Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района "Сосногорск"
от 21 апреля 2022 N 786
(Приложение N 1)
Положение
о группах по контролю за пожароопасной обстановкой на территории муниципального района "Сосногорск" в пожароопасный сезон
1. Общее положение
Положение о группах по контролю за пожароопасной обстановкой на территории муниципального района "Сосногорск" в пожароопасный сезон разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящее Положение определяет общие принципы по планированию, порядку организации и обеспечения деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и контрольно-патрульных групп.
Целью данного Положения является создание условий для организации работы по профилактике возгораний сухой растительности, как одной из основных причин возникновения ландшафтных (природных) пожаров, принятия дополнительных мер по предупреждению возникновения ЧС в пожароопасный сезон, сокращение сроков реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, связанные с ландшафтными (природными) пожарами, усиление мер по защите населенных пунктов, объектов различных видов собственности от угрозы перехода ландшафтных (природных) пожаров, усиление работы с населением.
В настоящем Положении используются следующие термины с соответствующими определениями:
Ф и ТП РСЧС - функциональные и территориальная подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Муниципальное образование - городское поселение или иная территория, в пределах которых, осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач.
Патрульная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный сезон по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с ландшафтными (природными) пожарами, выявлению несанкционированных палов растительности, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Патрульно-маневренная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с ландшафтными (природными) пожарами, выявлению несанкционированных палов растительности и принятию мер по их тушению, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Маневренная группа - сводная группировка сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный сезон на территории района ответственности для тушения очагов ландшафтных (природных) пожаров и ликвидации угрозы перехода ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты, объекты экономики и лесной фонд.
Патрульно-контрольная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный сезон на территории района ответственности для усиления правоохранительной деятельности в лесах.
Ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта.
Район ответственности - (зона) участок земной поверхности, в границах которых предусмотрено реагирование патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп.
Пожароопасный сезон - часть календарного года в течение которого возможно возникновение ландшафтных (природных) пожаров.
2. Основы организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
2.1. Основная цель и основные задачи
Основной целью организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп является достижение высокого уровня готовности и слаженности к оперативному реагированию на природные загорания и эффективным действиям по их тушению на начальном этапе и недопущению перехода ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты, а также в лесной фонд, пресечение незаконной деятельности в лесах.
Основными задачами групп являются:
1) для патрульных групп:
- выявление фактов сжигания населением мусора, загораний (горения) растительности на территории населенных пунктов городских поселений;
- проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
- идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
2) для патрульно-маневренных групп:
- выявление фактов сжигания населением мусора, загораний (горения) растительности на территории населенных пунктов городских поселений;
- проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
- принятие мер по локализации и ликвидации выявленных природных загораний и сжигания мусора, принятие решения о необходимости привлечения дополнительных сил и средств;
- первичное определение возможной причины его возникновения и выявление лиц виновных в совершении правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
- идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
3) для маневренных групп:
- принятие мер для ликвидации отдельных очагов природных пожаров, создающим угрозу населенным пунктам городских поселений и лесному фонду;
- оказание содействия оперативным службам по эвакуации населения, скота и материальных ценностей в случае угрозы перехода природных пожаров на населенный пункт;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
4) для патрульно-контрольных групп:
- проведение надзорно-профилактической деятельности и пресечение фактов незаконной деятельности в лесах;
- выявление виновных лиц.
Специалисты групп определяются совместными соглашениями между ОМВД России по г. Сосногорску, МЧС России по Республике Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
2.2. Порядок создания, состав и оснащение патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности, в том или ином объеме, является обязанностью всех субъектов права, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Полномочиями государственных органов является нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности, а также реализация мер организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику и тушение пожаров, путем создания и применения патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп (далее - групп), основными задачами которых является выявление загораний на ранней стадии развития, тушение их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей и привлечение их к административной ответственности.
Создание патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп организуется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, приказами ведомств и организаций Ф и ТП РСЧС на период пожароопасного сезона.
Состав и численность групп формируется из числа специалистов органов местного самоуправления, местного населения (волонтеров) муниципального образования, сотрудников и работников оперативных служб и учреждений, представителей общественных объединений, добровольных пожарных, исходя из анализа прохождения пожароопасных сезонов на территории, степени пожарной опасности, зон (районов) обслуживания группами и иных обстоятельств, которые могут повлиять на развитие ситуаций, связанных с природными пожарами и последствиями от них.
Обучение лиц, не имеющих соответствующей подготовки, входящих в состав групп, организуют по программе "Профессиональная подготовка пожарных, добровольных пожарных дружин" в объеме 16 часов. Для организации данной работы организуется площадка на базе пожарно-спасательных подразделений.
Патрульные группы (пешие) создаются в населенных пунктах городских поселений численностью от 2 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, добровольных пожарных соответствующего населенного пункта.
Патрульно-маневренные группы (с автомобильной техникой) создаются в населенных пунктах городских поселений численностью от 2 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, членов общественных объединений, добровольных пожарных, местного населения (волонтеров).
Маневренные группы (с автомобильной техникой высокой проходимости с запасами огнетушащих веществ) создаются в населенных пунктах городских поселений (не менее 2-х групп) численностью не менее 6 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, представителей оперативных служб (пожарная охрана, лесничества и др.), членов общественных объединений, местного населения (волонтеров).
Патрульно-контрольные группы (с автомобильной техникой высокой проходимости) - создаются не менее 2-х групп из представителей надзорных органов МЧС России по Республике Коми, ОМВД России по г. Сосногорску, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГО и ЧС муниципального района и общественных организаций. Специалисты групп определяются приказами ведомств, включенных в их состав. Численность группы определяется в каждом конкретном случае индивидуально по решению председателя КЧС и ОПБ муниципального района, но не менее 4 человек.
Численность и состав групп, по решению Главы муниципального района - руководителя администрации, председателя КЧС и ОПБ муниципального района, с учетом складывающейся оперативной обстановки на территории района, может быть увеличена.
2.3. Перечень рекомендуемого имущества патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Все, указанные группы, исходя из возложенных задач, должны быть оснащены:
- средствами связи (сотовые телефоны, радиостанции, средствами спутниковой связи - по возможности);
- спецодеждой, по типу штормовка и (или) против энцефалитные костюмы, защитными средствами (защитные каски с забралами);
- средствами пожаротушения (мотопомпы с рукавами, РЛО, воздуходувки), шанцевыми инструментами (лопаты, топоры), механизированным инструментом (бензопилы);
- техникой для доставки групп (автомобили с высокой проходимостью типа УАЗ, ГАЗ-66 и др.), в том числе техникой с запасами огнетушащих веществ (прицепы с емкостями для воды, автоцистерны).
При этом патрульные группы могут быть пешими, либо иметь иные средства для доставки группы;
- запасом ГСМ;
- картами местности, навигационными приборами (при их наличии) и компасами.
Оснащение групп производится органами местного самоуправления на соответствующей территории из имеющихся материальных средств для обеспечения пожарной безопасности.
При планировании и создании групп органы местного самоуправления должны спланировать расходную часть бюджета для приобретения необходимого оборудования и имущества для выполнения задач и функций групп, а также для заключения договоров с организациями и учреждениями (частными лицами) по использованию оборудования и имущества данных организаций и учреждений для патрулирования территорий, доставки участников групп к местам загораний и тушения очагов природных пожаров (кроме пожаров в государственном лесном фонде).
2.4. Порядок страхования
Участники групп должны быть застрахованы от вреда здоровью (клещевого энцефалита).
В целях защиты участников групп организуется страхование от вреда здоровью (клещевого энцефалита) за счет бюджета организаций, в чьих штатах они числятся, либо органов местного самоуправления, для этого решается вопрос о выделении денежных средств из муниципальных бюджетов, бюджетов организаций (для работающих граждан).
2.5. Планирование работы и порядок реагирования патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
При формировании бюдж
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.