Решение Алтайского краевого суда от 9 апреля 2019 г. N 3а-277/2019
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", установил:
решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - города Барнаула (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N 111, от 28 марта 2014 года N 279, от 28 ноября 2014 года N 398, от 30 октября 2015 года N 521, от 28 октября 2016 года N 702, от 14 августа 2017 года N 840, от 22 декабря 2017 года N 48, от 05 октября 2018 года N 183.
Д., действуя через представителя К., обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приложения N 1 Правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны ДС (зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного земельного участка, находящегося по адресу: <данные изъяты>, участок N. Решением Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 398 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа города Барнаула, в соответствии с которыми земельные участки находятся в территориальной зоне ДС (зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), исключающей возведение жилых домов. В данной части Правила землепользования и застройки противоречат Генеральному плану, в соответствии с которым участки отнесены к функциональной зоне индивидуальной застройки, и нарушают права истца на использование земельного участка в соответствии с функциональной зоной. Ссылаясь на статьи 9, 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать нормативный правовой акт не действующим в части.
Представитель административного истца К. в судебном заседании поддержала административные исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 05 октября 2015 года на основании договора купли-продажи от 25 сентября 2015 года зарегистрировано право собственности административного истца Д. на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <данные изъяты>, участок N.
Согласно Приложению 1 в первоначальной редакции Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула указанный земельный участок находился в территориальной зоне Ж.4, к основному виду разрешенного использования в которой согласно градостроительному регламенту относятся, в том числе индивидуальные жилые дома согласно статье 64 Правил землепользования и застройки.
Решением Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 398 Приложение 1 изложено в новой редакции, в соответствии с которой территориальная зона в границах земельных участков изменена на зону ДС (зону садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), среди видов разрешенного использования в которой размещение жилых домов в силу статьи 88 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N 111) не предусмотрено. В настоящее время Правила землепользования и застройки в оспариваемой части действуют в той же редакции.
Постановлением администрации г. Барнаула от 18 февраля 2019 года N 221, вынесенным по обращению Д., отклонено предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) путем выделения из нее земельного участка по адресу: <данные изъяты>, участок N, кадастровый номер N, и включения указанного земельного участка в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), поскольку зона, установленная Правилами в отношении рассматриваемого земельного участка, соответствует сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное постановление не оспорено.
Поскольку установленная Правилами землепользования и застройки территориальная зона является препятствием к использованию земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренных для зоны застройки индивидуальными жилыми домами, то в оспариваемой части нормативный правовой акт ограничивает права собственника. Кроме того, административному истцу отказано в изменении территориальной зоны. Следовательно, Д. является надлежащим административным истцом по заявленным административным исковым требованиям.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решение Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, а также решение того же органа от 28 ноября 2014 года N 398 (которым внесены оспариваемые изменения) приняты уполномоченным органом в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В материалы административного дела представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры принятия решения от 28 ноября 2014 года N 398 в соответствии со статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Нормативный правовой акт не оспаривается в части порядка его принятия.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы градостроительного законодательства приведены в редакции, действовавшей на дату изменения территориальной зоны) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, включающие в себя, в частности, карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются территориальные зоны (части 1, 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года N 245, земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне индивидуальной застройки (желтый фон).
Согласно Схеме распределения земель по категориям принадлежащий административному истцу земельный участок находится в границах земель населенного пункта.
Правила землепользования и застройки (в редакции решения от 28 ноября 2014 года N 398) в данной части противоречат Генеральному плану, поскольку территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) соответствует функциональная зона коллективных садоводств, окрашенная согласно условным обозначением к генеральному плану в салатовый цвет в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
То обстоятельство, что в правоустанавливающем документе на земельный участок разрешенный вид использования указан "для ведения садоводства", не может повлечь вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На дату возникновения права собственности административного истца на земельный участок основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости в территориальной зоне Ж.4 (установленной Правилами до принятия решения от 28 ноября 2014 года) могли быть выбраны правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования на основании части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Изменение территориальной зоны на оспариваемую исключило возможность использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования: объекты административного назначения для оказания услуг населению.
Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречат частям 3, 9 статьи 31, пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Д. удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, в части установления на Карте градостроительного зонирования (Приложение 1) территориальной зоны ДС (зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <данные изъяты>, участок N, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 9 апреля 2019 г. N 3а-277/2019
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании