Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V
Государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
5.1. Доклад по правоприменительной практике
Государственная инспекция по маломерным судам (далее - ГИМС) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 осуществляла свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда);
баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
С 1 июля 2021 г., в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вид надзора, осуществляемый ГИМС, был разделен на 2 самостоятельных вида: государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах.
В рамках осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях МЧС России организовано:
проведение систематических надзорных мероприятий (патрулирований, рейдов, постов) по выявлению и пресечению нарушений правовых актов, регламентирующих безопасность пользования маломерными судами;
регулярное информирование населения через СМИ о правилах безопасности людей при пользовании маломерными судами, о порядке регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В 2021 году отмечено увеличение количества проведенных рейдов и патрулирований на водных объектах по сравнению с 2020 годом на 4,7%. Количество выявленных нарушений обязательных требований снизилось на 4%. Так, в 2021 году проведено 95116 рейдов и патрулирований (2020 г. - 90856). Выявлено 32401 нарушение (2020 г. - 33753).
По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении поднадзорных ГИМС МЧС России объектов должностными лицами вынесено 4402 предупреждения, 26 766 постановлений о наложении административного штрафа. В 1212 случаях протоколы об административных нарушениях направлены на рассмотрение в суд.
Основными административными правонарушениями в 2021 году были:
нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, статья 11.10 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 12 444 раза, что составило 38,4% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 14 154);
нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, статья 11.8 КоАП РФ, применялась 6 637 раз, что составило 20,5% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 6 124);
нарушение правил плавания, часть 2 статьи 11.7 КоАП РФ, применялась 6 567 раз, что составило 20,3% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 6 317);
управление судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, статья 11.8.1 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 4 553 раза, что составило 14% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 5 484);
нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, статья 11.12 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 481 раз (2020 г. - 327);
управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, статья 11.9 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 231 раз (2020 г. - 249), из них в 1 случае назначено наказание в виде лишения права управления (2020 г. - 27);
нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок, часть 2 статьи 19.22 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 80 раз (2020 г. - 38).
Должностными лицами ГИМС МЧС России возбуждены дела об административных правонарушениях и направлены для рассмотрения судами материалы по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям:
неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, статья 19.4 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 39 раз (2020 г. - 42);
невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 52 раза (2020 г. - 31);
уклонение от исполнения административного наказания, статья 20.25 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 1 103 раза (2020 г. - 916).
Задержано и помещено на специализированную стоянку за отчетный период 134 маломерных судна (2020 г. - 253).
5.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
Таблица 5
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1 |
В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. |
Порядок назначения административного наказания за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Ответственность за данные правонарушения может наступить: - при управлении судном не зарегистрированном в установленном порядке, в соответствии с частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ, штраф в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей; - при нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, в соответствии с частью 2 статьи 19.22 КоАП РФ, на граждан - штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. |
2 |
Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном не подлежащим государственной регистрации и для управления которым удостоверение на право управления не требуется в состоянии опьянения |
В отношении лица управлявшего маломерным судном, в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП РФ). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП РФ). |
3 |
В каких случаях применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания маломерного судна, используемого в некоммерческих целях. |
При совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.8 КоАП РФ (управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления), частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ (управление маломерным, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация), частью 1 статьи 11.8.1 КоАП РФ (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП РФ (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства. При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП РФ). Перечень неисправностей маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация поименован в пункте 14 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 N 487. Учитывая разнообразие типов и моделей судов, используемых на водных объектах Российской Федерации, а также ограничений, установленных для таких судов при классификации и освидетельствовании, перечень возможных неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация, для каждого маломерного судна будет индивидуальным. Задержание маломерных судов осуществляется в целях исключения их участия в процессе передвижения по водным объектам до устранения причин, послуживших основанием для задержания. В свою очередь маломерное судно не задерживается в случаях предоставления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном в отсутствие владельца; предоставления для управления маломерным судном иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления маломерным судном до начала перемещения задерживаемого маломерного судна на специализированную стоянку. Вместе с тем, устранить на месте причину задержания в виде управления маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, без исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов на месте совершения административного правонарушения невозможно. Следует отметить, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (статья 27.1 КоАП РФ). Учитывая изложенное, задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация может не применяться при соблюдении всех следующих условий: имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъёма такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна; лицо, управляющее маломерным судном предоставляет документы, удостоверяющие личность; лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающие право владения, таким судном; лицо, управляющее маломерным судном отстраняется от его управления; оформляются все необходимые процессуальные документы; лицо, управляющее маломерным судном обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут с момента остановки маломерного судна. Выдача задержанного маломерного судна со специализированной стоянки осуществляется в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ после вынесения постановления (определения) по делу об административном правонарушении на основании письменных разрешений должностных лиц ГИМС МЧС России. Выдача со специализированной стоянки задержанного маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация путем выхода судна в плавание не допускается. |
4 |
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России проводят замеры на превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума |
В соответствии со статьей 23.40 КоАП РФ органы ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 КоАП РФ (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума). Проведение измерений содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также проведение измерений уровня шума при эксплуатации маломерных судов (в условиях подвижной водной среды) крайне проблематично. При этом такие измерения проводятся при проведении освидетельствований судов в приемлемых для этого условиях, а за управление маломерным судном, не прошедшим освидетельствования, в соответствии со статьей 11.8 КоАП РФ, предусмотрено административное наказание. |
5 |
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у него при себе каких-либо документов |
В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица органов ГИМС МЧС России могут применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"). |
6 |
Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России. |
В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012). |
7 |
Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации. |
Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно. В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. Включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ). Порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждёнными приказом МЧС России от 06.07.2020 N 487. Правилами предусмотрено, что при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены. При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012). |
8 |
Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации. |
Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП РФ, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России: статья 11.8 КоАП РФ; статья 11.8.1 КоАП РФ. При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными судами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. |
9 |
Как определить массу судна для целей его государственной регистрации. |
Для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 кг, фактическая масса определяется взвешиванием. Взвешивается судно, укомплектованное техническими средствами и минимальным набором средств безопасности. |
10 |
Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами на водных объектах Российской Федерации. |
Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории. Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации. За нарушение указанных требований уполномоченные должностные лица принимают необходимые меры, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, вводить ограничения на пользование маломерными судами на отдельных участках внутренних водных путей Российской Федерации могут соответствующие администрации бассейнов внутренних водных путей. |
5.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований (судоводителям маломерных судов)
1. При подготовке маломерного судна к выходу в плавание рекомендуется проверить:
наличие при себе регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления судном, в том случае, когда наличие указанных документов является обязательным;
укомплектованность маломерного судна спасательными и сигнальными средствами;
наличие неисправностей маломерного судна, с которым запрещена его эксплуатация.
2. При плавании на маломерном судне рекомендуется иметь:
средства связи, доступные для использования в районе плавания;
список адресов и телефонов (координат мест нахождения) ближайших подразделений поиска и спасения, медицинских организаций и топливо заправочных комплексов;
сведения о навигационной и гидрографической обстановке в районе плавания, прогноз погоды.
5.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
Действие Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 2 указанного федерального закона не применяется к организации и осуществлению государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, в связи с чем разработка руководства по соблюдению обязательных требований не предусмотрена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.