Решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2021 г. по делу N 3а-521/2021
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Прытковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, администрация Находкинского городского округа, министерство экономического развития Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 30 июня 2020 года N 289-ри.
ООО "Геомар" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости площадью 1096,50 кв. м с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес> 30.
Данный объект недвижимости включен в вышеназванный Перечень под пунктом N.
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности здания в указанный Перечень объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку оно не является торговым объектом, объектом общественного питания и (или) объектом бытового обслуживания, не является административно-деловым центром.
В здании оборудованы рабочие места руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающие производственный процесс. Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения, используется ООО "Геомар" для осуществления хозяйственной деятельности общества.
Наименование объекта как "здание - административный корпус" не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в Перечень на 2020 год.
Решения об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не принималось, в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Включение объекта в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Просит признать недействующим пункт N распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри со дня его принятия.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства - в министерство экономического развития Приморского края.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, из числа заинтересованных лиц исключено краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края".
В судебное заседание представители Краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", министерства экономического развития Приморского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Каменецкая О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, также представляющая интересы заинтересованного лица - Правительства Приморского края Овчинникова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Представитель администрации Находкинского городского округа Александрина А.Е. возражала против удовлетворения административного иска, суду пояснила, что информация об объекте недвижимости с кадастровым номером N для включения в оспариваемый Перечень представлена органом местного самоуправления на основании сведений ЕГРН о наименовании объекта по состоянию на 10 июня 2019 года как "здание - административный корпус".
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю Селиванова Т.В. в судебном заседании оставила разрешение административного иска на усмотрение суда, пояснила, что согласно действующему законодательству в компетенцию налоговых органов не входит обязанность (прав) проверять правомерность включения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации зданий (помещений) в перечень недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Прытковой М.В., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Геомар" является собственником объекта недвижимости площадью 1096,50 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень под пунктом N.
Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.primorsky.ru).
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" к недвижимому имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имуществ, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечни подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Между тем принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании из пояснений административного ответчика и заинтересованного лица установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании представленных органом местного самоуправления сведений об отнесении объекта недвижимости к административно-деловому центру исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта как "здание - административный корпус".
Из материалов административного дела следует, что принадлежащий ООО "Геомар" объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: "здание - административный корпус". Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Вышеуказанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N площадью 969,12 кв. м, имеющем вид разрешенного использования "под здание офиса".
Согласно техническому паспорту объект недвижимости "административный корпус", расположенный по адресу: <адрес>, имеет помещения: кабинеты, тамбур, коридоры, щитовые, сан. узел, буфет.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Само по себе наименование здания - административный корпус не свидетельствует о размещении в нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащих административному истцу объектов недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
При таких обстоятельствах до принятия Перечня объектов на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт N Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, администрация Находкинского городского округа, министерство экономического развития Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2021 г. по делу N 3а-521/2021
Текст решения опубликован не был