениям Федерального закона N 39-ФЗ в части, предписывающей инвесторам привлекать необходимых для инвестиционной деятельности физических и юридических лиц преимущественного на конкурсной основе (часть 2 статьи 7). Гражданский кодекс Российской Федерации, признавая равенство участников регулируемых отношений, не дает предпочтения заключению договоров преимущественно на конкурсной основе, поэтому указание на заключение договоров преимущественно на конкурсной основе ограничивает права инвесторов по сравнению с федеральным регулированием, а в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Часть 3 статьи 7 закона Алтайского края, предусматривающая право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории Российской Федерации, противоречит абзацу 6 статьи 6 Федерального закона N 39-ФЗ. Так, закон края, регулируя инвестиционную деятельность на территории Алтайского края, в том числе осуществляемую в форме капитальных вложений, в той мере, в какой он не предусматривает равные права инвесторов (независимо от того, являются они либо не являются пользователями объектов капитальных вложений) на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, противоречит Федеральному закону N 39-ФЗ.
Доводы представителя Алтайского краевого Законодательного Собрания о том, что оспариваемая норма закона края устанавливает право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, на контроль за их целевым использованием, а норма Федерального закона N 39-ФЗ - право инвестора на контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, то есть предмет правового регулирования является различным; инвестор, являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, обязан использовать их по целевому назначению, поэтому контрольные функции в законе Алтайского края закреплены за инвесторами, не являющимися пользователями объектов инвестиционной деятельности, судом отклоняются в силу изложенного выше.
Согласно пункту 2 статьи 8 закона Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", регламентирующей обязанности субъектов инвестиционной деятельности, субъекты инвестиционной деятельности обязаны исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно статье 7 Федерального закона N 39-ФЗ субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР N 1488-1 субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством СССР, РСФСР и республик в составе РСФСР;
выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.
Таким образом, пункт 2 статьи 8 закона Алтайского края в части слов "и Алтайского края" вступил в противоречие с федеральным законодательством.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что в абзаце втором статьи 7 Федерального закона N 39-ФЗ установлена обязанность субъектов инвестиционной деятельности соблюдать законы субъектов Российской Федерации, в связи с чем статья закона края, обязывающая субъектов инвестиционной деятельности исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Алтайского края, федеральному закону не противоречит, основан на неверном толковании норм права.
Так, осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, о которой речь идет в абзаце 2 статьи 7 Федеральной: закона N 39-ФЗ, и исполнение требований, предъявляемых государственными органами и их должностными лицами, не противоречащих нормам законодательства Российской Федерации, о котором речь идет в абзаце 3 статьи 7 Федерального закона N 39-ФЗ, являются разными по своим предметам и правовым последствиям, в связи с чем неверен вывод о том, что обязанность осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предполагает и обязанность исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Алтайского края.
Федеральный законодатель возложил на субъектов инвестиционной деятельности обязанность осуществлять деятельность, в том числе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, однако не возложил аналогично обязанность по исполнению требований государственных органов субъектов Российской Федерации и их должностных лиц и не передал субъектам Российской Федерации полномочия по правовому регулированию в данной части.
Ссылка представителя на статью 6 Закона РСФСР N 1488-1 вышеизложенного не опровергает.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне урегулирования в статье 10 Закона РСФСР N 1488-1 и статье 11 Федерального закона N 39-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 39-ФЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в пункте 2 статьи 11 названного Закона определены формы и методы регулирования, используемые органами государственной власти, а в пункте 2.1. названной статьи - формы и методы регулирования, используемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 39-ФЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", определяя формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, в части 3 предусматривает, что использование иных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности допускается только по решению Верховных Советов РСФСР и республик в составе РСФСР.
Статья 11 закона Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", устанавливающая формы регулирования, предусматривает в части 2, что государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории Алтайского края может осуществляться с использованием иных форм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно отзыву заинтересованного лица, право субъекта Российской Федерации определять иные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности следует из части 3 статьи 10 Закона РСФСР N 1488-1, с чем согласиться нельзя, поскольку это не усматривается из указанной статьи, в части 3 которой речь идет о решениях республик в составе РСФСР, а также не предусмотрено статьей 11 Федерального закона N 39-ФЗ. Таким образом, часть 2 статьи 11 закона Алтайского края, регулирующего инвестиционную деятельность, осуществляемую в том числе в форме капитальных вложений, в части слов "и Алтайского края" противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного заявление подлежит удовлетворению в части.
Принимая во внимание, что закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 191-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Алтайского края удовлетворить в части. Признать противоречащими закону и недействующими часть 2 статьи 7 в части слов "преимущественно конкурсной", часть 3 статьи 7, пункт 2 статьи 8 в части слов "и Алтайского края", часть 2 статьи 11 в части слов "и Алтайского края" Закона Алтайского края от 3 апреля 2014 года N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" (в редакции закона Алтайского края от 3 октября 2014 года N 75-ЗС) со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части оставить заявление без удовлетворения.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение в окончательной форме принято 1 декабря 2014 года.
Решение вступило в законную силу 29 апреля 2015 года.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 29 апреля 2015 года решение Алтайского краевого суда от 24 ноября 2014 года в части отказа прокурору Алтайского края в удовлетворении заявленных требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 статьи 1, пункта 1, пункта 2 в полном объёме, пунктов 4, 5, 6 и 7 статьи 7 Закона Алтайского края от 3 апреля 2014 года N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" отменить.
Признать в этой части новое решение, которым заявление прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 3 статьи 1, пункт 1, пункт 2 в полном объёме, пункты 4, 5, 6 и 7 статьи 7 Закона Алтайского края от 3 апреля 2014 года N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
В остальной части решение Алтайского краевого суда от 24 ноября 2014 года оставлено без изменения.
Подлинник решения находится в материалах административного дела N 3-88/2014, хранящегося в архиве Алтайского краевого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 24 ноября 2014 г. N 3-88/2014
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании