Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Омской области
от 6 мая 2022 г. N 38
Положение
о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Омской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, структурные компоненты региональной системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Омской области (далее - РСЦМН), условия и ресурсы внедрения и реализации РСЦМН, а также ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации РСЦМН.
1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
1) наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
2) наставник - участник индивидуальной программы профессионального развития (далее - ИППР) и/или индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ), имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
3) наставляемый - участник ИППР, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных - запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагогический работник, только пришедший в профессию; опытный педагогический работник, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагогический работник в коллективе; педагогический работник, имеющий непедагогическое профильное образование);
4) тьютор - штатный или внештатный сотрудник центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Омской области бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - ЦНППМ), обеспечивающий персональное сопровождение педагогического работника или руководителя образовательной организации в процессе повышения профессионального мастерства, освоения содержания дополнительной профессиональной программы (далее - ДНИ) с использованием ИОМ, с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника, обеспечивающий содержательное адресное научно-методическое сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами ИОМ и авторами осваиваемых ДНИ;
5) тьюторант - педагогический работник или руководитель образовательной организации, сопровождаемый тьютором при реализации ИОМ. Тьюторант является соавтором собственного ИОМ;
6) тьюторство - одним из элементов системы наставничества, форма сопровождения профессионального развития педагогического работника;
7) ИППР педагогического работника - структурированная программа действий на некотором фиксированном этапе профессиональной карьеры педагогического работника, которая включает в себя самостоятельное определение целей, тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности педагогического работника, обусловленных позитивными социальными мотивами и личностными смыслами профессионального развития педагогического работника, а также выявленными профессиональными дефицитами. ИППР реализуется в срок от 1 года до 3 лет;
8) ИОМ педагогического работника - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических-навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогического работника, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
2. Цели, задачи и принципы РСЦМН
2.1. Целью РСЦМН является создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогических работников.
2.2. Задачи РСЦМН:
1) содействие повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдение гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
2) обеспечение соответствующей помощи в формировании цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействие административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
3) оказание методической помощи в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
4) формирование системы единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитие стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном (в образовательной организации) и внеинституциональном (муниципальном, региональном) уровнях.
2.3. РСЦМН основывается на следующих принципах:
1) принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогических работников предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогических работников, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
2) принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию, на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
3) принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
4) принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию РСЦМН с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
3. Структурные компоненты РСЦМН
3.1. Структурные компоненты РСЦМН распределяются на контуры:
3.1.1. Внутренний контур.
Во внутреннем контуре концентрируются структурные компоненты, позволяющие непосредственно реализовывать РСЦМН в образовательной организации и отвечающие за успешность ее реализации.
3.1.2. Внешний контур.
На внешнем контуре представлены структурные компоненты различных уровней управления образованием, которые способствуют реализации РСЦМН.
Граница между внутренним и внешним контурами, а также между различными уровнями внешнего контура представляется довольно подвижной, что позволяет применить принцип вариативности при реализации системы.
3.2. Внутренний контур (образовательная организация):
3.2.1. Образовательная организация:
1) издает локальные акты о внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества, принимает положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы;
2) организует контакты с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
3) осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение РСЦМН;
4) создает условия по координации - и мониторингу реализации РСЦМН.
Общие руководство и контроль за организацией и реализацией РСЦМН осуществляет руководитель образовательной организации.
В зависимости от особенностей работы образовательной организации и от количества наставников/наставляемых определяются ответственные лица (например, куратор реализации программ наставничества, назначаемый руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя).
Куратор реализации программ наставничества:
1) своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогических работников, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
2) организовывает разработку персонализированных программ наставничества;
3) осуществляет мониторинг эффективности и результативности РСЦМН, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению РСЦМН;
4) осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями РСЦМН, с сетевыми педагогическими сообществами;
5) принимает (совместно с системным администратором) участие в наполнении рубрики "Наставничество" на официальном сайте образовательной организации различной информацией (событийная, новостная, методическая, правовая и пр.);
6) инициирует публичные мероприятия по популяризации РСЦМН педагогических работников и др.
Куратор реализации программ наставничества работает в тесном взаимодействии с первичной профсоюзной организацией или территориальной профсоюзной организацией.
3.2.2. Методическое объединение (далее - МО)/совет наставников.
МО/совет наставников образовательной организации - общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов-наставников образовательной организации в целях осуществления оперативного руководства методической (научно-методической) деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества. Руководитель МО/совета наставников может входить в общественно-профессиональные организации в сфере образования.
Цель деятельности МО/совета наставников - осуществление текущего руководства реализацией персонализированных программ наставничества.
Задачи деятельности МО/совета наставников:
1) участие в разработке локальных актов образовательной организации в сфере наставничества педагогических работников (совместно с первичной или территориальной профсоюзной организацией);
2) участие в разработке и апробации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
3) оказание помощи в подборе и закреплении пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников, работа с родителями, связь с системой дополнительного образования и т.п.), в том числе для реализации ИППР и/или ИОМ;
4) анализ результатов диагностики профессиональных затруднений и внесение соответствующих корректировок в персонализированные программы наставничества;
5) подготовка участников персонализированных программ наставничества к конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
6) организационно-педагогическое, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное/логистическое обеспечение реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации;
7) участие в мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации персонализированных программ наставничества;
8) осуществление консультационных, согласовательных и арбитражных функций (функций "переговорных площадки");
9) участие в разработке системы поощрения (материального и нематериального стимулирования) наставников и наставляемых;
10) участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников.
3.3. Внешний контур (региональный уровень):
3.3.1. Министерство образования Омской области осуществляет общую координацию работы РСЦМН педагогических работников в образовательных организациях, разработку правовых, финансовых, организационных механизмов обеспечения возможностей для реализации в образовательных организациях программ наставничества, принятия управленческих решений на основе аналитических данных по результатам мониторинга реализации системы наставничества в образовательных организациях.
3.3.2. ЦНГШМ оказывает содействие при внедрении РСЦМН на региональном уровне.
Задачи ЦНППМ:
1) информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение реализации ДИН (повышения квалификации) по вопросам наставничества и тьюторства;
2) проведение курсов повышения квалификации, семинаров для специалистов муниципальных методических служб, стажировочных площадок для представителей регионального и методического актива по вопросам внедрения системы наставничества;
3) организация деятельности профессиональных сообществ педагогических работников (ассоциаций) на региональном уровне, в том числе на основе информационно-коммуникационных технологий;
4) создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и руководящих кадров;
5) осуществление тьюторского сопровождения ИОМ педагогических работников в образовательных организациях;
6) формирование системы методического сопровождения освоения программ дополнительного профессионального педагогического образования с использованием ИОМ на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
7) упрощение переноса приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику;
8) выявление, систематизирование, отбор и диссеминирование новых рациональных и эффективных практик наставничества, тьюторства.
3.3.3. Региональный наставнический центр "Вместе к успеху" бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Омский педагогический колледж N 1" (далее - РНЦ).
Задачи РНЦ:
1) консультирование МО/совета наставников образовательных организаций по вопросам реализации наставнических практик среди педагогических работников;
2) содействие формированию банка данных наставляемых и наставников в образовательной организации по результатам внедрения РСЦМН педагогических работников;
3) осуществление информационного сопровождения процесса реализации РСЦМН педагогических работников (проведение семинаров, мастер-классов, видео-конференц-связей и т.д.);
4) осуществление мониторинга успешности реализации мероприятий по внедрению РСЦМН на уровне образовательной организации;
5) формирование банка лучших наставнических практик образовательных организаций Омской области;
6) содействие популяризации института наставничества среди педагогических работников (организация общественных мероприятий, конкурсов, конференций и т.д.).
4. Условия и ресурсы для внедрения и реализации РСЦМН
4.1. РСЦМН является совокупностью условий, ресурсов, процессов, механизмов, инструментов, необходимых и достаточных для успешной реализации в образовательной организации персонализированных программ наставничества педагогических работников.
Под условиями понимаются факторы, элементы и особенности функционирования образовательной организации, которые существенно влияют на различные аспекты ее результативности. Условия, которые непосредственно задействованы в РСЦМН, являются ее ресурсами, необходимыми для реализации персонализированных программ наставничества.
4.2. Кадровые условия и ресурсы.
Кадровые условия предполагают в образовательной организации:
1) руководителя, разделяющего ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;
2) куратора реализации ИППР, персонализированных программ наставничества;
3) наставников - педагогических работников, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности, демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
4) педагога-психолога, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия.
4.3. Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы реализации РСЦМН в образовательной организации включают:
1) подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников (положение о системе наставничества в образовательной организации, приказы о закреплении наставнических пар/групп, дорожная карта (план мероприятий) по реализации положения о РСЦМН педагогических работников в образовательной организации) и т.д.;
2) разработку персонализированных программ наставнической деятельности;
3) оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий (дорожной карты) по реализации персонализированных программ наставничества;
4) цифровую информационно-коммуникационную среду наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника;
5) изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
6) координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
7) нормотворческую, учебно-методическую, научно-методическую, информационно-аналитическую деятельность региональных ЦНГШМ, стажировочных площадок, сетевых сообществ, педагогических ассоциаций и т.д., направленную на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
8) осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Материально-технические условия и ресурсы.
Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации могут включать:
1) рекреационную зону (модульный класс, комнату отдыха) для проведения индивидуальных и групповых (в том числе малых групп) встреч наставников и наставляемых;
2) доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в том числе электронный ресурс, чаты/группы наставников - наставляемых в социальных сетях);
3) широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
4) средства для организации видео-конференц-связи (ВКС);
5) другие материально-технические ресурсы.
4.4. Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование.
Стимулирование реализации системы (целевой модели) наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции - экономическую, социальную и моральную.
Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность образовательных организаций определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством.
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
1) наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;
2) наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
3) награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах;
4) размещение на доске почета по результатам конкурса "Лучший тьютор года".
Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической деятельности педагогических работников носят вариативный характер и зависят от конкретных условий. Если возможности социокультурного окружения не позволяют полноценно мотивировать и стимулировать наставническую деятельность, образовательная организация может принять участие в региональных, федеральных или международных грантовых программах, поддерживающих развитие системы наставничества.
В качестве меры стимулирующего характера могут выступать ведомственные награды:
1) Министерства просвещения Российской Федерации - нагрудные знаки "Почетный наставник" и "Молодость и Профессионализм", учрежденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2021 года N 400 "О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации";
2) Министерства образования Омской области.
4.5. Психолого-педагогические условия.
Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Такая атмосфера позволяет:
1) предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых;
2) нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогических работников старших возрастов и предотвратить их профессионально-личностное "выгорание";
3) успешно адаптировать молодых/начинающих педагогических работников коллективе;
4) формировать психологическую готовность наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагогического работника.
5. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации РСЦМН
5.1. Внедрение и реализация РСЦМН способствует формированию и обеспечению функционирования единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогических работников "на местах".
5.2. В результате внедрения и реализации РСЦМН планируется создание эффективной среды наставничества, включающей:
1) непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников;
2) рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогических работников;
3) развитие профессиональных перспектив педагогических работников старшего возраста в условиях цифровизации системы образования;
4) методическое сопровождение системы наставничества образовательных организаций;
5) цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
6) обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников;
7) преобразование тьюторантами педагогических практик и перенос приобретенных компетенций в свою профессиональную деятельность;
8) профилактику профессионального "выгорания" педагогических работников.
5.3. Для оценки эффективности наставнической деятельности два раза в год проводятся мониторинга:
1) на уровне муниципального образования - ЦНШ1М;
2) на уровне образовательной организации - РНЦ.
По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации и представляются в Министерство образования Омской области.
5.4. Показатели мониторинга РСЦМН:
1) доля образовательных организаций, реализующих целевую модель наставничества педагогических работников, в общем количестве образовательных организаций муниципальной системы образования;
2) доля наставников в общем количестве педагогических работников муниципальной системы образования;
3) количество наставников, входящих в муниципальный методический актив;
4) количество наставников, входящих в региональный методический актив;
5) доля наставляемых педагогических работников в возрасте до 35 лет в общем количестве педагогических работников муниципальной системы образования;
6) доля педагогических работников, сопровождаемых по ИОМ в ННППМ, в общем количестве педагогических работников муниципальной системы образования;
7) количество методических практик наставничества, размещенных в региональном банке ЦНППМ в цифровой среде ("Методический атлас Омской области").
5.5. Риски внедрения и реализации РСЦМН:
1) отсутствие у части педагогических работников восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогических работников;
2) высокая нагрузка на наставников и наставляемых;
3) низкая мотивация наставников, обусловленная занятостью на основном месте работы;
4) недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника;
5) низкая мотивация наставляемых;
6) низкая степень взаимодействия всех элементов двухконтурной структуры РСЦМН.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Омской области от 6 мая 2022 г. N 38 "Об утверждении Положения о региональной системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.