Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка социально-экономического развития Прохладненского муниципального района
Экономико-географическое положение
Прохладненский муниципальный район располагает всеми возможностями для реализации своего конкурентного преимущества - уникального сочетания природно-ресурсной базы и интеллектуального потенциала. Это дает реальные возможности для экономического прорыва.
Прохладненский муниципальный район с административным центром в г.о. Прохладный входит в состав Кабардино-Балкарской Республики и образован в 1937 году. Территория Прохладненского муниципального района всего составляет 134197 га. Расстояние от райцентра до столицы республики 56 км. Административная территория Прохладненского муниципального района расположена в северо-восточной части КБР, граничит с землями Майского и Баксанского районов, с землями Республики Северная Осетия (Алания) и землями Ставропольского края.
Имеет прямое транспортное сообщение с городами Москва, Ростов, Краснодар, Санкт-Петербург, а также населенными пунктами КБР. По территории района протекают четыре реки Малка, Баксаненок, Баксан, Гедуко и множество мелких рукавов и протоков, являющихся основными артериями для оросительных каналов.
Природно-климатические условия
Рельеф земельных участков в районе представлен аккумулятивной равниной, имеющей слаборасчлененный слабоволнистый характер, с очень редкими единичными курганами с общим понижением с северо-запада на юго-восток, в некоторых районах с общим постепенным понижением на восток, а также на юго-восток. В отдельных районах микрорельеф представлен в виде мелких овальных замкнутых понижений - блюдец.
Крутизна склонов пашни колеблется от 1° до 2°. Среди пахотных массивов преобладают участки с почти идеальной квадратной формой.
В геоморфологическом отношении территория района относится к равнинной (степной) зоне.
Почвенный покров неоднороден и представлен черноземами южными, тяжелыми почвами - суглинистыми, черноземо-малогумусными, тяжелосуглинистыми, карбонатными, редко лугово-черноземными.
Климат равнинной части континентальный, а также резко континентальный. Летом температура достигает плюс 27 - 35 С, зимой - минус 30 С. Коэффициент увлажнения составляет от 0,22 до 0,26, что значительно ниже оптимального - 0,5. В целом климатические условия благоприятны для возделывания всех зональных культур и многолетних насаждений при условии орошения. Вегетационный период длится 175 - 187 дней, сумма температур за этот период равна 3420 С.
Господствующими являются ветры восточных румбов, составляющие примерно 50% общего времени ветров.
В Прохладненском районе имеются месторождения глины, песчано-гравийной смеси и песка строительного, также имеются залежи нефти.
Растительный покров района состоит из лесов, лугов, степей. Площадь, занятая лесом, по всей территории района составляет 5645 га. Состав лесов по породам характеризуется преобладанием широколистных пород (дуб, ясень, ольха, клен и др.). Фауна района богата разнообразием зверей и птиц. Здесь распространены дикий кабан, заяц, лиса, ласка. Наиболее ценными из птиц являются фазан, куропатка, рябчик, перепел, белый лебедь. В озерах района водятся сазан, карп, белый амур.
Потенциал земельных ресурсов
Общая площадь административной территории Прохладненского муниципального района составляет 134 тысяч 197 га.
Из общей площади земель Прохладненского района (по состоянию на 31.12.2021):
I. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 118 327 га, в том числе:
- пашня - 101 954 га;
- пастбища - 5 497 га;
- многолетние - 2 271 га;
- сенокосы - 416 га;
(итого сельхоз/угодья - 110 138 га)
- прочие (земли под сельхоз/объектами, гидротехническими сооружениями, болота, дороги, неудобья) - 8 189 га.
II. Земли поселений - 5247 га.
III. Земли промышленности и иного специального назначения - 2 650 га.
IV. Земли особо охраняемых территорий и объектов - 629 га.
V. Земли лесного фонда - 6153 га.
VI. Земли водного фонда - 1 227 га.
В районе сосредоточено 1/3 пашни всей республики.
На 31.12.2020 действует 1 109 договоров аренды с 79 юридическим лицом и 410 физическим лицом (включая ИП и КФХ), в том числе:
- земель сельхоз/назначения - 908;
- под объектами недвижимости - 177;
- под карьерами - 4;
- под водоемами - 20.
Демографическая ситуация
По состоянию на 31 декабря 2020 года общая численность населения Прохладненского муниципального района - 46 626 человек. В том числе экономически активного населения - 27 034 человека.
Структура национального состава района представляет собой:
- русские - 23 418 человек (50,2%);
- кабардинцы - 14 444 человека (30,9%);
- балкарцы - 1 235 человек (2,6%);
- другие национальности - 7529 человек (16,1%).
Динамика демографии представлена в следующих цифрах:
При анализе показателей рождаемости и смертности за период с 2018 года по 2020 год, отмечается естественная убыль населения (показатель рождаемости ниже показателя смертности), причиной этому стала повышенная смертность из-за эпидемии коронавируса и снижение рождаемости по итогам 2020 года.
Год |
Количество зарегистрированных актов гражданского состояния (без учета восстановленных) |
Естественный прирост (убыль) |
|
родившихся |
умерших |
||
2018 |
500 |
429 |
+ 71 |
2019 |
488 |
469 |
+ 19 |
2020 |
427 |
559 |
- 128 |
Итого: |
1415 |
1457 |
- 42 |
Средняя продолжительность жизни (по сельским поселениям исходя из среднего возраста умерших) составила 69 лет (в 2018 году данный показатель составлял 72 года).
В сфере миграционных процессов наблюдается отток населения из района, за последние 3 года убыло - 557 человек.
Год |
Миграция |
прирост (убыль) |
|
прибыло |
убыло |
||
2018 |
325 |
521 |
- 196 |
2019 |
351 |
529 |
- 178 |
2020 |
312 |
495 |
- 183 |
Итого: |
988 |
1545 |
- 557 |
Уровень жизни населения
"Уровень жизни населения"
Среднемесячная заработная плата по Прохладненскому муниципальному району за 2018 год составила 21 635,7 рублей, с темпом роста к уровню 2018 года - 28%.
Численность официально зарегистрированных безработных ежегодно увеличивается - увеличение в 10 раз к уровню 2018 года.
Но, несмотря на ежегодный рост уровня заработной платы, следует отметить сохранение тенденции отставания темпов роста от среднереспубликанской заработной платы на 26,1% и на 56,8% от средней зарплаты по РФ. В 2020 году средняя зарплата по КБР - 29 300,0 рублей, по РФ - 51 352,0 рублей.
В течение ряда лет по уровню заработной платы республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации.
Низкий уровень оплаты труда обусловлен недостаточным развитием экономического потенциала.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Анализ социально-экономического развития Прохладненского муниципального района.
Социально-экономическое развитие Прохладненского муниципального района в последние годы характеризуется достаточной стабильностью. Даже в условиях кризиса сохраняется положительная динамика его основных показателей.
Бюджет
Консолидированный бюджет Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики начиная с 2015 года принимается на трехлетний период, что способствует снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики, а также обеспечивает большую прогнозируемость макроэкономических условий.
Сбалансированность консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, безусловное выполнение расходных обязательств, совершенствование межбюджетных отношений и соблюдение бюджетного законодательства являются основными и наиболее значимыми направлениями бюджетной политики, которые одновременно характеризуют состояние и перспективы развития бюджетной системы Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
При исполнении консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района в основном сохранена тенденция общего финансового оздоровления района, заложенная в предыдущие годы.
Органы местного самоуправления функционируют в соответствии с Уставом Прохладненского муниципального района.
Вопросы мобилизации налогов во все уровни бюджетной системы, а также по расширению собственной доходной базы, снижению дотационности бюджета в администрации Прохладненского муниципального района находятся на постоянном контроле. Постановлением главы местной администрации утвержден и успешно реализуется План мероприятий по увеличению налогооблагаемой базы и поступлению налоговых и неналоговых доходов районного бюджета Прохладненского муниципального района и бюджетов сельских поселений, при этом большое внимание уделяется привлечению инвестиций и созданию новых производств.
Кроме того, органами местного самоуправления Прохладненского муниципального района ведется активная работа по развитию собственной доходной базы:
- регулярно проводятся мониторинги для выявления предприятий и индивидуальных предпринимателей неплательщиков арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения;
- разработан план мероприятий по актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам в районе;
- разработан план мероприятий по проведению инвентаризации бесхозного имущества в районе.
Бюджетная политика в Прохладненском муниципальном районе ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития района. В целях оптимизации расходов по бюджету Прохладненского муниципального района проведена следующая работа:
а) осуществляется ежемесячный контроль за натуральными лимитами потребления топливно-энергетических ресурсов в учреждениях бюджетной сферы;
б) приняты меры по обеспечению сохранности материальной базы в учреждениях бюджетной сферы;
в) регулярно осуществляется контроль за применением нормативов использования бензина для служебных автомашин в аппаратах управления местных администраций, а также в учреждениях бюджетной сферы;
г) сокращаются расходы на арендную плату за пользование служебными помещениями;
д) систематически проводятся сверки взаимных расчетов с предприятиями.
Контроль за обоснованностью бюджетных расходов и целевым использованием бюджетных средств осуществляется постоянно.
Доходы консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района:
- за 2018 год составили 904101,7 тыс. рублей с темпом роста к уровню 2017 года 107,3% или больше на 61703,8 тыс. рублей. Уточненный годовой план - 889,159 млн. рублей или выполнение плана на 101,7%;
- за 2019 год составили 965, 038 млн. рублей с темпом роста к уровню 2018 года 106,7% или больше на 60,93 млн. рублей. Уточненный годовой план - 953, 481 млн. рублей или исполнение на 101,2%;
- за 2020 год составили 1060, 173 млн. рублей с темпом роста к уровню 2019 года 109,8% или больше на 95,135 млн. рублей. Уточненный годовой план - 1058, 720 млн. рублей или исполнение на 101,2%;
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района:
- в 2018 году по налоговым и неналоговым доходам поступило 302,150 млн. рублей, при темпе роста 106,3% или больше на 17,971 млн. рублей к аналогичному периоду 2017 года;
- в 2019 году по налоговым и неналоговым доходам поступило 323,204 млн. рублей, при темпе роста 107,0% или больше на 21,054 млн. рублей к аналогичному периоду 2018 года;
- в 2020 году по налоговым и неналоговым доходам поступило 322,252 млн. рублей, при темпе роста 99,7% или меньше на 0,951 млн. рублей к аналогичному периоду 2019 года.
Расходы консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района:
- за 2018 год составили 899,856 млн. рублей с темпом роста к показателям аналогичного периода предыдущего года на 9,7%. Уточненный годовой план - 916, 597 млн. рублей или исполнение плана на 98,2%;
- за 2019 год составили 966,711. рублей с темпом роста к показателям аналогичного периода предыдущего года на 7,4%. Уточненный годовой план - 983, 202 млн. рублей или исполнение на 98,3%;
- за 2020 год составили 1068,365 млн. рублей с темпом роста к показателям аналогичного периода предыдущего года на 10,5%. Уточненный годовой план - 1086,927 млн. рублей или исполнение плана на 98,3%.
"Бюджетная политика"
Бюджетная политика района в области расходов направлена, прежде всего, на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением и предоставление бюджетных услуг. Важнейшей задачей продолжает оставаться обеспечение сбалансированности бюджетной системы, превращение консолидированного бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования при соблюдении принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов, темпам роста экономики. В целом консолидированный бюджет Прохладненского муниципального района является социально ориентированным.
Бюджет Прохладненского муниципального района формируется на основе муниципальных программ, что позволяет повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности (приложение N 1).
Агропромышленный комплекс
Основными направлениями работы агропромышленного комплекса Прохладненского муниципального района являются производство зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, фруктов, продукции животноводства и их переработка с последующим доведением до потребителя.
От состояния и развития агропромышленного комплекса зависит не только продовольственная и финансовая обеспеченность жителей района, но и социально-экономическое развитие территории в целом.
В отрасли животноводства развито молочное и мясное скотоводство и птицеводство.
На протяжении ряда лет в животноводческой отрасли района складывается положительная динамика по численности сельскохозяйственных животных и объемам производства животноводческой продукции.
"Динамика животноводческой отрасли"
По основным видам продукции животноводства показатели 2020 года превысили показатели 2018 - 2019 годов:
- скот и птица (живая масса) - 25,5 тыс. тонн - 107,1% к соответствующему периоду прошлого года и 112, 8% к уровню 2018 года;
- молоко - 55,8 тыс. тонн - 102,2% к соответствующему периоду прошлого года и 103, 7% к уровню 2018 года;
- яйца - 25,3 тыс. штук - 104,9% к соответствующему периоду прошлого года и 95,8% к уровню 2018 года.
Поголовье КРС во всех категориях хозяйств составило 19,47 тыс. голов, в том числе коров 8,9 тыс. голов, а в сельхозорганизациях насчитывается 5,0 тыс. голов КРС, в том числе коров 1,9 тыс. голов.
В отрасли птицеводства в постоянном режиме осуществлялась целенаправленная работа по оснащению производства оборудованием, машинами и механизмами нового поколения, что в свою очередь положительно отражается на итогах работы отрасли.
Растениеводство является основной отраслью агропромышленного комплекса района. В сельскохозяйственном сезоне 2020 года по отдельным видам продукции растениеводства достигнута средняя урожайность.
"Динамика растениеводческой отрасли"
В растениеводстве, посевные площади сельскохозяйственных культур под урожай 2020 года в хозяйствах всех категорий составили - 96,6 тыс. га, что на 1,5% больше 2019 года. В 2020 году введены в оборот более 1,5 тыс. га земель находящихся под парами.
Валовый сбор за истекший период составляет:
- зерновые и зернобобовые - 253,6 тыс. тонн или 109,1% к уровню прошлого года;
- подсолнечник - 13,8 тыс. тонн или 119,1% к уровню прошлого года;
- картофеля - 50,9 тыс. тонн или 85,6% к уровню прошлого года;
- овощей - 148,9 тыс. тонн или 66,5% к уровню прошлого года.
На валовое производство овощей в 2020 году повлияли неблагоприятные гидрометеорологические явления, произошедшие на территории Прохладненского муниципального района. 3 июня 2020 года наблюдался: сильный ливень (36-45 мм за 1 час и менее), град диаметром 5-15 мм, шквалистое усиление ветра до 20-28 м/с, интенсивная гроза, а также уменьшение посадочных площадей. Гибель посевов овощей составила 869 га. В 2020 году отсутствуют посевные площади под овощи в ОАО "Прохладное" (2019 год - 463 га).
Уменьшение производственных показателей картофеля связано с уменьшением посадочных площадей на 355 га.
Стабильный рост объёмов зерновых и зернобобовых, подсолнечника обеспечивается целенаправленной работой по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Фактически приобретено 9 зерноуборочных комбайна, из них: NewHolland - 5 ед., ClaasTucano 5802 - 3 ед., Acros 595 - 1 ед; тракторов - 13 ед., из них: NewHolland - 4 ед., Беларус - 5 ед., RSN-2375 - 4 ед. Общая сумма свыше 115,4 млн. рублей.
На территории района активно развивается садоводство. Многолетние плодовые насаждения во всех категориях хозяйств занимают свыше 2,4 тыс. га, из которых 1,3 тыс. га приходится на плодоносящие культуры. Ведется закладка новых садов. В 2020 году заложено 112,07 га.
В рамках реализации федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" Прохладненским муниципальным районом сегодня ставится задача, чтобы через систему мелиорации наладить получения двух урожаев отдельных культур в год. Для увеличения экспортного потенциала района аграриям важно повысить эффективность водной мелиорации с вводом в эксплуатацию новых площадей орошаемых земель, вести реконструкцию введенных ранее гидросистем и сооружение новых гидрообъектов. Количество орошаемых земель за счет введения мелиоративных систем составила: 2018 год - 2711 га, 2019 год - 3124 га, 2020 год - 4300 га (капельное орошение - 2200 га). Сумма инвестиций на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году составила 235 млн. 762 тыс. рублей.
В рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2020 год сельхозтоваропроизводителями района получены субсидии и гранты из бюджетов всех уровней в сумме 583 млн. 19 тыс. рублей, в том числе: по системе поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 16 млн. 783 тыс. рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальная сфера является главным фактором жизнеобеспечения района, от стабильной работы, которой зависит социальный комфорт жителей района и в немалой степени показатель эффективности работы исполнительной власти.
Общее количество предприятий, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, составляет 10, из них 7 - частной формы собственности, 3 предприятия находятся в ведении муниципального образования.
Из общего количества предприятий ЖКХ убыточные отсутствуют.
В Прохладненском муниципальном районе:
Водопроводных сетей |
328,287 км |
Количество водозаборов |
79 ед. |
Канализационных сетей |
9,5 км |
Электрических сетей |
1033 км |
Газовых сетей |
741,87 км |
Сетей теплоснабжения |
27,027 км |
Уровень обеспеченности населенных пунктов муниципального образования отдельными видами коммунальных услуг (в процентном отношении к общей жилой площади), составляет:
по газоснабжению - 96,51%;
по теплоснабжению - 45%;
по водоснабжению - 81%;
по водоотведению - 8,9%.
Теплоснабжение сельских поселений Прохладненского муниципального района
Протяженность тепловых сетей в Прохладненском районе составляет 27,027 км, из них в ветхом состоянии находятся 23,047 км, что составляет 84,5% от общей протяженности сетей.
Эксплуатацию систем и сооружений ТЭК сельских поселений обеспечивают 2 организации: Колхоз им. Петровых (с.п. ст. Екатериноградское, с.п. ст. Приближная) и АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "ПРТК"), в хозяйственном ведении которой сосредоточено порядка 99% всего теплоэнергетического комплекса Прохладненского муниципального района.
На территории Прохладненского муниципального района расположено 30 котельных, в которых задействовано 77 котлов.
Оборудование котельных и тепловых трасс превысили расчетный срок службы в 1,5-2 раза.
В рамках реализации инвестиционного проекта по развитию систем теплоснабжения Прохладненского муниципального района в период с 2018 - 2022 годы мероприятия по замене котлов в количестве 35 штук завершены в полном объеме.
Установка нового оборудования позволила значительно уменьшить расход топлива, уменьшить эксплуатационные расходы. Так, в 2020 году экономия по потребленному газу составила 415,29 тыс. куб. м - 2 млн. 907 тыс. рублей.
Водоснабжение сельских поселений Прохладненского муниципального района
Протяженность сетей водоснабжения в Прохладненском районе составляет 328,287 км, из них в ветхом состоянии находятся 207,742 км, что составляет 63,3% от общей протяженности сетей. На территории Прохладненского муниципального района расположено 79 источников водоснабжения (скважин), из которых 14 источников не функционируют, и 68 водонапорных башен.
Эксплуатацию систем и сооружений коммунально-бытового водоснабжения сельских поселений обеспечивают 7 организаций: Колхоз им. Петровых, ООО "Стройсервис - 1", ООО "АртСтройФонд", МП "УК Прохладненский Водоканал", МУП "Водоканал", ООО "Регион-сервис", ООО "Благовещенка-сервис".
Для обеспечения бесперебойным водоснабжением населения существует острая необходимость в строительстве новых водопроводных сетей, скважин и башен.
В 2020 году Прохладненский район стал участником 3 госпрограмм и федеральных проектов: "Комплексное развитие сельских территорий КБР", "Развитие СКФО", "Чистая вода".
В общей сложности было осуществлено строительство (реконструкция) 16,8 км сетей водоснабжения, строительство 3 скважин и 4 водонапорных башен. Общий объем инвестиций в данную сферу составил 25 млн. 966 тыс. рублей.
В рамках проведенного Минстроем КБР конкурса по отбору муниципальных образований на предоставление субсидий для разработки проектно-сметной документации в сфере водоснабжения Прохладненскому муниципальному району было выделено 3 млн. руб. с условием софинансирования из местного бюджета в размере 25% (1 млн. рублей), на которые была осуществлена разработка проектов реконструкции сетей общей протяженностью более 40 км, бурение 4 скважин и строительство 3 водонапорных башен. В дальнейшем планируется реализовать строительство объектов с разработанной проектно-сметной документацией в рамках нацпроектов и госпрограмм.
Жилищное строительство
За счёт собственных средств индивидуальных застройщиков ввод в эксплуатацию жилых домов в 2018 году составил 16,5 кв. м., в 2019 - 14,1 кв. м., в 2020 - 14,5 кв. м.
За последние 2 года снижение уровня показателя связано с ростом цен на строительные материалы и расширением кредитных возможностей покупки готового (вторичного) жилья.
"Динамика жилищного строительства"
В 2019 году завершены работы по текущему ремонту:
- здания Дома культуры в с.п. Черниговское (ремонт кровли, частичная замена окон, ремонт системы отопления, канализационной системы, внутренняя отделка);
- здания Дома культуры в с.п. Лесное (восстановление гидроизоляции, ремонт отмостки, внутренняя отделка, замена полов, ремонт проводки и пожарной сигнализации, ремонт вентиляционной системы, частичная замена окно и дверей, благоустройство прилегающей территории).
Введены в эксплуатацию 2 здания пристроя на 40 мест каждое (дошкольное отделение МКОУ "СОШ с. Прималкинского", дошкольное отделения N 2 МКОУ "СОШ ст. Солдатской").
В 2020 году осуществлено строительство и ремонт следующих социально-значимых объектов:
1) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Абубекирова, с.п. Карагач;
2) капитальный ремонт здания МКУК "Центр культуры "Русь" с.п. Пролетарского";
3) капитальный ремонт здания МКУ ДО "ДШИ с.п. ст. Солдатской";
4) текущий ремонт здания МКУК "КДЦ с. Благовещенка";
5) текущий ремонт здания МКУК "КДЦ с.п. Ульяновского".
Благоустройство и санитарное состояние
Вопросы несанкционированного размещения отходов, выявления фактов загрязнения, истощения, порчи почвы, нерационального использования природных ресурсов, недопущения деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, иных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды находятся на особом контроле уместных администраций сельских поселений Прохладненского муниципального района.
В целях улучшения санитарно-экологической обстановки, благоустройства сельских поселений Прохладненского муниципального района организованы мероприятия по санитарной очистке и благоустройству населенных пунктов, пойм рек, территорий, прилегающих к федеральным автодорогам.
Ежеквартально проводится развалка мест временного размещения ТКО с привлечением тяжелого бульдозера, осуществляется расчистка подъездных путей с привлечением фронтального погрузчика и грузового автотранспорта.
Регулярно проводятся совместные субботники с работниками администраций и предприятий сельских поселений Прохладненского муниципального района для обеспечения надлежащего санитарного состояния территории.
Арендаторами и собственниками водных объектов проводятся субботники по обеспечению должного санитарно-экологического состояния на территории поселения, регулярные зачистки полигонов временного хранения ТКО.
К работе по обеспечению охраны окружающей среды привлекаются депутатский корпус, сотрудники и учащиеся школы, сотрудники местной администрации, культурно-досуговых центров, а также население.
Членами межведомственной комиссии по анализу санитарного состояния муниципальных образований КБР совершаются выездные проверки санитарного состояния территорий Прохладненского муниципального района. Выполняется работа административной комиссии с целью профилактики и пресечения правонарушений в области обращения с отходами, выдаются предписания за нарушение правил благоустройства.
С 2018 года Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выбран - ООО "Экологистика".
В 2020 году произведен:
- ремонт региональных дорог
1) ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения в сельском поселении Алтуд (Ремонт автодороги "Подъезд от а/д Прохладный - Эльбрус к селу Алтуд") протяженностью 2,2 км в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - стоимостью 17,6 млн. рублей;
2) реконструкция уличного освещения в с.п. Алтуд, протяженностью 2,2 км в рамках выполнения ежегодной программы дорожных работ Минтранса КБР на 2020 г. (общая стоимость 6,6 млн. рублей);
3) реконструкция уличного освещения в с.п. Прималкинское, в рамках национального проекта "Безопасные качественные автомобильные дороги" протяженностью 4,127 км (общая стоимость 16,3 млн. рублей);
- ремонт муниципальных дорог
По итогам проведенного конкурса Минтрансом КБР отдельным сельским поселениям Прохладненского муниципального района (В соответствии с распоряжением Правительства КБР от 02.04.2020 г. N 161) предоставлены субсидии на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства сельским поселениям: ст. Екатериноградская, Карагач, Пролетарское, Черниговское.
Формирование комфортной городской среды
В 15 сельских поселениях Прохладненского муниципального района разработаны и утверждены муниципальные программы по формированию современной городской среды на 2018 - 2022 годы.
В рамках реализации мероприятий данных Программ, в сельских поселениях района планируется благоустроить 52 дворовые территории, 12 общественных территорий (площади, аллеи, скверы), 2 парка.
В 2018 году дворовые и общественные территории были благоустроены в двух сельских поселениях Прохладненского муниципального района - Ново-Полтавское и ст. Солдатская.
В с.п. Ново-Полтавское - благоустроены 1 общественная территория и 3 дворовые. Общая сумма благоустройства составила 4,5 млн. рублей.
В с.п. ст. Солдатская - благоустроены 1 общественная территория и 6 дворовых. Общая сумма благоустройства составила 7,4 млн. рублей.
В 2019 году проведены работы по ремонту 3 общественных территорий района - в с.п. Карагач, с.п. Прималкинское, с.п. Янтарное.
При благоустройстве общественных территорий были реализованы:
- обустройство детской игровой площадки, укладка плитки, асфальтирование, установка скамеек, урн, светильников, бордюров (с.п. Карагач на сумму 2 872 067,00 рублей);
- укладка плитки, асфальтирование, установка скамеек, урн, светильников, бордюров (с.п. Прималкинское на сумму 1 622 141 рублей);
- асфальтирование, установка скамеек, урн, светильников, бордюров (с.п. Янтарное на сумму 1 020 409,00 рублей).
В 2020 году осуществлены работы по благоустройству 2 общественных территорий в с.п. Пролетарское и ст. Екатериноградская, и 15 дворовых территорий - 10 территорий в с.п. Пролетарское и 5 территорий в с.п. ст. Екатериноградская.
По итогам проведенного электронного аукциона определена подрядная организация по благоустройству в с.п. ст. Екатериноградская (на общую сумму 3 млн. 713 рублей) и с.п. Пролетарское (на общую сумму 9 млн. 135 тыс. рублей).
Социальная сфера
Образование
Общеобразовательные учреждения Прохладненского муниципального района КБР характеризуются вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик обучения и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности. Учащимся и родителям предоставляется право выбора профиля образования и программ.
В Прохладненском муниципальном районе 19 общеобразовательных учреждений, из них 6 малокомплектных школ ("СОШ с. Малакановского", "СОШ с. Псыншоко", "СОШ с. Заречного", "ООШ с. Ново-Полтавского", "СОШ с. Лесного", МКОУ "СОШ с. Дальнего").
МКОУ "СОШ с. Благовещенка", "СОШ ст. Приближной", "СОШ с. Учебного" относятся к малочисленным общеобразовательным учреждениям.
Из 19 учреждений: 18 - средних школ, 1 основная школа.
На начало учебного года в 2020 году обучалось 5215 учащихся, в том числе на уровне начального общего образования - 2447, основного общего - 2443, среднего - 325 учеников. Обучение организовано в штатном режиме с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
1200 учащихся обучались с использованием дистанционных технологий с использованием платформ, что составляет 55% учащихся.
С применением кейс-технологий обучались 578 человек (27%), из них у 120 человек (5%) отсутствовали технические средства.
Полностью с применением только кейс-технологий организовано обучение для 265 учащихся и в 3 школах: МКОУ "СОШ с. Дальнего" (53 человека), МКОУ "СОШ N 1 с. Карагач" (182 человека), МКОУ "СОШ с. Лесного" (30 человек), в связи с отсутствием персональных компьютеров и низкой скоростью соединения с сетью Интернет.
1396 человек (64%) обучающихся дистанционно использовали телефон как основное техническое средство.
По состоянию на 31.12.2020 года осуществлялся подвоз 1493 учащихся (29% от общего числа) учащихся и воспитанников из 37 населенных пунктов.
Для осуществления подвоза учащихся и воспитанников к месту реализации учебного процесса за счёт федеральных средств произведена замена 16 ед. школьного автотранспорта 2008 г. выпуска (ПАЗ-32053-70 - 7 ед., ГАЗ-322121 - 9 ед.) на школьные автобусы ПАЗ-32053-70 2019 года выпуска. На оформление страховки, прохождение технического осмотра, оформление в ГИБДД, активизацию и калибровку тахографов, из средств местного бюджета выделено 292 тыс. рублей.
Всего для осуществления подвоза учащихся и воспитанников к месту реализации учебного процесса подготовлено 32 ед. школьного транспорта: ПАЗ-32053-70 - 14 ед., ГАЗ-322121 - 9 ед., ГАЗ-22438 (Некст) - 7 ед., Форд-ТSТ41 - 2 ед. Весь школьный автотранспорт соответствует установленному ГОСТу, оснащён тахографами и спутниковой навигацией ГЛОНАСС.
В 16 общеобразовательных учреждениях района обучение ведется в одну смену, в 2 - осуществляется в две смены (МКОУ "СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской", МКОУ "СОШ с. Прималкинского", МКОУ "СОШ с. Красносельского"). В 2020 - 2021 году - 813 учащихся, или 15,5% от всех обучающихся в районе, обучаются во вторую смену (на 373 ученика больше, чем в 2019-2020 учебном году).
Увеличение произошло за счет перевода учащихся 5-11 классов СОШ с. Красносельского с 13.01.2020 года в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа, им. С.П. Восканова с. Пролетарского" на период строительства нового здания.
Организован централизованный подвоз 125 учащихся 1-4 классов в с.п. Гвардейское, где образовательный процесс ведется на базе отремонтированных помещений детского сада, и 117 учащихся 5-11 классов, которые обучаются во вторую смену на базе МКОУ "СОШ им С. Восканова с. Пролетарского".
Для решения проблемы второй смены:
- проведены изыскания для геодезической экспертизы и разработана проектно-сметная документация для строительства школы в с.п. Красносельском;
- в рамках Федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" ведется строительство здания школы в ст. Солдатской на 250 школьных мест;
- в рамках государственной программы "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республики" планируется строительство в 2024 году школы с. Прималкинского на 480 мест.
На территории Прохладненского муниципального района функционирует 29 структурных подразделений дошкольного образования, интегрированных с 19 общеобразовательными учреждениями, с общим охватом 2300 детей, что составляет 54,1% от общей численности детей в возрасте от 0 до 7 лет (4251 человек).
Для обеспечения дошкольными местами детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в 2020 году задействовано 29 СПДО, которые на начало 2020-2021 учебного года полностью удовлетворили потребность в дошкольных местах данной категории детей, а также удается сохранить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В 2020 году отмечается устойчивая тенденция увеличения очереди на устройство детей дошкольного возраста в структурные подразделения дошкольного образования. Очередность детей от 0-7 лет составляет 162 ребенка.
В рамках реализации мероприятий государственной программы КБР "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" с 25.02.2020 года начался прием детей в новые группы дошкольного отделения МКОУ "СОШ с. Прималкинского" (40 мест) и дошкольного отделения N 2 МКОУ "СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской" (40 мест).
Дополнительно открытые группы полностью укомплектованы детьми, однако количество имеющихся дошкольных мест недостаточно для полного удовлетворения потребности в с.п. ст. Солдатской и с.п. Прималкинское.
Дополнительное образование детей в районе реализуется как на базе одной организации дополнительного образования, подведомственной Управлению образования, - МБУ ДО "Районный центр детского творчества" Прохладненского муниципального района КБР, так и на базе общеобразовательных организаций.
По состоянию на 31.12.2020 года в штате МБУ ДО РЦДТ 8,75 ставок педагогов дополнительного образования. Районным центром детского творчества на основе договоров осуществляется образовательная деятельность педагогами дополнительного образования в 16 общеобразовательных учреждениях и на базе х. Ново-Покровский. Возраст воспитанников от 5 до 17 лет, общий охват - 686 человек.
Обучение в творческих объединениях МБУ ДО РЦДТ реализуется 23 дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами по 5 направлениям: художественное, научно-техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, социально-педагогическое.
По состоянию на 31.12.2020 года в общеобразовательных учреждениях программами дополнительного образования, организованными за счет средств общеобразовательных учреждений, охвачен 1291 человек.
С 1 января 2020 года внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования. На сегодняшний день на портале дополнительного образования зарегистрировано 23 учреждения, в т.ч. (1 МБУ ДО РЦДТ, 19 общеобразовательных учреждений, 3 ДШИ). В систему загружены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, прошла процедура рецензирования и распределения программ по реестрам.
Здравоохранение
Медицинская помощь жителям Прохладненского муниципального района оказывается в 13 врачебных амбулаториях, 19 фельдшерско-акушерских пунктах района и в ГБУЗ "Центральная районная больница" г.о. Прохладный и Прохладненского муниципального района (далее - ЦРБ).
Остается острой проблема укомплектованности медицинскими кадрами.
По состоянию на 31.12.2020 года численность медицинского персонала по району составляет: врачи-специалисты - 25 человек, средний медицинский персонал - 84 человека.
Укомплектованность кадрами:
- врачебный персонал - 85%, средний м/п - 85%;
- амбулатория с.п. Алтуд: врачи - 85%, средний м/п - 100%;
- амбулатория с.п. ст. Екатериноградская: врачи - 75%, средний м/п - 80%;
- амбулатория с.п. Благовещенка: врачи - 100%, средний м/п - 90%;
- амбулатория с.п. Дальнее: врачи - 100%, средний м/п - 90%;
- амбулатория с.п. Карагач: врачи - 53%, средний м/п - 90%;
- амбулатория с.п. Красносельское: врачи - 50%, средний м/п - 70%;
- амбулатория с.п. ст. Приближная: врачи - 0%, средний м/п -75%;
- амбулатория с.п. Прималкинское: врачи - 95%, средний м/п - 94%;
- амбулатория с.п. Пролетарское: врачи - 0%, средний м/п - 90%;
- амбулатория с.п. Солдатская: врачи - 90%, средний м/п - 100%;
- амбулатория с.п. Заречное: врачи - 100%, средний м/п - 100%;
- амбулатория с.п. Учебное: врачи - 90%, средний м/п - 20%;
- амбулатория с.п. Янтарное: врачи - 33%, средний м/п - 20%.
Вакантных должностей 14,25 ставок: врач педиатр участковый - 1,0; врач - терапевт - 3,0; врач общей практики (семейный врач) - 1,0; фельдшер - 3; медицинская сестра участковая терапевтическая - 2,5; медицинская сестра участковая педиатрическая - 3,0; медицинская сестра процедурной - 0,75.
Медико-демографические показатели:
Рождаемость на 1000 населения - 8,9 (407 человек).
Смертность общая на 1000 населения - 11,0 (500 человек).
Смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения - 440,0 (200 человек).
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) на 100 тыс. населения - 129,8 (59 человек).
Смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения - 4,4 (2 человека).
Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения - 17,6 (8 человек).
Младенческая смертность на 1 тыс. родившихся живыми - 4,9 (2 ребенка).
Естественный прирост - 2,0.
Ожидаемая продолжительность жизни - 69 год.
Культура
Полноценное развитие территории невозможно без предоставления качественных культурных услуг населению.
В Прохладненском муниципальном районе в отрасли "Культура" функционируют:
- муниципальные казенные учреждения культурно-досугового типа сельских поселений - 21 единица с 2 структурными подразделениями;
- сельские библиотеки - 16 единиц;
- 3 муниципальных казённых учреждения дополнительного образования детей с 6-ю учебными классами;
- 1 музей истории им. А.С. Пушкина ст. Екатериноградской;
- 1 автоклуб.
В 2020 году увеличилось количество учреждений культурно-досугового типа, за счет введения в сеть передвижного многофункционального центра (автоклуба) в МКУК "ЦТК с.п. ст. Екатериноградской".
В Культурно-досуговых центрах действуют 275 клубных формирований с охватом участников - 4397 человек, (за аналогичный период прошлого года 270 клубных формирований с охватом 4231 человек), из них для детей - 136, с охватом 2150 человек, для молодежи - 75, с охватом 1324 человека.
Штатная численность работников культуры составляет 102 единицы.
В связи с введением ограничительных мер в 2020 году культурно-досуговыми центрами сельских поселений организовано 3175 мероприятий с охватом 137 403 человек, (за аналогичный период 2019 года 4013 культурно-массовых мероприятий с охватом 173 630 человек).
Деятельность библиотек
Библиотечное обслуживание населения в Прохладненском муниципальном районе осуществляют 16 общедоступных библиотек культурно-досуговых центров сельских поселений.
В библиотеках продолжили работу 20 клубных формирований по интересам, которые способствуют стимулированию творческого потенциала подрастающего поколения, а также организации досуга пожилых граждан. Участием в клубных формированиях охвачено более 300 человек. Гражданам с ограниченными возможностями здоровья была оказана услуга "доставка книг на дом" - 7 человек.
Внестационарное обслуживание населения представлено 8-ми библиотечными пунктами, в том числе, выездного читального зала в РГОУ "Специальная коррекционная образовательная школа - интернат V и II вида" ст. Приближной и выездного читального зала для клиентов Центра социального обслуживания населения в ст. Солдатской.
Библиотечно-информационное обслуживание населения велось как на основе традиционных ресурсов, так и с использованием сети Интернет.
К сети Интернет подключено 19 компьютеризированных посадочных мест для пользователей.
В целях улучшения качества библиотечных услуг проведена работа по подключению сельских библиотек к Национальной электронной библиотеке. В настоящее время к НЭБ подключены библиотеки с.п. Малакановского, с.п. Янтарного, ст. Екатериноградской, с.п. Благовещенка.
Библиотечный фонд пополнился на 227 экземпляров и составляет 246052 единиц хранения.
Деятельность Детских школ искусств
В Прохладненском муниципальном районе функционируют 3 учреждения дополнительного образования с 6-ю учебными классами:
- МКОУ ДОД "Детская школа искусств с.п. ст. Солдатской" (1 учебный класс в с.п. Благовещенка);
- МКОУ ДОД "Детская школа искусств с.п. Учебное" (2 учебных класса в с.п. Алтуд, с.п. ст. Екатериноградская);
- МКОУ ДОД "Детская школа искусств с.п. Пролетарского" (3 учебных класса в с.п. Прималкинское, с.п. Ново-Покровское, с.п. Ново-Полтавское).
На начало учебного 2019 - 2020 года контингент учащихся детских школ искусств Прохладненского муниципального района составил 427 человек на конец года 397 человек.
В 2020 году аттестаты об окончании ДШИ получили 69 учащихся, 386 учащихся ДШИ приняли участие в 46 конкурсах и фестивалях различного уровня - районных, региональных, всероссийских и международных, из них: 244 человека стали призерами и победителями конкурсов, из них лауреатов - 211, дипломантов - 33.
В 3-х детских школах искусств Прохладненского района действуют 14 творческих коллектива с охватом 164 учащихся.
За последние годы значительно пополнилась материально-техническая база учреждений культуры.
Общая сумма выделенных финансовых средств составила 28 млн. 462 тыс. рублей, направленных на проведение капитальных и текущих ремонтов зданий учреждений культуры, приобретение музыкальных инструментов, звуковой аппаратуры, иного оборудования, в том числе:
1) 2 капитальных ремонта в ДШИ с.п. ст. Солдатской (13 млн. 499 тыс. рублей) и в Центре культуры "Русь" с.п. Пролетарского (9 млн. 361 тыс. рублей);
2) 2 текущих ремонта зданий в КДЦ с.п. Благовещенка (1 млн. 530 тыс. рублей) и КДЦ с.п. Ульяновского" (1 млн. 224 тыс. рублей).
Осуществлены значительные мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений культуры:
- в рамках регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" приобретены музыкальные инструменты, оборудование и материалы для ДШИ с.п. ст. Солдатской (на сумму 4 млн. 892 тыс. рублей);
- в рамках государственной программы КБР "Культура Кабардино-Балкарии" на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч приобретена музыкальная и звуковая аппаратура
- КДЦ с. Алтуд - 150 тыс. рублей;
- КДЦ с.п. Черниговское - 150 тыс. рублей;
- ЦКТК с. Прималкинского - 200 тыс. рублей;
КДЦ с.п. Черниговское в рамках Государственной программы КБР "Культура Кабардино-Балкарии" на поддержку отрасли культуры в части государственной поддержки лучших сельских учреждений культуры получил субсидию в сумме в сумме 109,72 тыс. рублей. На данные средства был приобретен полный комплект звукового оборудования и один световой прибор.
Спорт
В 67 коллективах физической культуры предприятий, организаций и учреждений Прохладненского муниципального района различных форм собственности функционируют 257 спортивных секций по 29 видам спорта, в которых физической культурой и спортом занимаются 19858 человек.
В распоряжении учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов Терского филиала КБГАУ им. В.М. Кокова, спортсменов и физкультурников сельских поселений муниципального образования находятся 34 спортивных сооружения и 95 плоскостных спортивных площадок. Из общего числа ФОК "Екатериноградский" и ФОК "Прималкинский" включены во Всероссийский реестр объектов спорта. Единовременная пропускная способность спортивной базы - 3123 человека.
Только за минувший год ведущие спортсмены муниципального образования защищали спортивные цвета Прохладненского муниципального района на 7 мировых, всероссийских, межрегиональных и республиканских чемпионатах, первенствах и турнирах по вольной борьбе, настольному теннису, кудо, мини-футболу, пауэрлифтингу. Общее количество участников - 59 человека. Результативность выступлений - 7 наград высшей пробы, 5 серебряного и 4 бронзового достоинства. В декабре минувшего года на московском чемпионате Мира по пауэрлифтингу атлет из Карагача Султан Вороков выиграл четыре золотые медали.
Выполнили нормативные требования или подтвердили свою спортивную квалификацию: Мастера спорта России международного класса - 1 человек; кандидата в Мастера спорта России - 2 человека, спортсмена первого разряда - 4 человека. 359 сельских спортсменов впервые выполнили нормативные требования массовых разрядов.
В рамках поэтапного возрождения ВФСК "Готов к труду и обороне" 433 жителей муниципалитета приняли участие в сдаче нормативных испытаний (тестов) Комплекса ГТО. Из общего числа успешно справились с нормативными испытаниями (тестами) 212 человек.
Учащаяся молодежь муниципалитета в возрасте от 9 до 18 лет в количестве 15 человек в июне текущего года в режиме онлайн успешно приняла участие в сдаче нормативных требований (тестов) Комплекса ГТО, организованных Всероссийским центром тестирования населения ВФСК "Готов к труду и обороне" Министерства спорта Российской Федерации.
Центром подготовки спортивного резерва, организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков, учащейся молодежи является МКУ СШ "Колос", на 4 отделениях которой (футбол, волейбол, легкая атлетика, единоборства) азы избранного вида спорта в минувшем году постигали 637 учащихся.
Малый и средний бизнес
Малый и средний бизнес в Прохладненском муниципальном районе является одним из важнейших секторов экономики, влияющих на ее рост и качество жизни населения.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Прохладненском муниципальном районе по состоянию на 31.12.2020 - 985, из них индивидуальных предпринимателей - 789 человек. Малый бизнес в основном сосредоточен в сферах торговли, предоставления услуг населению, сельском хозяйстве.
По итогам 2020 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по малым и средним предприятиям составил 3 млрд 540 млн руб., темп роста - 108% к показателям 2019 года и 122% к показателям 2018 года.
"Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным предприятиям, млн. рублей"
Объем инвестиций в основной капитал по малым и средним предприятиям составил 2 млрд 39 млн руб., что на 2,3% превышает уровень 2019 года и на 12,6% уровень 2018 года.
"Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей"
Согласно отчетным данным наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций сложился по следующим предприятиям:
Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций имеют следующие предприятия: ООО "Отбор", "Велес-Агро", ООО "Черниговское", ООО "Восход", ООО "Карагачский молокозавод", ООО СХП "Заря", ООО "Овощи Юга", ИП Прытков М.А., Глава КФК Заптиева Х.М., Глава КФК Купшинов М.Т.
На территории Прохладненского муниципального района по настоящее время реализуется 11 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 5 млрд. 823 млн. рублей. Реализация инвестиционных проектов создает 276 постоянных и 250 сезонных рабочих мест (приложение N 2). Планируются к реализации еще 6 инвестиционных проектов, с суммарным объемом капиталовложений - 695 млн. рублей и созданием 88 рабочих мест (приложение N 3).
Безопасность граждан
На территории Прохладненского муниципального района расположено 133 объектов возможных террористических посягательств, подлежащих антитеррористической защищенности, в том числе:
- местные администрации муниципальных районов - 2;
- органы местного самоуправления населенных пунктов - 19;
- объекты органов исполнения наказаний - 2;
- подразделения МЧС - 1;
- объекты дошкольного образования - 25;
- общеобразовательные учреждения - 21;
- объекты дополнительного образования детей - 1;
- высшие учебные заведения (филиал) - 1;
- интернаты, детские дома - 1;
- Дома культуры - 21;
- музеи - 1;
- объекты религиозных организаций - 15;
- объекты здравоохранения - 1;
- объекты спорта - 4;
- объекты торговли - 1;
- площади, отведенные для проведения массовых общественных мероприятий - 17.
Объекты регулярно проверяются сотрудниками МВД, ФСБ, ОНД и прокуратуры (при этом обязательно перед проведением праздничных мероприятий и мероприятий с массовым пребыванием людей с привлечением кинолога с собакой) с привлечением членов антитеррористической комиссии.
Во всех муниципальных образовательных объектах района:
- установлены и функционируют кнопки экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по городу Прохладный - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по КБР";
- установлено видеонаблюдение;
- установлены аудиодомофоны;
- обеспечена бесперебойная и устойчивая связь с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ;
- оформлены уголки безопасности о порядке действий при обнаружении подозрительных лиц и предметов;
- осуществляется охрана объектов дежурным по режиму в дневное время и сторожем в ночное время.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов культуры на территории района администрациями сельских поселений (правообладатели учреждений культуры) были установлены:
- комбинированное (внутреннее и наружное) видеонаблюдение;
- кнопки экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по городу Прохладный - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по КБР";
- обеспечено освещение всех объектов культуры на территории района;
- организована охрана объектов (в ночное время сторож). Ежедневный обход прилегающей территории организован. Охранная сигнализация отсутствует во всех учреждениях.
В рамках работы по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств на территории Прохладненского муниципального района осуществляются рейды по выявлению и уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений, проводится работа с активом учащихся и персоналом общеобразовательных учреждений для сбора информации по фактам произрастания и распространения наркотических средств с использованием "Телефона доверия", с несовершеннолетними, чьи родители употребляют наркотические вещества по анализу приговоров судов УФСКН по КБР, а также проводятся конкурсы, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Результаты проведенных мероприятий, разработка дальнейших мер и механизмов в данном направлении рассматривается на заседаниях антинаркотической комиссии.
1.3. Ключевые проблемы социально-экономического развития Прохладненского муниципального района
Факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса:
- сложность в прохождении процессов, связанных с получением мер государственной поддержки;
- плохая техническая оснащенность сельского хозяйства. Большое количество сельхозтоваропроизводителей пользуются импортной техникой, а это в свою очередь связано с тем, что не все специалисты, задействованные в сельском хозяйстве, обладают достаточными знаниями и навыками по работе с ней. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства предполагает наличие высококвалифицированных кадров. Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям;
- вопросы надежности и экологической безопасности гидромелиоративных систем. Возникла необходимость принятия кардинальных решений по восстановлению фонда мелиорированных земель, реконструкции и техническому перевооружению гидромелиоративных систем с целью повышения их эксплуатационной надежности и экологической безопасности;
- недостаточное внимание сельхозтоваропроизводителей района важному стабилизирующему фактору экономики сельхозпроизводства, страхованию посевов, животных и строений;
- отсутствие государственного заказа на оказание услуг по поставке продукции растениеводства и животноводства за счет средств федерального бюджета. Заказчиком может выступать государство или муниципалитет;
- не достаточно развита сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В жилищно-коммунальном хозяйстве требуют решения вопросы:
- модернизации всей системы водоснабжения. Сельскими поселениями обозначена необходимость строительства новых водопроводных сетей, в замене нуждается 207,7 км водопровода (что составляет 63,3% от общей протяженности сетей), замене и установке - 29 водонапорных башен;
- модернизации систем теплоснабжения. В ветхом состоянии находятся 23,047 км, что составляет 84,5% от общей протяженности сетей;
- ликвидации аварийного жилищного фонда - участие в программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда";
- реализации краткосрочного плана Капитального ремонта многоквартирных домов;
- участия в действующих программах по строительству объектов инженерной и социальной инфраструктуры;
- обустройства инженерной инфраструктурой земельных участков, планируемых к выделению семьям, имеющим 3 и более детей;
- реализация Комплексного плана по ликвидации задолженности за потребленные энергоресурсы, недопущению роста задолженности;
- недопущения возникновения несанкционированных свалок (работа по созданию полигонов для хранения ТБО, организация централизованного сбора и вывоза ТБО во всех сельских поселениях).
Наряду с позитивными изменениями, происходящими в системе общего образования, сохраняется и ряд проблем:
- недостаток мест в образовательных учреждениях, наличие второй смены в 3 образовательных учреждениях;
- низкая наполняемость ряда общеобразовательных школ, отсутствие учащихся на старшем уровне (10 - 11 классы);
- дефицит и старение педагогических кадров;
- отсутствие программы по привлечению молодых специалистов;
- недостаточное развитие материально-технической базы учреждений образования;
- низкая скорость доступа образовательных учреждений к сети "Интернет" для реализации дистанционного обучения.
В системе дошкольного образования остро стоит проблема обеспечения доступности дошкольного образования в двух сельских поселениях Прохладненского муниципального района - с.п. ст. Солдатская и с.п. Прималкинское. Отмечается устойчивая тенденция увеличения очереди на устройство детей дошкольного возраста в данные структурные подразделения дошкольного образования: очередность детей от 0 - 7 лет составляет 294 ребенка. В 2018 - 2019 уч. Году удалось сохранить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечить увеличение охвата детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Несмотря на значительные успехи по снижению заболеваемости населения, все еще сохраняется высокий показатель младенческой смертности (8 человек на 1 тыс. родившихся) и остается острой проблема, практически в каждом сельском поселении района, кадрового дефицита в медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Факторы, сдерживающие развитие сферы культуры:
- слабое материально-техническое оснащение учреждений культуры (большой износ оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов, нехватка осветительной, звуковой и усилительной аппаратуры);
- высокая доля помещений и зданий, занимаемых учреждениями культуры, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии;
- недостаточное кадровое обеспечение сферы молодежной и государственной национальной политики;
- отсутствие финансирования мероприятий с молодежью из бюджетов сельских поселений;
- изменение национального состава ("профиля") отдельных населенных пунктов;
- разнообразие и качество оказываемых услуг в связи с низкой ресурсной обеспеченностью учреждений культуры отстают от требований населения и стандартов, обеспечивающих привлекательность района как места комфортного проживания.
Основными проблемами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта на территории Прохладненского муниципального района, являются:
- острая нехватка квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта на уровне местных администраций сельских поселений;
- отсутствие мотивации у жителей муниципального района в занятиях физической культурой и массовым спортом;
- слабая сеть объектов спорта современной формации;
- низкая доля инвестиций в спортивно-физкультурную инфраструктуру муниципального образования;
- недостаточное развитие сети спортивных клубов и секций по месту работы, учебы и жительства.
Факторы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса на территории Прохладненского муниципального района:
- недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей из-за высоких процентных ставок;
- недостаточность собственных оборотных средств;
- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний федерального уровня;
- снижающаяся покупательская способность населения из-за высокого уровня инфляции;
- отмечаются трудности в сбыте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сохраняется недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В социальной сфере наиболее острыми являются следующие проблемы:
- низкий уровень жизни населения района, рост потребительских цен;
- следствием экономических и социальных проблем является миграционная непривлекательность региона;
- отсутствие работы с достойной оплатой труда. Прохладненский район относится к числу трудоизбыточных районов;
- острой проблемой является трудоустройство молодежи, ее занятость после окончания школ и профессиональных учебных заведений;
- высокий удельный вес аграрного сектора экономики обусловил и низкий уровень заработной платы и в целом доходов населения.
В сфере защиты населения, в связи с высокой дотационностью бюджетов (сельских поселений и районного), отсутствуют финансовые средства на обеспечение антитеррористической защищенности объектов в полном объеме.
1.4. Комплексная оценка внешних и внутренних условий развития Прохладненского муниципального района
В целях идентификации перечня основных проблем и факторов, препятствующих социально-экономическому развитию Прохладненского муниципального района, проведен анализ слабых и сильных сторон, а также внешних возможностей и угроз.
Результаты SWOT-анализа ситуации представлены в таблицах 1.4.1. и 1.4.2.
Таблица 1.4.1.
Оценка сложившейся ситуации
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Демография |
- тенденции к росту рождаемости |
- сохраняется миграционная убыль населения |
Занятость населения |
- снижение уровня безработицы; - реализация инвестиционных проектов, содействующих созданию новых рабочих мест и поддержке малого предпринимательства |
- снижение численности экономически активного населения |
Качество жизни |
- рост среднемесячной заработной платы |
- уровень среднемесячной заработной платы ниже на 26,1% от уровня заработной платы по КБР |
Бюджет и межбюджетные отношения |
- сбалансированность консолидированного бюджета; - реализация муниципальных программ: "Управление муниципальными финансами в Прохладненском муниципальном районе КБР", "Управление муниципальным имуществом в Прохладненском муниципальном районе" |
- неразвитость патентной системы налогообложения |
Промышленные виды деятельности |
- рост объемов промышленного производства; - наличие мощностей для производственной и перерабатывающей промышленности; - реализация муниципальной программы "Развитие промышленности и торговли в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- значительный физический и моральный износ основных производственных средств; - использование устаревших технологий; - низкий уровень конкурентоспособности продукции; - дефицит инвестиционных ресурсов у предприятий муниципального района; - отсутствие новых инновационных производств |
Сельское хозяйство |
- наличие пригодных для сельскохозяйственной деятельности земель; - реализация муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- недостаточная техническая оснащенность предприятий аграрного сектора экономики; - необходимость реконструкции и технического перевооружения гидромелиоративных систем; - непредсказуемость природно-климатических условий |
Малое предпринимательство |
- рост объема инвестиций; - рост количества субъектов малого и среднего бизнеса; - реализация муниципальных программ: "Экономическое развитие и инновационная экономика в Прохладненском муниципальном районе КБР", "Развитие конкуренции в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- низкая деловая активность субъектов малого и среднего бизнеса; - низкая доля предприятий малого бизнеса в перерабатывающем секторе, производстве полного цикла, в сфере ЖКХ и бытовых услуг |
Жилье, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
- строительство новых водопроводных сетей, скважин и башен за счет средств районного бюджета; - участие в федеральной целевой подпрограмме "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"; - участие в федеральной программе "Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 года"; - участие в национальном проекте "Чистая вода"; - реализация инвестиционного проекта АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания"; - реализация муниципальных программ: "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Прохладненском районе", "Модернизация объектов водоснабжения Прохладненского муниципального района КБР", "Комплексная модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Прохладненского муниципального района", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Прохладненского муниципального района" |
- высокая степень изношенности инженерных коммуникаций: водопроводных сетей - 63,3% от общей протяженности сетей, систем теплоснабжения - 84,5% от общей протяженности сетей; - снижение темпов строительства и ввода жилья в эксплуатацию; - увеличение тарифов на коммунальные услуги; - задолженность за потребленные ресурсы и услуги |
Здравоохранение |
- низкие показатели заболеваемости и смертности по некоторым социально-значимым заболеваниям; - реализация мероприятий в рамках национального проекта "Здоровье"; - реализация муниципальной; программы "Укрепление общественного здоровья в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- низкие показатели укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом; - отсутствие альтернативных финансовых источников финансирования объектов здравоохранения |
Образование |
- вариативность учебных планов и программ, внедрение новых методик обучения и воспитания; - реализация муниципальной программы "Развитие образования в Прохладненском муниципальном районе" |
- недостаточно технико-методических средств в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования; - значительный физический износ зданий образовательных учреждений, отсутствие в ряде учреждений зон отдыха, санитарных зон, инженерных коммуникаций; - низкое заполнение классов в 50% школ; - недостаточное количество мест в детских дошкольных учреждениях |
Культура, молодежная политика и межнациональные отношения |
- обеспечение достаточным количеством клубных учреждений; - высокая доля населения участвующего в культурно - досуговых мероприятиях; - участие в федеральном приоритетном проекте "Местный Дом культуры"; - реализация муниципальных целевых программ: "Развитие культуры в Прохладненском муниципальном районе КБР", "Реализация государственной национальной политики в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- несоответствие материально-технической базы учреждений культуры современным требованиям; - физический износ зданий, в которых расположены учреждения культуры и памятники истории и культуры; - изменение национального состава ряда населенных пунктов по демографическим (в т.ч. миграционным) причинам |
Физическая культура и спорт |
- рост численности населения занимающегося физической культурой и спортом; - участие в общереспубликанских и общероссийских спортивно-массовых проектах и соревнованиях; - реализация муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- низкий уровень мотивации в области физической культуры и спорта; - несоответствие материальной базы и инфраструктуры современным требованиям; - нехватка профессиональных тренерских кадров и тенденция к ухудшению ситуации; - высокая степень физического износа ряда спортивных сооружений; - неразвита сеть спортивных клубов и секций по месту работы |
Безопасность граждан |
- реализация муниципальных программ: "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Прохладненского муниципального района КБР", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Прохладненском муниципальном районе КБР", "Профилактика терроризма и экстремизма в Прохладненском муниципальном районе КБР"; "Профилактика правонарушений в Прохладненском муниципальном районе КБР" |
- наличие фактов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений на территории муниципального образования; - наличие случаев нарушений правил пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах; - рост отдельных видов преступлений |
Муниципальное управление |
- наличие муниципальных целевых программ; - участие в федеральных и республиканских целевых программах; - наличие административных регламентов; - стремление администрации использовать проблемно-ориентированный подход в развитие территории; - информирование населения, предпринимательской среды, общественных организаций района; - реализация муниципальной программы "Информационное общество в Прохладненском муниципальном районе" |
- минимальное участие бизнес-сообщества в реализации муниципальных программ |
Таблица 1.4.2.
Оценка развития ситуации
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
Демография |
- участие в федеральных и республиканских целевых программах в сфере образования, здравоохранения и демографической политики |
- ухудшение демографической ситуации; - отрицательное сальдо внешней миграции, в т.ч. в отдельных этнических группах |
Занятость населения |
- рост занятости населения; - создание новых рабочих мест |
- рост дефицита специализированных и квалифицированных специалистов при открытии новых производств |
Бюджет и межбюджетные отношения |
- укрепление и наращивание собственных доходов бюджета - стимулирование развития налоговой базы, формируемой субъектами малого предпринимательства; - развитие патентной системы налогообложения |
- снижение собственной налогооблагаемой базы; - дефицит бюджета района |
Промышленные виды деятельности |
- техническое перевооружение, обновление ассортимента внутри территории; - привлечение инвесторов; - развитие перерабатывающего производства и добывающей промышленности |
- высокая конкурентоспособность соседних районов |
Сельское хозяйство |
- восстановление и повышение плодородия почв; - техническое перевооружение предприятий аграрного сектора экономики; - развитие мелиорации; - развитие малых предприятий пищевой промышленности по переработке продукции сельского хозяйства; - развитие кооперации; - благоприятные природно-климатические условия |
- отток трудоспособного населения из сельской местности; - отсутствие эффективных инвесторов; - неконкурентоспособность производимой продукции вследствие высокой себестоимости |
Малое предпринимательство |
- расширение финансовой поддержки малого бизнеса; - развитие производства полного цикла; - внедрение малого бизнеса в сферу перерабатывающего производства, ЖКХ, привлечение предпринимателей для оказания бытовых услуг |
- низкая деловая активность населения; - отсутствие квалифицированных кадров для работы в сферах перерабатывающего производства, ЖКХ, бытовых услуг |
Жилье, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
- содействие комплексной застройки и развитию комплексной застройки и развитию жилищного строительства, выделение территории под малоэтажное строительство; - развитие индустрии местных строительных материалов; - ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда; - благоустройство дворовых территорий; - участие в федеральных и республиканских целевых программах, в том числе в рамках Национальных проектов |
- снижение объемов строительных работ жилого фонда; - повышение износа многоквартирных жилых домов; - аварийность в связи с высокой степенью изношенности инженерных коммуникаций; - рост тарифов на услуги ЖКХ |
Здравоохранение |
- участие в федеральных и республиканских целевых программах; - открытие нового хирургического корпуса на 180 коек Центральной районной больницы; - привлечение молодых медицинских специалистов |
- сокращение государственного финансирования программ здравоохранения; - дефицит квалифицированных медицинских специалистов |
Образование |
- укрепление материально-технической базы в соответствии с требованиями к условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов; - строительство детских дошкольных учреждений; - участие в федеральных и республиканских целевых программах, в том числе в рамках Национальных проектов |
- сокращение государственного финансирования программ развития образования; - слабое использование инновационных методов обучения; - увеличение доли детей, обучающихся в две смены; - дефицит мест в учреждениях дополнительного образования |
Культура, молодежная политика и межнациональные отношения |
- развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры; - участие в федеральных и республиканских целевых программах, в том числе в рамках Национальных проектов; - включение потенциала социально-значимой активности молодежи в развитие района |
- сокращение государственного финансирования программ развития сферы культуры; - повышение степени морального и технического износа материально-технической базы учреждений культуры; - недостаточное кадровое обеспечение сферы молодежной политики; - отток населения в возрасте от 18 до 30 лет в другие регионы |
Физическая культура и спорт |
- участие в федеральных и республиканских целевых программах, в том числе в рамках Национальных проектов; - увеличение уровня обеспеченности объектами физической культуры и спорта за счет ввода в эксплуатацию новых спортивных объектов; - формирование профессионального кадрового состава, привлечение и закрепление молодых квалифицированных специалистов; - популяризация здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди взрослого населения |
- сокращение государственного финансирования программ в области культуры и спорта; - дальнейший износ материально-технической базы объектов физической культуры и спорта; - потеря интереса населения к спортивно-массовым мероприятиям |
Безопасность граждан |
- размещение систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД; - участие в федеральных и республиканских целевых программах, в том числе в рамках Национальных проектов |
- отсутствие финансирования реализации мероприятий |
Муниципальное управление |
- повышение степени координации между всеми заинтересованными в эффективном социально-экономическом развитии района; - привлечение бизнес-сообщества к реализации муниципальных программ |
- снижение роли органов управления в развитии экономики |
Данные SWOT-анализа свидетельствуют о наличии объективных условий для позитивного развития ситуации в районе и позволяют установить основные направления достижения стратегических целей в плановом периоде до 2040 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.