Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
муниципального образования
Белевский район
от 15.03.2022 N 168
Муниципальная программа
"Развитие культуры и туризма муниципального
образования Белевский район"
Стратегические приоритеты в сфере
реализации муниципальной программы
1. Оценка текущего состояния
сферы культуры МО Белевский район
Культура является основой жизни и духовного развития нации. В настоящее время остро стоит вопрос о формировании гармонично развитой личности, самореализации людей разных возрастов, развитии одаренности, национальной самоидентификации. Высока гуманитарная роль культуры и в период социального стресса, постэпидемическое время, когда становится необходимым "живой" досуг. Культура сегодня востребована как фактор нравственного и духовного воспитания молодежи, формирования культурного кода нации.
Белевский район обладает богатыми культурными ресурсами для эффективного социально-экономического развития: памятники истории и культуры, материальное и нематериальное культурное наследие, архитектурный облик территории, достопримечательности, народные промыслы и ремесла, традиционные виды художественного творчества и фольклор, профессиональное искусство и экспериментальное творчество, признанные в мировом масштабе культурно исторические бренды.
На территории Белевского района на охране находятся 208 исторически ценных объектов. Из них 5 объектов федерального значения, 31 объект культурного наследия регионального значения, 54 вновь выявленных объектов культурного наследия.
Реализацию конституционного права жителей района на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает сеть общедоступных учреждений сферы культуры.
В настоящее время инфраструктуру сферы культуры Белевского района представляют 4 муниципальных учреждения: межмуниципальная библиотека с 11 структурными подразделениями, центр развития культуры и туризма с 6 структурными подразделениями, музей и детская школа искусств.
Численность работающих в указанной сфере составляет 72 человека (с учетом совместителей).
Средняя заработная плата работников учреждений культуры в 2021 году составила 35433,65 рублей или 100% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Тульской области, тогда как в 2016 году составляла 23863 рубля. Рост составляет 48,5%.
В период с 2017 по 2021 год вырос консолидированный бюджет сферы культуры.
В абсолютных значениях расходы на культуру из консолидированного бюджета Белевского района выросли за рассматриваемый период в 1,2 раза: с 35,8 миллионов рублей в 2017 году до 41,5 миллионов рублей в 2021 году. В расчете на душу населения расходы на культуру увеличились с 1816,04 рублей в 2017 году до 2235,4 рублей в 2021 году.
Район принимает активное участие в заявочной компании по привлечению средств федерального бюджета на решение вопросов, связанных с модернизацией учреждений сферы культуры.
В 2017 - 2019 годах в рамках реализации федеральных проектов ("100 клубов на селе", "Устойчивое развитие сельских территорий") был произведен капитальный ремонт сельского дома культуры в селе Мишенское, отремонтирован сельский дом культуры в д. Болото.
В 2019 - 2020 годах на проведение ремонтно-реставрационных работ в рамках реализации мероприятий, посвященных празднованию 500-летия Тульского кремля и создания Большой засечной черты было освоено 39,0 млн рублей.
Была проведена реставрация 2 объектов культурного наследия: в настоящее время это музей и библиотека.
С 2021 года в районе успешно реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.
Важнейший показатель состояния культурной среды - посещаемость культурных мероприятий. Динамика этого показателя является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере культуры.
Посещаемость культурных мероприятий по итогам 2021 года составила 103 242 посещения.
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений культурный мероприятий до 120 тысяч посещений.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
Ожидается развитие сектора креативных индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, которые играют ключевую роль в современном экономическом развитии, в том числе с учетом использования цифровых коммуникационных технологий на другом качественном уровне.
Однако, несмотря на положительные тенденции в сфере культуры, существует ряд проблем, требующих решения в дальнейшем, среди них:
наличие значительной доли памятников истории и культуры с высокой степенью риска разрушения, повреждения и уничтожения;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек, музея и школы искусств;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, прежде всего, в сельской местности;
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма муниципального образования Белевский район" направлена на создание оптимальных условий для развития культуры и искусства, организацию досуга населения, укрепление материально-технической базы объектов культуры, обеспечение доступа юридических и физических лиц к ретроспективной информации.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития);
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р.
Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Указом Президента Российской Федерации о национальных целях развития в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" установлены следующие показатели, относящиеся к сфере культуры:
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.
Приоритеты государственной политики на долгосрочную перспективу в сфере культуры в Тульской области установлены указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года", которые согласуются с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития.
В соответствии с данным документом одним из приоритетных направлений культурной политики муниципального образования Белевский район до 2030 года является формирование современной культурной среды, которая обеспечит доступ гражданам всех категорий и возрастов к культурным благам.
Развитие сферы культуры будет осуществляться по следующим направлениям:
- человекоориентированность в культуре (развитие творческих потребностей жителей, в том числе молодежи);
- формирование единого культурного пространства (создание базы для формирования представляющих интерес культурных продуктов для различных возрастных и целевых категорий потребителей).
Основные цели, целевые показатели в среднесрочной и долгосрочной перспективе (нарастающим итогом):
количество построенных, отремонтированных, модернизированных учреждений культуры к 2026 году - 5; к 2030 году - 10;
количество новых созданных современных конкурентоспособных культурных продуктов, в том числе виртуальных, к 2026 году - 4; к 2030 году - 8;
количество посещений культурных мероприятий: к 2026 году - 108 тыс. ед.; к 2030 году - 120 тыс. ед.;
количество сотрудников учреждений культуры, прошедших повышение квалификации, переподготовку: к 2026 году - 15 человек; к 2030 году - 30 человек.
Основные задачи по развитию культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут реализованы в рамках следующих направлений:
- создание новой инфраструктуры для новой культуры;
- создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирование единого культурного пространства;
- создание комфортной среды для самореализации и мотивации к творчеству;
- активизация культурного потенциала и создание конкурентоспособности в культуре;
- формирование эффективной кадровой политики в сфере культуры.
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма муниципального образования Белевский район" конкретизирует положения и направления развития сферы культуры с учетом специфики условий и доступных ресурсов района. При этом обеспечивается согласованность целей, инструментов и механизмов достижения целей с целями и показателями федеральных и региональных документов стратегического планирования.
Реализация мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма муниципального образования Белевский район" обеспечит позитивное воздействие на духовное, культурное, моральное состояние общества, а также эффективность муниципальной политики в области культуры в соответствии с выбранными приоритетами социально-экономического развития муниципального образования Белевский район.
3. Задачи муниципального управления, способы
их эффективного решения в сфере культуры
муниципального образования Белевский район
Задачами муниципального управления в сфере культуры муниципального образования Белевский район являются:
1. Развитие деятельности организаций сферы культуры:
обеспечение деятельности организаций сферы культуры (библиотек, музеев, организаций клубного типа, детских школ искусств);
развитие гастрольной и выставочной деятельности муниципальных учреждений культуры МО Белевский район;
поддержка деятельности муниципальных театров, в том числе детских, учреждений культурно-досугового типа;
государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры и лучших работников сельских учреждений культуры;
поддержка непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения организаций сферы культуры высокопрофессиональными кадрами.
2. Повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации):
продвижение и поддержка талантливой молодежи в сфере искусства, в том числе путем участия в всероссийских, межрегиональных и областных творческих конкурсах, и фестивалях;
поддержка реализации проектов, направленных на возрождение духовных традиций и сохранение национального культурного наследия, содействие реализации талантливых и перспективных проектов в области культуры и искусства, воспитание, просвещение и поддержку молодого поколения;
поддержка творческих проектов в области культуры и искусства, в том числе всероссийских и международных проектов в области музыкального, театрального и изобразительного искусства, а также проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
поддержка развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере культуры;
реализация культурно-просветительских программ для школьников;
поддержка деятелей российской культуры, художественных коллективов, творческих союзов и организаций;
содействие развитию творческих (креативных) индустрий.
3. Развитие инфраструктуры в сфере культуры:
переоснащение муниципальных библиотек в соответствии с Концепцией модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
модернизация и оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств и училищ);
реализация проектов по модернизации учреждений культурно-досугового типа в городской местности;
реализация проектов по сохранению объектов культурного наследия.
4. Внедрение цифровых технологий в сфере культуры:
реализация проектов по цифровизации отрасли "Культура".
Реализация муниципальной программы "Развитие культуры и туризма муниципального образования Белевский район" будет способствовать решению вышеперечисленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.