Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу
Губернатора области
от 29 апреля 2022 г. N 50
Концепция
демографической политики во Владимирской области до 2025 года
Введение
Концепция демографической политики во Владимирской области до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Основной целью Концепции является разработка мер по стабилизации численности населения области и формированию предпосылок к последующему демографическому росту.
Концепция включает анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации во Владимирской области, цели и задачи демографической политики, определяемые администрацией области, а также возможные пути их достижения.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на создание условий для увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости, поддержки семьи, сохранения здоровья, регулирования миграции и иных аспектов демографического развития.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
1. Современная демографическая ситуация во Владимирской области
Состояние демографической ситуации во Владимирской области в целом отражает сложившиеся тенденции демографического развития в Российской Федерации.
Департаментом здравоохранения достигнуто соглашение с органами ЗАГС о проведении регистрации новорожденных в родовспомогательных учреждениях Владимирской области и получении свидетельства о рождении ребенка при выписке из родильного дома, в том числе иногородним жителям.
В 2021 году во Владимирской области родилось 9 780 детей, на 340 детей меньше, чем в 2020 году (10 120 в 2020 г., 11 158 детей в 2019 г.).
Одним из резервов по повышению рождаемости является лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО).
В 2022 году плановое количество объемов на ЭКО составляет 820 за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области. В 2021 году проведено 873 цикла ЭКО, в результате чего родилось 215 детей (в 2020 году выполнено 857 процедур, родилось - 219 детей).
В результате проводимых в области мероприятий достигнуто:
- показатель общей смертности населения, уровень которого составил по итогам 2021 г. -21,5 на 1000 населения;
- показатель умерших от болезней системы кровообращения за 2021 г. - 1006 чел. на 100 тыс. населения;
- показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий за 2021 г. до 14,2 на 100 тыс. населения.
- снижение смертности от туберкулеза за 2021 г. - 1,6 чел. (2020 г. - 1,6 чел.) на 100 тыс. населения;
- показатель смертности от новообразований по итогам 2021 года удалось снизить до 219,6 (2020 г. - 239,0) на 100 тыс. населения.
Поддержка семьи, материнства и детства являются одним из приоритетов социальной политики. Во Владимирской области установлен комплекс мер социальной поддержки семьям с детьми.
Всего насчитывается свыше 18 видов различных пособий и компенсаций в размере от 512 руб. до 11 906 руб., предоставляемых семьям в месяц на ребенка.
Расходы на осуществление социальных выплат семьям с детьми ежегодно увеличиваются. Выплаты пособий и компенсаций производятся своевременно и в полном объеме.
Как правило, меры социальной поддержки предоставляются малоимущим семьям с детьми, за исключением областного материнского (семейного) капитала, единовременной выплаты при рождении второго, третьего (последующего) ребенка, а также двойни (тройни).
Ежегодно размеры установленных выплат индексируются.
С 2019 года в регионе реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках национального проекта "Демография". Задача проекта - минимизировать последствия изменений материального положения граждан в связи с рождением детей, создать благоприятные условия для жизнедеятельности семьи, рождения детей.
Региональный проект разработан на период с 2019 по 2024 годы. Его реализация позволяет предоставить финансовую поддержку семьям в зависимости от очередности рождения ребенка, и, таким образом, создать условия для повышения уровня доходов семей с детьми.
С 2020 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в области введена новая мера социальной поддержки семей с детьми на условиях софинансирования из федерального бюджета - ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, с 2021 года - данная выплата предоставляется в ранжированном размере в зависимости от среднедушевого дохода семьи (50%, 75% или 100% величины прожиточного минимума на ребенка). При определении права на выплату наряду с доходами семьи учитывается также наличие движимого и недвижимого имущества, объективные причины "нулевого дохода" и т.д.
Начиная с 2021 года на территории области государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на условиях софинансирования из федерального бюджета на поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Учреждениями социальной защиты населения оказывается содействие гражданам, имеющим детей, заключившим социальный контракт, в ведении личного подсобного хозяйства, организации индивидуальной трудовой деятельности, поиске работы, профессиональном обучении.
Система социальной поддержки семей с детьми развивается в направлении усиления адресности предоставляемых мер.
Во Владимирской области дошкольным образованием охвачено 66 826 детей, образовательная программа дошкольного образования реализуется в 472 образовательных организациях.
В регионе функционирует 363 общеобразовательных организации, в которых обучается 147 395 обучающихся.
Среднее профессиональное образование получают 29 058 студентов в 35 профессиональных образовательных организациях.
В профессиональных образовательных организациях области осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации различных категорий граждан, в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Владимирским областным общественным благотворительным фондом содействия защите материнства и детства "МАМА" проведен авторский курс интерактивных занятий "Основы счастливой семейной жизни", состоящего из 10 тематических лекций, для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ и ссузов Владимирской области.
Курс направлен на укрепление семейных ценностей, формирование доминанты материнства и отцовства, профилактики отказа от детей, воспитание ответственного родительства в молодежной среде и осознанного подхода к деторождению. Разработан и проводится квалифицированными педагогами-психологами и педагогами дополнительного образования, имеющими позитивный опыт работы с молодежью. Важно отметить, что данный проект реализуется с 2013 года, охватил за 5 лет более 3 500 школьников и учащихся на территории Владимирской области и доказал свою высокую значимость.
Автономной некоммерческой организацией Муромский театр кукол "Франт" Проведен V Фестиваль "Пока не поднят занавес" для детей, воспитывающихся в детских домах, социальных центрах, коррекционных школах и многодетных семьях Мурома, Меленок, Красной Горбатки, Коврова и Гороховца.
Реализация проекта помогла педагогам специализированных социальных и общеобразовательных учреждений Владимирской области в реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Всего в мероприятиях приняли участие более 320 детей.
2. Основные направления демографической политики во Владимирской области
Среди основных направлений демографической политики во Владимирской области приоритетными являются повышение жизненного уровня, увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Необходимо создать условия, при которых уровень рождаемости будет соответствовать уровню простого воспроизводства или превышать его.
Достижение целей демографической политики в области зависит от успешного решения задач и создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечения гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование.
Основными направлениями достижения цели являются:
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- обеспечение права на получение общего образования детей, в том числе прибывающих из других регионов Российской Федерации;
- повышение родительской компетентности в вопросах образования, развития детей, формирования здорового образа жизни;
- оказание психолого-педагогической, медико-социальной и консультативной помощи детям и их родителям (законным представителям);
- осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий граждан, в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи.
Усиление миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не является панацеей в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.
2.1. Повышение жизненного уровня населения области, занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий
Цель - повышение жизненного уровня населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Задачи:
- создание условий для роста доходов населения и снижения бедности;
- обеспечение населения области доступным жильем;
- снижение численности незанятого населения трудоспособного возраста;
- формирование на областном и местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий;
- адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения;
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Первоочередные меры:
- реализация мероприятий по поддержке молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;
- обеспечение государственных гарантий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- развитие системы социального контракта при оказании адресной социальной помощи;
- предоставление безработным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей в возрасте до трех лет, и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию;
- удовлетворение актуального спроса населения в дошкольном образовании для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- предоставление родителям, имеющим несовершеннолетних детей, в том числе родителям, имеющим детей-инвалидов, государственных услуг в сфере занятости населения;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых и многодетных семей;
- привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников, в том числе финансовых средств молодых и многодетных семей;
- создание механизмов оказания государственной поддержки молодым и многодетным семьям в решении жилищного вопроса;
- укрепление семейных отношений в молодежной среде и обеспечение повышения престижа супружества, материнства, отцовства, многодетности.
2.2. Повышение рождаемости и укрепление семьи
Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения, улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Задачи:
- переобучение или повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, перед выходом на работу.
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций;
- формирование гражданской, патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости.
- семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование программы подготовки граждан, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью, индивидуальное сопровождение замещающих семей.
- повышение доступности и качества медицинской помощи.
Первоочередные меры:
- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
- повышение доступности и качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивных технологий;
- проведение профилактических осмотров в целях раннего выявления нарушений состояния детей и подростков, обеспечение доступности и повышения качества медицинской помощи детям, совершенствование системы реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения, нежелательной беременности;
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию ее размера с учетом инфляции;
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата;
- профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение роли учреждений культуры в воспитании уважения к семейным ценностям;
- организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- проведение в профессиональных образовательных организациях мероприятий, направленных на повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций;
- оказание семейно-ориентированной, медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в старшем возрасте, и их семьям;
- оказание содействия в предоставлении психолого-педагогической и консультативной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- распространение и использование в работе учреждений социального обслуживания населения рекламно-информационных материалов, продвигающих ценности семьи и ответственного родительства, в том числе разработанных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- предоставление социальных услуг женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в кризисном отделении ГБУСО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения";
- оказание содействия деятельности приютов, в том числе приюта для беременных и молодых мам с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, "Мамин домик".
2.3. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни
Цель - стабилизация численности населения, создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75 лет к 2025 году.
Задачи:
- развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
- дальнейшее снижение уровня младенческой смертности;
- снижение смертности трудоспособного населения;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом для различных групп населения.
Первоочередные меры:
- разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование моделей "здоровьесберегающего" поведения с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;
- диспансеризация населения;
- дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;
- развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;
- совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях в трудовых коллективах, учебных заведениях, курсах водителей, работников органов внутренних дел;
- развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
- профилактика курения, алкоголизма и наркомании (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий или никотинсодержащей продукции, алкогольных напитков; регулирование торговли алкоголем, табаком или никотинсодержащей продукцией);
- проведение профилактической работы среди подростков по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения, нежелательной беременности;
- повышение роли некоммерческих социально-ориентированных организаций, образовательных организаций, учреждений культуры в пропаганде здорового образа жизни, развитие добровольческого движения.
2.4. Оптимизация миграционных процессов
Цель - повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Задачи:
- создание условий для получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- содействие активизации миграционных процессов, способствующих демографическому развитию области;
- обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий;
- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения;
- создание условий для приема и размещения мигрантов в первую очередь в сельских районах с напряженной демографической ситуацией, стимулирование личного участия мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению;
- анализ и оптимизация внутриобластной миграции;
- улучшение социально-бытовых условий пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории области;
- развитие межнациональных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.
Первоочередные меры:
- обеспечение права на получение общего образования детей, прибывающих из других регионов Российской Федерации (в том числе беженцев, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- создание необходимых условий для прибывающих мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
- контроль за миграционными потоками на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными;
- внедрение механизма общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции с целью привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора;
- оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости;
- разработка механизма обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий;
- уменьшение оттока квалифицированных специалистов, увеличение объемов привлечения на постоянное место жительства во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, высококвалифицированных иностранных специалистов, обеспечение на этой основе миграционного прироста;
- проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;
- интеграция мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.
3. Прогноз развития демографической ситуации во Владимирской области до 2025 года
В результате реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
- прекращение убыли, стабилизация к 2025 году численности населения области на уровне не ниже 1,37 млн. человек, создание условий для ее дальнейшего роста;
- сокращение коэффициента естественной убыли населения до 10,5;
- снижение младенческой смертности до 4,8 на 1000 родившихся живыми;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смерти, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- обеспечение детей раннего возраста, имеющих ограничение жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, а также детей группы риска и их семей специализированной поддержкой и услугами для улучшения развития детей, обеспечения их благополучия и участия в жизни общества;
- обеспечение права на получение общего образования детей, в том числе прибывающих из других регионов Российской Федерации;
- повышение родительской компетентности в вопросах образования, развития детей, формирования здорового образа жизни;
- осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий граждан, в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
- создание условий для наиболее открытого и эффективного взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора путем проведения конкурса для социально ориентированных некоммерческих организаций с последующим выделением субсидий на реализацию социально значимых проектов;
- увеличение коэффициента миграционного прироста населения за счет снижения оттока населения в близлежащие агломерации и создания условий для привлечения постоянных иммигрантов путем повышения уровня и качества жизни населения.
4. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции демографической политики предполагает:
- объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций;
- разработку региональных и муниципальных планов мероприятий (программ) по реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
- разработку и выполнение государственных программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
- организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики;
- проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Губернатора Владимирской области от 29 апреля 2022 г. N 50 "О внесении изменений в Указ Губернатора области от 10.11.2015... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.