Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 05.05.2022 г. N 162-р
Программа развития
детско-юношеского спорта в Краснодарском крае до 2030 года
1. Введение
Программа развития детско-юношеского спорта в Краснодарском крае до 2030 года (далее - Программа) разработана министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и министерством физической культуры и спорта Краснодарского края при участии органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с:
пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 7 октября 2021 г. N Пр-1919;
Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ);
Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р;
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;
Планом мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р;
Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р;
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 декабря 2021 г. N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Законом Краснодарского края от 10 мая 2011 г. N 2223-КЗ "О физической культуре и спорте в Краснодарском крае";
Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае";
распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2019 г. N 262-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае до 2025 года";
распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 июня 2021 г. N 147-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае на период до 2030 года";
распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 января 2022 г. N 8-р "О создании в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
2. Состояние системы детско-юношеского спорта
Детско-юношеский спорт является важнейшим элементом системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.
Система детско-юношеского спорта в Краснодарском крае включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также самостоятельно, в том числе по месту жительства и месту отдыха, и принимающих на регулярной основе участие в спортивных соревнованиях.
С 2019 года в крае реализуется Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей, в рамках которой сведения об охвате детей выгружаются в единой федеральной автоматизированной информационной системе дополнительного образования из региональной системы - автоматизированной информационной системы "Навигатор" (далее - АИС - "Навигатор" (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. N 177-р "О концепции мероприятий по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"). В соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 12 июля 2021 г. N 2264 "О зачислении детей в образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы" образовательным организациям рекомендовано продолжить работу по зачислению обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы через АИС "Навигатор". Число обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, включенных в АИС "Навигатор", составляет 258 080 человек.
Дошкольные образовательные организации
В Краснодарском крае 1 475 муниципальных дошкольных организаций. Численность воспитанников в них составляет около 262 тыс. детей.
В каждой дошкольной образовательной организации реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, которая включает в том числе парциальные программы по формированию основ здорового образа жизни.
Работа по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области "Физическое развитие", напрямую зависит от возраста детей и реализуется в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста такими видами деятельности являются игровая и двигательная, а также музыкально-ритмические движения.
В дошкольных образовательных организациях в перерывах между видами детской деятельности проводятся: гимнастика (бодрящая, дыхательная, пальчиковая, для глаз и т.д.), физкультминутки и динамические паузы, ритмические движения, игры-имитации.
В детских садах края родителей знакомят с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях через родительские собрания, привлекают их к проведению спортивных праздников и мероприятий, проводят дни открытых дверей с просмотром открытых занятий по физкультуре, ритмике, утренней гимнастики, закаливающих процедур, режимных моментов (обучение культурно-гигиеническим навыкам и др.).
Проводятся консультации для педагогов по профилактике детского травматизма, беседы и консультации о формировании физической культуры личности и приобщении к здоровому образу жизни.
В родительских уголках размещаются информационные статьи, пропагандирующие здоровый образ жизни, родители детей делятся опытом семейного воспитания по физической культуре и оздоровлению малышей в семье.
Общеобразовательные организации
В настоящее время в Краснодарском края осуществляет деятельность 1 251 образовательная организация с общей численностью обучающихся 741 531 человек, из них:
1 13 8 - дневных муниципальных общеобразовательных организаций;
13 - вечерних муниципальных общеобразовательных организаций;
52 - государственных коррекционных общеобразовательных организации;
4 - государственных кадетских общеобразовательных организации;
5 - государственных специализированных общеобразовательных организаций;
29 - негосударственных общеобразовательных организаций;
8 - иных государственных общеобразовательных организаций.
Из общего количества образовательных организаций 132 являются малокомплектными.
Согласно статистическим сведениям о состоянии физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательных организаций Краснодарского края в первом полугодии 2021/22 учебного года в рамках сетевого взаимодействия 774 общеобразовательные организации предоставляют свою спортивную инфраструктуру (заключено 1 149 договоров безвозмездного пользования).
В Краснодарском крае в рамках отдельных модулей по видам спорта учебного предмета "Физическая культура" осуществляется ряд образовательных проектов.
Так, необходимо отметить положительный опыт на территории края по привлечению детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом и привитию им основ здорового образа жизни посредством национального вида спорта "Самбо" через участие во Всероссийском проекте "Самбо в школу" (далее также - Проект самбо).
В апробации Проекта самбо на территории Краснодарского края приняли участие 11 школ из 3 муниципальных образований. Масштабная реализация Проекта самбо в регионе началась 1 сентября 2018 г. и охватила 146 школ.
В 2021/22 учебном году к реализации Проекта самбо приступили 709 общеобразовательных организаций из всех 44 муниципальных районов и городских округов с общим охватом более 300 тыс. человек. Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, созданы условия для успешной реализации данного проекта, в том числе кадровое и материальное обеспечение. Средства израсходованы на приобретение борцовских ковров и обучение учителей физической культуры:
1 221 педагогический работник прошел обучение по программам повышения квалификации за период реализации Проекта самбо с 2018 по 2021 год;
борцовскими коврами оснащены все общеобразовательные организации, участвующие в Проекте самбо.
Одной из приоритетных форм реализации Проекта самбо является учебный предмет "Физическая культура". Число обучающихся, изучающих вид спорта "самбо", составляет 200 тыс. человек (из них: 117 391 чел. - на уровне начального общего образования, 75 007 чел. - на уровне основного образования, 7 951 чел. - на уровне среднего общего образования).
Дополнительным ресурсом развития Проекта самбо является работа инструкторов по спорту во внеурочное время с обучающимися общеобразовательных организаций. Для занятий школьников во внеурочное время в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие физической культуры и спорта" были выделены субсидии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в целях обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту, привлеченных к проведению занятий по виду спорта "самбо".
В 2020 году в 43 муниципалитетах работу вели 347 инструкторов по спорту в рамках реализации Проекта самбо, из них: 172 учителя физической культуры и 175 тренеров. Общее число занимающихся - 5 847 школьников.
В 2021 году работа была продолжена, число инструкторов по спорту в рамках реализации Проекта самбо составило 344 человека, из них: 170 учителей физической культуры и 174 тренера. Обще число занимающихся - 5 975 человек.
Ежегодно в образовательных организациях Краснодарского края проходят мероприятия, посвященные Всероссийскому дню Самбо.
В ноябре 2021 года в 922 общеобразовательных организациях из всех муниципальных образований края были проведены различные мероприятия, посвященные Всероссийскому дню Самбо: Всероссийский урок самбо, классные часы, мастер-классы, открытые занятия, конкурсы, фотоконкурсы, викторины, просмотр фильмов, флешмобы и пр. Численность обучающихся, принявших участие в указанных мероприятиях, составила более 410 тыс. человек, из них включенных в реализацию Всероссийского проекта "Самбо в школу" - более 270 тыс. детей.
В целях развития Проекта самбо на территории края в 2021 году министерством физической культуры и спорта Краснодарского края и министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края проведены краевые соревнования среди школьников по самбо. В соревнованиях приняли участие 3 600 обучающихся общеобразовательных организаций, юноши и девушки 2007 - 2009 года рождения. Победители краевых соревнований среди школьников по самбо стали участниками Всероссийских соревнований среди школьников по самбо. Краснодарский край представляли 4 команды.
Также на территории края в 959 общеобразовательных организациях из всех муниципальных образований реализуется проект "Шахматы в школе" (далее - Проект шахматы), число школьников, участвующих в Проекте шахматы, составляет более 130 тыс. человек. Реализация Проекта шахматы проходит в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также в рамках дополнительного образования. В рамках урочной деятельности число обучающихся составляет более 19 тыс. школьников (из них: начальное общее образование -16 723 человека, основное общее образование - 2 244 человека, среднее общее образование - 258 человек).
В целях популяризации Проекта шахматы в 2021 году было организовано 2 431 мероприятие по шахматам с общим охватом 87 153 человек.
Впервые в 2021/22 учебном году в целях формирования условий для обучения школьников общеобразовательных организаций муниципальных образований в Краснодарском крае базовым жизнеобеспечивающим навыкам плавания началась реализация проекта "Всеобуч по плаванию" (далее - Проект по плаванию), в котором принимают участие 42 образовательные организации (35 общеобразовательных организаций и 7 дошкольных образовательных организаций) из 15 муниципальных образований. Общий охват детей - 4 тыс. человек. В 16 общеобразовательных организациях Проект по плаванию проходит в рамках учебного предмета "Физическая культура" и охватывает более 2 тыс. обучающихся.
Ежегодно в системе образования Краснодарского края проводятся краевые физкультурные мероприятия для обучающихся общеобразовательных организаций, которые включают школьные, муниципальные и краевые соревнования. Школьные и муниципальные соревнования проводятся в спортивных залах и на спортивных площадках образовательных организаций муниципальных образований края и рассчитаны на обучающихся всех возрастов.
В 2021 году организованы и проведены 16 физкультурных мероприятий:
краевой этап Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", в котором приняли участие свыше 470 тыс. обучающихся 1-11 классов;
краевой этап Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", в котором приняли участие более 280 тыс. обучающихся 5-11 классов;
краевой зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся общеобразовательных организаций, в котором приняли участие свыше 51 тыс. школьников 9-17 лет;
краевой летний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся общеобразовательных организаций, в котором приняли участие более 20 тыс. человек 11-15 лет;
краевые спортивные игры школьных спортивных клубов, в которых приняли участие свыше 22 тыс. обучающихся;
краевой этап Всероссийских спортивных соревнований по шахматам "Белая ладья" среди команд общеобразовательных организаций, в котором приняли участие 92 человека;
краевые соревнования по шашкам "Чудо-шашки" среди обучающихся общеобразовательных организаций, в которых приняли участие 76 человек;
краевой фестиваль "Скорей со спортом подружись!" среди обучающихся 4 и 5 классов общеобразовательных организаций, в котором приняли участие 152 школьника;
2 этап краевого этапа Всероссийского спортивного фестиваля "Футбол в школе" среди обучающихся общеобразовательных организаций, в котором приняли участие свыше 44 тыс. человек;
краевой этап Всероссийского онлайн-фестиваля "Трофи-ПРО!" среди обучающихся общеобразовательных организаций, в котором приняли участие более 10 тыс. человек;
XVIII краевой фестиваль по гиревому спорту среди допризывной молодежи памяти Е.П. Душина, в котором приняли участие свыше 6 тыс. юношей;
краевые соревнования допризывной молодежи по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, посвященные Дню России, в которых участвовали более 14 тыс. человек;
XXIV краевой смотр допризывной молодежи по легкоатлетическому кроссу, посвященный Дню России, в котором приняли участие более 11 тыс. юношей;
краевая спартакиада допризывной молодежи, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне, с участием свыше 11 тыс. юношей допризывного возраста;
краевой этап Всероссийской заочной акции "Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам", в которой приняли участие свыше 400 тыс. детей и подростков.
Организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
В системе образования Краснодарского края свою деятельность осуществляют 100 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее - ДЮСШ):
2 государственных бюджетных учреждения дополнительного образования Краснодарского края (государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края детско-юношеская спортивная школа "Академия футбола" и государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края детско-юношеская спортивная школа), а также 98 муниципальных ДЮСШ.
Общая численность обучающихся по программам физкультурно-спортивной направленности - 104 351 человек: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы - 40 457 человек; дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы -60 715 человек. Также в ДЮСШ созданы структурные подразделения по спортивной подготовке, в которых занимаются по программам спортивной подготовки 3 179 человек.
В четырех ДЮСШ в станицах Ленинградской, Динской, Павловской, городе-курорте Анапе организовано обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов по дополнительным образовательным программам "Адаптивная физическая культура".
В ДЮСШ организовано 586 отделений по 62 видам спорта. Обучение осуществляют 2 414 тренеров-преподавателей.
Для обучающихся спортивных школ в 2021 году по отрасли образования было проведено 20 спортивных мероприятий по 12 видам спорта, в которых приняли участие свыше 2 тыс. человек.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку
Одной из составных частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей, в том числе в составе спортивных сборных команд Краснодарского края и профессиональных спортивных клубов. Согласно положениям Федерального закона N 127-ФЗ такая подготовка осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности как учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях.
Проводимая Министерством спорта Российской Федерации политика, направленная на сохранение и развитие спортивного резерва, формирование эффективной общегосударственной системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, в том числе внесение соответствующих изменений в законодательные акты, позволила модернизировать систему подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае.
2014 - 2015 годы стали для Краснодарского края этапом внедрения и апробации федеральных стандартов спортивной подготовки, а также формирования новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки и четкого определения роли и задач каждого участника процесса.
Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2017 годы.
В рамках поставленных перед краем задач, в соответствии со сроками, установленными Министерством спорта Российской Федерации по преобразованию государственных (муниципальных) спортивных школ, проведены мероприятия по переводу детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва из учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Одновременно с этим министерством физической культуры и спорта Краснодарского края приняты меры, вводящие механизм нормативно-подушевого финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Результатом данных мероприятий стало формирование на территории Краснодарского края отраслевой сети физкультурно-спортивных организаций нового типа, реализующих программы спортивной подготовки.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", с целью дальнейшего развития и совершенствования подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2019 г. N 262-р утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае до 2025 года, одной из приоритетных целей которой является повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Краснодарского края и конкурентоспособности спортсменов Краснодарского края на всероссийской и международной спортивных аренах.
Вместе с тем в целях создания благоприятных условий для развития детско-юношеского спорта в Краснодарском крае приказом министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 23 сентября 2016 г. N 999 утверждены положения и условия развития детско-юношеского спорта для подготовки спортивных сборных команд Краснодарского края и спортивного резерва для спортивных сборных команд Краснодарского края, устанавливающие общие основы организации и обеспечения процесса подготовки спортивных сборных команд Краснодарского края и спортивного резерва для спортивных сборных команд Краснодарского края.
В соответствии с указанными положениями развитие детско-юношеского спорта и обеспечение процесса подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае осуществляется через взаимодействие комплекса элементов системы подготовки спортивного резерва, включающего спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, региональные центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки, имеющие соответствующую структуру и предмет деятельности.
По данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва" по состоянию на 31 декабря 2021 г. на территории Краснодарского края функционируют 162 организации, реализующие программы спортивной подготовки, из них:
28 организаций являются государственными;
134 организации - муниципальными.
8 зависимости от типа организации, осуществляющей спортивную подготовку, в регионе насчитывается:
114 спортивных школ;
24 спортивные школы олимпийского резерва;
9 центров олимпийской подготовки;
15 организаций другого типа, реализующих программы спортивной подготовки.
В ведении министерства физической культуры и спорта Краснодарского края находятся 28 государственных бюджетных учреждений Краснодарского края, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, а также 1 центр паралимпийской подготовки, реализующий программы спортивной подготовки по адаптивным видам сорта.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1117 "Об утверждении перечня базовых видов спорта" для Краснодарского края определено 45 базовых видов спорта, из них 29 летних олимпийских видов спорта, 4 летних неолимпийских вида спорта; 9 зимних олимпийских видов спорта, 3 вида спорта среди инвалидов.
Всего в Краснодарском крае открыто 758 отделений по видам спорта. Численность занимающихся на этапах спортивной подготовки всех возрастных категорий составляет 77 545 человек, в том числе 47 334 спортсмена занимается на этапе начальной подготовки, 28 293 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 1 301 спортсмен - на этапе совершенствования спортивного мастерства, 617 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства. Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся по программам спортивной подготовки в регионе, составляет 75 279 человек.
Ключевым вопросом реализации Программы является кадровое обеспечение отрасли. Тренировочный процесс в спортивных организациях осуществляется под руководством 2 779 тренеров, осуществляющих спортивную подготовку.
Качественная подготовка спортивного резерва в регионе неразрывно связана с реализацией программ развития видов спорта в Краснодарском крае, большое внимание в которых уделяется соревновательной деятельности. В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивного резерва и физического совершенствования подрастающего поколения. В 2021 году министерством физической культуры и спорта Краснодарского края в календарный план включено 512 мероприятий по 104 видам спорта, в которых приняли участие более 40 000 спортсменов. В 2022 году в календарный план включено 752 спортивных и физкультурных мероприятия.
По результатам выступления на всероссийских и международных соревнованиях в состав кандидатов в спортивные сборные команды России в 2021 году включено 1 279 кубанских спортсменов по 88 видам спорта.
Общее количество медалей, завоеванных спортсменами Кубани в 2021 году на соревнованиях различного уровня, составило 2 774 (995 золотых, 874 серебряных, 905 бронзовых).
Главным и самым значимым событием 2021 года стало участие кубанских спортсменов в XXXII летних Олимпийских играх и XVI Паралимпийских играх 2021 года в г. Токио. На XXXII летних Олимпийских играх 2021 года Краснодарский край представляли 20 спортсменов, которые завоевали 7 медалей (6 серебряных и 1 бронзовую).
На XVI Паралимпийских играх 2021 года Краснодарский край представляли 11 спортсменов, которые завоевали 3 медали (2 золотых и 1 бронзовую).
В 2021 году юные спортсмены края на первенствах России завоевали 1 054 медали, из них 329 золотых, 337 серебряных и 388 бронзовых, приняли участие в 225 спортивных соревнованиях регионального уровня.
Поддержка одаренных спортсменов
В целях поощрения в области физической культуры и спорта на территории Краснодарского края министерством физической культуры и спорта Краснодарского края осуществляется поддержка одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки, показавших высокие спортивные результаты на первенствах мира, первенствах Европы, юношеских Олимпийских играх,
Европейских Паралимпийских юношеских играх, юношеских Сурдлимпийских играх, Европейских юношеских Олимпийских фестивалях, первенствах России, соревнованиях всероссийских спартакиад учащихся, спартакиад молодежи, спартакиад спортивных школ.
Порядок осуществления данной поддержки определен приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 127 "Об утверждении порядка поддержки одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки".
Поддержка спортсменов осуществляется посредством денежных выплат. Расчет данных выплат осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 5 февраля 2019 г. N 106.
Оценка достижений одаренных спортсменов осуществляется комиссией, формируемой министерством физической культуры и спорта Краснодарского края.
По итогам 2021 года 70 одаренных спортсменов Краснодарского края, показавших высокие спортивные результаты, получили денежную выплату на общую сумму 4 693,2 тыс. рублей.
Адаптивная физическая культура
Общее число инвалидов в Краснодарском крае в 2021 году достигло 421 025 человек, из них 171 260 человек имеют противопоказания для занятий физической культурой и спортом. По итогам 2021 года систематически занимается физической культурой и спортом 92 549 человек (2020 год -83 746 человек), что составляет 37,1% от числа инвалидов, не имеющих противопоказаний (в 2020 году - 20,5%).
Для организации работы с инвалидами в муниципальных образованиях Краснодарского края в 2006 году создано государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Кубанский физкультурно-спортивный клуб инвалидов". С 1 февраля 2017 г. учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Центр Паралимпийской подготовки" (далее в настоящем разделе - центр).
Численность спортсменов центра составляет 143 человека. В центре работают 36 тренеров и инструкторов по адаптивной физической культуре, среди которых 9 специалистов имеют почетные спортивные звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер СССР".
Всего по краю подготовку спортсменов-паралимпийцев осуществляет 279 тренеров-инструкторов по адаптивному спорту в сфере физической культуры и спорта.
Центром культивируются 14 дисциплин по 4 видам адаптивного спорта (спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА), спорт слепых, спорт глухих и спорт лиц с интеллектуальными нарушениями), включенных в программу Паралимпийских и Сурдлимпийских игр:
легкая атлетика (спорт лиц с поражением ОДА, спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями);
плавание (спорт лиц с поражением ОДА, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт слепых);
пауэрлифтинг (спорт лиц с поражением ОДА);
стрельба из лука (спорт лиц с поражением ОДА);
настольный теннис (спорт лиц с поражением ОДА, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями);
бочча (спорт лиц с поражением ОДА);
гребля на байдарках и каноэ (спорт лиц с поражением ОДА);
дзюдо (спорт слепых);
голбол (спорт слепых);
теннис (спорт глухих);
гандбол (спорт глухих);
фехтование (спорт лиц с поражением ОДА);
пулевая стрельба (спорт лиц с поражением ОДА, спорт глухих);
бадминтон (спорт лиц с поражением ОДА).
Всего в Краснодарском крае развитием адаптивной физической культуры и спорта занимаются 827 специалистов.
Ежегодно проводится Краевой смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди организаций, осуществляющих работу с инвалидами. В 2021 году в конкурсе приняло участие 11 организаций.
В 2021 году 162 спортсмена с различными категориями заболеваний приняли участие в 58 официальных Всероссийских спортивных соревнованиях и 23 международных соревнованиях по следующим видам спорта:
спорт слепых (голбол, дзюдо, легкая атлетика, плавание, шашки) - 19 человек;
спорт лиц с поражением ОДА (бадминтон, бочча, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, пулевая стрельба, стрельба из лука, фехтование, тхэквондо ВТФ-ПОДА) - 72 человека;
спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая атлетика, плавание, тхэквондо) - 20 человек;
спорт глухих (гандбол, греко-римская борьба, легкая атлетика, настольный теннис, плавание пулевая стрельба, теннис, тхэквондо) - 51 человек.
По итогам выступлений на соревнованиях завоевано 357 медалей различного достоинства, из них золотых - 140, серебряных - 117, бронзовых -100.
В 2022 году в Бразилии запланировано проведение летних Сурдлимпийских игр. В настоящее время 26 спортсменов Краснодарского края принимают участие в завоевании лицензий для участия в данных соревнованиях.
Анализ организации адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Краснодарском крае за 2021 год показывает, что на сегодняшний день практически во всех муниципальных образованиях Краснодарского края физическая культура и спорт инвалидов успешно развиваются.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 марта 2016 г. N 92-р утвержден Комплекс мер по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ГТО) в Краснодарском крае.
В настоящее время в 44 муниципальных образованиях края создано 65 Центров тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), из них 63 центра являются муниципальными, 1 центр создан на базе физкультурно-спортивного общества "Динамо" и 1 региональный центр тестирования создан на базе государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Центр развития спорта". В общей сложности определено 1 186 мест тестирования: стадионы, универсальные спортивные комплексы, плавательные бассейны, спортивные площадки общеобразовательных школ и т.д.
На сайте www.gto.ru зарегистрировано 1 477 164 жителя Краснодарского края. По данному показателю Краснодарский край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации.
Общее число участников комплекса ГТО составляет 1 641 046 человек, из них выполнили нормативы ВФСК ГТО на знаки отличия 749 549 человек, что составляет 45,7% от общего числа участников:
156 113 человек получили золотой знак отличия (21% от числа выполнивших нормативы);
244 383 человека - серебряный знак отличия (32,5% от числа выполнивших нормативы);
349 053 человека - бронзовый знак отличия (46,5% от числа выполнивших нормативы).
Ежегодно в Краснодарском крае реализуется план мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). С наиболее массовым охватом проводятся зимний и летний фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди различных групп населения, в том числе обучающихся в общеобразовательных организациях, студенческой молодежи, трудящихся, сотрудников силовых ведомств и работников органов государственной власти Краснодарского края.
В целях стимулирования работы в муниципальных образованиях министерством физической культуры и спорта Краснодарского края проводится краевой смотр-конкурс на лучшую организацию работы по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в муниципальных образованиях Краснодарского края.
Победителям смотра-конкурса ежегодно вручаются призы в виде комплектов инвентаря и оборудования для выполнения отдельных видов испытаний комплекса ГТО. По итогам 2017 - 2021 годов муниципальным образованиям Краснодарского края передано 25 комплектов такого оборудования, что позволяет принимать нормативы комплекса ГТО в отдаленных населенных пунктах.
Кроме того, на регулярной основе проводятся торжественные вручения знаков отличия ГТО в муниципальных образованиях Краснодарского края с участием официальных лиц, известных спортсменов и заслуженных работников физической культуры и спорта.
В соответствии с рейтингом Министерства спорта Российской Федерации по итогам 2016 - 2021 годов Краснодарский край занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации по реализации комплекса ГТО.
Реализация федерального экспериментального (инновационного) проекта "Стань Чемпионом"
Согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации от 9 октября 2018 г. N 866 "О признании организаций федеральными экспериментальными (инновационными) площадками" автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация "Стань Чемпионом" (далее - АНО) признана федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой на период реализации экспериментального (инновационного) проекта "Стань Чемпионом" (далее - проект).
С целью реализации проекта в Краснодарском крае 11 октября 2018 г. между АНО, министерством физической культуры и спорта Краснодарского края и подведомственным ему государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Региональный центр спортивной подготовки сборных команд Краснодарского края" (далее - учреждение) заключено трехстороннее соглашение.
Проект направлен на разработку и внедрение на территории Краснодарского края модели тестирования и отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности.
В проекте использовался программно-аппаратный комплекс для тестирования детей в целях определения их способностей к занятию спортом, в ходе которого определялись психофизиологические и функциональные возможности организма, а также проводилось антропологическое и спортивное тестирование.
В период реализации проекта сотрудниками АНО было протестировано 3 800 детей из Краснодарского края.
В настоящее время реализация проекта в регионе завершена. Оборудование, необходимое для тестирования спортсменов, передано АНО в установленном порядке учреждению для осуществления им уставной деятельности.
Региональные спортивные федерации
Министерством образования науки и молодежной политики Краснодарского края осуществляется взаимодействие с различными спортивными федерациями и спортивными организациями в целях системного использования передового опыта физкультурно-спортивной работы.
Совместная работа по проведению спортивных соревнований организована с автономной некоммерческой организацией "Локомотив - Школьная баскетбольная лига" (турнир по баскетболу "Локобаскет - Школьная лига" среди команд юношей и девушек 9-11 классов общеобразовательных организаций в Краснодарском крае), автономной некоммерческой спортивно-оздоровительной организацией дополнительного профессионального образования "Центр боевых искусств" (Открытые краевые детско-юношеские Игры боевых искусств и спортивных единоборств "Пояс Черного моря"), краевой общественной организацией "Федерация шахмат Краснодарского края" (краевые соревнования по шахматам "Белая ладья" среди команд общеобразовательных организаций) и другими.
В тесном сотрудничестве с общественно-государственным физкультурно-спортивным объединением "Юность России" - федеральным ресурсным центром инноваций и развития образования "Открытый мир самбо" с 2015 года в Краснодарском крае реализуется Всероссийский проект "Самбо в школу".
В рамках реализации полномочий министерство физической культуры и спорта Краснодарского края взаимодействует с аккредитованными региональными федерациями, развивающими соответствующие виды спорта, в части формирования календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Краснодарского края и формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Краснодарского края по видам спорта. На территории Краснодарского края аккредитованы 118 региональных федераций.
Региональными спортивными федерациями уделяется большое внимание проведению соревнований различного уровня. Многоступенчатый соревновательный отбор позволяет обеспечить достаточное число спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Краснодарского края и Российской Федерации по видам спорта, для полноценного продолжения процесса совершенствования спортивного мастерства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности с сильнейшими спортсменами мира и закрепления статуса России как ведущей спортивной державы.
Спортивная инфраструктура
В крае осуществляют деятельность 83 организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, которые имеют свои спортивные базы с общим количеством спортивных объектов 293 ед., 17 организаций не имеют собственных спортивных баз.
Для организации учебно-тренировочного процесса организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности используется 1 281 объект спортивной инфраструктуры различного назначения: плоскостные спортивные сооружения (площадки, поля, спортивные ядра), -129 ед.; спортивные залы - 973 ед.; плавательные бассейны - 13 ед.; ледовый дворец - 1 ед.; иные спортивные сооружения (гребные базы, стрелковые тиры, лукодромы и др.). - 165 ед.
В Краснодарском крае осуществляют деятельность 1 138 дневных общеобразовательных организаций, из них 775 находятся в сельской местности. По итогам проведенного мониторинга состояния физкультурно-спортивной инфраструктуры образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, установлено, что количество спортивных залов общеобразовательных организаций составляет 1 222.
Количество открытых плоскостных спортивных сооружений на базе общеобразовательных организаций составляет 2 523 объекта, из них:
футбольных полей - 477 шт.;
баскетбольных площадок - 472 шт.;
волейбольных площадок - 497 шт.;
площадок для подвижных игр - 433 шт.;
тренажерных площадок - 94 шт.;
спортивно-развивающих площадок - 226 шт.;
иных спортивных площадок - 324 шт.
В целях создания современных условий для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" по государственной программе Краснодарского края "Развитие образования" в 2021 году осуществлены работы по капитальному ремонту 7 спортивных залов, расположенных в сельской местности и малых городах на территории 4 муниципальных образований: Абинский район (школы N 9, 12, 15, 31), Красноармейский район (школа N 29), Курганинский район (школа N 18), Усть-Лабинский район (школа N 15).
По данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва", по состоянию на 31 декабря 2021 г. спортивными организациями Краснодарского края для организации тренировочного процесса используются 1 718 спортивных объектов и сооружений, что на 59 объектов больше, чем в 2020 году, и на 94 - чем в 2019 году.
Из общего количества объектов спорта организаций, осуществляющих спортивную подготовку, 531 объект (31%) закреплен на праве оперативного управления и находится на балансе учреждений, 1 037 объектов (60%) используются на праве безвозмездного пользования, 150 объектов (9%) являются арендуемыми. Во Всероссийский реестр объектов спорта, порядок формирования и ведения которого установлен федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, включены 252 объекта, соответствующих установленным требованиям.
3. Характеристика проблемы
Роль и место детско-юношеского спорта в региональных и муниципальных программах развития физической культуры и спорта, образования
Развитие детско-юношеского спорта реализуется в Краснодарском крае достаточно успешно, являясь необходимым условием воспитания здорового гражданского общества, отказа от вредных привычек в пользу здорового образа жизни и сохранения физической активности вплоть до преклонного возраста, формирования нового мышления у населения.
Реализация региональной межотраслевой программы развития школьного спорта
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта 10 октября 2019 г., утвержденного 22 ноября 2019 г. N Пр-2397 (далее - Перечень поручений Пр-2397) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 1) необходимо создать к 2024 году школьные и студенческие спортивные клубы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организовать участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами.
Во исполнение Перечня поручений Пр-2397 в Краснодарском крае в рамках межведомственного взаимодействия совместным приказом министерства физической культуры и спорта Краснодарского края и министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 28 октября 2021 г. N 1630/3310 утверждены межотраслевые программы развития школьного и студенческого спорта. Межотраслевые Программы направлены на повышение уровня вовлеченности детей в занятия физической культурой, спортом и совершенствование физкультурно-спортивной работы с обучающимися.
Согласно региональной межотраслевой программе развития школьного спорта до 2024 года в Краснодарском крае целевой показатель "Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб" составил в 2021 году 75% от общего количества школ.
К началу 2022 года в Единый Всероссийский перечень (реестр) школьных спортивных клубов внесены сведения о 1 097 школьных спортивных клубах в Краснодарском крае (далее также - ШСК). Число школьников, занимающихся в секциях ШСК, - свыше 200 тыс. человек.
В целях обеспечения необходимых условий деятельности ШСК, вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта в Краснодарском крае в 2021 году организованы и проведены региональные этапы Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов и открытого заочного Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов.
Выявление проблем, требующих решения через анализ текущего состояния развития детско-юношеского спорта в регионе
В системе детско-юношеского спорта сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
отсутствие единого физкультурно-спортивного образовательного пространства с унифицированным правовым регулированием независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности организаций, обособленность спортивной подготовки от дополнительного образования, общего и профессионального образования;
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;
отсутствие объективных сведений об участии детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе вследствие отсутствия единой федеральной цифровой системы учета такой численности;
несоответствие личностных интересов детей, их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих их запросам на двигательную активность и соответствующих жизненным циклам современного человека;
несовершенство работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видом(ами) спорта, соответствующим(ими) их индивидуальным возможностям;
недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами;
несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта, спортивно-образовательных программ подготовки детей, профессионального развития тренеров-преподавателей и иных специалистов, работающих в системе детско-юношеского спорта, темпам социально-экономического развития страны и потребностям общества;
отсутствие у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников, несовершенство мотивационных механизмов их закрепления в системе детско-юношеского спорта;
неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
недостаточное использование потенциала негосударственного сектора, государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта;
необеспеченность должного уровня финансирования организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
4. Цели и задачи Программы
В соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р, реализация Программы направлена на достижение следующих целей:
обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей;
создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.
Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;
создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;
разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;
повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;
обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;
совершенствование кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;
совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.
5. Сроки и этапы реализации Программы
В соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р, реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
I этап: 2022 - 2024 годы;
II этап: 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Программы планируется обеспечить:
подготовку к реализации и реализацию положений Федерального закона N 127-ФЗ и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей полученные в установленном федеральным законодательством в сфере охраны здоровья случаях и порядке данные медицинского наблюдения за такими детьми, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих развитие детско-юношеского спорта.
На II этапе реализации Программы планируется продолжить плановую работу по ее реализации.
Начиная с 2022 года министерством физической культуры и спорта Краснодарского края и министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края совместно с иными заинтересованными органами исполнительной власти Краснодарского края и организациями будут проводиться мониторинг реализации Программы и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного отчета в Министерство спорта Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации).
Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности министерства физической культуры и спорта Краснодарского края), а также взаимодействует с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере физической культуры и спорта, физкультурно-спортивными и иными организациями, не являющимися образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, по вопросам выполнения мероприятий Программы, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, а также взаимодействует с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, спортивными школами по вопросам выполнения мероприятий Программы.
6. Механизмы реализации Программы
6.1. Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
В целях реализации Федерального закона N 127-ФЗ в Краснодарском крае утвержден совместный приказ министерства физической культуры и спорта Краснодарского края и министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 26 ноября 2021 г. N 1756/3535 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в Краснодарском крае".
В целях реализации Программы государственные программы Краснодарского края и иные документы в части развития детско-юношеского спорта могут быть скорректированы в части дополнения новыми мероприятиями (результатами), изменения целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется министерством физической культуры и спорта Краснодарского края, министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, образовательными, физкультурно-спортивными организациями, региональными спортивными федерациями или региональными отделениями общероссийских спортивных федераций и иными организациями, осуществляющими деятельность в области детско-юношеского спорта в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
6.2. Координацию реализации Программы осуществляют министерство физической культуры и спорта Краснодарского края и министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, которые:
формируют перечень участников Программы;
организуют реализацию Программы и координацию в установленном порядке деятельности ее участников в части реализации Программы;
принимают решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в Программу;
организуют работу по достижению целевых показателей Программы;
осуществляют подготовку предложений по объемам и источникам финансирования реализации Программы на основании предложений участников Программы;
разрабатывают посредством принятия совместного приказа формы отчетности для органов исполнительной власти Краснодарского края - участников Программы, необходимые для осуществления контроля за ходом ее выполнения, устанавливают сроки их представления, а также вырабатывают рекомендации для органов местного самоуправления в Краснодарском крае и организаций, являющихся участниками Программы, в том числе в части отчетности;
проводят мониторинг реализации Программы и анализ отчетности, представленной органами исполнительной власти Краснодарского края - участниками Программы, информации, полученной от иных участников Программы;
ежегодно проводят оценку эффективности реализации Программы; готовят ежегодный доклад о ходе реализации Программы и оценке эффективности ее реализации;
осуществляют иные полномочия, установленные Программой.
6.3. Участники реализации Программы в пределах своей компетенции представляют информацию о достигнутых результатах реализации Программы по форме и в сроки, установленные или рекомендованные координаторами Программы.
6.4. Мониторинг реализации Программы осуществляется посредством комплексного анализа результатов реализации мероприятий Программы и соответствия достигнутых целевых показателей реализации Программы целевым показателям реализации Программы, предусмотренным приложением 2 к настоящей Программе.
Данные мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений по развитию детско-юношеского спорта, внесению предложений о корректировке Программы, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий Программы.
7. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству физической культуры и спорта Краснодарского края, министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и заинтересованным органам исполнительной власти Краснодарского края в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также планируется привлечение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средств местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
8. Организация управления Программой
Развитие детско-юношеского спорта и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений, разработки управленческих и экономических моделей в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех ее участников (детей, их семей и организаций).
Реализация Программы основывается на межотраслевом и межведомственном взаимодействии, координации и консолидации деятельности заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечении единства нормативной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, образования и иных социальных сферах на территории Краснодарского края.
9. Результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов:
сформирован персонифицированный подход, обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной и спортивной траектории участников детско-юношеского спорта;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми занятий спортом на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на систематические занятия спортом;
создана единая система учета спортивных результатов участников детско-юношеского спорта (спортсменов и организаций), в том числе по адаптивным видам спорта, основывающаяся на едином открытом формате электронного паспорта спортсмена и портфолио организации;
сформирована эффективная система межведомственного и межуровневого взаимодействия, включающая в том числе интеграцию ресурсов и сетевое взаимодействие организаций различной ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
обеспечена информационная открытость, то есть доступ граждан к полной и объективной информации о результатах общественно-профессиональной экспертизы программ в сфере детско-юношеского спорта, об организациях, обеспечивающих вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом, о качестве и результатах реализации таких программ;
предоставлен доступ семьям с детьми к полной объективной информации о конкретных организациях и реализуемых ими образовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в спортивной ориентации;
сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления детско-юношеским спортом;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, спортивно одаренными детьми;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в системе детско-юношеского спорта;
создана и функционирует система регулярного обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта с учетом потребностей детей и общественных потребностей в физическом развитии, оздоровлении, воспитании и образовании детей;
расширено участие организаций негосударственного сектора и государственно-частного партнерства в сфере детско-юношеского спорта;
обеспечена привлекательность сферы детско-юношеского спорта для инвестиций и предпринимательской инициативы;
обеспечено повышение удовлетворенности детей и их семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой детско-юношеского спорта;
обеспечен рост физической подготовленности детей, снижение их заболеваемости, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
усилена воспитательная и образовательная составляющая в системе детско-юношеского спорта, обеспечено формирование у детей гражданской позиции, патриотизма;
создана и функционирует система развития квалифицированного кадрового обеспечения детско-юношеского спорта;
обеспечено повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему детско-юношеского спорта за счет получения более высокого качества социальных результатов;
увеличение доли детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей до 86% к 2024 году и до 90% к 2030 году;
ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей в возрасте 5-18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, не менее чем на 5% к 2024 году и 12% к 2030 году;
увеличение доли лиц, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и зачисленных в группы на этапе высшего спортивного мастерства, в общем числе лиц, обучающихся в таких организациях, зачисленных в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства, до 30% к 2024 году и до 35% к 2030 году;
создание центров раннего физического развития детей;
увеличение доли детей, принявших в течение года участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) до 70 процентов к 2024 году и до 90% к 2030 году, а также доли учащихся, выполнивших такие нормативы испытаний, в общей численности учащихся до 8% к 2024 году и до 15% к 2030 году;
увеличение доли детей и подростков, отнесенных к основной группе для занятий физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков до 23,5% к 2024 году и до 32,5% к 2030 году;
доведение к 2024 году до 100 процентов доли общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб, и сохранение этого значения до 2030 года;
увеличение доли учащихся, участвующих в соревнованиях школьных спортивных лиг, в общей численности учащихся до 15% к 2024 году и до 35% к 2030 году;
систематическое участие школьных спортивных клубов в спортивных соревнованиях, проводимых школьными спортивными лигами;
ежегодное обучение плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку в рамках межведомственной программы "Плавание для всех" начиная с 2022 года;
реализация образовательных программ по направлению "Спорт" региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемым с использованием опыта Образовательного Фонда "Талант и успех".
В результате реализации Программы будет сформирована межведомственная и межуровневая система детско-юношеского спорта, направленная на широкое вовлечение детей в систематические занятия спортом, реализацию их права на физическое развитие, воспитание и образование, формирование и укрепление их здоровья, продление в перспективе их активного долголетия, развитие способностей и таланта детей, ориентированная на укрепление конкурентоспособности российского спорта, его устойчивое развитие.
Министр образования, науки |
Е.В. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.