Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа, с указанием целесообразности решения проблемы на уровне города программно-целевым методом, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Сеть учреждении культуры представляет собой единый культурный комплекс, объединяющий 14 муниципальных учреждений культуры:
1) муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" (18 филиалов);
2) муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Махачкалы "Центр традиционной культуры народов России" (7 филиалов);
3) муниципальное казенное учреждение "Музей истории г. Махачкалы";
4) муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" (8 единиц) и "Детская художественная школа";
5) муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция парков и скверов";
6) муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Махачкалы "Детская филармония".
Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, дома культуры, музей выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентиров. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса города.
Отрасль, традиционно ориентированная на финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям. Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности города по их решению.
Успешное развитие сферы культуры города Махачкалы предполагает решение ряда ключевых проблем:
1. Недостаточное количество учреждений культуры на территории муниципального образования "город Махачкала".
Сеть объектов культуры размещена в городе неравномерно: с наибольшей концентрацией в центре города, не во всех районах города имеются детские школы искусств, библиотеки, музеи и Дома культуры. Махачкала все еще отстает от российских культурных центров по обеспеченности населения продуктами культуры и искусства, досуговыми объектами - город испытывает дефицит объектов культуры, целевым образом ориентированных на организацию досуга подростков и молодежи - молодежных театров, клубов, студий, кружков, секций и т.п.
Исходя из нормативов, на территории города должны функционировать: 37 общедоступных библиотек (по факту - 21); 29 учреждений культурно-досугового типа (по факту - 9); 12% детей в возрасте от 6 до 16 лет должны быть охвачены дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств (по факту 8%).
Отсутствуют учреждения культурно-досугового типа в поселках Альбурикент, Ленинкент, Семендер, Сулак, Красноармейское и Талги. Строительство быстровозводимых модульных конструкций стало бы одним из решений их нехватки.
Неравномерное распределение учреждений культуры на территории МО и их нехватка, согласно нормативным показателям делает невозможным проведение единой культурной политики.
2. Устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры.
Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и изменившимся социокультурным ориентациям населения снижает возможность обеспечения равного доступа населения к услугам в сфере культуры и повышения качества оказываемых услуг, не говоря уже об оказании платных услуг.
Наболевшей проблемой является высокая степень износа, имеющихся музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники. Материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения.
Капитального ремонта и реконструкции требуют МБУ ДО "Детская школа искусств N 4", МБУ ДО "Детская школа искусств N 6", МКУ "Музей истории города Махачкалы", библиотеки-филиалы N 2, 7, 9, 10, 19, 20, 23.
3. Недостаточное обновление и комплектование книжных фондов библиотек.
Книжный фонд является основой функционирования библиотеки, как социального института, и главным источником удовлетворения читательских потребностей. Основная цель формирования фонда - достижение соответствия его состава запросам пользователей и задачам библиотеки. От состояния книжных фондов, систематического и планомерного их пополнения в значительной мере зависит успех работы библиотеки.
МБУ "ЦБС" каждый год становится участником конкурсов, проводимых Министерством культуры РД в рамках федеральных и республиканских программ, на получение субсидий на комплектование фондов или подключение библиотек к сети Интернет.
При отсутствии финансирования на комплектование в библиотеках ежегодно используются дополнительные источники документоснабжения. Библиотеки стараются получать книги в качестве пожертвований, работают со спонсорами.
Однако, это разовые поступления, которые не могут качественно улучшить состав библиотечного фонда и повысить уровень библиотечного обслуживания.
4. Кадровые проблемы.
На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного работников, невысоким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
5. Крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства.
Состояние учреждений культуры оказывает непосредственное влияние на формирование культурных предпочтений граждан, особенно детей и молодежи. Отсутствие комфорта в учреждениях культуры негативно влияет на показатели посещаемости учреждений, вносит дезорганизацию в досуговый процесс, создает условия для правонарушений со стороны подрастающего поколения.
Негативные тенденции в сфере культуры могут повлечь за собой ухудшение качества жизни населения, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных проблем, появление угроз национальной безопасности.
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением стратегической цели, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы и мер по их предотвращению.
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски. Правовые риски связаны с изменением федерального, республиканского и муниципального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
- проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве в сфере обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
Финансовые риски. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов на сферу обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, а также отсутствием устойчивого источника финансирования, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение подпрограммных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
- привлечение внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферу обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
Законодательные риски. В период реализации Программы планируется внесение изменений в нормативные-правовые акты как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Это, возможно, повлечет за собой корректировку поставленных целей.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение дополнений в действующую нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование Программы.
Административные риски. Представляют собой невыполнение в полном объеме исполнителями принятых по программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному исполнению программных мероприятий. Административный риск связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению целей и задач программы, обусловленному срывом мероприятий и не достижением целевых показателей, а также неэффективным использованием ресурсов.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- проведение систематического мониторинга результативности реализации Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
- заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
К серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
- износ музыкальных инструментов;
- сокращение клубных формирований, участников художественной самодеятельности и количества проведенных мероприятий на базе учреждений культуры;
- потерю кадров в отрасли культуры;
- нарушение единого информационного и культурного пространства;
- нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
Кадровые риски. Кадровые риски обусловлены определенным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, что снижает эффективность работы соответствующих учреждений и качество предоставляемых услуг. Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Кроме того, существуют макроэкономические и организационные риски реализации Программы:
Макроэкономические риски. Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, с возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности в сферу обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, необоснованный рост стоимости услуг, а также существенно снизить объем платных услуг в сфере обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни. Изменение стоимости предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей города в реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры и т.п.;
организационные риски: недостатки в процедурах управления и контроля, дефицит квалифицированных кадров.
Преодоление организационных рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, усиления контроля за ходом реализации Программы, улучшения координации деятельности исполнителей мероприятий.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации Программы необходимо принятие следующих общих мер:
- мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и целевых показателей Программы и подпрограмм;
- оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в Программу.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения и корректировка мероприятий Программы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.