Решение Верховного Суда РФ от 6 апреля 2022 г. N АКПИ22-96
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 1" о признании недействующими пунктов 6, 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034,
установил:
согласно пункту 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее также - Правила), узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Пункт 7 Правил устанавливает, что по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 1" (далее - ООО "УК СП N 1", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 6, 7 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", нарушают его права, свободы и законные интересы как управляющей организации, а также интересы собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку ограничивают срок эксплуатации приборов учета тепловой энергии, влекут необоснованные затраты на приобретение и установку новых приборов учета взамен исправных и поверенных.
Представитель административного истца ООО "УК СП N 1" Тетюев П.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 15 февраля 2022 г. N ДГ-П51-2127).
Представитель Правительства Российской Федерации Кордюкова Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "УК СП N 1" Тетюева П.В., административного ответчика Правительства Российской Федерации Кордюковой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 2033.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47.
Под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя Федеральный закон "О теплоснабжении" понимает установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (пункт 13 статьи 2).
Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: требования к приборам учета, характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя, порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя.
Определяя общие положения порядка организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, пункты 6 и 7 Правил касаются использования узла учета и теплосчетчика, что соответствует законодательству в сфере теплоснабжения и не нарушает права административного истца.
Федеральный закон "О теплоснабжении" в части 7 статьи 19 определяет содержание правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые с учетом положений технических регламентов должны содержать, в том числе, требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Пункты 6 и 7 Правил являются взаимодополняющими, из их содержания следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета. При этом необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета, после 19 ноября 2016 г. (по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил), до истечения их срока службы отсутствует. При истечении срока службы основного прибора учета, входящего в состав узла учета, требуется его замена на новый, соответствующий требованиям Правил.
Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на реализацию предусмотренного статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" принципа обеспечения энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Регулируя вопросы поверки средств измерений, Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" в части 1 статьи 13 предусматривает, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Из положений названного Федерального закона следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5, статья 9, пункт 1 статьи 13).
Пункты 6 и 7 Правил имеют иной предмет регулирования и не исключают необходимости обязанных лиц представлять используемые средства измерений на поверку.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" в статье 5 определяет срок службы товара как установленный изготовителем (исполнителем) период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не определяют срока службы узлов учета и теплосчетчиков.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иные требования к использованию узла учета и теплосчетчика, не имеется.
Ссылка административного истца на противоречие пункта 7 Правил пункту 6 Правил является несостоятельной. Пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В связи с этим проверка оспариваемой нормы на соответствие иным нормам данных Правил не может быть осуществлена.
Доводы административного истца, по сути, касаются несогласия с судебными постановлениями арбитражного суда, проверка законности и обоснованности которых осуществляется в порядке, установленном законодательством об арбитражном судопроизводстве.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 1" о признании недействующими пунктов 6, 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 апреля 2022 г. N АКПИ22-96
Текст решения опубликован не был