Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Государственной службы
Чувашской Республики
по конкурентной политике и тарифам
от 22.03.2022 N 01/06-45
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, за 2021 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О естественных монополиях" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
До 1 июля 2021 года региональный государственный контроль осуществлялся посредством организации и проведения плановых документарных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
При осуществлении регионального государственного контроля Служба руководствовалась Порядком осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 561.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 248-ФЗ, в соответствии с которым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) субъектов естественных монополий, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
На территории Чувашской Республики осуществляют деятельность, подпадающую под региональный государственный контроль, два юридических лица - АО "Содружество" (пригородные железнодорожные перевозки), АО "Газпром газораспределение Чебоксары" (услуги по транспортировке газа по трубопроводам).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля присвоены приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)", который размещен на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Региональный государственный контроль (надзор)" по адресу: http s://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzoru-v-sf/prikaz-gosudarstvennoj-sluzhbi-chuvashskoj-respubl.
Категория среднего риска присвоена деятельности двух юридических лиц.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Оснований для проведения плановых и внеплановых проверок в 2021 году не возникало. В связи с отсутствием оснований в 2022 году плановые проверки проводиться не будут.
Проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятие) в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении АО "Газпром газораспределение Чебоксары" на предмет соблюдения стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" (далее - Стандарты N 872).
В ходе проведения мероприятия выявлены следующие нарушения:
- нарушены сроки раскрытия информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа, а именно о плановых (уточненных) показателях на следующий календарный месяц, определенной подпунктом "г" пункта 11:
информация со сроком раскрытия до 20 декабря 2020 года размещена 19 января 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 января 2021 года размещена 19 февраля 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 февраля 2021 года размещена 19 марта 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 марта 2021 года размещена 19 апреля 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 апреля 2021 года размещена 19 мая 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 мая 2021 года размещена 18 июня 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 июня 2021 года размещена 19 июля 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 июля 2021 года размещена 19 августа 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 августа 2021 года размещена 7 сентября 2021 года;
информация со сроком раскрытия до 20 сентября 2021 года размещена 20 октября 2021 года;
- с нарушением сроков (5 рабочих дней) направлены сообщения о размещении информации по подпункту "б" пункта 11 (информация размещена на сайте Общества 30 марта 2021 года, сообщение о размещении направлено 12 июля 2021 года), подпункту "в" пункта 11 (информация размещена на сайте Общества 1 октября 2021 года, сообщение о размещении направлено 11 октября 2021 года), подпункту "е" пункта 11 (информация размещена на сайте Общества 16 сентября 2021 года, сообщение о размещении направлено 27 сентября 2021 года);
- не сообщено в Службу о раскрытии информации по подпункту "з" пункта 11 (информация о фактических показателях за 2020 год), подпунктам "л", "м", "н" пункта 11.
Данные факты являются правонарушением, в связи с чем АО "Газпром газораспределение Чебоксары" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП России, - нарушение сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации. Юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzoru-v-sf, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
В рамках профилактической работы в 2021 году в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с имеющимися признаками нарушений обязательных требований Служба объявила АО "Газпром газораспределение Чебоксары" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований к раскрытию информации и предложила принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в части обязательных сообщений в Службу о раскрытии информации.
После получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований возражения в отношении предостережения не поступали. Юридическое лицо устранило признаки правонарушения и стало сообщать в Службу о размещении (с указанием официальных печатных изданий и (или) адреса официального сайта) следующей информации, определенной пунктом 11 Стандартов N 872:
по подпункту "з" (об инвестиционных программах организаций, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам - фактические показатели за 2020 год);
по подпункту "л" (о перечне сведений, направляемых в составе запроса о предоставлении технических условий);
по подпункту "м" (о перечне сведений, направляемых в составе заявки о подключении (технологическом присоединении));
по подпункту "н" (об адресах и телефонах структурных подразделений, осуществляющих прием запросов о предоставлении технических условий и заявок о подключении (технологическом присоединении)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.