Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 апреля 2022 г. N 619-ПП
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве (далее - лицензионный контроль).
1.2. Предметом лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиат), лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1-6 1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также установленных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110) (далее - лицензионные требования).
1.3. Лицензионный контроль осуществляется Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция).
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
1.4.1. Начальник, первый заместитель начальника, заместитель начальника Мосжилинспекции.
1.4.2. Должностные лица Мосжилинспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по осуществлению лицензионного контроля (далее - инспектор).
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник, первый заместитель начальника, заместитель начальника Мосжилинспекции.
1.6. Инспекторы при осуществлении государственного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле (надзоре).
1.6.1. Инспектор обязан:
1.6.1.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиатов.
1.6.1.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Мосжилинспекции.
1.6.1.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с лицензиатами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.6.1.4. Не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
1.6.1.5. Не препятствовать присутствию лицензиатов, их представителей, а с согласия лицензиатов, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Мосжилинспекции с лицензиатами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), осуществлять консультирование.
1.6.1.6. Предоставлять лицензиатам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету лицензионного контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
1.6.1.7. Знакомить лицензиатов, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.1.8. Знакомить лицензиатов, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.1.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов лицензиатов, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.6.1.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.6.1.11. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.6.1.12. Не требовать от лицензиатов документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.6.2. Инспектор имеет право:
1.6.2.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Мосжилинспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия либо на основании заданий уполномоченных должностных лиц Мосжилинспекции, посещать (осматривать) территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме (нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования) посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их осмотр.
1.6.2.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных требований.
1.6.2.3. Требовать от лицензиатов, в том числе руководителей и других работников лицензиатов, представления письменных объяснений по фактам нарушений лицензионных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.6.2.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами лицензиатов в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.2.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления лицензиатом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников лицензиата, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.2.6. Выдавать лицензиатам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений лицензионных требований, принимать решения об устранении лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.6.2.7. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.6.3. Инспектор не вправе:
1.6.3.1. Оценивать соблюдение лицензионных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Мосжилинспекции.
1.6.3.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Мосжилинспекции.
1.6.3.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) лицензиата, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с лицензиатом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения лицензионных требований без присутствия лицензиата при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а лицензиат был надлежащим образом уведомлен о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.3.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.6.3.5. Требовать от лицензиата представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные лицензиатом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
1.6.3.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления лицензионного контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.6.3.7. Требовать от лицензиата представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.3.8. Осуществлять выдачу лицензиатам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.6.3.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.6.3.10. Препятствовать осуществлению лицензиатом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.7. Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, утвержденного Правительством Москвы.
1.8. Организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.
1.9. Объекты лицензионного контроля:
1.9.1. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
1.9.2. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
1.9.3. Учет объектов контроля осуществляется посредством Единой информационной системы Мосжилинспекции (ЕИС МЖИ), государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль").
1.10. Порядок обмена информацией и документами при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий:
1.10.1. Обмен информацией и документами между Мосжилинспекцией и лицензиатом о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и ГИС "Открытый контроль", иных средствах связи.
1.10.2. Для целей информирования лицензиата Мосжилинспекцией может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации лицензиата.
1.10.3. Документы, направляемые лицензиатом в Мосжилинспекцию в электронном виде, могут быть подписаны:
1.10.3.1. Простой электронной подписью.
1.10.3.2. Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, определенных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре) или настоящим Положением.
1.11. При осуществлении лицензионного контроля Мосжилинспекция использует формы документов, утвержденные в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Иные формы документов, используемые Мосжилинспекцией при осуществлении лицензионного контроля, утверждаются Мосжилинспекцией и размещаются на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/) (далее - официальный сайт Мосжилинспекции).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
2.1. При осуществлении лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Мосжилинспекция при осуществлении лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
2.2.1. Высокий риск.
2.2.2. Средний риск.
2.2.3. Умеренный риск.
2.2.4. Низкий риск.
2.3. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению 1 к настоящему Положению.
2.4. В случае если объект лицензионного контроля не отнесен Мосжилинспекцией к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.5. Мосжилинспекция в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта лицензионного контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должна принять решение об изменении категории риска указанного объекта лицензионного контроля.
2.6. Лицензиат вправе подать в Мосжилинспекцию заявление об изменении категории риска принадлежащих ему объектов лицензионного контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
Мосжилинспекция рассматривает такое заявление в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Положения.
2.7. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля проводятся в зависимости от категории риска:
2.7.1.1. Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1.1.1. Инспекционный визит - один раз в три года.
2.7.1.1.2. Документарная проверка - один раз в три года.
2.7.1.1.3. Выездная проверка - один раз в три года.
2.7.1.2. Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1.2.1. Инспекционный визит - один раз в 4 года.
2.7.1.2.2. Документарная проверка - один раз в 4 года.
2.7.1.2.3. Выездная проверка - один раз в 4 года.
2.7.1.3. Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1.3.1. Инспекционный визит - один раз в 5 лет.
2.7.1.3.2. Документарная проверка - один раз в 5 лет.
2.7.1.3.3. Выездная проверка - один раз в 5 лет.
2.7.2. В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.8. Индикаторы риска нарушения лицензионных требований:
2.8.1. Для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, государственных информационных систем о возможных нарушениях лицензионных требований при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Мосжилинспекция использует индикаторы риска нарушения лицензионных требований в соответствии с перечнем согласно приложению 2 к настоящему Положению.
2.8.2. Индикатором риска нарушения лицензионных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта лицензионного контроля, которые сами по себе не являются нарушениями лицензионных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
Программа профилактики утверждается и размещается Мосжилинспекцией в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации программы профилактики, на официальном сайте Мосжилинспекции, в ГИС "Открытый контроль".
3.2. Мосжилинспекция может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
3.3. В рамках лицензионного контроля осуществляются следующие профилактические мероприятия:
3.3.1. Информирование.
3.3.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.3.3. Объявление предостережения.
3.3.4. Консультирование.
3.3.5. Профилактический визит.
3.4. Информирование.
3.4.1. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
3.4.2. Мосжилинспекция в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона о государственном контроле (надзоре), на официальном сайте Мосжилинспекции, в ГИС "Открытый контроль", в средствах массовой информации и в иных формах.
3.5. Обобщение правоприменительной практики:
3.5.1. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно Мосжилинспекцией путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Мосжилинспекции обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Мосжилинспекцией готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Мосжилинспекции (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Мосжилинспекции до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Мосжилинспекции до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
3.5.2. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Мосжилинспекцией в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Мосжилинспекции.
3.6. Объявление предостережения:
3.6.1. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
3.6.2. В случае наличия у Мосжилинспекции сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Мосжилинспекция объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
3.6.3. Предостережение объявляется и направляется лицензиату в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения, и содержит указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления лицензиатом сведений и документов.
3.6.4. Составление и оформление предостережения осуществляется по типовой форме.
3.6.5. Лицензиат не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в Мосжилинспекцию возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
3.6.5.1. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя.
3.6.5.2. Идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата.
3.6.5.3. Дата и номер лицензии лицензиата.
3.6.5.4. Дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата.
3.6.5.5. Обоснование позиции лицензиата в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
3.6.6. Возражение в отношении предостережения может быть подано лицензиатом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, через ГИС "Открытый контроль" или иными указанными в таком предостережении способами.
3.6.7. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Мосжилинспекцию возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения.
3.6.8. Мосжилинспекция по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
3.6.9. В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6.10. Мосжилинспекция осуществляет учет объявленных ею предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.7. Консультирование:
3.7.1. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
3.7.2. Консультирование осуществляется должностными лицами Мосжилинспекции по предварительной записи на основании запроса лицензиата и (или) его представителя, поданного в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
Форма запроса на консультирование размещается на официальном сайте Мосжилинспекции.
3.7.3. Лицензиат вправе получить консультацию в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подачи соответствующего запроса.
3.7.4. Консультирование может осуществляться должностным лицом Мосжилинспекции по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в зависимости от способа, указанного лицензиатом в запросе.
3.7.5. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
3.7.5.1. Организация и осуществление лицензионного контроля.
3.7.5.2. Порядок проведения профилактических мероприятий.
3.7.5.3. Предмет лицензионного контроля.
3.7.6. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному пунктом 3.7.5.3 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме, которое рассматривается в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.7.7. Время консультирования одного лицензиата либо его представителя в случаях, предусмотренных пунктом 3.7.4 настоящего Положения, не может превышать 15 минут.
3.7.8. По итогам консультирования информация в письменной форме лицензиатам не предоставляется, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.7.6 настоящего Положения.
3.7.9. При осуществлении консультирования должностное лицо Мосжилинспекции обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7.10. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Мосжилинспекции, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, не предоставляется.
3.7.11. Информация, ставшая известной должностному лицу Мосжилинспекции в ходе консультирования, не подлежит использованию Мосжилинспекцией в целях оценки лицензиата по вопросам соблюдения лицензионных требований.
3.7.12. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы лицензиатов и (или) их представителей, консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Мосжилинспекции письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом Мосжилинспекции.
3.7.13. Мосжилинспекция осуществляет учет консультирований.
3.8. Профилактический визит:
3.8.1. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
3.8.2. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
3.8.2.1. Лицензиатов, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
3.8.2.2. В отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
3.8.3. Мосжилинспекция обязана предложить лицензиату проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с даты начала его деятельности по управлению многоквартирными домами.
3.8.4. О проведении обязательного профилактического визита лицензиат уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
3.8.5. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Мосжилинспекцию не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
3.8.6. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.
3.8.7. Срок проведения обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
3.8.8. В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности как объекту лицензионного контроля, об отнесении его деятельности как объекта лицензионного контроля к категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении указанной деятельности как объекта лицензионного контроля, отнесенного к соответствующей категории риска.
3.8.9. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска.
3.8.10. При проведении профилактического визита лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные лицензиатом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.8.11. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Мосжилинспекции для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном пунктом 4.6 настоящего Положения.
3.8.12. По результатам проведения профилактического визита инспектором составляется акт о проведении профилактического визита.
3.8.13. Мосжилинспекция осуществляет учет профилактических визитов.
4. Осуществление лицензионного контроля
4.1. При осуществлении лицензионного контроля взаимодействием Мосжилинспекции, должностных лиц Мосжилинспекции с лицензиатами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и лицензиатом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности лицензиата.
4.2. Получение документов и (или) сведений в целях, связанных с осуществлением лицензионного контроля, осуществляется на безвозмездной основе от иных органов либо подведомственных таким органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
4.3. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
4.4. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
4.4.1. Предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе:
4.4.1.1. Инспекционный визит.
4.4.1.2. Документарная проверка.
4.4.1.3. Выездная проверка.
4.4.2. Без взаимодействия с лицензиатом:
4.4.2.1. Наблюдение за соблюдением лицензионных требований.
4.4.2.2. Выездное обследование.
4.5. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4.1 настоящего Положения, является:
4.5.1. Наличие у Мосжилинспекции сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта лицензионного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта лицензионного контроля от таких параметров.
4.5.2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий.
4.5.3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных лицензиатов.
4.5.4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.5.5. Истечение срока исполнения решения Мосжилинспекции об устранении выявленного нарушения лицензионных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.6. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Мосжилинспекция для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта лицензионного контроля посредством направления в тот же срок сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения. В этом случае уведомление лицензиата о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
4.7. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, указанные в пункте 4.4.2 настоящего Положения, проводятся инспекторами на основании заданий уполномоченных должностных лиц Мосжилинспекции.
4.8. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4.1 настоящего Положения, принимается решение Мосжилинспекции, подписанное начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции, оформленное в соответствии с требованиями, установленными статьей 64 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.9. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в пункте 4.4.2 настоящего Положения, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
4.10. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.10.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Мосжилинспекцией на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), согласованного с органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.10.2. Включение в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определяемой на основании критериев отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Положению.
4.11. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.11.1. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Мосжилинспекцией в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.11.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 4.5.1, 4.5.3-4.5.5 настоящего Положения.
4.11.3. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в форме инспекционного визита и выездной проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4.5.3-4.5.5, 4.6 настоящего Положения.
4.12. Инспекционный визит:
4.12.1. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.12.2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.12.2.1. Осмотр.
4.12.2.2. Опрос.
4.12.2.3. Получение письменных объяснений.
4.12.2.4. Истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.12.3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления лицензиата.
4.12.4. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.
4.12.5. Лицензиаты или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
4.12.6. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 4.5.3-4.5.5, 4.6 настоящего Положения.
4.13. Документарная проверка:
4.13.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения структурного подразделения Мосжилинспекции, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении деятельности лицензиата и связанные с исполнением им лицензионных требований и решений Мосжилинспекции.
4.13.2. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.13.2.1. Получение письменных объяснений.
4.13.2.2. Истребование документов.
4.13.3. В ходе документарной проверки рассматриваются документы лицензиата, имеющиеся в распоряжении Мосжилинспекции, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих лицензиатов лицензионного контроля.
4.13.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Мосжилинспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицензиатом лицензионных требований, Мосжилинспекция направляет в адрес лицензиата требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования лицензиат обязан направить в Мосжилинспекцию указанные в требовании документы.
4.13.5. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным ею при осуществлении лицензионного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется лицензиату с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Лицензиат, представляющий в Мосжилинспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, вправе дополнительно представить в Мосжилинспекцию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.13.6. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Мосжилинспекцией от иных органов, у лицензиата не истребуются.
4.13.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления Мосжилинспекцией лицензиату требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в Мосжилинспекцию, а также период со дня направления Мосжилинспекцией лицензиату информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных лицензиатом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в Мосжилинспекцию.
4.13.8. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.14. Выездная проверка:
4.14.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.14.2. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.14.2.1. Осмотр.
4.14.2.2. Опрос.
4.14.2.3. Получение письменных объяснений.
4.14.2.4. Инструментальное обследование.
4.14.2.5. Экспертиза.
4.14.3. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
4.14.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации.
4.14.5. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 4.5.3-4.5.5, 4.6 настоящего Положения.
4.15. Наблюдение за соблюдением лицензионных требований:
4.15.1. При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Мосжилинспекция:
4.15.1.1. Проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.15.1.2. Изучает размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности лицензиата.
4.15.2. При наблюдении за соблюдением лицензионных требований на лицензиатов не могут возлагаться обязанности, не установленные лицензионными требованиями.
4.15.3. В случае если в ходе наблюдения за соблюдением лицензионных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях лицензионных требований, о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований, Мосжилинспекцией принимаются следующие решения:
4.15.3.1. Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 4.8 настоящего Положения.
4.15.3.2. Решение об объявлении предостережения.
4.16. Выездное обследование:
4.16.1. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта лицензионного контроля.
4.16.2. В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
4.16.2.1. Осмотр.
4.16.2.2. Испытание.
4.16.3. Выездное обследование проводится без информирования лицензиата.
4.16.4. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.16.5. По результатам проведения выездного обследования решения, предусмотренные пунктами 6.12.1 и 6.12.2 настоящего Положения, не принимаются.
4.17. Контрольные (надзорные) действия:
4.17.1. Осмотр:
4.17.1.1. Осмотр осуществляется в форме визуального обследования территорий и помещений, без вскрытия помещений, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, в присутствии лицензиата или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
4.17.1.2. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.17.2. Опрос:
4.17.2.1. Опрос лицензиата или его представителя и иных лиц, располагающих информацией, осуществляется инспектором в устной форме в случае, если полученные сведения имеют значение для проведения оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
4.17.2.2. Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.17.3. Получение письменных объяснений:
4.17.3.1. Получение письменных объяснений лицензиата или его представителя и иных лиц, располагающих информацией, осуществляется в форме запроса инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований, от лицензиата или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).
4.17.3.2. Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
4.17.3.3. Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников лицензиата, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
4.17.4. Истребование документов:
4.17.4.1. Истребованием документов осуществляется в форме предъявления (направления) инспектором лицензиату требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
4.17.4.2. Истребуемые документы направляются в Мосжилинспекцию в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения, за исключением случаев, если Мосжилинспекцией установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены в Мосжилинспекцию на бумажном носителе лицензиатом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные лицензиатом копии. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Мосжилинспекцию. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в Мосжилинспекцию осуществляются за счет лицензиата. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются лицензиату.
4.17.4.3. В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.
4.17.4.4. Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены лицензиатом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если лицензиат не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, он обязан незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого лицензиат может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется лицензиат любым доступным способом в соответствии с пунктом 1.10 настоящего Положения.
4.17.4.5. Документы (копии документов), ранее представленные лицензиатом в Мосжилинспекцию, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления Мосжилинспекции о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
4.17.5. Инструментальное обследование:
4.17.5.1. Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
С целью оценки соблюдения лицензионных требований в ходе инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицензионные к использованию лицензиатом, а также иные средства доступа к информации.
4.17.5.2. Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
4.17.5.3. По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о лицензиате, предмет обследования, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.
4.17.6. Экспертиза:
4.17.6.1. Экспертиза осуществляется экспертной организацией по поручению Мосжилинспекции посредством проведения исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертной организацией в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
4.17.6.2. При назначении и осуществлении экспертизы лицензиат имеет право:
4.17.6.2.1. Информировать Мосжилинспекцию о наличии конфликта интересов у экспертной организации.
4.17.6.2.2. Предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов.
4.17.6.2.3. Присутствовать с разрешения должностного лица Мосжилинспекции при осуществлении экспертизы и давать объяснения.
4.17.6.2.4. Знакомиться с заключением экспертной организации.
4.17.6.3. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности экспертной организации.
4.17.6.4. Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между Мосжилинспекцией и экспертной организацией.
4.17.6.5. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
4.17.7. Испытание:
4.17.7.1. Испытание осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения Мосжилинспекции (структурного подразделения Мосжилинспекции) с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для исследования материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
4.17.7.2. По результатам испытания инспектором или специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о лицензиате, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.
4.18. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Положением, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции на основании мотивированного представления инспектора в случае если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний.
4.19. В случаях отсутствия лицензиата либо его представителя, предоставления лицензиатом Мосжилинспекции информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения лицензионных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия лицензиата, а лицензиат был надлежащим образом уведомлен о проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
4.19.1. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Мосжилинспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
4.19.1.1. Его временной нетрудоспособности.
4.19.1.2. Нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
4.19.2. По результатам рассмотрения представленной информации Мосжилинспекцией принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств
5.1. При проведении выездной проверки или инспекционного визита инспектор для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
5.2. Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно.
5.3. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
5.4. Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
5.5. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
5.6. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
6.2. По окончании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4.1 настоящего Положения, должностными лицами Мосжилинспекции, осуществившими проведение контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
6.3. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится в соответствии с частями 2 и 3 статьи 87 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
6.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
6.5. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений лицензионных требований используются средства фото- и видеосъемки в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
6.6. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
6.7. При отказе или невозможности подписания лицензиатом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется лицензиату в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
6.8. В случае проведения документарной проверки либо контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в пункте 4.4.2 настоящего Положения, а также в случае, если составление акта по результатам контрольных (надзорных) мероприятий на месте их проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 4.17.6 и 4.17.7 настоящего Положения, Мосжилинспекция направляет акт лицензиату в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
6.9. Лицензиат или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6.8 настоящего Положения.
6.10. В случае отсутствия выявленных нарушений лицензионных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению лицензионных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.11. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.12. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований со стороны лицензиата Мосжилинспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
6.12.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.12.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
6.12.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности либо направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией.
6.12.4. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией.
6.12.5. Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения.
6.12.6. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению лицензионных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.13. В предписании об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, предусмотренном пунктом 6.12.1 настоящего Положения, указываются:
6.13.1. Дата и номер.
6.13.2. Лицензиат, в отношении которого выдается предписание.
6.13.3. Дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия.
6.13.4. Адрес места нахождения (осуществления деятельности) лицензиата.
6.13.5. Содержание предписания (мероприятия (работы), предписанные для выполнения).
6.13.6. Наименование нормативных правовых актов и их структурных единиц, содержащих лицензионные требования.
6.13.7. Срок устранения выявленного нарушения лицензионных требований.
6.13.8. Должностные лица Мосжилинспекции, проводившие контрольное (надзорное) мероприятие.
6.14. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор:
6.14.1. Составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, с указанием причин и информирует лицензиата о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
6.14.2. Принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности за уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению.
6.14.3. Вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом.
6.15. В случае, указанном в пункте 6.14 настоящего Положения, начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) Мосжилинспекции вправе принять решение о проведении в отношении лицензиата такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления лицензиата и без согласования с органами прокуратуры.
7. Обжалование решений Мосжилинспекции, действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции
7.1. Действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции, решения Мосжилинспекции, принятые в ходе осуществления лицензионного контроля, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
7.2. Лицензиаты, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
7.2.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
7.2.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
7.2.3. Действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
7.3. Порядок обжалования решений Мосжилинспекции, предусмотренный разделом 7 настоящего Положения, не распространяется на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.
7.4. С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений Мосжилинспекции, действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции возможно только после их досудебного обжалования.
7.5. Досудебный порядок подачи жалобы:
7.5.1. Мосжилинспекция при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
7.5.2. Жалоба подается лицензиатом в Мосжилинспекцию в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения.
7.5.3. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
7.5.4. Жалоба рассматривается начальником Мосжилинспекции в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
7.5.5. Жалоба на решение Мосжилинспекции, действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
7.5.6. Жалоба на предписание Мосжилинспекции может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения лицензиатом предписания.
7.5.7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Мосжилинспекцией.
7.5.8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7.5.9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
7.5.10. Мосжилинспекция в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
7.5.10.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
7.5.10.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
7.5.11. Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
7.5.12. Жалоба составляется и оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
7.5.13. Мосжилинспекция принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в порядке и сроки, установленные статьей 42 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
7.5.14. Мосжилинспекция вправе запросить у лицензиата, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Лицензиат вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их Мосжилинспекцией, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от лицензиата дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у лицензиата, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
7.5.15. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Мосжилинспекцию, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которой обжалуются.
7.5.16. По итогам рассмотрения жалобы Мосжилинспекция принимает одно из следующих решений:
7.5.16.1. Оставляет жалобу без удовлетворения.
7.5.16.2. Отменяет решение Мосжилинспекции полностью или частично.
7.5.16.3. Отменяет полностью решение Мосжилинспекции и принимает новое решение.
7.5.16.4. Признает действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
7.5.17. Решение Мосжилинспекции, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется лицензиату в порядке, предусмотренном в пункте 1.10 настоящего Положения, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
8. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для лицензионного контроля
Ключевые показатели эффективности и результативности осуществления лицензионного контроля определяются в порядке, установленном Правительством Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.