Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2022 г. N 64-ПГ
"Об утверждении инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа"
В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа, достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Признать утратившим силу постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 года N 130-ПГ "Об утверждении инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа".
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 апреля 2022 г. N 64-ПГ
Инвестиционная декларация
Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общее описание целей инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа
1.1. Настоящая инвестиционная декларация разработана в целях:
обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) и создания условий для опережающего инвестиционного развития автономного округа;
достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Главной целью инвестиционного развития автономного округа является обеспечение к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.
1.2. Достижение поставленных целей планируется обеспечить посредством создания условий по привлечению инвестиций в основные приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения автономного округа, которыми являются:
- развитие топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК);
- развитие промышленно-логистических узлов;
- развитие потребительского рынка;
- развитие туристского комплекса;
- развитие строительного комплекса;
- развитие транспортного комплекса;
- развитие энергетического комплекса и систем коммунальной инфраструктуры;
- развитие агропромышленного комплекса.
1.3. Деятельность органов государственной власти автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе строится на основе следующих принципов:
равенство - недискриминирующий подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности;
вовлеченность - участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе подготовки затрагивающих их интересы решений, принимаемых органами государственной власти автономного округа, а также в оценке реализации этих решений;
прозрачность - общедоступность информации о мерах государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
эффективная практика - ориентация на лучшую с точки зрения интересов субъектов инвестиционной деятельности практику взаимодействия органов государственной власти автономного округа с субъектами инвестиционной деятельности.
1.4. Развитие автономного округа в долгосрочной перспективе до 2050 года будет направлено на то, чтобы автономный округ стал глобальным Арктическим регионом - лидером по качеству жизни в Арктике и уровню развития умной ТЭК ориентированной экономики.
II. Ключевые характеристики автономного округа
2.1. Общие сведения.
Автономный округ - один из крупнейших субъектов Российской Федерации. Его площадь составляет 769,3 тысяч кв. км, или 4,5% всей территории страны. Административный центр - город Салехард.
Системообразующей отраслью является нефтегазодобыча. Более 70% валового регионального продукта, 97% совокупного объема промышленного производства и 70% доходов окружного бюджета обеспечивается деятельностью предприятий ТЭК.
Добывающая специфика автономного округа и, как следствие, наличие значительной доли в экономике высокооплачиваемых отраслей, а также северные доплаты к заработной плате обуславливают высокий уровень доходов населения.
Концентрация запасов углеводородного сырья (далее - УВС) и активная их эксплуатация являются основными драйверами развития экономики автономного округа.
Отличительная особенность экономики автономного округа состоит в том, что здесь уживаются 2 экономических уклада: традиционный (основанный на жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера) и промышленный.
Автономный округ обладает самым большим в мире стадом северных домашних оленей - более 800 тыс. голов. В автономном округе добывается пятая часть российского улова сиговых пород рыб.
2.2. Инвестиционная привлекательность.
По итогам 2021 года автономный округ занимает 3 место в ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России Национального рейтингового агентства.
По версии Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) автономный округ входит в число регионов Российской Федерации с наивысшим кредитным рейтингом.
Основные факторы, формирующие профиль экономики автономного округа и определяющие его инвестиционный потенциал приведены в таблице (SWOT-анализе):
Таблица
SWOT-анализ
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
1 |
2 |
1. Высокая платежеспособность внутреннего спроса. 2. Высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах. 3. Формирование лидерства автономного округа в арктическом регионе. 4. Наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей УВС. 5. Стабильная политическая обстановка, низкий уровень социальной конфликтности населения. 6. Уникальность культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов в автономном округе |
1. Слабо развитая сеть автомобильных дорог общего пользования. 2. Высокая стоимость электроэнергии. 3. Высокий уровень государственного участия в экономике. 4. Моноотраслевая структура экономики |
Возможности внешней среды |
Угрозы внешней среды |
1. Уникальные природные богатства. 2. Географическое расположение, близость к Северному морскому пути. 3. Модернизация транспортной системы |
1. Снижение мировых цен на УВС. 2. Повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии. |
Сочетание указанных преимуществ и негативных факторов определяет типы наиболее перспективных в автономном округе инвестиционных проектов (кроме проектов в сфере добычи УВС).
Первый тип - проекты, реализация которых ориентирована на удовлетворение части внутреннего спроса автономного округа, которая не может быть закрыта за счет товаров, привозимых извне. К таким товарам относятся свежие овощи, охлажденное мясо, хлебобулочные изделия и т.д.
К данному типу проектов также относятся проекты, нацеленные на создание услуг. В силу своей природы услуги производятся, как правило, на месте потребления и поэтому не могут быть произведены в другом регионе и доставлены в автономный округ. Это касается как услуг для населения, так и бизнес-услуг - оба сегмента в автономном округе обладают высоким потенциалом развития.
Второй тип - проекты, реализация которых нацелена на производство товаров для внутреннего потребления в автономном округе, для которых характерна высокая доля транспортной составляющей в себестоимости. Для таких товаров может быть экономически эффективнее производить их на месте, чем осуществлять доставку. Например, ряд строительных материалов (щебень фракционный, облицовочный камень, газобетонные блоки, теплоизоляционные материалы и т.д.) может быть целесообразно производить в автономном округе, а не завозить.
Третий тип - проекты, нацеленные на внешний рынок, российский и мировой. В силу объективных особенностей автономного округа для большинства видов производств в нем характерны более высокие издержки, чем в регионах центральной России, Урала, юга России. В этой связи инвестиционный проект в автономном округе, нацеленный на внешний рынок, должен опираться на определенные уникальные конкурентные преимущества автономного округа, за счет которых производимая продукция или услуги будут востребованы потребителями. Таким конкурентным преимуществом, в частности, является экологически чистая, натуральная продукция, произведенная в автономном округе. Как правило, такая продукция ориентированы на высокий потребительский сегмент.
2.3. Меры государственной поддержки.
В автономном округе реализуется целая система мероприятий, направленных на государственную поддержку инвестиционной деятельности, начиная от льготирования по налогам до прямой финансовой помощи.
2.3.1. Налоговые льготы.
На территории автономного округа реализован весь спектр мер налогового стимулирования в рамках налогового законодательства Российской Федерации.
Инвестиционно-активным предприятиям предоставляется право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, предоставляется инвестиционный налоговый инвестиционный вычет.
2.3.2. Упрощенная процедура предоставления земельных участков в аренду.
Единственным критерием для получения земли является стоимость проекта. Соответственно 100 миллионов рублей для сельских населенных пунктов и 300 миллионов рублей для городских.
Также действует отдельный льготный механизм получения земельных участков в аренду для менее капиталоемких проектов.
2.3.3. Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Решение о принятии инвестиционного проекта на сопровождение по принципу "одного окна" принимается в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" осуществляется в форме оказания консультационной, информационной и организационной поддержки (помощи) и включает в себя:
- информационно-консультационное содействие;
- подбор инвестиционных площадок и содействие в их оформлении;
- оказание содействия в заключении договора о техническом присоединении к объектам инженерной инфраструктуры (сетям газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, сетям водоснабжения и водоотведения);
- организацию взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, иными участниками инвестиционной деятельности;
- организацию переговоров, встреч, совещаний для решения вопросов, возникающих при реализации инвестиционного проекта;
- подбор дополнительных источников финансирования, а также содействие во взаимоотношениях с финансовыми организациями;
- подбор мер государственной поддержки при реализации инвестиционного проекта.
2.3.4. Преференциальные режимы.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" свободная экономическая зона Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ) распространяется на всю территорию автономного округа. Резидентом АЗРФ может стать индивидуальный предприниматель или организация, зарегистрированные на территории автономного округа и осуществляющие капитальные вложения в размере не менее 1 миллиона рублей.
Резидентам АЗРФ предоставляется компенсация расходов по уплате страховых взносов в размере 75%.
Предпринимателям из числа резидентов АЗРФ, реализующим проекты в сферах туризма и услуг, предоставляется право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, упрощенной системе налогообложения, земельному налогу.
Ставка по налогу на прибыль организаций 5% (срок - 5 лет).
Ставка по налогу на имущество организаций 1,1% (срок - 3 года).
Ставка по упрощенной системе налогообложения в размере 1% (доходы).
Освобождение от уплаты земельного налога (срок - 5 лет).
На территории автономного округа создан промышленно-логистический парк "Обской причал", включающий земельные участки и производственные помещения, предназначенные для ведения промышленного производства, для резидентов которого региональными правовыми актами предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
2.3.5. Финансовая поддержка.
В рамках финансовой поддержки осуществляется предоставление микрозаймов и целевых займов под льготную процентную ставку, обеспечение кредитных обязательств перед финансовыми организациями, предоставление грантовой поддержки и компенсация расходов (приобретение оборудования, подключение к инженерным сетям, приобретение франшизы).
Подробно с мерами государственной поддержки можно ознакомиться на инвестиционном портале автономного округа (https://invest.yanao.ru) и портале по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (https://mb89.ru).
2.4. Приоритетные направления инвестиционного развития.
2.4.1. Долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей УВС.
Ключевыми направлениями развития ТЭК являются:
1) освоение перспективных районов недропользования на полуострове Ямал и полуострове Гыданский и Арктическом шельфе.
Полуостров Ямал, Гыданский полуостров и шельф Карского моря - стратегические центры добычи и поставок УВС на внутренний и мировой рынки. Объемы запасов природного газа оцениваются на уровне 24,3 трлн куб. метров, жидких углеводородов - 1,5 млрд тонн;
2) интенсификация добычи в Надым - Пур-Тазовском регионе (далее - НПТР).
НПТР - традиционный центр добычи УВС в автономном округе, характеризующийся высокой степенью выработанности крупнейших месторождений. Ресурсы газа НПТР являются основой газоснабжения в рамках единой системы газоснабжения.
В настоящее время запасы газа в НПТР составляют 15,3 трлн куб. метров, в Южном и Южно-Гыданском регионе - 7,7 трлн куб. метров, запасы извлекаемых жидких углеводородов - 2,8 млрд тонн и 3,0 млрд тонн соответственно. Объемы не вовлеченных в эксплуатацию запасов природного газа сеноманских и сложных неокомских залежей оцениваются на уровне 9 трлн куб. метров;
3) развитие альтернативных источников монетизации газа.
Создание в автономном округе конкурентоспособных производств по переработке УВС и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на мировом рынке, позволит эффективно и своевременно монетизировать запасы УВС и диверсифицировать экспорт каналов поставок.
2.4.2. При безусловном исполнении своей миссии автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации:
1) туризм.
Автономный округ является одним из новых и перспективных российских регионов для развития активного и приключенческого туризма. Богатый природный рекреационный потенциал и уникальное культурно-историческое наследие, сохранившийся в первозданном виде традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, богатые рыболовные и охотничьи угодья создают предпосылки для развития туризма на территории автономного округа;
2) услуги.
Значительными перспективами обладают проекты, нацеленные на создание услуг.
Ключевыми мероприятиями, направленными на развитие данного сектора экономики будут являться стимулирование создания местных брендов и привлечения франшиз посредством предоставления предпринимателям в сфере услуг и общественного питания в первоочередном порядке аренды недвижимого имущества и земельных участков, организация общественно-деловых пространств;
3) агропромышленный комплекс.
Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом.
Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки.
Большим потенциалом обладает дальнейшая интенсификация переработки оленя в части обработки и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя с дальнейшим выходом на производство фармацевтических препаратов.
2.4.3. В инновационном развитии автономного округа основной акцент будет сделан на организации системы технологического трансфера, управлении интеллектуальной собственностью, механизмах, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения.
Применение научного подхода и внедрение прикладных разработок необходимы прежде всего в вопросах рационального природопользования, ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, и повышения качества жизни населения.
2.5. Ключевыми инвестиционными проектами, которые окажут влияние на инвестиционный климат в автономном округе являются:
2.5.1. в сфере развития ТЭК:
"Арктик СПГ-2";
"Обский газохимический комплекс";
"Газохимический кластер на базе Ямальского центра добычи в районе в п. Сабетта";
"Разработка запасов УВС Арктического шельфа";
"Разработка сложных залежей НПТР";
"Разработка сложных запасов ачимовского и юрского газа";
"Расширение системы газопроводов "Бованенково - Ухта";
"Строительство газопроводов Обской губы";
"Технологическое развитие нефтегазового сервиса";
2.5.2. в сфере развития энергетического комплекса:
- строительство электрических сетей для технологического присоединения объектов нефтегазового комплекса;
- строительство и реконструкция локальных электростанций для энергоснабжения проектов предприятий нефтегазового комплекса;
2.5.3. в сфере развития транспортно-логистического комплекса:
"Северный широтный ход";
"Северный широтный ход-2";
"Аэропорт Салехард (ИВПП, здание аэровокзала)";
"Аэропорт Новый Уренгой";
"Аэропорт Надым (аэродром, привокзальная площадь)";
"Вертолетные площадки (модернизация существующей наземной инфраструктуры)";
"Автодорога Надым - Салехард";
"Мостовой переход через р. Обь";
"Дорога "Восточная магистраль, путепровод и транспортная развязка в г. Новый Уренгой";
"Путепровод и транспортная развязка на пересечении с железной дорогой в районе ПМК - 9 в г. Новый Уренгой";
"Автодорога Югорск - Приозерный - Надым";
"Автодорога Коротчаево - Красноселькуп";
2.5.4. в сфере развития промышленно-логистических узлов:
"Лабытнангский промышленно-логистический узел";
"Коротчаевский промышленно-логистический узел";
2.5.5. в сфере развития туристско-рекреационного комплекса:
"Создание туристско-рекреационного комплекса на Полярном Урале (горный массив Рай-Из)".
2.6. Прогноз развития базовых отраслей.
К базовым отраслям экономики автономного округа относится добыча УВС (нефть, газ, газовый конденсат) - более 85% в объеме промышленного производства.
Увеличение промышленного производства с 2,8 триллиона рублей в 2020 году до 4,5 триллиона рублей в 2024 году будет обусловлено ростом добычи природного газа и нефти на 21% и 23% соответственно. Реализация мега-проектов на территории автономного округа (строительство заводов по добыче, сжижению и поставкам природного газа) обеспечит прирост услуг по сжижению природного газа к 2024 году от +3,5% до +5,2% в год.
Общая численность занятых в экономике автономного округа в 2020 году составила 417,7 тысячи человек, в том числе 98,2 тысячи человек - в добыче полезных ископаемых (22% от общей численности), в строительстве - 63,4 тысячи человек (15%), в сфере транспортировки и хранения - 53,1 тысячи человек (12%). Особенность рынка труда автономного округа заключается в значительном использовании вахтового метода работы, в 2020 году численность работников-вахтовиков составила более 100 тысяч человек, или 24% занятого населения.
Ожидается, что к концу 2024 года численность занятых в автономном округе достигнет 428 тысяч человек.
По итогам 2020 года предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 1,1 триллиона рублей с приростом к 2019 году в сопоставимых ценах на 15,4%. Основная доля капитальных вложений по видам экономической деятельности принадлежит инвестициям ТЭК (81%). Прогнозируемый объем инвестиций в 2024 году превысит 1,4 триллиона рублей.
III. Инвестиционные обязательства автономного округа
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа на территории автономного округа гарантируется обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов вне зависимости от форм собственности, в том числе:
стабильность и неизменность (неухудшение) условий инвестиционной деятельности, сложившихся на начало реализации конкретного инвестиционного проекта и зафиксированных в законах и иных нормативных правовых актах автономного округа, за исключением случаев приведения указанных актов в соответствие с федеральным законодательством;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение Советом по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе, иными коллегиальными органами в сфере развития инвестиционной и предпринимательской деятельности, исполнительными органами государственной власти автономного округа споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов в автономном округе, в досудебном порядке;
общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории автономного округа, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в автономном округе;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов в автономном округе;
повышение уровня доходов населения автономного округа.
IV. Инвестиционная команда автономного округа
4.1. Инвестиционная команда автономного округа включает следующих членов:
Губернатор автономного округа;
первый заместитель Губернатора автономного округа;
заместители Губернатора автономного округа и руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа, ответственные за внедрение Свода инвестиционных правил, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
управляющий Фонда "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)";
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в автономном округе;
представители органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, ответственные за реализацию инвестиционной политики (по согласованию);
Президент Торгово-промышленной палаты автономного округа;
руководитель регионального отделения в автономном округе Российского Союза промышленников и предпринимателей;
председатель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
председатель окружного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
представители иных общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в автономном округе (по предложениям бизнес-сообществ автономного округа);
эксперты финансовых организаций в автономном округе (по предложениям бизнес-сообществ автономного округа).
4.2. Система инвестиционных советов.
В автономном округе внедрена уникальная система управления инвестиционной деятельностью, предусматривающая тесное взаимодействие Совета по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе и муниципальных инвестиционных советов.
В каждом муниципальном образовании в автономном округе:
- созданы инвестиционные советы, более половины членов которых это представители бизнеса;
- на основе предложений предпринимателей утверждены "проблематоры" - перечни вопросов, требующих первоочередного решения в сфере предпринимательства;
- для решения вопросов, включенных в "проблематор", разработаны планы мероприятий ("дорожные карты").
Органы местного самоуправления муниципального образования в автономном округе ежегодно представляют доклад о результатах решения вопросов, включенных в "проблематор".
Созданный механизм взаимодействия обеспечивает эффективность обратной связи и работы каналов обратной связи инвесторов и руководства автономного округа.
4.3. Ключевым институтом развития инвестиционной деятельности в автономном округе является Фонд "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)", к основным функциям которого относятся:
- принятие решений о целесообразности сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и их сопровождении;
- взаимодействие с потенциальными резидентами АЗРФ, в части:
подготовки заявок на заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности на территории АЗРФ;
оказания содействия резидентам АЗРФ в осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности на территории АЗРФ.
4.4. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды автономного округа в части взаимодействия с инвесторами осуществляется в соответствии с компетенциями членов инвестиционной команды автономного округа и распределением обязанностей среди органов власти автономного округа.
Фонд "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)" выступает в качестве "одного окна" для инвесторов - института развития, в который субъекты инвестиционной деятельности имеют право обратиться для решения вопросов, возникающих в процессе осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2022 г. N 64-ПГ "Об утверждении инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа"
Вступает в силу с 29 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 6 мая 2022 г. спецвыпуск N 34, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 29 апреля 2022 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 мая 2022 г. N 8900202205040006
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого АО от 23 июня 2023 г. N 52-ПГ настоящий документ признан утратившим силу с 23 июня 2023 г.