Приложение N 1
к приказу Минсельхоза России
от 13 января 2022 г. N 12
Положение о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Подсистема защиты сельскохозяйственных животных) 1.
2. Правовыми основами деятельности Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2021, N 24, ст. 4188);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2021, N 17, ст. 2979).
3. Подсистема защиты сельскохозяйственных животных является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет органы управления, силы и средства Минсельхоза России, Россельхознадзора и организаций, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти (далее - подведомственные организации), и иных организаций, в полномочия которых входит решение задач по защите сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций (далее - организации), для реализации задач и выполнения функций, предусмотренных настоящим положением.
4. Целью деятельности Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных является организация работы в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций.
5. Задачами Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных являются:
обеспечение в пределах компетенции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;
обеспечение создания оперативных групп и организация их работы по оказанию экстренной ветеринарной помощи при ликвидации чрезвычайной ситуации;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечение координации деятельности сил и средств, организация работы по их переводу в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.
6. Функциями Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных являются:
обеспечение изучения окружающей среды и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление информационного взаимодействия в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных к действиям в различных режимах функционирования Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных;
разработка нормативных правовых актов, методических, рекомендательных и иных документов в области защиты населения от болезней, общих для человека и сельскохозяйственных животных, и в области обеспечения защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций.
II. Организация Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных
7. Общее руководство Подсистемой защиты сельскохозяйственных животных осуществляет Министр сельского хозяйства Российской Федерации.
8. Подсистема защиты сельскохозяйственных животных действует на федеральном, межрегиональном, региональном и объектовом уровнях.
9. Для организации деятельности Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления 2.
10. Координационными органами Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных 3 являются:
на федеральном уровне - Комиссия Минсельхоза России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
на межрегиональном и региональном уровнях - комиссии Россельхознадзора по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
на объектовом уровне - комиссии подведомственных организаций и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Компетенция координационных органов Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, а также порядок принятия ими решений, утверждение руководителей и персонального состава определяются положениями о них, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, Россельхознадзором, подведомственными организациями и организациями 4.
11. Постоянно действующими органами управления Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных 5 являются:
на федеральном и межрегиональном уровнях - подразделения Минсельхоза России и территориальных органов Россельхознадзора межрегионального уровня, образованные для решения задач в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - подразделения территориальных органов Россельхознадзора, образованные для решения задач в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - структурные подразделения подведомственных организаций и организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Подсистемой защиты сельскохозяйственных животных определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, руководителями Россельхознадзора и его территориальных органов, подведомственными организациями и организациями.
12. Органами повседневного управления Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных 6 являются:
на федеральном уровне - подразделения Минсельхоза России и Россельхознадзора, обеспечивающие их деятельность в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на межрегиональном уровне - подразделения территориальных органов Россельхознадзора межрегионального уровня, подведомственных организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на региональном уровне - подразделения территориальных органов Россельхознадзора, подведомственных организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на объектовом уровне - подразделения подведомственных организаций и организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, руководителями Россельхознадзора и его территориальных органов, подведомственными организациями и организациями.
III. Силы и средства Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных
13. К силам и средствам Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных относятся специально подготовленные:
силы и средства наблюдения и контроля в составе подразделений Минсельхоза России, Россельхознадзора и его территориальных органов, подведомственных организаций и организаций, осуществляющие в пределах своей компетенции мероприятия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений Минсельхоза России, Россельхознадзора, его территориальных органов, подведомственных организаций и организаций, осуществляющие в пределах своей компетенции защиту сельскохозяйственных животных, включая мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
14. В состав сил и средств Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности), включенные в перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" 7.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют Минсельхоз России, Россельхознадзор, подведомственные организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 8.
IV. Порядок деятельности Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных
15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, органы управления и силы Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных функционируют в режиме повседневной деятельности.
16. Решениями руководителей Минсельхоза России, Россельхознадзора, подведомственных организаций и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, принимаемыми в соответствии с пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, устанавливается один из следующих режимов функционирования 9:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Руководители Минсельхоза России, Россельхознадзора, подведомственных организаций и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, а также мерах по обеспечению безопасности населения 10.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители Минсельхоза России, Россельхознадзора, подведомственных организаций и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных 11.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен информацией в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций;
планирование действий органов управления и сил Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
пропаганда знаний в области защиты сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая лекарственные препараты для ветеринарного применения, необходимые для обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпизоотии;
осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора);
организация и координация работ по осуществлению ветеринарно-профилактических мероприятий, обеспечивающих эпизоотическое благополучие;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, выработка мер по устранению причин их возникновения;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
принятие решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных, а также решения об установлении на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) 12;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости органов управления, сил и средств Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
предоставление в МЧС России текущей информации об источниках чрезвычайных ситуаций с целью прогнозирования дальнейшего развития чрезвычайных ситуаций;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
определение границ зоны распространения заразной болезни сельскохозяйственных животных и объема работ по осуществлению мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и охране населения от заразных болезней, общих для человека и животных;
оповещение руководителей Минсельхоза России, Россельхознадзора, его территориальных органов, подведомственных организаций и организаций, МЧС России и иных заинтересованных органов, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая проведение противоэпизоотических мероприятий и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, мероприятий по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, непрерывному контролю в зоне заболевания животных и прилегающих районах, а также всестороннему обеспечению деятельности сил Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с МЧС России, другими заинтересованными государственными органами, подведомственными организациями и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников подведомственных организаций в чрезвычайных ситуациях;
предоставление в МЧС России текущей информации об источниках чрезвычайных ситуаций с целью прогнозирования дальнейшего развития чрезвычайных ситуаций.
19. Информационное взаимодействие Подсистемы защиты сельскохозяйственных животных в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2017, N 39, ст. 5704), Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), Инструкцией о сроках и формах предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744).
20. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами.
------------------------------
1Абзац второй пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
2Абзац первый пункта 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
3Пункт 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020; N 15, ст. 2275).
4Абзац второй пункта 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269).
5Пункт 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
6Пункт 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
7 Абзацы первый и третий пункта 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
8Абзац пятый пункта 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
9Абзац второй пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020,N 2, ст. 180).
10Абзац седьмой пункта 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
11Пункт 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
12Подпункт 5.5.30 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2011, N 22, ст. 3179).
------------------------------