Решение Алтайского краевого суда от 4 декабря 2018 г. N 3а-825/2018
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)", установил:
<данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)" в части.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал на то, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Оспариваемым решением территориальная зона Ж.4, в которой находился земельный участок, изменена на территориальную зону Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения), в связи с чем решение противоречит Генеральному плану городского округа - <адрес>, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в соответствии с которым земельный участок находится в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками. Ссылаясь на статьи 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 208-209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** не действующим в части установления территориальной зоны Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного <данные изъяты> административные исковые требования поддержала.
Представители административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума полагала отсутствующими основания для удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (которым внесены изменения в части территориальной зоны в границах спорного земельного участка) принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Генеральный план городского округа - <адрес> является документом долгосрочного планирования, поэтому Правила землепользования и застройки <адрес> могут расходиться с его положениями. При этом в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия оспариваемого акта Генеральному плану городского округа - <адрес>.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - <адрес> (Приложение 2).
Согласно Приложению 1 в первоначальной редакции Правил землепользования и застройки земельный участок по <адрес>, в <адрес> находился в территориальной зоне Ж.4, к основному виду разрешенного использования в которой согласно градостроительному регламенту относились, в том числе индивидуальные жилые дома, согласно статье 64 Правил землепользования и застройки.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** Приложение 1 изложено в новой редакции, в соответствии с которой территориальная зона в границах земельного участка изменена на Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения), среди видов разрешенного использования в которой размещение жилой застройки в силу статьи 89 Правил землепользования и застройки не предусмотрено.
В настоящее время Правила землепользования и застройки в оспариваемой части действуют в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Административный истец, которому постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***в выдаче разрешения на строительство отказано со ссылкой на нахождение земельного участка в территориальной зоне Р.4, не допускающей размещение жилых домов, является на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим истцом по заявленным административным исковым требованиям.
В соответствии с частями 1,4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1,3 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, а также решение того же органа от ДД.ММ.ГГ *** приняты уполномоченным органом в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края.
Соблюдение процедуры принятия решений от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии со статьями 31-33 ГрК РФ подтверждается представленными административным ответчиком документами о принятии оспариваемого нормативного правового акта и внесения изменений в него, а также вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ (здесь и далее нормы градостроительного законодательства приведены в редакции, действовавшей на дату изменения территориальной зоны) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании частей 3,9 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками.
Решением от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки внесены изменения в части территориального зонирования, вследствие чего нормативный правовой акт вошел в противоречие с Генеральным планом <адрес>.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, земельный участок административным истцом используется в соответствии с функциональной зоной, определенной Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), а именно - для эксплуатации и строительства жилого дома.
Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречит частям 3,9 статьи 31, пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждение стороны административного ответчика о том, что в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края Генеральному плану городского округа - <адрес> судом не принимается во внимание как противоречащее нормам градостроительного законодательства.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает его не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)" в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка по адресу: <адрес>, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 4 декабря 2018 г. N 3а-825/2018
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был