Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы Тулунского
муниципального района
от 29.10.2013 г. N 39
Положение
о статусе депутата Думы Тулунского муниципального района
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", Уставом муниципального образования "Тулунский район" (далее - Уставом района), Регламентом Думы Тулунского муниципального района (далее - Регламентом Думы) настоящее Положение определяет формы деятельности депутатов, отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления депутатских полномочий в Тулунском муниципальном районе, отдельные вопросы правил депутатской этики, а также определяет иные вопросы создания условий, обеспечивающих осуществление депутатами Думы Тулунского муниципального района своих полномочий.
1. Общие положения
1.1. Депутатом Думы Тулунского муниципального района (далее - депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Думе Тулунского муниципального района (далее - Дума) представительные и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования "Тулунский район" по решению вопросов местного значения.
1.2. В своей деятельности депутат Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования "Тулунский район", Регламентом Думы, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами, интересами населения Тулунского муниципального района, целями социально-экономического и культурного развития района, своей предвыборной программой и убеждениями.
1.3. Депутату Думы при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей, установленных федеральными законами и законами Иркутской области, Уставом района, Регламентом Думы, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
1.4. Депутат Думы избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет.
Полномочия депутата городской Думы начинаются со дня его избрания депутатом и прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва.
Полномочия депутата Думы не подлежат передаче другому лицу.
Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в следующих случаях:
- смерти;
- отставки по собственному желанию;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
- отзыва избирателями;
- досрочного прекращения полномочий Думы;
- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
- в иных случаях, установленных федеральными законами.
1.4.1. Полномочия депутата Думы, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.5. В случае досрочного прекращения полномочий в связи с отставкой по собственному желанию депутатом Думы подается письменное заявление на имя председателя Думы и передается в аппарат Думы. Заявление подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Думы.
Досрочное прекращение полномочий депутата Думы наступает со дня принятия Думой соответствующего решения или со дня вступления в силу судебного акта, либо со дня вступления в силу закона о досрочном прекращении полномочий Думы.
1.6. Депутат Думы имеет удостоверение. Удостоверение является основным документом, подтверждающим полномочия депутата. Удостоверение действительно в течение срока полномочий депутата. Положение об удостоверении, его образец и описание утверждаются решением Думы.
1.7. Депутат Думы имеет нагрудный знак "Депутат муниципального образования", который удостоверяет статус депутата. Нагрудный знак выдается вместе с удостоверением депутата и без него недействителен. Положение о нагрудном знаке, его образец и описание утверждаются решением Думы.
1.8. Обеспечение материально-финансовых условий деятельности депутата Думы осуществляется за счет средств бюджета Тулунского муниципального района, предусмотренных в бюджете Тулунского муниципального района на обеспечение деятельности Думы.
2. Условия и формы осуществления депутатской деятельности
2.1. Депутату Думы гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий.
Депутаты Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, совмещая депутатскую деятельность с выполнением трудовых и служебных обязанностей по месту основной работы.
Депутат Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Иркутской области, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.
Депутат Думы не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования.
Депутат Думы должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
2.2. Председатель Думы может работать на постоянной основе по решению Думы муниципального района. Председатель Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке установленным муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
2.3. Председатель Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.4. Формами депутатской деятельности депутата Думы являются:
- участие в заседаниях Думы;
- участие в депутатских слушаниях;
- участие в работе комиссий, рабочих групп депутатов;
- подготовка и внесение на рассмотрение Думы проектов решений Думы, поправок в проекты решений Думы;
- участие в выполнении поручений председателя Думы, Думы;
- депутатский запрос;
- депутатское обращение;
- депутатская проверка;
- работа с избирателями.
Депутатская деятельность может осуществляться в иных формах, предусмотренных федеральным и областным законодательством, Регламентом Думы, иными муниципальными правовыми актами.
2.5. Депутат Думы поддерживает постоянную связь с избирателями своего избирательного округа, а именно:
1) принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей;
2) рассматривает поступившие от них предложения, заявления, жалобы и иные обращения, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
3) осуществляет прием граждан;
4) отчитывается перед избирателями не реже одного раза в год не позднее 1 декабря отчетного года в следующих формах:
а) выступление на собраниях граждан;
б) выступление в средствах массовой информации Тулунского муниципального района;
5) встречи с работниками организаций, расположенных на территории Тулунского муниципального района, с молодежью, пенсионерами и ветеранами, представителями общественных организаций, предпринимателями Тулунского муниципального района, населением соответствующих избирательных округов.
2.6. Отчет депутата о проделанной работе должен состоять из:
1) информации об участии в заседаниях Думы;
2) информации об участии в работе органов Думы, а также депутатских групп и фракций;
3) информации об инициативах депутата в принятых решениях Думы;
4) информации о рассмотрении поступивших от избирателей предложений, заявлений, жалоб и иных обращений;
5) иных сведений, касающихся депутатской деятельности.
2.7. Письменные отчеты о проделанной депутатом работе для контроля представляются в постоянную комиссию Думы по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике не позднее 1 декабря за текущий год.
2.8. По решению депутата, постоянной комиссии Думы по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике отчет депутата может быть опубликован в средствах массовой информации.
2.9. Депутат осуществляет прием граждан по личным вопросам не реже одного раза в месяц.
2.10. Обращения граждан, адресованные непосредственно депутатам и поступившие в Думу, передаются им лично. Депутат рассматривает поступившие от граждан предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов.
2.11. Депутат должен сообщать гражданам в письменной форме о принятых мерах по их обращениям, а в случае отказа по исполнению просьб граждан указывать мотивы и разъяснять порядок обжалования.
2.12. Депутату в целях организации личного приема граждан обеспечивается:
1) предоставление на безвозмездной основе помещений, находящихся в собственности Тулунского муниципального района либо закрепленных за муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями Тулунского муниципального района;
2) информирование о графике проведения приема граждан;
3) привлечение специалистов органов местного самоуправления Тулунского муниципального района для получения квалифицированных консультаций по обращениям;
4) доступ к правовой и иной информации, необходимой для рассмотрения обращений граждан.
2.13. Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, депутат Думы взаимодействует с органами государственной власти области, органами местного самоуправления Тулунского муниципального района, Избирательной комиссией Тулунского муниципального района, органами территориального общественного самоуправления, действующими на территории его избирательного округа, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от области, организациями, общественными объединениями.
2.14. Депутат может быть отозван избирателями до окончания срока полномочий.
Основаниями для отзыва депутата Думы могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Иркутской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Права, обязанности и гарантии осуществления полномочий депутата районной Думы
3.1. Депутату Думы гарантируется самостоятельное осуществление своей деятельности в пределах полномочий, установленных Уставом района, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами Тулунского муниципального района в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области.
3.2. Неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других родственников с целью воспрепятствовать исполнению его полномочий, оскорбление депутата, клевета в отношении депутата влекут за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
3.3. Депутат Думы имеет право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения в Думу:
- проектов решений Думы;
- проектов решений Думы о внесении изменений и дополнений в действующие решения Думы, об отмене действующих решений полностью или частично;
- поправок к проектам решений, рассматриваемым в Думе.
Порядок осуществления права на правотворческую инициативу определяется муниципальными правовыми актами.
3.4. Депутат Думы обязан принимать личное участие в заседаниях Думы.
В случае невозможности присутствовать на заседании Думы по уважительной причине депутат обязан заблаговременно проинформировать об этом председательствующего на заседании Думы.
Порядок извещения депутата Думы о времени и месте проведения заседания Думы, о выносимых на ее рассмотрение вопросах, а также заблаговременного представления депутату всех необходимых по данным вопросам материалов определяется Регламентом Думы.
3.5. Депутат Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой на своих заседаниях.
3.6. Депутат Думы при осуществлении его полномочий имеет право:
- предлагать вопросы для рассмотрения на заседании Думы;
- вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений Думы, вносить проекты решений для рассмотрения на заседаниях Думы. Проекты и поправки, внесенные депутатом в порядке, установленным Регламентом Думы, подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование;
- избирать и быть избранным в руководящие органы Думы, комиссии, рабочие группы или иные органы, формируемые Думой, и принимать участие в их работе; выражать особое мнение в письменной форме в случае несогласия с решением Думы по проекту решения или иным вопросам, которое подлежит обязательному оглашению на заседании Думы при рассмотрении соответствующего вопроса;
- высказывать мнение по персональному составу формируемых органов и по кандидатурам избираемых (назначаемых с согласия) должностных лиц;
- участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании Думы, требовать ответов на них и давать оценку ответам, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные и (или) подотчетные Думе;
- обращаться с запросом;
- оглашать обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
- знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах заседаний Думы;
- требовать включения в протокол заседания текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
- истребовать информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- направлять органам и должностным лицам местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий обращения для принятия решений и (или) совершения иных действий в соответствии с их компетенцией и требовать ответа о результатах их рассмотрения;
- инициировать проведение отчетов органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- инициировать проведение депутатских проверок (расследований), депутатских слушаний и принимать в них участие;
- обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией с предложением о проведении проверки правомерности решений и (или) действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- инициировать вопрос о привлечении должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий к ответственности в порядке, установленном федеральными законами, Уставом района и иными муниципальными правовыми актами;
- присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления Тулунского муниципального района;
- беспрепятственно посещать мероприятия, организуемые и проводимые органами местного самоуправления;
- беспрепятственно посещать органы государственной власти Иркутской области, иные государственные органы Иркутской области, органы местного самоуправления, областные государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, пользоваться правом на безотлагательный прием их руководителями, правом на ознакомление в установленном порядке с документами этих учреждений, предприятий, за исключением тех, которые содержат коммерческую и иную информацию, охраняемую в соответствии с федеральными законами.
3.7. Депутат Думы обязан присутствовать на заседании комиссии, иных органов Думы, членом которых он является, а в случае невозможности присутствовать по уважительной причине - своевременно информировать об этом председателя комиссии.
3.7.1. Депутат Думы по решению Думы может быть выведен из состава комиссии, иных органов Думы за систематическое (более двух раз подряд) неучастие в их работе без уважительных причин.
3.7.2. Депутат Думы принимает участие в работе комиссии, иного органа Думы, в обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов и принятии решений, вносит предложения.
3.7.3. Депутат Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым комиссией, иным органом Думы, членом которых он является.
3.7.4. Депутат Думы вправе принимать участие в работе комиссий, иных органов Думы, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении вопросов и проектов решений с правом совещательного голоса.
3.8. Депутат Думы вправе обращаться в органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, органы государственной власти Иркутской области, иные государственные органы Иркутской области, к их должностным лицам, к руководителям организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Тулунского муниципального района, к иным должностным лицам и органам, в чью компетенцию входит рассмотрение и принятие решений по вопросам местного значения или связанным с реализацией депутатом его полномочий. Обращение оформляется на бланке депутата Думы Тулунского муниципального района, подписывается его автором (депутатом Думы) и направляется в органы или должностным лицам, указанным в пункте 3.8 настоящей статьи. В обращении в обязательном порядке указывается причина направления обращения. Депутат Думы, являющийся инициатором обращения, несет ответственность за достоверность изложенных в нем фактов.
3.8.1. Орган или должностное лицо, которым направлено обращение депутата, обязаны дать ответ на указанное обращение или представить запрашиваемые документы в течение одного месяца со дня его поступления, если иное не установлено законодательством.
3.9. Депутат (группа депутатов) Думы имеет право внести на рассмотрение Думы обращение к государственным органам, органам местного самоуправления, руководителям общественных объединений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории Тулунского муниципального района по вопросам, входящим в компетенцию Думы, которое по решению Думы может быть признано депутатским запросом.
3.10. Обращение депутата Думы признается депутатским запросом, если оно касается фактов нарушения Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, Устава муниципального образования "Тулунский район" либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение.
3.10.1. Обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы. К обращению прилагаются: проект решения Думы о признании обращения депутатским запросом, пояснительная записка, содержащая указания на факты нарушения Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, Устава муниципального образования "Тулунский район" либо на факты, затрагивающие иные вопросы, имеющие общественное значение, а также на то, что указанное в настоящем пункте обращение касается вопросов, входящих в компетенцию Думы. Рассмотрение внесенного обращения производится на очередном заседании Думы в порядке, установленном Регламентом Думы.
3.10.2. Депутат Думы оглашает на заседании Думы содержание обращения в соответствии с пояснительной запиской, указанной в подпункте 3.10.1 пункта 3.10 настоящего Положения и обосновывает необходимость признания обращения депутатским запросом.
3.10.3. По итогам рассмотрения обращения Дума принимает одно из следующих решений:
- о признании обращения депутатским запросом (при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего Положения);
- об отклонении предложения признать обращение депутатским запросом;
- о направлении обращения на доработку, с целью получения дополнительной информации по отраженным в обращении вопросам. В этом случае депутат Думы может вновь внести в обращение изменения и дополнения и направить его вновь на рассмотрение Думы.
Решение о признании обращения депутатским запросом принимается большинством от установленного числа депутатов Думы.
Обращение депутата (группы депутатов) Думы, не признанное депутатским запросом, рассматривается в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 настоящего Положения.
3.10.4. Орган или должностное лицо, к которым обращен депутатский запрос, представляют письменный ответ на него не позднее пятнадцати дней со дня поступления депутатского запроса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председательствующим либо должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы.
3.11. Депутат Думы имеет право на беспрепятственное обеспечение в установленном порядке правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления Тулунского муниципального района, должностными лицами органов местного самоуправления Тулунского муниципального района.
3.12. Депутату Думы гарантируется право на информирование о своей деятельности посредством:
- доведения до сведения граждан информации о его работе;
- предоставления возможности выступать или иными способами размещать информацию о своей деятельности в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления Тулунского муниципального района. При размещении такой информации редактирование представленных депутатом Думы материалов без его согласия не допускается;
- предоставления возможности участия в мероприятиях, организуемых и проводимых органами местного самоуправления Тулунского муниципального района.
3.13. Аппарат Думы обеспечивает доведение до сведения граждан информации о графике проведения личного приема депутатом Думы.
3.13.1. По заявлению депутата Думы аппарат Думы обеспечивает извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями.
3.13.2. В целях рассмотрения обращений граждан депутат Думы вправе привлекать специалистов органов местного самоуправления Тулунского муниципального района для получения квалифицированных консультаций по обращениям, а также вправе иметь доступ к правовой и иной информации, необходимой для рассмотрения обращений, в установленном порядке.
3.14. Депутат Думы в связи с осуществлением его полномочий имеет право на безотлагательный прием мэром Тулунского муниципального района и другими должностными лицами органов местного самоуправления Тулунского муниципального района, Избирательной комиссии Тулунского муниципального района, муниципальными служащими Тулунского муниципального района, руководителями муниципальных унитарных предприятий и учреждений, иных организаций, расположенных на территории Тулунского муниципального района.
3.15. По требованию депутата (группы депутатов) Дума может принять решение о проведении депутатской проверки.
Основаниями для принятия решения о проведении депутатской проверки могут быть: создание препятствий для нормальной деятельности Думы и депутатов; иные негативные события на территории Тулунского муниципального района, вызвавшие большой общественный резонанс. Решение о проведении депутатской проверки принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Для проведения депутатской проверки создается комиссия из числа депутатов.
По результатам проведенной депутатской проверки комиссия готовит мотивированное заключение, которое направляется для рассмотрения в Думу.
3.16. Депутату Думы обеспечиваются условия для обнародования отчета о его деятельности посредством:
- выступления депутата с отчетом в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления Тулунского муниципального района;
- выступления депутата с отчетом на собраниях граждан, встречах с избирателями;
- отчетного выступления депутата на заседании Думы.
Способ обнародования отчета определяется депутатом Думы самостоятельно в соответствии с настоящим пунктом.
3.17. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов установлены федеральными законами.
3.17.1. Депутат Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
3.18. Депутату Думы, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, производится возмещение расходов (в том числе транспортных), связанных с осуществлением полномочий депутата Думы муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района, предусмотренных на обеспечение деятельности Думы муниципального района, в порядке и размере, установленных муниципальным правовым актом.
4. Правила депутатской этики
Правила депутатской этики определяют моральные принципы и правила поведения, обязательные для депутата Думы Тулунского муниципального района.
4.1. Депутат должен корректно относиться к другим депутатам независимо от их социального статуса, отношения к религии, принадлежности к депутатской фракции, иному депутатскому объединению, политической принадлежности и высказываемых политических и иных взглядов.
4.2. Депутаты должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и решения вопросов, уважения к многообразию мнений. Не допускать конфликтов, искать пути преодоления разногласий среди депутатов.
4.3. Депутат обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей при принятии решений. Депутат не может навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, и обязан воздерживаться от иных подобных действий.
4.4. Депутат должен активно и конструктивно участвовать в работе Думы, постоянных комиссий, иных формируемых органов, выполнять поручения Думы.
4.5. Депутаты должны подчиняться утвержденному Регламенту Думы, подчиняться постановлениям и распоряжениям председателя Думы Тулунского муниципального района, касающимся поддержания порядка и соблюдения Регламента Думы, не опаздывать без уважительных причин на заседания Думы, постоянных и рабочих комиссий, депутатские слушания, иные мероприятия.
4.6. Не допускаются самовольные действия депутатов по прекращению заседания - уход из зала заседаний в знак протеста, для срыва заседания и по другим мотивам, не признанным уважительными, выступления без предоставления слова, выступления не по повестке заседания и по существу обсуждаемого вопроса, выкрики, прерывания выступающих.
4.7. Участвуя в заседаниях Думы, комиссий, иных формируемых органов, на депутатских слушаниях, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председательствующему на заседании, депутатам и присутствующим лицам, не допускать фамильярное и пренебрежительное обращение к присутствующим.
4.8. Выступающий на заседаниях Думы, комиссий, иных формируемых органов, на депутатских слушаниях депутат не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным и насильственным действиям. В случае систематического нарушения депутатом данных правил выступления на заседаниях Думы к нему могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Регламентом Думы Тулунского муниципального района.
4.9. В случае если депутат имеет финансовую либо иную личную заинтересованность в каком-либо вопросе, который обсуждается на заседании в его присутствии, он должен немедленно сообщить об этом.
4.10. Участвуя в заседаниях Думы, комиссий, иных формируемых органов, на депутатских слушаниях депутат должен воздерживаться от использования средств мобильной связи.
4.11. За систематическое неучастие в работе Думы, постоянных комиссий, иных формируемых органов, отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение поручений Думы, нарушение требований Регламента Думы и порядка проведения заседаний Думы, комиссий, иных формируемых органов, депутатских слушаний, иных правил депутатской этики, установленных в настоящем разделе, по решению Думы к депутату могут применяться следующие меры морально-правового воздействия:
- рассмотрение вопроса о систематическом неисполнении либо ненадлежащем исполнении депутатом своих обязанностей и принятие соответствующего обращения к депутату;
- объявление публичного порицания;
- информирование избирателей через средства массовой информации о неучастии депутата в работе Думы.
- иные меры морально-правового воздействия, применяемые в целях побуждения депутата к надлежащему исполнению его полномочий, но не влекущие прекращение или приостановление депутатских полномочий и не препятствующие депутату участвовать в голосовании по вопросам, рассматриваемым Думой, а также его работе с избирателям.
4.12. Взаимоотношения депутата с гражданами строятся на основе взаимного уважения и вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям граждан.
4.13. Депутат не должен использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, их должностными лицами и гражданами.
4.14. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий, если эти сведения составляют охраняемую федеральными законами тайну. В случаях умышленного или неосторожного разглашения сведений, связанных с личной или семейной жизнью граждан, с деловой репутацией и деятельностью юридических лиц, доверенных депутату при условии их неразглашения, депутат должен принести свои извинения.
4.15. Депутат, выступая на заседаниях Думы, комиссий, иных формируемых органов, на депутатских слушаниях, в средствах массовой информации с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, их должностных лиц, граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.
4.16. Выступления должны быть корректными, не должны порочить честь и достоинство граждан и должностных лиц, деловую репутацию юридических лиц.
В случаях умышленного или неосторожного представления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства граждан и должностных лиц, деловой репутации юридических лиц депутат должен публично признать некорректность и (или) недостоверность своих высказываний, принести извинения тому гражданину, чьи честь и достоинство были затронуты, или юридическому лицу, деловая репутация которого была задета. Выполнение этих требований не освобождает его от ответственности, установленной законодательством за предусмотренные деяния.
4.17. Депутат не должен использовать свое положение для рекламы деятельности в пользу третьих лиц.
5. Контроль за соблюдением правил депутатской этики и ответственность депутата за их нарушение
5.1. Контроль за соблюдением депутатами Правил депутатской этики осуществляет комиссия по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике.
Председатель и члены комиссии по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике обязаны предпринимать все необходимые меры по соблюдению депутатами Правил (сделать замечание, провести беседу и др.).
5.2. Комиссия по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике может рассматривать вопрос о нарушении Правил по собственной инициативе, по инициативе Думы Тулунского муниципального района.
5.3. С заявлением о неэтичности поведения депутата в комиссию по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике могут обращаться жители Тулунского муниципального района, должностные лица органов государственной власти, руководители организаций, общественных объединений.
5.4. В случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий депутат вправе подать в комиссию по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике в письменном виде мотивированный протест, представить документы, дать устные пояснения по существу обвинения.
5.5. В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, депутат вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами.
5.6. В случае обращения депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления или в суд с требованиями о защите чести, достоинства и деловой репутации комиссия по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике, аппарат Думы Тулунского муниципального района оказывает содействие депутату в защите его чести, достоинства и деловой репутации, в том числе путем оказания помощи в защите его интересов в суде.
5.7. По результатам рассмотрения вопроса о нарушении Правил депутатской этики комиссия по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике принимает решение о наличии или отсутствия нарушений Правил.
В случае установления факта нарушения депутатом настоящих Правил комиссия по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике может вынести решение с рекомендацией строго следовать Правилам с сообщением о результатах рассмотрения вопроса о нарушении депутатом Правил Думе Тулунского муниципального района.
5.8. В случае грубого нарушения Правил депутатской этики вопрос о применении к нарушившему их депутату меры воздействия выносятся комиссий по Уставу муниципального образования, мандатам, регламенту и депутатской этике на рассмотрение Думы Тулунского муниципального района.
Дума Тулунского муниципального района может принять к нарушителю одну из следующих мер воздействия:
- рекомендовать прекратить поведение, нарушающее Правила и принести извинения;
- довести факты нарушения депутатом норм депутатской этики до сведения избирателей округа через средства массовой информации.
6. Ответственность за невыполнение требований настоящего положения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления Тулунского муниципального района, органов местного самоуправления иных муниципальных образований, общественных объединений, организаций требований настоящего Положения, в том числе представление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка представления информации, нарушение положений, регулирующих вопросы неприкосновенности депутата Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Тулунского муниципального района Иркутской области от 29 октября 2013 г. N 39 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.