Правовые особенности предоставления бухгалтерской
и налоговой отчетности в налоговые органы
Бухгалтерская отчетность - совокупность документов, включающая в себя на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
5) пояснительную записку.
Бухгалтерская отчетность предоставляется налоговым органам налогоплательщиком на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ в сроки для ее представления: квартальная бухгалтерская отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
При представлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы наиболее часто встречающейся ошибкой является предоставление не всех необходимых форм бухгалтерской отчетности. Иногда забывают представить отдельные приложения к балансу или аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. На практике это приводит к тому, что к налогоплательщику применяется налоговая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности.
На основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" день представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. На практике это означает, что бухгалтерская отчетность может быть представлена путем отправки по почте, личной передачи, передачи доверенным лицом, иными способами передачи по принадлежности. Как видим, перечень способов предоставления бухгалтерской отчетности является открытым, так как предусматривает возможность неограниченного расширения.
Налоговая отчетность - совокупность налоговых деклараций, подлежащих предоставлению налогоплательщиками в налоговые органы по месту их учета, в установленные сроки. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Из вышеперечисленного следует, что перечень способов предоставления налоговой отчетности является закрытым, поскольку ограничен четырьмя способами предоставления налоговой отчетности.
Рассмотрим правовые особенности наиболее часто встречающихся способов предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности:
1) личное представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы;
2) представление бухгалтерской и налоговой отчетности через представителя (доверенное лицо);
3) представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по почте;
4) представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.
Личное представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы налогоплательщиком предполагает его явку в налоговые органы. При этом налогоплательщик - физическое лицо представляет налоговые декларации самостоятельно, а налогоплательщик юридическое лицо - через своих должностных лиц, как правило, это или руководитель, или главный бухгалтер.
При личном представлении бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы на эту отчетность ставится отметка о принятии и дата представления отчетности (чаще всего в виде штампа о приемке с указанием даты приемки, а также подписи принявшего отчетность должностного лица налогового органа). К сожалению, без этого доказать факт и дату передачи отчетности не представляется возможным, поэтому настоятельно рекомендуем не пренебрегать правилами элементарной осторожности, то есть обязательно проверять наличие отметки о принятии и даты представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а в случае их отсутствия на основании пункта 2 статьи 80 НК РФ требовать у должностного лица налогового органа, принявшего отчетность их проставить. В противном случае могут возникнуть различного рода спорные ситуации с налоговыми органами, решение по которым как видно их практики не всегда бывает в пользу налогоплательщика.
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы через представителя (доверенное лицо) отличается от вышерассмотренного варианта только тем, что бухгалтерскую и налоговую отчетность представляет не сам налогоплательщик или его должностные лица, если этот налогоплательщик юридическое лицо, а любое лицо, имеющее доверенность этого налогоплательщика на представления отчетности в налоговые органы.
Согласно пункту 3 статьи 29 НК РФ представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Так, на основании пункта 5 статьи 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Напомним, что на основании пункта 2 статьи 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по почте отличается от вышеперечисленных способов предоставления отчетности тем, что отчетность физически не предоставляется, а высылается в адрес налогового органа. При этом днем представления отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Отправка бухгалтерской и налоговой отчетности по почте обязательна в форме почтового отправления с описью вложения, что предусмотрено пунктом 2 статьи 80 НК РФ. Именно опись вложения позволяет подтвердить перечень форм бухгалтерской и налоговой отчетности, отправленных по почте, поэтому рекомендуем во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами обязательно составлять опись вложения, подписывать ее руководителем и главным бухгалтером организации и скреплять печатью организации.
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
1) НК РФ;
2) Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
3) Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи";
4) Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
5) иными нормативными правовыми актами.
При представлении бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи существует ряд особенностей.
Наиболее важными из них являются:
1) порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ. На практике это означает, что если порядок представления отчетности в электронном виде не определен, то такая отчетность не может быть представлена в электронном виде в налоговые органы. Так, например, порядок представления сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях утвержден приказом МНС РФ от 30 октября 2001 г. N БГ-3-04/458 "Об утверждении формы отчетности по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (взносу)";
2) бухгалтерская и налоговая отчетность обязательно должна быть подписана электронной цифровой подписью. Порядок подписания налоговой и бухгалтерской отчетности регламентируется Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
3) при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Если такой квитанции нет, то до ее получения отчетность считается не принятой;
4) при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки с учетом вышеуказанного условия о получении подтверждения от налогового органа.
Кроме того, отметим, что согласно пункту 3 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ. Однако, на основании пункта 3 приказа Минфина РФ от 13 января 2000 года N 4н "О формах бухгалтерской отчетности" организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, Минфин РФ рекомендует учитывать образцы форм согласно приложению к данному приказу. Из этого следует, что бухгалтерская отчетность предоставляется организациями по самостоятельно разработанным формам с учетом требований действующего законодательства, регулирующего сферу бухгалтерского учета.
Вместе с тем формы налоговой отчетности на основании пункта 3 статьи 80 НК РФ, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС РФ. Самостоятельная разработка форм налоговой отчетности для налогоплательщиков на основании налогового законодательства не предусмотрена.
В связи с этим напомним, что отчетность представленная по форме, противоречащей действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, не рассматривается и возвращается налогоплательщику.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru