Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Прохладненского муниципального района
2.1. Цели и задачи социально-экономического развития Прохладненского муниципального района
Стратегической целью Прохладненского муниципального района является повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В этой связи актуальным является создание необходимых условий для ускоренного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения района.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных блоков задач:
достижение материального благосостояния и повышение качества жизни населения;
динамичное, устойчивое и сбалансированное развитие экономики;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности.
2.2. Основные направления развития социальной сферы
2.2.1. Повышение уровня и качества жизни населения
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Прохладненского муниципального района является повышение уровня и качества жизни людей.
Основными целями органов исполнительной власти в рамках реализации Стратегии являются содействие занятости населения с высокой оплатой труда и обеспечение основных потребностей жителей в жилье, образовании, спорте, культуре, получении медицинской помощи и т.д.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение экономического роста;
борьба с безработицей, создание экономически эффективных рабочих мест, позволяющих обеспечить достойный уровень заработной платы, развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование самозанятости;
создание эффективной системы адресной поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, безработные, многодетные семьи, социально неблагополучные семьи и т.п.);
повышение бюджетной обеспеченности мер социальной поддержки населения;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения в социальной сфере.
Результатом работы в данном направлении станет: увеличение фонда оплаты труда в 2,2 раза к уровню 2020 года, уровня среднемесячной заработной платы в 1,9 раза к уровню 2020 года повышение уровня и качества жизни населения приведет к снижению миграционной убыли населения.
2.2.2. Демографическая политика
Целями Стратегии в сфере демографической политики на период до 2040 года являются устойчивый рост численности населения района, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, создание условий для сокращения миграционного оттока из района.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;
снижение младенческой смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте.
Для решения указанных задач в первоочередном порядке будут реализованы следующие меры:
совершенствование системы раннего выявления заболеваний, прежде всего по болезням системы кровообращения и онкологическим заболеваниям;
формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни;
повышение качества медицинского обслуживания населения за счет внедрения высокотехнологичной медицинской помощи;
повышение безопасности жизнедеятельности населения;
развитие мер поддержки молодых специалистов, в том числе занятых в бюджетном секторе.
В результате решения указанных задач ожидается к 2040 году увеличение численности населения района на 4166 человека и увеличение продолжительности жизни населения к 2040 году - до 80 лет.
2.2.3. Развитие рынка труда, обеспечение занятости
Целями реализации социально-экономической политики по данному направлению являются обеспечение рынка труда района кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики
Основными задачами для достижения указанных целей являются:
формирование оптимальной инвестиционной политики, направленной на улучшение социально-экономического положения в районе и создание новых производств в перспективных и приоритетных видах экономической деятельности, позволяющих обеспечить работой жителей республики;
создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики;
расширение использования гибких форм занятости;
повышение территориальной и профессиональной мобильности трудоспособного населения;
повышение качества предоставления услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Результатами реализации мероприятий в данном направлении станут:
увеличение численности занятых в экономике с 3,5 тыс. человек в 2020 году до 3,7 тыс. человек в 2040 году.
2.2.4. Развитие образования
Целями реализации социально-экономической политики в области образования являются повышение качества и доступности дошкольного и общего образования, совершенствование системы подготовки кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
развитие сети образовательных учреждений, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность;
расширение перечня и обеспечение качества реализации программ дополнительного образования, направленных на успешную социализацию детей и подростков;
создание условий, способствующих формированию педагогических кадров, соответствующих современным квалификационным требованиям;
обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленных целей и решения задач требуется реализация следующих мероприятий:
строительство новой школы в с.п. Красносельское на 500 мест и в с.п. Прималкинское на 440 мест, капитальный ремонт 9 школ в рамках государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике";
строительство зданий дошкольных учреждений в с.п. ст. Солдатская (140 мест) и с.п. Прималкинское (140 мест) по программе "Комплексное развитие сельских территорий";
реализация плана мероприятий ("дорожных карт"), направленных на повышение заработной платы работников учреждений культуры и образования;
повышение качества услуг в сфере образования;
модернизация системы образовательных организаций, обновление материально-технической базы в рамках национального проекта "Образование";
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения;
реализация комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и незанятой молодежи;
развитие системы комплексной поддержки одаренных детей, талантливой молодежи.
Ожидаемые результаты:
создание новых мест в общеобразовательных организациях;
переход на односменный режим обучения;
увеличение охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов;
увеличение охвата детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет программами дошкольного образования.
2.2.5. Развитие здравоохранения
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, удовлетворяющей потребностям населения, необходимо решение следующих задач:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
обеспечение системности организации охраны здоровья.
Для выполнения поставленных задач будут реализованы следующие меры:
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
реализации мер, направленных на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни;
развитие первичной медико-санитарной помощи, а также системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения;
просвещение и информирование населения, в том числе детей и молодежи, о правилах здорового образа жизни, о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, включая разработку, осуществление и развитие информационных коммуникаций;
пропаганда и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры;
развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья;
диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию социально значимых неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальных программ медицинской профилактики;
создание конкурентной среды государственной и частной форм собственности, развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
Ожидаемые результаты:
показатели общей смертности не выше достигнутого уровня 2020 года и снижение смертности с 11,0 случаев на 1000 населения до 9,00 случаев к 2040 году.
2.2.6. Развитие физкультуры и спорта
В рамках развития физической культуры и спорта в Прохладненском муниципальном районе приоритетными задачами являются:
повышение доступности физкультурно-спортивных организаций для всех жителей республики, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеских спортивных школ;
развитие спорта высших достижений;
предоставление возможности для занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
обеспечение системы физкультурно-спортивных организаций квалифицированными тренерами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения.
Для решения указанных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, с целью повышения обеспеченности населенных пунктов республики спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами;
совершенствование системы пропаганды занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни;
реализация муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в Прохладненском муниципальном районе КБР".
Ожидаемые результаты:
увеличение доли населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями;
увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения.
2.2.7. Развитие культуры
Стратегической целью развития отрасли является сохранение культурного наследия республики, развитие и реализация культурного и духовного потенциала Прохладненского муниципального района как основы устойчивого и динамичного развития региона.
Базовыми направлениями Стратегии в области культуры являются:
укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры, включая реконструкцию и капитальный ремонт учреждений культуры, совершенствование их оснащения;
реализация муниципальной программы "Развитие культуры в Прохладненском муниципальном районе КБР";
развитие интереса населения к историко-культурному наследию Кабардино-Балкарской Республики;
стимулирование и поддержка народного художественного творчества (центров народного творчества, домов ремесел, центров традиционной народной культуры и др.);
развитие профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров;
участие в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.п., ориентированных как на реализацию творческого потенциала населения;
сохранение и охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики;
внедрение новых информационных технологий в различных областях культуры;
создание современных многофункциональных культурно-досуговых центров нового типа (включающих концертный зал, библиотеку, помещения для кружков и секций, зону свободного доступа к сети "Интернет", кафе, помещения для проведения собраний и учебных занятий, офисы, центр профориентации, консультационные центры предоставления информационных, юридических и финансовых услуг и др.).
Ожидаемые результаты:
увеличение количества посещений организаций культуры по сравнению с уровнем 2020 года на 50%;
увеличение средней численности участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. человек 55 человек;
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии.
2.2.8. Реализация государственной национальной политики
Стратегической целью реализации государственной национальной политики является формирование условий для укрепления общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации и достижения гражданского согласия на территории Прохладненского муниципального района.
Базовыми направлениями Стратегии в области реализации государственной национальной политики являются:
реализация муниципальной программы "Реализация государственной национальной политики в Прохладненском муниципальном районе КБР".
Задачами определены:
повышение эффективности вовлечения институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной политики Российской Федерации и поддержка деятельности общественных, религиозных, казачьих объединений, реализующих меры по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию населения, сохранению и развитию самобытной культуры народов, проживающих в Прохладненском муниципальном районе;
укрепление общероссийской гражданской идентичности посредством проведения мероприятий, направленных на сохранение межнационального и межконфессионального согласия, воспитание гражданственности и патриотизма, пропаганду традиционных ценностей и культуры народов, проживающих на территории Прохладненского муниципального района;
оказание содействия в этнокультурном развитии народов, проживающих на территории Прохладненского муниципального района, в т.ч. поддержка государственных языков народов КБР;
формирование у населения позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
рациональное использование духовно-нравственного потенциала религий для решения задач гражданско-нравственного и патриотического воспитания населения, профилактики религиозного экстремизма;
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Прохладненском муниципальном районе.
Ожидаемые результаты:
- создание устойчивой системы взаимодействия органов муниципальной власти и институтов гражданского общества для решения социально значимых вопросов в сфере государственной национальной политики на муниципальном уровне;
- создание условий и механизмов прогнозирования, предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов с межэтническим и межконфессиональным компонентом; противодействие распространению проявлений ксенофобии, шовинизма и национализма в общественном сознании, в т.ч. в молодежной среде; снижение степени распространенности негативных этнических и религиозных установок;
- увеличение количества участников мероприятий в сфере государственной национальной политики, проведенных на районном, региональном и межрегиональном уровнях к 2040 г. на 20%.
2.2.9. Реализация государственной молодежной политики
Целью реализации молодежной политики является совершенствование социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
Реализация молодежной политики в Прохладненском муниципальном районе направлена на решение следующих задач:
развитие молодежной политики на основе разработанных и утвержденных муниципальных программ;
содействие реализации социально-значимых инициатив молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, гражданско-патриотическое, экологическое воспитание, развитие творческой деятельности сельской молодежи;
организация и развитие волонтерского движения;
проведение мониторинговых исследований, в том числе направленных на выявление уровня занятости, ценностных ориентаций сельской молодежи;
привлечение молодежи к участию в реализации районных мероприятий, акций и программ;
методическое сопровождение деятельности специалистов по работе с молодежью сельских поселений района.
Ожидаемые результаты:
увеличение количества молодежи, принимающей участие в проводимых мероприятиях;
увеличение количества участников добровольческой (волонтерской) деятельности старше 18 лет;
увеличение доли специалистов, ответственных за работу с молодежью, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию.
2.3. Основные направления экономического развития Прохладненского муниципального района
2.3.1. Сфера земельных и имущественных отношений
Стратегия в сфере земельных и имущественных отношений сориентирована на решении следующих задач:
обеспечение эффективного использования земель, находящихся в распоряжении муниципального района;
доведение до 100% сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение полного и своевременного сбора арендных платежей за земельные участки, согласно договорных условий;
реализация муниципальной программы "Управление муниципальным имуществом в Прохладненском муниципальном районе КБР";
продолжение работ:
- по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, находящихся в ведении муниципального района;
- по предоставлению земельных участков многодетным семьям на безвозмездной основе;
- по постоянному контролю за использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности по целевому назначению;
- выявлению и применению наиболее эффективных способов использования объектов муниципальной собственности;
- по инвентаризации объектов недвижимости, расположенных в сельских поселениях района, постановке их на кадастровый и налоговые учеты, выявлению бесхозяйных объектов и обеспечение признания права собственности на них.
В результате реализации указанных мероприятий сдача в аренду земель сельскохозяйственного назначения будет составлять 100% к 2040 году.
2.3.2. Развитие промышленности
Общая стратегия промышленной политики в районе сориентирована на необходимость развивать следующие приоритетные направления:
увеличение объема отгруженной продукции;
полный цикл производства;
качество выпускаемой продукции;
создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление основных производственных фондов промышленного комплекса района;
повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
сбалансированное развитие различных видов производств;
максимальное использование имеющихся возможностей в области промышленности.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
повышение производственного потенциала промышленных предприятий на основе технического перевооружения и модернизации;
создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от других районов;
стимулирование инвестиционной активности;
развитие кооперации.
В результате реализации мероприятий в указанных направлениях ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах к 2040 году по сравнению с 2020 годом увеличится на 4560,6 млн рублей и составит 6951,0 млн рублей.
2.3.3. Развитие сельского хозяйства
Для достижения целей Стратегии необходимо выполнить соответствующие задачи и выделить приоритетные направления развития агропромышленного комплекса.
В области создания условий для увеличения объемов сельскохозяйственного производства необходимо:
организовать работу по мониторингу состояния сельскохозяйственных угодий и методов ведения аграрного производства;
организовать подготовку кадров для агропромышленного комплекса республики в области сохранения плодородия почв;
провести комплекс мероприятий агротехнической мелиорации;
привлечь инвестиции через механизмы государственно-частного партнерства, государственных гарантий, реализация современных крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов в области молочного и мясного скотоводства, птицеводства, садоводства и овощеводства;
провести модернизацию, внедрение высокопроизводительной техники и инновационных технологий;
развить систему страхования в сельском хозяйстве с государственной поддержкой, в том числе в животноводстве;
оказать поддержку развитию сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
обеспечить реализацию муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Прохладненском муниципальном районе КБР".
В области развития максимальной переработки сельскохозяйственной продукции необходима реализация инвестиционных проектов по строительству мясохладобоен, мощностей по переработке молока, переработке и консервированию овощной и плодово-ягодной продукции.
В области регулирования рынка и развития рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса района - организация оптово-продовольственного рынка, обеспечение доступа местных производителей в торговые сети, ярмарки, выставки и т.д.
В результате реализации основных направлений развития в сельском хозяйстве ожидается рост объема продукции сельского хозяйства к 2040 году: зерновых и зернобобовых до 357,4 тыс. тонн, подсолнечника до 16,7 тыс. тонн, картофеля до 39,3 тыс. тонн, овощей до 215,5 тыс. тонн, скота и птицы (живая масса) до 26,5 тыс. тонн, молока до 54,5 тыс. тонн, яиц до 29,3 тыс. штук.
2.3.4. Развитие строительного комплекса
Составляющей высокого качества жизни в любое время является наличие комфортного жилья, обеспеченного надежной коммунальной инфраструктурой. В районе сложилась тенденция роста ввода жилья, при этом основной объем вновь вводимого жилья осуществляется за счет средств населения.
В предстоящие годы развитие жилищного строительства в районе продолжится наряду с повышением качества строящегося жилья. Основной формой инвестиционной деятельности в жилищном строительстве станет финансирование объектов за счет собственных и заемных средств инвестора, осуществляющего строительство жилья с целью продажи.
Высокое качество возводимого жилья будет обеспечено использованием современных строительных материалов, а также эффективных технологий строительства и эксплуатации зданий. Возросшие объемы жилищного строительства, развитие ипотечного жилищного кредитования, конкуренция организаций-застройщиков позволит обеспечить граждан возможностью удовлетворить свои жилищные потребности.
По прогнозным показателям рост объема строительства жилых домов в 2040 году увеличиться до 17,0 тыс. кв. метров.
2.3.5. Малое и среднее предпринимательство
Основным стратегическим ориентиром развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является увеличение количества субъектов МСП. Для решения поставленной задачи необходимо продолжить работу по:
совершенствованию нормативно-правовой базы для развития субъектов МСП;
расширению доступа субъектов МСП к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и закупкам крупных предприятий;
расширению перечня услуг, предоставляемых субъектам МСП организациями инфраструктуры поддержки через МФЦ по принципу "одного окна";
оказанию поддержки субъектам МСП на основе расширения их участия в программах лизингового займа;
повышению уровня образовательной и информационной поддержки субъектов МСП;
оперативному доведению до предпринимателей сведений о планируемых выставках и ярмарках, об условиях участия в них;
содействие повышению активности участия МСП в нестационарной торговле в муниципальных образованиях;
поощрению субъектов МСП за достигнутые производственные результаты;
содействию участия субъектов МСП в программах, реализуемых федеральными институтами развития;
повышению доступности финансовых ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства;
реализации муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика в Прохладненском муниципальном районе КБР".
В результате реализации данных мероприятий к 2040 году планируется увеличение количества субъектов МСП - на 220 субъектов.
2.3.6. Защита населения
Приоритетным направлением в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в т.ч. терроризма и экстремизма), обеспечения пожарной безопасности является повышение уровня защищенности населения путем реализации муниципальных программ: "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Прохладненского муниципального района КБР", "Профилактика терроризма и экстремизма в Прохладненском муниципальном районе КБР", "Профилактика правонарушений в Прохладненском муниципальном районе КБР". В рамках которых проводится работа по:
обеспечению пожарной безопасности;
организации и осуществлению мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизация и ликвидация их последствий;
повышению постоянной готовности технических систем управления и оповещения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в условиях мирного и военного времени;
организации работы по профилактике всех видов правонарушений, в т.ч. в отношении несовершеннолетних и несовершеннолетними, а также гражданами, освободившимися из мест лишения свободы;
вовлечению в деятельность по укреплению общественного порядка и общественной безопасности населения Прохладненского муниципального района, общественных организаций и объединений, стимулирование общественных объединений профилактической направленности;
обучению населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
профилактике несчастных случаев на воде и пропаганде здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.