Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
труда, социального развития
и занятости населения
Республики Алтай
от 11 мая 2022 года N П/162
Руководство
по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания далее - Руководство) разработано с целью оказания поддержки поставщикам социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, в вопросах соблюдения обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай (далее - контроль (надзор) в сфере социального обслуживания), а также обеспечения единообразия правоприменительной практики при осуществлении контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
2. Обязательные требования содержат рекомендации по:
- соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг;
- размещению и обновлению информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- порядку организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
- обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
II. Основные понятия, используемые в настоящем Руководстве
3. Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
Министерство - Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, уполномоченный орган государственной власти Республики Алтай в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай (далее - Министерство);
региональный государственный контроль (надзор) - деятельность Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай;
должностное лицо - сотрудник Министерства, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
подконтрольные субъекты - поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
система социального обслуживания, включающая:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);
- орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
III. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования
4. Основными нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования, являются:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июня 2014 года N 425н "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи";
Закон Республики Алтай от 15 декабря 2014 года N 84-РЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Алтай";
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) Министерства, содержащих обязательные требования, в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания:
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/209 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/210 "Об утверждении Методики расчета тарифов на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания Республики Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/211 "Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/214 "Об утверждении норм расходов медикаментов, санитарно-гигиенических, моющих, дезинфицирующих чистящих средств, обеспечения школьно-письменными принадлежностями в организациях социального обслуживания в Республике Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/215 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Республики Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/218 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственными Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/219 "Об утверждении Порядка установления тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальный услуг";
Абзац утратил силу с 7 июня 2022 г. - Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 6 июня 2022 г. N П/201
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 28 марта 2016 года N П/116 "Об утверждении стандартов социальных услуг в Республике Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 27 октября 2017 года N П/277 "Об утверждении формы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 27 декабря 2017 года N П/340 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 2 июля 2019 года N П/232 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственными Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, и признании утратившим силу приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/217";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 1 августа 2018 года N П/235 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Республики Алтай, подведомственных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/213";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 14 июня 2019 года N П/216 "Об утверждении Положения по внутреннему контролю качества предоставления социальных услуг и оценки эффективности (результативности) социального обслуживания в организациях социального обслуживания Республики Алтай";
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 31 января 2022 года N П/30 "Об утверждении форм проверочных листов (списка контрольных вопросов) по видам контроля Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай".
IV. Содержание обязательных требований
N п/п |
Описание обязательного требования |
Часть, пункт, статья нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Наличие в организации учредительных документов (Устав) |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
2 |
Соответствие предмета и цели деятельности поставщика социальных услуг целям деятельности, указанным в Уставе поставщика социальных услуг |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
3 |
Соответствие места нахождения поставщика социальных услуг месту нахождения, указанному в Уставе поставщика социальных услуг |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
4 |
Наличие сведений о филиалах и представительствах поставщика социальных услуг в Уставе поставщика социальных услуг |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
5 |
Наличие в Уставе поставщика социальных услуг исчерпывающего перечня видов деятельности, которые поставщик социальных услуг вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности. |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
6 |
Соответствие структуры поставщика социальных услуг (структурные подразделения, отделения) структуре, предусмотренной Уставом поставщика социальных услуг |
статья 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
7 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг требований по предоставлению достоверной и актуальной информации для ведения регистра получателей социальных услуг |
статья 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года N П/209 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг Республики Алтай" |
8 |
Наличие у поставщика социальных услуг индивидуальных программ предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) на всех получателей социальных услуг |
статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
9 |
Наличие у поставщика социальных услуг договоров о предоставлении социальных услуг, заключенных между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем |
статья 12, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
10 |
Соответствие договоров о предоставлении социальных услуг примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации |
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" |
11 |
Наличие в договоре о предоставлении социальных услуг существенных условий (положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату) |
статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
12 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг сроков и условий предоставления социальных услуг, определенных договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем |
статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
13 |
Правильность расчета поставщиком социальных услуг размера платы за предоставление социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания |
Постановление Правительства Республики Алтай от 15 декабря 2014 года N 365 "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг, порядка ее взимания и определении иных категорий граждан, которым социальные услуги в Республике Алтай предоставляются бесплатно, помимо установленных частями 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
14 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг порядка и стандартов предоставления социальных услуг |
статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 27 декабря 2017 года N П/340 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай" |
15 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет |
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" |
16 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в отделениях стационарного и полустационарного социального обслуживания |
статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/218 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственными Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай" |
17 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарных и полустационарных отделениях |
статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 1 августа 2018 года N П/235 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Республики Алтай, подведомственных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 20 ноября 2014 года NП/213" |
18 |
Соблюдение поставщиком социальных услуг норм обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг в стационарных отделениях социального обслуживания |
статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 2 июля 2019 года N П/232 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственными Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, и признании утратившим силу приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 21 ноября 2014 года N П/217" |
19 |
Правильность оформления поставщиком социальных услуг отказов получателя от социальных услуг |
статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
20 |
Обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур |
статья 15, 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
5. Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
1) Устав с изменениями;
2) Положения об отделениях;
3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
4) правила, инструкции, методики, в том числе:
- правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
- правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
- должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:
личные дела получателей социальных услуг;
индивидуальная программа реабилитации/абилитации;
индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
договор о предоставлении социальных услуг;
акты о социальных услугах, предоставленных поставщиком социальных услуг.
6. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
7. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
9. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
2) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии); места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
3) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
4) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
5) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");
6) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
7) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
8) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
9) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
10) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
11) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
12) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
13) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
14) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
15) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
16) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
17) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
11. Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочия в сфере социального обслуживания и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
12. Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
13. Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
14. Поставщики социальных услуг обязаны:
1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение получателей социальных услуг в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
15. Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
16. При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
1) надлежащий уход;
2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
17. Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.
VIII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
18. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной или в стационарной форме.
19. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
20. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
21. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
22. Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
23. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
24. Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным нормативным правовым актом Министерства обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
25. Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
1) наименование социальной услуги;
2) стандарт социальной услуги;
3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.
IX. Ответственность за нарушение обязательных требований
26. В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований должностными лицами Министерства принимаются следующие меры:
выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
принятие незамедлительных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;
при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направление соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принятие мер по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принятие мер по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
рассмотрение вопроса о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
27. Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.