Лицензирование по новому законодательству
С 12 февраля 2002 г. введен в действие Федеральный закон от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон, новый Закон).
Новый Закон продолжает наметившуюся ранее с принятием Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" тенденцию унификации законодательства о лицензировании и регулирования на уровне федерального законодательства видов деятельности, подлежащих лицензированию. Принятие нового Закона обусловлено также необходимостью четкого определения круга участников процесса лицензирования и детализации полномочий лицензирующих органов.
В соответствии со ст.2 Закона под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Действие нового Закона в первую очередь состоит в установлении единого перечня видов деятельности, осуществление которых требует получения соответствующей лицензии, и определении порядка лицензирования.
Одновременно новым Законом определен закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормами специальных законодательных актов (ст.2 Закона).
К ним, в частности, относятся кредитная, биржевая, страховая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, внешнеэкономическая, таможенная и нотариальная деятельность, образовательная деятельность, деятельность по использованию природных ресурсов (в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира), деятельность по использованию орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного и радиовещания и другие виды деятельности.
С вступлением в силу нового Закона утратил силу Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом лицензирование видов деятельности, не вошедших в перечень лицензируемых видов деятельности в новом Законе, прекратилось после вступления его в силу (ст.18 Закона) - с 12 февраля 2002 г.
Рассмотрим наиболее значимые изменения сферы лицензирования и порядка осуществления лицензирования, введенные новым Законом.
1. Лицензируемые виды деятельности
В первую очередь следует отметить значительное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Так, в настоящее время не подлежат лицензированию:
- риэлтерская деятельность;
- деятельность ломбардов;
- издательская деятельность;
- производство драгоценных металлов и содержащих их ювелирных изделий;
- деятельность по закупке и реализации зерна и продуктов его переработки;
- деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- реализация предметов антиквариата;
- организация и проведение лотерей;
- эксплуатация АЗС;
- некоторые другие виды деятельности.
Единый перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с новым Законом, содержится в ст.17 Закона.
Впервые подлежат лицензированию некоторые виды деятельности:
- деятельность в области сохранения конфиденциальной информации: разработка или производство средств защиты конфиденциальной информации, а также деятельность в области получения информации: разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; - деятельность в области шифрования ин формации: разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, а также защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем;
- деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей (в связи с установлением Федеральным законом от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" правовых основ использования электронной цифровой подписи);
- экспонирование и коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- туроператорская и турагентская деятельность*(1);
- изготовление и ремонт средств измерений;
- деятельность по трудоустройству граждан за пределами Российской Федерации;
- деятельность по продаже прав на клубный отдых и ряд других видов деятельности.
На основании п.3 ст.17 Закона любые изменения относительно лицензирования других видов деятельности возможны только путем внесения соответствующим законодательным актом дополнений в предусмотренный Законом перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии.
2. Новые положения законодательства о лицензировании
2.1. Компетенция Правительства РФ в сфере лицензирования
В отличие от ранее действовавшего Закона N 158-ФЗ, которым предусматривалось нормативное регулирование сферы лицензирования как Президентом РФ, так и Правительством РФ, по ныне действующему Закону регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики.
Согласно ст.5 Закона полномочия Правительства РФ состоят в утверждении соответствующих положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определении осуществляющих конкретные виды лицензирования федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ устанавливает также виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
На основании указанного Постановления Правительства РФ на уровне субъекта РФ могут лицензироваться только такие виды деятельности, как производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале. Все остальные виды деятельности лицензируются на федеральном уровне.
Согласно ст.3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Это означает, что Закон не содержит перечня лицензионных требований и условий, тогда как ранее действовавшим Законом N 158-ФЗ было установлено обязательное соблюдение лицензиатами законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также выполнение специальных квалификационных требований и требований к используемому объекту, в котором или с помощью которого осуществляется деятельность (ст.9 Закона N 158-ФЗ).
На основании ст.2 нового Закона при утверждении Правительством РФ положений о лицензировании видов деятельности лицензионные требования и условия как совокупность требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, должны определяться в самом положении в зависимости от специфики конкретного вида деятельности. Важно подчеркнуть, что в новом Законе о лицензировании отсутствует ссылка на общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг как основание для определения состава работ и услуг по видам деятельности, подлежащим лицензированию (был указан в ст.2 Закона N 158-ФЗ).
Следовательно, характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании ст.17 нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности.
При этом законодателем сделано специальное указание относительно установления соответствующими положениями о лицензировании перечней работ и услуг, составляющих космическую, ветеринарную и медицинскую деятельность (п.2 ст.17 Закона).
2.2. Срок действия лицензии
Существенным изменением порядка лицензирования стало установление в новом Законе общего для всех видов деятельности минимального срока действия лицензии и увеличение его продолжительности. Согласно ст.8 Закона срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, тогда как по ранее действовавшему законодательству общий срок действия лицензии составлял не менее чем три года (ст.8 Закона N 158-ФЗ). В то же время, в отличие от ранее действовавшего порядка, новый Закон не допускает выдачу лицензии на срок менее пяти лет по заявлению лицензиата.
Кроме того, на основании положений о лицензировании конкретных видов деятельности может быть установлено бессрочное действие лицензии (ст.8 Закона).
Новым Законом о лицензировании предусмотрено продление срока действия лицензии по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. При этом ныне действующим Законом не установлено никаких оснований для отказа в продлении действия лицензии, в частности нарушения лицензиатом требований и условий лицензирования, как это было установлено в Законе N 158-ФЗ.
2.3. Вопросы подтверждения действия лицензии
на территориях других субъектов РФ
Следует особо отметить, что с введением в действие нового Закона получила развитие процедура уведомления лицензиатом лицензирующих органов одного субъекта РФ о наличии лицензии, выданной в другом субъекте РФ.
Согласно п.2 ст.7 Закона деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
При необходимости осуществления лицензиатом деятельности, лицензия на которую предоставлена в одном субъекте РФ, на территории других субъектов РФ такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Подобное положение содержалось и в ст.7 Закона N 158-ФЗ. Однако действие данной нормы было отложено до 1 января 2005 г. (ст.19 Закона N 158-ФЗ).
До введения ее в действие нормативное регулирование порядка подтверждения действия лицензии на территориях других субъектов РФ осуществлялось на основании постановления Правительcтва РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п.8 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N 1418, выданные органами исполнительной власти субъектов РФ лицензии подлежали регистрации на территории иных субъектов РФ.
Регистрация проводилась в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой при необходимости указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.
При проведении регистрации в лицензии проставлялась отметка о занесении ее в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Процедура регистрации имеющейся лицензии по существу состояла в получении новой, поскольку требования о подтверждении и обосновании лицензиатом условий лицензии ничем не отличались от требований, установленных при первоначальном получении лицензии. Регистрация лицензии не носила уведомительный характер. Соответствующий лицензирующий орган был вправе отказать в регистрации лицензии по основаниям, установленным законодательством. В настоящее время, как отмечено выше, порядок подтверждения действия лицензии на территории других субъектов РФ кардинальным образом изменился.
На основании ст.5 нового Закона Правительством РФ принято постановление от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п.5 указанного Постановления предварительное уведомление лицензиатом соответствующих лицензирующих органов о намерении заниматься лицензируемой деятельность на территориях других субъектов РФ осуществляется путем письменного уведомления, в котором указываются: наименование, организационно-правовая форма и местонахождение для юридического лица либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, лицензируемая деятельность, номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего, ИНН, место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ, дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема. Дополнительное получение лицензиатом каких-либо специальных разрешающих документов законом не установлено.
2.4. Лицензионные сборы
Изменился размер лицензионных сборов за выдачу лицензии.
Прежде размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливался Правительством РФ в конкретных положениях о лицензировании отдельных видов деятельности и определялся в зависимости от минимального месячного размера оплаты труда - не более 10-кратного минимального размера оплаты труда (ст.15 Закона N 158-ФЗ).
В настоящее время новым Законом о лицензировании установлен единый в отношении всех видов деятельности размер лицензионного сбора - 1000 руб. (ст.15 Закона).
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. (ст.15 Закона).
Размер платы за переоформление лицензии увеличен по сравнению с ранее существовавшим и составляет сейчас 100 руб. (п.3 ст.11 Закона).
Иные платежи, взимаемые лицензирующими органами: плата за выдачу дубликата лицензии и плата за предоставление информации из реестра лицензий - составляют 10 руб.
2.5. Срок рассмотрения лицензии
Новый Закон увеличил срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
На основании п.2 ст.9 Закона решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 60 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, тогда как ранее этот срок составлял 30 дней (Закон N 158-ФЗ). Однако Положениями о лицензировании могут быть предусмотрены и более короткие сроки рассмотрения представленных лицензиатами документов и принятия решений.
2.6. Полномочия лицензирующих органов
Введены также определенные изменения процедуры контроля со стороны государства за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании.
Согласно ст.12 Закона контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Основные контрольные полномочия лицензирующих органов определены п.2 ст.12 Закона.
Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать при этом у лицензиата необходимые объяснения и документы, составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, а также выносить предупреждения лицензиатам.
Пунктом 7 ст.13 Закона лицензирующим органам установлен запрет проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В то же время новый Закон не содержит указания на полномочия других государственных надзорных и контрольных органов и органов государственной власти в сфере лицензирования. Ранее на основании ст.12 Закона N 158-ФЗ указанные органы в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны были сообщать лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах, а также осуществлять иные формы взаимодействия с лицензирующими органами.
Поскольку действующим Законом не регламентируются специальные полномочия других органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лицензирования, полагаем, что все полномочия в этой сфере должны осуществляться исключительно лицензирующими органами.
При этом полномочия лицензирующих органов определяются в соответствии со статьями 6, 12 и 13 Закона и не подлежат расширению соответствующими положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п.1 ст.6 Закона положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается только порядок осуществления полномочий лицензирующими органами, но никак не дополнительные полномочия.
3. Общий порядок лицензирования
3.1. Предъявление документов для получения лицензии
В соответствии со ст.7 Закона на каждый вид деятельности, в отношении которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует только в отношении получившего ее юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Лицензия предоставляется при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий лицензирующий орган (ст.9 Закона).
Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения лицензии, в общем виде остался неизменным по сравнению с перечнем, установленным ст.10 Закона N 158-ФЗ.
К заявлению о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения - для юридического лица либо фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, а также с указанием предполагаемого лицензируемого вида деятельности, прилагаются:
1) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для предпринимателя*(2);
2) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
4) сведения о квалификации работников соискателя лицензии (ст.9 Закона).
Закон содержит запрет лицензирующим органам требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных приведенным перечнем и иными федеральными законами.
В то же время согласно п.1 ст.9 Закона допускается установление в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности обязанности соискателей представлять иные документы, наличие которых регулируется соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
При представлении в соответствующий лицензирующий орган документов для получения лицензии составляется опись документов, копия которой вручается соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
3.2. Порядок принятия решения о предоставлении или об отказе
в предоставлении лицензии
В пределах 60 дней со дня приема документов лицензирующий орган обязан вынести решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и уведомить соискателя лицензии о принятом решении.
Содержание решения о предоставлении лицензии определено ст.10 Закона. На основании принятого решения соискателю направляется уведомление в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем документа об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
В случае неоплаты соискателем лицензионного сбора в течение трех месяцев лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд (п.3 ст.13 Закона).
При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.
Согласно п.3 ст.9 Закона основаниями отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
При этом новым Законом впервые установлено запрещение лицензирующим органам отказывать в предоставлении лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
В соответствии с п.4 ст.9 Закона в случае отказа лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия, выражающегося, на наш взгляд, в том числе и в пропуске 60-дневного срока для вынесения решения по заявлению соискателя, последний вправе обжаловать такие действия в порядке, установленном законодательством РФ. Это означает возможность обжалования отказа в предоставлении лицензии как в вышестоящем лицензирующем органе, так и в судебном порядке.
Впервые законодательством установлен порядок получения соискателем лицензии дубликата лицензии.
Напомним, что ранее действовавшим Законом N 158-ФЗ не предусматривался порядок выдачи дубликатов документов.
На основании п.2 ст.9 нового Закона лицензиат имеет право на получение дубликатов документов, подтверждающих наличие лицензии. Плата за выдачу лицензиату дубликата указанного документа составляет 10 руб.
Следует подчеркнуть, что в Законе отсутствует указание на случаи выдачи лицензиатам дубликатов документов, подтверждающих наличие лицензии. Таким образом, предполагается, что они могут быть получены лицензиатом при необходимости без указания причины получения таких дубликатов.
3.3. Переоформление документа, подтверждающего наличие
лицензии
В соответствии со ст.11 Закона в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, допускается переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.
Для этого заинтересованное лицо обязано в течение 15-дневного срока со дня наступления указанных изменений или утраты документа обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
На основании ст.10 Закона при необходимости переоформления документов, подтверждающих действие лицензии, лицензирующим органом выносится соответствующее решение о подтверждении наличия лицензии.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления за плату, составляющую 100 руб. (пункты 2, 3 ст.11 Закона).
3.4. Ограничение действия лицензии
Порядок осуществления лицензирующими органами процедур по приостановлению действия лицензий, возобновлению их действия и аннулированию лицензий регулируется ст.13 Закона.
Так, в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии может быть приостановлено на срок не более шести месяцев. В течение указанного срока лицензиат обязан устранить выявленные нарушения и уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
При устранении лицензиатом выявленных нарушений и подтверждении этого в результате проведенной лицензирующим органом проверки действие лицензии возобновляется (п.1 ст.13 Закона). Соответствующее решение выносится лицензирующим органом в течение трех дней после проведения проверки. Возобновление действия лицензии осуществляется бесплатно.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (пункты 2, 4 ст.13 Закона).
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Кроме того, как отмечалось выше, основанием для аннулирования лицензии без обращения в суд является неуплата лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
На основании п.5 ст.13 Закона соответствующие решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Указанные решения могут быть обжалованы лицензиатом в установленном порядке.
4. Реестры лицензий
Порядок ведения лицензирующими органами реестров лицензий в новом Законе остался без изменений. Согласно статье 14 Закона лицензирующими органами ведутся реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Состав сведений, содержащихся в реестре лицензий, определяется на основании статей 10, 14 Закона и соответствующих положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, являются общедоступными и предоставляются в виде выписок заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
А. Музыченко,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соответствующие Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 N 95.
*(2) Согласно п.45 ст.2 Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", вступающего в силу с 1 июля 2002 г., в текст п.1 ст.9 действующей редакции Закона о лицензировании вносятся изменения: в словосочетаниях "свидетельство о государственной регистрации соискателя лицензии" слово "свидетельство" заменяется на слово "документ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".