Приказ Министерства образования Кузбасса от 6 мая 2022 г. N 1145
"Об утверждении положения о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса"
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое положение о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса.
2. Сектору по связям с общественностью и медиакоммуникациям Министерства образования Кузбасса обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования Кузбасса.
3. Отделу правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса (Е.В. Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр образования Кузбасса |
С.Ю. Балакирева |
Утверждено
приказом Министерства
образования Кузбасса
от 6 мая 2022 г. N 1145
Положение
о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кемеровской области - Кузбасса.
1.2. Положение разработано на основании нормативных правовых актов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 27.08.2021 N Р-201 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2021 г. N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование".
2. Основные понятия
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области;
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (переподготовке) педагогических работников и управленческих кадров;
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников выполняет функцию регионального оператора региональной системы научно-методического сопровождения - координатора региональной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации;
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования);
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в данной Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Профессиональное (педагогическое) сообщество - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона, страны;
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки;
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
Индивидуальная траектория профессионального развития - персональный путь педагогического работника в части дополнительного профессионального образования, реализуемый на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив по результатам диагностики профессиональных компетенций;
Индивидуальный образовательный маршрут педагогического работника - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, контекстные условия деятельности образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования (федерального и регионального уровня).
3. Цель, задачи, подходы и принципы функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Цель системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
3.2. Основная задача системы научно-методического сопровождения: обеспечение эффективного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации и непрерывном развитии их профессионального мастерства.
3.3. Методологической основой создания системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного образования;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами участников региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и персональной траекторией профессионального развития педагога и управленческих кадров.
3.4. Принципы, лежащие в основе построения региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- соответствие деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров приоритетным задачам в сфере развития образования;
- активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений по постановке задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития системы образования;
- взаимная ответственность и доверие, все решения между методическими службами принимаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
- координация и интеграция деятельности методических служб разного уровня.
4. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность региональных организаций, имеющих соответствующую лицензию (институты повышения квалификации педагогических работников, муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования, образовательные организации среднего профессионального образования, структуры в составе муниципального органа управления образованием или образовательной организации, уполномоченные осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогов), а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях.
4.2. Структурные элементы региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
4.2.1. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, как структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, выступает координатором региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников призван обеспечить:
- комплексное взаимодействие с Федеральным оператором (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации") системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- координацию деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, сопровождение индивидуальных траекторий их развития;
- внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);
- разработку различных форм адресной поддержки и сопровождения учителей в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования, овладения навыками использования современных цифровых технологий;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися.
- работу на Портале дополнительного профессионального педагогического образования;
- реализацию программы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ дополнительного профессионального образования;
- внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников;
- адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров.
4.2.2. Организации дополнительного профессионального образования педагогических работников Кемеровской области - Кузбасса (институты повышения квалификации педагогических работников, муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования и т.д. обеспечивающие сопровождение педагогов осуществляют:
- проведение мониторинговых и аналитических исследований (в том числе с участием центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников) в Кемеровской области - Кузбассе, нацеленные на оценку влияния региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, деятельности центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, создаваемой в рамках национального проекта "Образование" инфраструктуры, а также реализуемых программ дополнительного профессионального образования на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, а также повышение качества образования;
- разработку программ дополнительного профессионального образования, соответствующих актуальным запросам педагогических работников и управленческих кадров в области повышения уровня профессионального мастерства, в том числе на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов по дополнительным профессиональным программам педагогического образования, в том числе включенным в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования.
4.2.3. Региональная методическая служба, учебно-методические объединения и методические советы включают:
- обеспечение условий для профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях;
- подготовка и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования, в том числе конференций, обучающих семинаров;
- участие в экспертизе и разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание содействия использованию в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
4.2.4. Общественно-профессиональные объединения осуществляют:
- методическую поддержку педагогических работников на местах;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- экспертизу инновационного содержания, лучших практик, их внедрении и распространении;
- реализацию программ наставничества.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения является:
- разработка программ дополнительного профессионального образования для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ;
- создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
- реализация сетевых программ дополнительного профессионального образования;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
- разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения:
- цифровая экосистема дополнительного профессионального образования;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
6.1. Оценка эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения основывается на показателях, представленных в приложении 1.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования);
- данные официальных сайтов Министерства образования Кузбасса, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы субъекта Российской Федерации);
- изучение нормативных правовых документов Министерства образования Кузбасса, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных методических служб, образовательных организаций. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Приложение 1
Показатели
эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Наименование показателя |
Достигнутое значение к 2024 году |
Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов |
не менее 30% |
Доля педагогических работников и выпускников педагогических вузов, принявших участие в диагностике функциональной грамотности |
не менее 30%, в том числе справившихся с диагностикой на 70% и более не менее 15% |
Количество управленческих команд, повысивших свою квалификацию |
не менее 2 (к 2022 году) |
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы |
не менее 70% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Кузбасса от 6 мая 2022 г. N 1145 "Об утверждении положения о структуре, составе, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
Вступает в силу с 11 мая 2022 г.
Текст приказа опубликован на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" 11 мая 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Кузбасса от 8 июня 2023 г. N 1971
Изменения вступают в силу с 9 июня 2023 г.