Индивидуальный предприниматель.
Действия, с которых все начинается
Индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица) - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (ст.11 НК РФ).
Учредители большинства организаций (в отличие от индивидуальных предпринимателей) не отвечают своим личным имуществом по долгам созданного ими юридического лица (за исключением случая, если такая ответственность предусмотрена в учредительных документах или установлена действующим законодательством). Зато предприниматели имеют право не вести бухгалтерский учет с применением бухгалтерских регистров (журналов-ордеров, главной книги и т.п.). Все они заменяются книгой учета доходов и расходов. Но первичные учетные документы (накладные, счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера и т.п.) оформляются предпринимателями в том же порядке, что и юридическими лицами.
1. Решил стать предпринимателем... С чего начать?
Если решение физического лица стать предпринимателем непоколебимо, то до начала какой-либо реальной деятельности придется выполнить ряд необходимых формальностей.
При этом необходимо учесть старинное правило: "Любое начинание для своего осуществления требует вдвое больше времени и втрое больше денег, чем это планировалось изначально. В результате же вы получите в 10 раз меньше, чем хотелось бы". Поэтому прежде чем с головой бросаться в омут предпринимательства, физическое лицо должно еще раз оценить свои силы и возможности, а также изучить бюрократические преграды, которые неизбежно встанут на его пути, и способы их преодоления.
2. Действия, с которых все начинается
Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, необходимо выполнить следующие действия:
1) собрать информацию о возможности регистрации в выбранном направлении деятельности и о сумме регистрационного сбора. Информацию можно получить в регистрационной палате или администрации района, города, поселка и т.п.;
2) уплатить регистрационный сбор за государственную регистрацию в качестве предпринимателя;
3) представить заявление для регистрации физического лица в регистрационную палату или администрацию района, города, поселка и т.п., получить свидетельство о государственной регистрации;
4) представить три фотографии (для свидетельства о государственной регистрации);
5) представить заявление в налоговый орган для постановки на учет, получить свидетельство о постановке на учет;
6) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);
7) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов;
8) открыть счета в банке.
3. Государственная регистрация и получение свидетельства
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется регистрирующим органом по месту постоянного жительства гражданина на основании его заявления и документа об уплате регистрационного сбора (заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок). При подаче заявления необходимо приложить три фотографии. Предпринимателю выдается свидетельство о государственной регистрации (ограничений срока, на который может быть выдано свидетельство, и количества указываемых в нем видов деятельности существующими нормативными документами не предусмотрено) (см. ст.3 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (далее - Закон N 2000-1)).
Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов (почта и т.п.) (см. ст.3 Закона N 2000-1). Местные органы власти могут предоставлять некоторым категориям граждан льготы по оплате регистрационного сбора.
Например, в г.Москве льготы по оплате регистрационного сбора предоставляются следующим категориям плательщиков (см. п.1 приказа Московской регистрационной палаты от 22.04.1993 N 26):
1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
2) инвалиды из числа участников военных действий в Республике Афганистан;
3) инвалиды общего заболевания I и II группы;
4) инвалиды с детства I и II группы;
5) инвалиды труда I и II группы;
6) участники трудового фронта, награжденные орденами или медалями;
7) граждане, пережившие блокаду Ленинграда в период Великой Отечественной войны;
8) лица, подвергшиеся необоснованным репрессиям и впоследствии реабилитированные;
9) лица - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
10) военнослужащие и лица вольнонаемного состава, уволенные из Вооруженных Сил в запас по окончании срока службы, а также в связи с сокращением их численности;
11) выпускники средних и высших учебных заведений (в течение года после окончания учебного заведения);
12) лица, зарегистрированные на бирже труда в качестве временно безработных;
13) одинокие матери.
Ставка регистрационного сбора для вышеперечисленных категорий лиц устанавливается в размере 15% от действующей предельной величины ставки сбора (см. п.2 решения Московской городской Думы от 01.02.1993 "О ставках регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, порядке их регистрации и льготных категориях плательщиков в Москве"). Право на льготы по уплате регистрационного сбора подтверждается соответствующими документами, представляемыми в Московскую регистрационную палату.
Физические лица могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя (см. ст.4 Закона N 2000-1). Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вид деятельности может указываться достаточно обобщенно (например, предприниматель может попросить разрешение на торгово-закупочную деятельность) или же, напротив, вписывается вполне конкретное наименование (например, торговля овощами и фруктами). При этом необходимо иметь в виду, что в последнем случае предприниматель не сможет торговать даже ягодами (не говоря уж о молоке, мясе и т.п.). Поэтому рекомендуется названия видов деятельности указывать максимально общими, потому что если возникнет необходимость расширения сферы деятельности, то не придется выполнять все формальности сначала, получая новое свидетельство на осуществление каждого нового вида деятельности (с повторной уплатой в бюджет соответствующей суммы сбора за его выдачу).
В случае утери предпринимателем свидетельства и наличия уважительных причин местная администрация выдает дубликат свидетельства, за который взимает 20% суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация в порядке, установленном законодательством. Копии свидетельств и их дубликатов (в том числе фотокопии и ксерокопии), выданные в ином порядке, являются недействительными (см. ст.3 Закона N 2000-1).
Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение десяти дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия (см. Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 154-ФЗ). В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы (см. Закон N 154-ФЗ).
Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту осуществления своей деятельности либо по месту постоянного жительства. Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. Все документы на предпринимателя хранятся в специальном деле по налогообложению.
При постановке на учет в ГНИ должностные лица разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства. Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, прошитую и скрепленную печатью налоговой инспекции (см. письмо Госналогслужбы России от 20.02.1996 N НВ-6-08/112 "О методическом пособии по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью").
На свидетельстве о государственной регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что регистрация осуществляется по месту постоянного жительства гражданина на основании его заявления и документа об уплате регистрационного сбора.
Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя является фактом регистрации деятельности индивидуального предпринимателя. Оно выдается в качестве подтверждения разрешения видов деятельности, перечисленных в свидетельстве. Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение арбитражного суда. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об аннулировании государственной регистрации в регистрирующий орган. Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней регистрирующим органом с момента получения судебного решения (см. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Регистрирующий орган обязан:
- в трехдневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предпринимателю письменное уведомление об этом факте;
- в семидневный срок сообщить налоговому органу данные об аннулировании государственной регистрации предпринимателя.
4. Постановка на учет в налоговом органе и присвоение
идентификационного номера налогоплательщика
После регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и получения свидетельства о государственной регистрации осуществляется постановка индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах на основании заявления (см. ст.84 НК РФ).
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается МНС России (см. Закон N 154-ФЗ).
При постановке на учет в налоговых органах на основании заявления индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, представляющее собой документ, выдаваемый налоговым органом физическому лицу, зарегистрированному в качестве налогоплательщика (см. ст.83 НК РФ). Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться (см. ст.84 НК РФ).
Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то его снятие с учета производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в десятидневный срок с момента такого изменения (см. Закон N 154-ФЗ).
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение четырнадцати дней со дня подачи такого заявления (см. Закон N 154-ФЗ).
На основании ст.84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации и сохраняется за ним на все время осуществления предпринимательской деятельности или занятия частной практикой. При прекращении налогоплательщиками - физическими лицами предпринимательской деятельности или частной практики ИНН передаются в архив и повторно другим налогоплательщикам не присваиваются.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в других случаях, предусмотренных законодательством (см. ст.84 НК РФ). Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ (см. ст.84 НК РФ).
При постановке на учет предпринимателя, ранее состоявшего на учете и имевшего ИНН, госналогинспектор должен присвоить ему прежний ИНН и выдать информационное письмо о постановке на учет с указанием ранее закрепленного за ним ИНН.
5. Порядок заполнения заявления физического лица о постановке
на учет в налоговом органе по месту жительства
Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства подается и заполняется индивидуальными предпринимателями в течение десяти дней после их государственной регистрации, а также частными нотариусами, частными детективами, частными охранниками в течение десяти дней после выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (см. приказ МНС России от 24.12.1999 N АП-3-12/412). При заполнении заявления необходимо указать точное наименование налогового органа, в который оно подается (см. приказ МНС России от 24.12.1999 N АП-3-12/412).
6. Осуществление предпринимательской деятельности
на основании лицензии
Для осуществления некоторых видов деятельности предпринимателю требуется не только государственная регистрация, но и наличие соответствующей лицензии, то есть разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданной лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю.
Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 128-ФЗ).
Действие Закона N 128-ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- биржевая деятельность;
- деятельность в области таможенного дела;
- нотариальная деятельность;
- страховая деятельность;
- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
- приобретение оружия и патронов к нему;
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
- образовательная деятельность.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия (см. Закон N 128-ФЗ):
- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- аннулирование лицензий (в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии);
- ведение реестра лицензий;
- контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
6.1. Действие лицензии
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем (лицензии не могут быть переданы другому лицу для осуществления данного вида деятельности).
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
6.2. Срок действия лицензии
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
6.3. Принятие решения о предоставлении лицензии
Для получения лицензии соискатель лицензии (индивидуальный предприниматель) представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в вышеуказанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
6.4. Переоформление лицензии
В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих вышеуказанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.
За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет.
6.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование
лицензии
Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений и установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
6.6. Лицензионные сборы
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб.
7. Сертификация
Закон РФ от 10.01.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (далее - Закон N 5151-1) (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ) устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора (см. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Сертификаты или свидетельства представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (см. Закон N 5151-1).
Существует также добровольная сертификация, которая проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем (см. постановление Госстандарта России от 10.05.2000 N 26 "Об утверждении правил проведения сертификации в Российской Федерации"), однако она не может заменить обязательную сертификацию такой продукции (см. Закон N 5151-1).
Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии (см. Закон N 5151-1).
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом (см. Закон N 5151-1). Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Постановлением Правительства РФ 07.07.1999 N 766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" утвержден следующий порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации.
Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги.
Декларация о соответствии заполняется и подписывается индивидуальным предпринимателем.
Принятая изготовителем (продавцом, исполнителем) декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке и имеющем лицензию на проведение работ по сертификации данного вида продукции.
К направляемой на регистрацию декларации о соответствии должны быть приложены заявление о регистрации, а также копии документов, предусмотренных для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданных уполномоченными на то органами и организациями.
Декларация о соответствии с необходимыми документами может быть направлена на регистрацию только в один орган по сертификации по выбору изготовителя (продавца, исполнителя).
Орган по сертификации обязан в течение семи дней проверить:
а) наличие данного вида продукции в перечне продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии;
б) правомочность изготовителя (продавца, исполнителя) принимать декларацию о соответствии;
в) полноту и правильность указания нормативных документов, предусмотренных для подтверждения соответствия данной продукции;
г) наличие копий всех документов, предусмотренных для данной продукции федеральными законами и выданных уполномоченными на то органами и организациями;
д) правильность заполнения декларации о соответствии.
По результатам проверки орган по сертификации регистрирует декларацию о соответствии либо информирует изготовителя (продавца, исполнителя) о необходимости устранения выявленных несоответствий установленным требованиям.
Регистрация декларации о соответствии осуществляется путем присвоения декларации о соответствии регистрационного номера, содержащего идентификационное обозначение (код) органа по сертификации и порядковый номер декларации о соответствии по реестру, который ведет орган по сертификации.
Зарегистрированная декларация о соответствии является основанием для маркирования изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции знаком соответствия в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
8. Гигиеническая оценка производства, поставки
и реализации продукции и товаров
8.1. Общие положения
Выдача гигиенического заключения осуществляется Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в регионах на транспорте, Федеральным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России на производство, поставку и реализацию продукции и товаров в соответствии с Положением о проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств и Перечнем видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке.
Организационно-технические мероприятия, связанные с гигиенической оценкой продукции, товаров и производств и выдачей гигиенического заключения в Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, осуществляются Центром санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России.
Изготовление и распространение бланков гигиенических заключений, имеющих установленные степени защиты, осуществляются Центром санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России.
Формирование и ведение реестра гигиенических заключений на продукцию и товары осуществляется Центром санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России.
Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России осуществляет гигиеническую оценку социально значимых, потенциально опасных видов продукции и товаров в соответствии с Перечнем.
Ранее выданные гигиенические сертификаты действуют до истечения срока их действия.
На продукцию, прошедшую процедуру гигиенической оценки, по желанию производителя (продавца, поставщика) может быть нанесен знак, подтверждающий, что данная продукция прошла гигиеническую оценку.
8.2. Порядок проведения гигиенической оценки
продукции и товаров
Для гигиенической оценки и выдачи заключения установленного образца заявитель направляет в орган, учреждение госсанэпидслужбы заявку, а также следующие документы:
для отечественной продукции:
- нормативную или техническую документацию на продукцию, товар (технические условия, технологические инструкции, состав продукции, др.);
- краткое описание способа и области применения продукции, товара;
- протоколы испытаний продукции, товара (при их наличии);
- другие документы, подтверждающие безопасность продукции;
- образцы продукции (товаров), необходимые для гигиенической оценки;
для импортной продукции:
- документ фирмы-изготовителя, подтверждающий качество продукции (товара);
- сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченными на то органами, и/или сертификат (подтверждение) фирмы-производителя, другие материалы, полученные в стране-изготовителе и подтверждающие безопасность продукции, товара;
- протоколы испытаний продукции, товаров (при их наличии);
- образцы продукции, товаров в количестве, необходимом для гигиенической оценки;
- технические условия изготовления продукции (товаров) с указанием условий применения (использования) или другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения.
Документы страны-производителя (поставщика) следует представлять в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Срок проведения гигиенической оценки определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, товара, но не может превышать двух месяцев. Для вновь разрабатываемой отечественной продукции, а также при необходимости проведения дополнительных испытаний срок гигиенической оценки может быть увеличен до трех месяцев.
Выдача заключения осуществляется:
1) на вид продукции, с указанием выпускаемой номенклатуры изделий, при гигиенической оценке производства;
2) на отдельную номенклатурную единицу.
Заключение для отечественной продукции выдается с обязательной оценкой условий производства, определяющих ее безопасность.
Согласование нормативной или технической документации с учреждениями госсанэпидслужбы осуществляется по результатам гигиенической оценки с последующей выдачей заключения на готовую продукцию.
Срок действия заключения определяется органом и учреждением госсанэпидслужбы, выдающим гигиеническое заключение, в зависимости от потенциальной опасности того или иного продукта, товара исходя из данных, характеризующих санитарно-гигиеническую, эпидемиологическую значимость продукта, товара, особенностей его производства, и составляет:
- для вида продукции (включая импортную) - до пяти лет;
- на опытную партию продукции - до одного года;
- на партию импортной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации (при отсутствии гигиенического заключения на данный вид продукции данного производителя, оформленного на стадии заключения контракта на поставку), - на срок, не превышающий срока годности данной продукции.
8.3. Порядок проведения гигиенической оценки производств
1. Гигиеническая оценка производства с целью выдачи гигиенического заключения на вид выпускаемой продукции осуществляется на добровольной основе по заявлению производителя и не исключает санитарного надзора, осуществляемого в плановом порядке органами и учреждениями госсанэпидслужбы.
2. Гигиеническая оценка производства отечественной продукции осуществляется на стадиях постановки продукции на производство.
3. Гигиеническая оценка производств, расположенных на территории Российской Федерации, производится с обязательной оценкой условий труда и гигиенических требований к охране окружающей среды.
4. Гигиеническую оценку производств, расположенных за пределами Российской Федерации и поставляющих продукцию на территорию Российской Федерации, осуществляет Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
5. Гигиеническое заключение выдается конкретному предприятию-изготовителю. В нем указываются вид производимой продукции (для иностранных производителей - экспортируемой в Российскую Федерацию), а также номенклатура продукции, выпускаемой на момент проведения гигиенической оценки.
6. Производитель в случае изменения (расширения) номенклатуры или технологии производства выпускаемой продукции осуществляет ее пересогласование с учреждением, выдавшим гигиеническое заключение, без повторной гигиенической оценки. При этом выдается гигиеническое заключение на производство в соответствии с приложением 3 к приказу Минздрава России от 20.07.1998 N 217.
Гигиеническая оценка производства осуществляется непосредственно на предприятии-заявителе.
Для гигиенической оценки и получения гигиенического заключения заявитель (физическое лицо) направляет в орган, учреждение госсанэпидслужбы заявку установленного образца, а также следующие документы:
- краткое описание производства, технологических процессов с указанием нормативных требований к безопасности продукции страны-изготовителя (для производств импортной продукции и производств, расположенных за рубежом), номенклатуры выпускаемой продукции, организации лабораторного контроля;
- сведения о внедрении на предприятии системы контроля критических точек производства;
- нормативную или техническую документацию на выпускаемую продукцию;
- сертификаты, свидетельства или иные документы страны-изготовителя, подтверждающие безопасность продукции;
- другие документы производителя, подтверждающие соответствие производства гигиеническим требованиям.
Перечень представляемой документации может уточняться и дополняться применительно к конкретным видам продукции и предприятиям-изготовителям.
Документы страны-производителя (поставщика) следует представлять в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Виды продукции, выпущенные на производстве, прошедшем гигиеническую оценку и включенном в Реестр, последующей гигиенической оценке не подлежат.
7. Гигиеническое заключение на производство выдается сроком до пяти лет. Вышеуказанный срок может быть сокращен в случаях нарушения условий, при которых выдано заключение.
9. Порядок открытия счетов предпринимателям
Банки открывают счета индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (см. ст.86 НК РФ).
Если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, расчетный и другие счета открываются предпринимателю на его имя (см. письмо Госбанка СССР от 09.07.1991 N 359 "О порядке открытия счетов предпринимателям", далее - Письмо N 359).
Для открытия счета в учреждение банка представляются:
- заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;
- документ о государственной регистрации предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.
В случае смерти предпринимателя его права и обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности переходят к его наследникам (см. Письмо N 359).
Счет, открытый на имя предпринимателя, подлежит переоформлению на имя наследника.
Для переоформления счета наследник, вступивший в установленном порядке в права наследования, представляет в учреждение банка (см. Письмо N 359):
- заявление о переоформлении счета на свое имя;
- копию свидетельства о праве на наследство, заверенную нотариально;
- карточку с образцом подписи, заверенной нотариально.
Банки открывают счета индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (см. Закон N 154-ФЗ).
Представление индивидуальными предпринимателями в банки документа, подтверждающего их регистрацию в государственных внебюджетных фондах, при открытии ими расчетных и иных счетов не требуется (см. письмо МНС России от 29.01.2001 N ММ-6-12/80).
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии расчетного, валютного, ссудного, депозитного и иного счета индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (см. ст.86 НК РФ).
В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции, связанной с движением денежных средств на сумму, эквивалентную 10 000 долл. США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Сведения высылаются в налоговые органы ежемесячно не позднее десятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным. При этом не имеет значения, в рублях или иностранной валюте совершена операция по вкладу, поступлению или снятию средств со счета физического лица либо по покупке (продаже) ценных бумаг или иностранной валюты (письмо Госналогслужбы России от 20.02.1996 N НВ-6-08/112).
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (см. ст.86 НК РФ).
Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом (см. ст.858 ГК РФ).
Договор банковского счета расторгается согласно ст.859 ГК РФ по заявлению клиента в любое время. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.
Е.Г. Изосимова,
эксперт Информцентра XXI века
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1