Постановление Губернатора Самарской области от 6 мая 2022 г. N 140
"Об утверждении Инвестиционной декларации Самарской области"
Во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 25 июня 2021 г. от 26.06.2021 N Пр-1096 о внедрении системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации, а также в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Самарской области.
2. Признать утратившим силу постановление Губернатора Самарской области от 10.04.2013 N 85 "Об утверждении Инвестиционной декларации Самарской области".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и действует в течение срока полномочий Губернатора Самарской области, вступившего в должность 17 сентября 2018 года.
И.о. Губернатора |
В.В. Кудряшов |
Утверждена
постановлением Губернатора
Самарской области
от 06.05.2022 N 140
Инвестиционная декларация
Самарской области
1. Общее описание целей инвестиционного развития Самарской области
Главной целью инвестиционного развития Самарской области является создание благоприятных условий для социально-экономического развития за счет повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Основными целями инвестиционной политики Самарской области являются:
обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики Самарской области;
улучшение качества жизни населения Самарской области;
создание благоприятного инвестиционного климата на территории Самарской области;
создание условий для опережающего инвестиционного развития Самарской области;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
развитие инструментов привлечения инвестиций;
распространение информации об инвестиционных возможностях Самарской области.
Основным макроэкономическим показателем, характеризующим результат поставленных целей, является достижение до 2030 года не менее 70% реального роста инвестиций в основной капитал по сравнению с показателем 2020 года в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Ключевые характеристики Самарской области
2.1. Инфраструктура, необходимая для осуществления инвестиционной деятельности на территории Самарской области
Самарская область - один из ведущих индустриальных регионов Российской Федерации, обладающий значительным экономическим и социальным потенциалом.
Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа (далее - ПФО). На севере она граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью и Республикой Казахстан, на востоке - с Оренбургской областью, на северо-западе - с Ульяновской областью.
Экономика Самарской области имеет диверсифицированную структуру с рядом приоритетных направлений, создающих перспективы для локализации технологической и производственной кооперации. Базовыми направлениями экономической специализации региона являются производство автомобилей и автокомпонентов, авиакосмическое машиностроение, нефтедобыча и нефтепереработка, цветная металлургия, химия, электроэнергетика, сельское хозяйство.
К ключевым инфраструктурным преимуществам Самарской области относится наличие развитой инженерной инфраструктуры, которая обеспечивает инвестиционные проекты необходимыми инженерными коммуникациями.
Регион является энергоизбыточным по мощности, на его территории функционируют объекты генерации суммарной установленной электрической мощностью 5844,286 МВт (по состоянию на 1 января 2021 года), в том числе одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире по мощности и выработке электроэнергии - филиал ПАО "РусГидро" - "Жигулевская ГЭС" (20 гидрогенераторов установленной мощностью 2488 МВт).
В рамках процесса декарбонизации электроэнергетики Самарская область уделяет особое внимание развитию возобновляемых источников энергии. Суммарная мощность реализуемых в регионе инвестиционных проектов в сфере "зелёной энергетики" составляет 311,6 МВт.
В силу своего уникального географического положения регион обладает высоким транзитным потенциалом, транспортная инфраструктура представлена всеми видами путей сообщения - железнодорожными, водными, воздушными, автомобильными, что позволяет региону подтверждать свою позицию в качестве крупнейшего транспортно-логистического центра страны. Самарская область находится на пересечении важнейших международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток". По территории области проходят федеральная автомобильная трасса М-5 "Урал" и Куйбышевская железная дорога, которые обеспечивают движение грузов из Европы на Урал и в Сибирь, Казахстан и Китай.
Дорожно-транспортная сеть области по состоянию на 1 января 2021 года включает в себя 42 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения). По итогам реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" в 2021 году доля дорожной сети Самарско-Тольяттинской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии, составила 70,19%, к 2024 году планируется увеличение показателя до 85%.
Одним из системообразующих предприятий в сегменте грузовых перевозок, пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородных перевозок является Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги". Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 1374 км.
По территории Самарской области проходят воздушные трассы российского и международного значения. В области расположен крупнейший в ПФО международный аэропорт "Курумоч", через который осуществляются внутрироссийские и международные авиаперевозки. Также в регионе располагаются 27 посадочных площадок и три аэродрома экспериментальной авиации.
Часть Волжского участка Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации - системы водных путей с гарантированными габаритами проходит по территории Самарской области. В системе международного транспортного коридора "Север - Юг" использование внутренних водных путей позволяет осуществлять перевозки грузов судами смешанного плавания (река - море). В пределах региона расположены три речных порта (АО "Самарский речной порт", Сызранский речной порт - филиал АО "Самарский речной порт", ПАО "Порт Тольятти"), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, в том числе в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также перевозку грузов и пассажиров. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 687 км.
2.2. Инвестиционная инфраструктура на территории Самарской области
Одним из главных преимуществ Самарской области является наличие полного спектра всех типов специализированных инвестиционных площадок и преференциальных режимов. При этом на территории региона в настоящее время расположены более 140 площадок типа "браунфилд" и более 200 площадок типа "гринфилд". Эти площадки являются лидерами в своих сегментах и продолжают активно развиваться.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти" (далее - ОЭЗ ППТ "Тольятти") является одной из наиболее привлекательных для инвесторов площадок России и входит в перечень сильнейших особых экономических зон страны по обеспеченности инфраструктурой. Согласно ежегодным сводным отчетам эффективности деятельности особых экономических зон, составляемым Министерством экономического развития Российской Федерации, функционирование ОЭЗ ППТ "Тольятти" признается эффективным. В соответствии с запросами стратегических инвесторов на территории ОЭЗ ППТ "Тольятти" осуществляется строительство промышленно-производственных корпусов, что значительно ускоряет запуск производства резидентов в эксплуатацию.
В целях повышения привлекательности ОЭЗ ППТ "Тольятти" осуществляется строительство железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 16,7 км от станции Тольятти Куйбышевской железной дороги до территории ОЭЗ ППТ "Тольятти" (включая внутриплощадочные пути), а также объектов таможенной инфраструктуры. Максимальный грузооборот создаваемого объекта составит к 2029 году 1,4 млн. тонн в год.
В рамках работы по созданию инвестиционных промышленных площадок по инициативе Правительства Самарской области создано шесть государственных индустриальных парков, предоставляющих обеспеченные коммунальной и транспортной инфраструктурами земельные участки резидентам в целях реализации инвестиционных проектов. В настоящее время три индустриальных парка являются действующими ("Преображенка", "Чапаевск" и "Тольятти"), три находятся в стадии проектирования ("Новосемейкино", "Преображенка 2", "Тольятти 2").
Также в регионе представлены частные индустриальные парки "Тольяттисинтез", "Ставропольский", индустриальный парк АО "АВТОВАЗ", первый частный агропромышленный парк "Самара".
При этом часть данных парков расположена на территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) "Тольятти" и "Чапаевск", которые предлагают инвесторам уникальные условия для развития бизнеса. Создание и функционирование ТОСЭР способствует повышению конкурентоспособности территорий, стимулирует развитие новых секторов экономики Тольятти и Чапаевска, позволяет привлекать в городские округа дополнительные инвестиции и создавать новые рабочие места.
На территории региона расположен технопарк в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" (далее - Технопарк), который занимается бизнес-инкубированием и акселерацией инновационных проектов, предоставляет инжиниринговые услуги, а также оказывает консультационную поддержку инновационным предпринимателям не только в Самарской области, но и в Оренбургской, Ульяновской и Саратовской областях. Технопарк является региональным оператором некоммерческой организации Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, на его базе открыто представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Правительством Самарской области постоянно ведется работа по созданию и совершенствованию инфраструктуры, необходимой для запуска новых инвестиционных проектов.
2.3. Соблюдение сроков согласования и предоставления разрешительной документации для ведения инвестиционной деятельности
Правительство Самарской области обеспечивает содействие в получении субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности всех необходимых разрешений и распорядительных документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимых для реализации инвестиционных проектов, в максимально короткие сроки, но не позднее сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.4. Приоритетные направления инвестиционного развития
Основными задачами инвестиционной политики Самарской области являются:
устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
развитие человеческого потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и инновационных производств;
повышение качества среды проживания, расширение возможностей для самореализации.
Диверсифицированный характер экономики Самарской области и высочайший транзитный потенциал делает интересным и привлекательным регион для российских и зарубежных инвесторов практически во всех сферах деятельности.
Основные объёмы инвестиций в Самарской области направлены на развитие обрабатывающих производств, добычу полезных ископаемых, электроэнергетику, транспорт и связь. Инвестиции в обрабатывающие производства сосредоточены преимущественно в химической, нефтеперерабатывающей, аэрокосмической отраслях и автомобилестроении.
Из новых отраслей (секторов) экономики наиболее приоритетными для инвестирования являются отрасли медицинских и фармацевтических технологий, малотоннажной химии и туризма, сфера информационных технологий, декарбонизация электроэнергетики и производства, а также индустрия креативных кластеров.
Особое внимание уделяется инвестиционным проектам социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная инфраструктура), преимущественно реализуемым за счет бюджетных средств. При этом важное значение имеет реализация инвестиционных проектов с привлечением механизма государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Самарская область является лидером в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП, а проект строительства мостового перехода через реку Волгу, который станет частью международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", является одним из самых масштабных российских проектов в сфере ГЧП.
2.5. Новые инновационные отрасли экономики Самарской области
Ускоренное развитие экономики области обеспечивается за счет новых отраслей и секторов экономики и перспективных высокотехнологичных производств, формирующихся благодаря реализации общесистемных мер поддержки, включая развитие инфраструктуры и обеспечение режима максимального благоприятствования для предпринимательства.
В регионе сформирована сильная, комплексная система поддержки инновационных предприятий и организаций.
Ядром технологической поддержки является Технопарк в городском округе Тольятти, инфраструктура которого включает в себя региональный центр инжиниринга, бизнес-инкубатор, офисные, лабораторные и производственные помещения, общественно-деловой центр.
Отраслевыми направлениями деятельности Технопарка являются:
транспорт и космические технологии;
энергоэффективность и энергосбережение;
информационные и телекоммуникационные технологии;
биотехнологии и медицина;
химия и разработка новых материалов.
На протяжении нескольких лет Технопарк подтверждает свою эффективность и входит в группу технопарков России с наивысшим уровнем эффективности функционирования в Национальном рейтинге технопарков России, подготовка которого осуществляется ассоциацией кластеров, технопарков и особых экономических зон России (значение показателя - свыше 110%).
Региональный центр инжиниринга Технопарка (далее - РЦИ) оказывает спектр инжиниринговых услуг, бесперебойно ведет взаимодействие с инжиниринговыми центрами вузов Самарской области для привлечения их компетенций к решению различного рода задач.
Ежегодно получателями услуг РЦИ становятся более 170 контрагентов. Для субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области разработаны программы, по которым они могут получить услуги РЦИ безвозмездно и на льготных условиях.
С 2020 года на территории Самарской области впервые в России реализуется принципиально новый формат работы с индустриальными партнерами - специальная мера поддержки инновационных проектов (стартапов) с привлечением заинтересованных госкорпораций и крупных компаний. Данная практика была реализована совместно с Куйбышевской железной дорогой - филиалом ОАО "Российские железные дороги". К наиболее востребованным технологиям по результатам проведенных конкурсов инновационных проектов относятся цифровые и IT-технологии, технологии в сфере энергоэффективности и интеллектуальных производственных систем, беспилотные, облачные и SMART-технологии.
Созданию новых отраслевых секторов экономики способствует также реализация инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области новых рынков, соответствующих матрице Национальной технологической инициативы - AeroNet, AutoNet, HealthNet, NeuroNet, FoodNet, TechNet.
Наличие в регионе значимых накопленных компетенций, системы подготовки специалистов аэрокосмической отрасли, а также локализация в Самарской области крупнейших отраслевых предприятий способствуют развитию в регионе ряда новых сегментов аэрокосмической промышленности в рамках рынка AeroNet:
производство малых космических спутников и космических аппаратов;
оказание услуг в космической отрасли и производство специального оборудования;
разработка картографических и геоинформационных систем и сервисов, а также других продуктов, связанных с информационными технологиями в космической отрасли, в том числе в сфере дистанционного зондирования Земли.
Инновационному развитию указанных отраслевых сегментов в аэрокосмической сфере будет способствовать развертывание деятельности Центра коммерческого космоса, созданного в 2021 году по инициативе Госкорпорации "Роскосмос". Он объединяет компетенции Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, АО "РКЦ "Прогресс" и других инновационных компаний аэрокосмического кластера региона для поддержки частной космической инициативы.
В сфере развития AutoNet приоритетными для региона являются проекты по созданию платформы "АвтоДата", в том числе:
сервисы по повышению безопасности дорожного движения на базе технологии V2X;
беспилотные технологии, для тестирования которых в рамках проекта создания "умной дороги" в Самарской области сформирован постоянно действующий полигон в реальной городской среде.
В регионе накоплены значимые компетенции для создания инновационной продукции сегментов рынков HealthNet и NeuroNet. На базе Самарского государственного медицинского университета сформирована инновационная экосистема, на базе которой реализуются проекты, перспективные в российском масштабе:
Центр прорывных исследований "Информационные технологии в медицине", который специализируется на разработке диагностических и реабилитационных систем, основанных на технологиях виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, цифровых образовательных продуктов для высших учебных заведений и предприятий реального сектора экономики;
центр Национальной технологической инициативы по сквозной технологии "Бионическая инженерия в медицине", деятельность которого нацелена на разработку мировых лидерских технологий для запуска глобально быстрорастущих компаний (unicorn-companies) в секторе биомедицины;
программа лидирующего исследовательского центра на тему "Платформенная технология виртуальной и дополненной реальности для оценки и развития человека", реализуемая в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Основные направления развития рынка FoodNet в Самарской области - это разработка и внедрение технологий в сфере агрокибернетики, рационального планирования структуры посевных площадей с использованием искусственного интеллекта, использования биотехнологий для сельского хозяйства, продовольственной безопасности, а также внедрение цифровых интерактивных технологий для обучения студентов ветеринарных специальностей.
Значительный вклад в развитие инновационной экосистемы Самарской области вносит деятельность научно-образовательного центра мирового уровня "Инженерия будущего" (далее - НОЦ).
В работе по созданию НОЦ объединились шесть субъектов Российской Федерации:
Самарская, Ульяновская, Пензенская и Тамбовская области, а также Республика Мордовия и Чувашская Республика. В НОЦ входят 67 участников: 28 предприятий, 24 университета и 15 научно-исследовательских институтов. Стратегическими индустриальными партнерами выступают Госкорпорация "Ростех", Госкорпорация "Роскосмос", ОАО "Российские железные дороги".
Деятельность НОЦ сосредоточена на развитии пяти направлений:
двигательные и топливные системы нового поколения;
интеллектуальные транспортные системы;
аэрокосмические технологии и системы;
сектора новых инженерных компетенций, включая хай-тек-медицину и цифровое сельское хозяйство;
искусственный интеллект в инжиниринге для проектирования, производства и эксплуатации новых изделий.
2.6. Развитие традиционных отраслей экономики Самарской области
В структуре промышленного производства Самарской области преобладают обрабатывающие производства - более 65% от общего объема производства. Продукция промышленных предприятий Самарской области известна как на российском, так и на мировом рынках. В регионе производится пятая часть новых легковых автомобилей, выпускаемых в России, десятая часть топочного мазута и подшипников, 8% автомобильного бензина, 7% дизельного топлива, полимерных пленок, российского объема первичной переработки нефти, 4% азотных удобрений, пластмасс в первичных формах, добывается 3% российского объема нефти. Предприятия Самарской области занимают лидирующие позиции в России по производству полиамида, капролактама, синтетических каучуков, аммиака, линолеума.
Ключевыми отраслями экономики Самарской области, определяющими конкурентоспособность региона, являются:
автомобилестроение;
нефтехимия;
аэрокосмическая промышленность;
агропроизводство;
транспортно-логистическая отрасль.
Потенциальной точкой роста автомобилестроения является производство новых моделей автомобилей, в том числе новых классов автомобилей с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключенного транспорта, газомоторной техники.
Развитие отрасли нефтехимии будет осуществляться по следующим направлениям "зеленой химии":
развитие производства полимеров для обеспечения ими участников нефтехимического кластера;
поддержка производства мономеров из растительного сырья.
Основной акцент в аэрокосмической промышленности будет направлен на развитие конструирования и экспорта инжиниринговых услуг.
Для авиационного сегмента инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области ключевыми направлениями развития являются ориентация на производство узкофюзеляжных магистральных и региональных самолетов вследствие расширения парка данного типа техники, облегчение конструкции воздушного судна, двигателя, оборудования, улучшение контроля и мониторинга систем управления самолетом, развитие беспилотной авиации, в том числе малых беспилотных летательных аппаратов.
Важными направлениями развития космической отрасли региона являются производство и разработка новых спутников дистанционного зондирования Земли, космическая навигация, космическая связь, вещание и ретрансляция, принципиально новые методы движения в космическом пространстве (новые типы двигателей).
Перспективным является сегмент малых и микроскопических космических аппаратов, к которым относятся спутники до 500 кг и от 10 до 100 кг соответственно, ввиду меньших сроков производства, меньших затрат для вывода на орбиту и ценовой привлекательности.
Основными направлениями специализации пищевой и перерабатывающей промышленности Самарской области являются производство зерна, подсолнечника, картофеля и овощей, молока и мяса.
В настоящее время в аграрном секторе Самарской области действует свыше 500 крупных сельскохозяйственных предприятий, почти 2000 крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 290 тыс. личных подсобных хозяйств населения и около 1000 предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности, агротехнического сервиса.
В развитии агропромышленной отрасли основной упор сделан на развитие специализированных сегментов рынка, лидерства в специфических технологиях:
повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие инфраструктуры первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
развитие селекции и семеноводства;
реализация проектов по строительству и модернизации объектов мелиорации, в том числе по реконструкции государственных оросительных систем.
Перспективными направлениями развития транспортно-логистического комплекса Самарской области являются повышение доступности высококачественных транспортно-логистических услуг, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с принципами мультимодальности и координации всех видов транспорта, а также повышение уровня безопасности региональной транспортной системы.
Постановлением Правительства Самарской области от 20.10.2021 N 792 "Об итогах социально-экономического развития Самарской области за девять месяцев 2021 года и ожидаемых итогах развития за 2021 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" одобрен прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2022-2024 годы, основные показатели которого представлены в приложении к настоящей Инвестиционной декларации.
Важнейшим конкурентным преимуществом Самарской области является ее трудовой потенциал. По оценке независимых экспертов, регион входит в группу субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем развития трудового потенциала.
Население Самарской области отличает активная трудовая позиция. Стабильно с начала проведения статистического обследования рабочей силы (с 1992 года) уровень занятости населения региона, рассчитываемый по методологии Международной организации труда, превышает средние показатели по Российской Федерации, а уровень общей безработицы ниже среднероссийского значения.
Рабочая сила Самарской области характеризуется высокой квалифицированностью и образованностью, что обусловлено унаследованным сверхиндустриальным характером экономики и востребованностью инженерно-технических кадров. По доле численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников и доле занятого населения, имеющего профессиональное образование, регион имеет заметно более высокие показатели на фоне среднероссийских значений. Таким образом, Самарская область обладает собственными трудовыми ресурсами, достаточными для стабильного и устойчивого развития региона.
2.7. Инвестиционные проекты Самарской области
Распоряжением Правительства Самарской области от 09.04.2014 N 221-р утвержден Перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области, относящихся к следующим отраслям:
нефтепереработка, нефтехимия и химия;
машиностроение;
сельское хозяйство;
инфраструктура;
обрабатывающее производство;
производство стройматериалов, жилищное строительство;
здравоохранение;
туризм, спорт;
транспортировка и хранение;
торговля.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 23.11.2016 N 671 "Об утверждении Порядка присвоения инвестиционным проектам, реализуемым и планируемым к реализации на территории Самарской области, статуса стратегических инвестиционных проектов Самарской области" инвестиционный проект, претендующий на присвоение статуса стратегического инвестиционного проекта Самарской области, должен удовлетворять совокупности следующих критериев:
соответствие задачам, определенным в стратегии социально-экономического развития Самарской области, отраслевых стратегиях Самарской области, утвержденных в установленном порядке;
общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом, составляет не менее 1 млрд, рублей в течение первых трех лет его реализации, за исключением:
а) инвестиционных проектов в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, по которым общий объем инвестиций составляет не менее 650 млн. рублей;
б) инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства в случае заключения с инициатором проекта концессионного соглашения в отношении объектов социального обслуживания граждан и исполнения им обязательств, предусмотренных условиями концессионного соглашения, по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения. При этом рыночная стоимость земельного участка, предоставляемого для реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, не может превышать объема инвестиций инициатора такого проекта;
в) инвестиционных проектов в сферах сельского хозяйства, производства пищевых продуктов, рыбоводства и туризма, общий объем инвестиций по которым составляет не менее 150 млн. рублей;
г) инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории монопрофильных городских округов Самарской области и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), расположенных на территории Самарской области:
с численностью населения, не превышающей 150 тыс. человек, общий объем инвестиций по которым составляет не менее 30 млн. рублей;
с численностью населения, превышающей 150 тыс. человек, общий объем инвестиций по которым составляет не менее 50 млн. рублей;
благоприятное влияние фактических результатов реализации инвестиционного проекта на экономику Самарской области и повышение качества жизни населения Самарской области, в том числе путем достижения социальной и бюджетной эффективности реализации инвестиционного проекта по следующим показателям:
количество рабочих мест;
средняя заработная плата работников, занятых на производстве;
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, безотходных, а также иных высокоэкономичных технологий в случае, если инвестиционный проект связан с промышленным производством.
Инвестиционные проекты, для реализации которых Правительством Самарской области заключен инвестиционный меморандум в соответствии с Порядком заключения инвестиционного меморандума между Правительством Самарской области и организациями, реализующими на территории Самарской области инвестиционные проекты, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.09.2014 N 582 (далее - инвестиционный меморандум), подлежат включению в перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области в течение одного месяца после подписания соответствующего инвестиционного меморандума на основании распоряжения Правительства Самарской области.
Ежегодно на территории Самарской области утверждается перечень объектов, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Самарской области и в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Кроме того, расширяется перечень сфер, в которых реализуются (или планируются к реализации) проекты с использованием механизмов ГЧП. Помимо реализации проектов в сфере здравоохранения, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, начиная с 2021 года усилия Правительства Самарской области сконцентрированы на запуске проектов в сфере образования, спорта и социального обслуживания населения.
3. Инвестиционные обязательства Самарской области
Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" (далее - Закон N 19-ГД) направлен на стимулирование и развитие инвестиционной деятельности на территории Самарской области, гарантирует равную защиту прав, интересов и имущества инвесторов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливает формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также принципы взаимодействия инвесторов с органами государственной власти Самарской области.
Действие Закона N 19-ГД распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью на территории Самарской области, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также с использованием при реализации инвестиционных проектов других капиталообразующих инвестиций.
Согласно статье 3 Закона N 19-ГД общими принципами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области являются:
равноправие инвесторов;
доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
сбалансированность государственных и частных интересов;
законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений.
В соответствии со статьей 5 Закона N 19-ГД инвесторы, осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области, имеют равные права:
на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение целей, направлений, видов и объемов инвестиций;
на получение государственной поддержки в формах, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Самарской области;
на получение и свободное использование результатов (доходов) от инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности, остающихся в распоряжении инвестора после уплаты налогов и других обязательных платежей, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 6 Закона N 19-ГД инвесторам гарантируется:
сохранение условий ведения хозяйственной деятельности в случае изменения структуры органов исполнительной власти Самарской области в пределах полномочий органов государственной власти Самарской области, определенных действующим законодательством;
нераспространение действия вновь принимаемых законов и иных нормативных правовых актов Самарской области, ограничивающих или ухудшающих права инвесторов, на срок окупаемости инвестиционного проекта, обеспеченного государственной поддержкой, но не более семи лет, за исключением нормативных правовых актов, приводящих законодательство Самарской области в соответствие с федеральным законодательством, а также принятых в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
конфиденциальность сведений, касающихся коммерческой тайны инвесторов.
Кроме того, Самарская область в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливает следующие гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности:
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к объектам инфраструктуры в рамках Свода инвестиционных правил Самарской области, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 (ред. от 29.12.2021) "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации, в досудебном порядке;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвесторам на территории Самарской области;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации;
повышение уровня доходов населения субъекта Российской Федерации.
В рамках заключенных концессионных соглашений в сферах транспорта и образования Самарская область принимает на себя обязательства по софинансированию капитальных затрат на инвестиционном этапе, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, и осуществлению выплаты платы концедента на этапе эксплуатации.
4. Инвестиционная команда Самарской области
4.1. Состав инвестиционной команды Самарской области
Инвестиционную команду Самарской области возглавляет Губернатор Самарской области. Инвестиционная команда включает в себя следующих представителей органов исполнительной власти, организаций и институтов развития бизнеса и содействия инвестиционной деятельности:
первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области;
заместитель председателя Правительства Самарской области;
руководители органов исполнительной власти Самарской области;
исполнительный директор некоммерческой унитарной организации - фонда "Агентство по привлечению инвестиций Самарской области";
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области;
президент Торгово-промышленной палаты Самарской области;
президент Ассоциации "Союз работодателей Самарской области";
председатель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России";
председатель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
эксперты финансовых организаций Самарской области.
4.2. Условия формирования инвестиционной команды Самарской области
Инвестиционная команда Самарской области создана в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Состав инвестиционной команды. Самарской области формируется на основании постановления Губернатора Самарской области.
Ключевым институтом развития инвестиционной деятельности в Самарской области является некоммерческая унитарная организация - фонд "Агентство по привлечению инвестиций Самарской области" (далее - Агентство). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 19.07.2019 N 497 "О специализированной организации Самарской области по привлечению инвестиций и работе с инвесторами на территории Самарской области и о сопровождении инвестиционных проектов по принципу "одного окна", реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Самарской области" Агентство осуществляет функции специализированной организации по работе с инвесторами на территории Самарской области. К его компетенции относятся вопросы привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, участия в формировании благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности Самарской области.
Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Самарской области, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области, финансово-кредитными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями, принимающими участие в реализации инвестиционных проектов на территории Самарской области.
4.3. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Самарской области в части взаимодействия с инвесторами
Губернатор Самарской области определяет основные направления инвестиционного развития региона. Первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области осуществляет контроль за реализацией мероприятий по внедрению основных направлений инвестиционного развития региона. Заместитель председателя Правительства Самарской области обеспечивает развитие инвестиционной инфраструктуры Самарской области и взаимодействие с бизнес-сообществом, а также осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов на территории региона.
Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов со стороны инвестиционной команды Самарской области осуществляется на основе отработанных механизмов взаимодействия и достижения поставленных целей с учетом мнений представителей деловых объединений и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области.
В роли координирующего органа по взаимодействию с инвесторами выступает Агентство.
Взаимодействие с членами инвестиционной команды Самарской области ведется в рамках компетенций, возложенных на представляемые ими ведомства и организации действующим законодательством.
Приложение
к Инвестиционной декларации
Самарской области
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов 1
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет 2020 год |
Отчет 2021 год |
Прогноз |
|||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности B, C, D, E |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
1547652,9 |
2037376,8 |
2048028,3 |
2105527,5 |
2157910,7 |
2268370,1 |
2289634,9 |
2463278,7 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
124380,4 |
147084,1 |
119588,5 |
124693,7 |
127097,7 |
134477,4 |
134672,5 |
146430,5 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
282593,1 |
364150,9 |
338230,2 |
348919,2 |
360074,2 |
384683,4 |
383313,4 |
424921,2 |
1 Прогнозные данные приведены в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.10.2021 N 792 "Об итогах социально-экономического развития Самарской области за девять месяцев 2021 года и ожидаемых итогах развития за 2021 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Самарской области от 6 мая 2022 г. N 140 "Об утверждении Инвестиционной декларации Самарской области"
Вступает в силу с 6 мая 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 6 мая 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 мая 2022 г. N 6300202205120006, в газете "Волжская коммуна" от 13 мая 2022 г. N 70
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Самарской области от 29 марта 2023 г. N 46
Изменения вступают в силу с 31 марта 2023 г.