Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение G
(справочное)
Пример
анализа риска
G.1 Последовательность выполняемых действий
При проведении анализа риска должна выполняться следующая последовательность действий.
Шаг 1. Описание исследуемой системы.
Шаг 2. Перечисление условий окружающей среды. Каждое допущение, сделанное в отношении ограничений при эксплуатации или вмешательства человека, должно быть тщательно описано.
Шаг 3. Описание исследуемой системы с использованием блок-схемы и переходных таблиц.
Шаг 4. Перечисление отказов системы без учета возможных или уже предпринятых мер безопасности. Более подробное исследование возникающих сбоев, а не вызывающих их причин.
Шаг 5. Исследование и оценка риска EUC (управляемого оборудования) для каждого опасного события (явления) в таблицах риска. Основа оценки - состояние машины и переходные процессы. Определение последовательности событий (явлений), приводящих к возникновению опасных событий (явлений) (вредный сценарий) и определение возможного воздействия опасных событий (явлений).
Шаги 1-4 заранее выполняются разработчиком системы и проверяются всеми участниками анализа риска для обеспечения полноты и правильности выполняемых исследований и при необходимости корректируются или дополняются. В настоящем примере шаги 1-4 используются только для гидромеханической коробки передач. Шаг 5 определяется конкретными вариантами использования различных машин. После выполнения всех шагов всеми участниками анализа риска подготавливаются вредные сценарии и выполняется их оценка риска. Впоследствии вредные сценарии закрепляются за определенными систематическими отказами и состояниями системы в таблице риска.
G.2 Пример анализа риска электрогидравлической трансмиссии самоходной сельскохозяйственной машины (кормоуборочного комбайна). Выдержка из полного анализа риска
G.2.1 Описание системы
Система описывается следующим образом:
- электрический гидромотор с электронным управлением; пружина гидромотора применена для обеспечения нейтрального положения;
- переключение в диапазоне передач - механическое;
- привод подключен в передней оси;
- задняя (не приводная) ось под рулевым управлением;
- т.д.
На рисунке G.1 показана принципиальная структура привода в схематическом виде.
1 - E/E/PES; 2 - орган управления приводом с ручным управлением; 3 - гидромотор; 4 - двигатель; 5 - гидравлический насос; 6 - коробка переключения передач
Рисунок G.1 - Принципиальная схема трансмиссии
G.2.2 Условия окружающей среды
Условия окружающей среды описаны ниже.
- Первая передача предназначена для движения в поле. Диапазон скорости на первой передаче - от 0 до 15 км/ч. Вторая передача используется при движении по дороге. Диапазон скорости на второй передаче - от 0 до 30 км/ч.
- Переключение передач механически может быть выполнено только при полной остановке (скорость на выходе приблизительно соответствует 0 мин -1). Рычаг органа управления должен быть установлен в нейтральное положение.
- Т.д.
G.2.3 Состояния и переходы системы
Блок-схема состояний и перечисление переходов системы - один из методов идентификации наиболее неблагоприятных состояний системы.
См. рисунок G.2.
Состояния 1 - 8 - состояния машины; 1_2 - 7_6 - переходы из одного состояния в другое (с учетом направления)
Рисунок G.2 - Блок-схема состояний
G.2.4 Отказы системы
Отказы системы описываются следующим образом:
- непреднамеренные остановы;
- отсутствие движения после подачи команды;
- отсутствие останова после подачи команды;
- непредумышленное изменение скорости (без остановки);
- движение в неправильном направлении;
- и т.п.
Для определения AgPL r должны быть рассмотрены все отказы системы. Для оценки (см. G.3) были выбраны первый и второй отказы системы из приведенного выше перечня.
G.3 Оценка
G.3.1 Отказ системы - непреднамеренные остановы
См. таблицы G.1-G.3.
Таблица G.1 - Отказ системы - непреднамеренные остановы
Состояние системы |
Машина без оператора |
Машина с оператором |
||||
Горизонт |
Подъем |
Спуск |
Горизонт |
Подъем |
Спуск |
|
1 Машина остановлена, зажигание выключено, двигатель не работает, коробка передач в нейтральном положении |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
2 Машина остановлена, зажигание включено, двигатель не работает, коробка передач в нейтральном положении |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
3 Машина остановлена, зажигание включено, двигатель работает, коробка передач в нейтральном положении |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
4 Машина остановлена, зажигание включено, двигатель работает, коробка передач в положении движения |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
5 Машина движется, ускорение |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
6 Машина движется, замедление |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
7 Машина движется, постоянная скорость |
N.A. |
N.A. |
N.A. |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
Sc1/Sc2 |
Sc1 - сценарий 1; Sc2 - сценарий 2.
Примечание - Все условия движения объединены в Sc1/Sc2. |
Таблица G.2 - Сценарий 1
Sc1 |
Оператор |
Е3 |
Кормоуборочный комбайн движется по дороге общего пользования с максимальной скоростью; гидростатический двигатель работает в нейтральном положении; ведущий мост заблокирован |
C2 |
Быстрая потеря скорости; потеря управления, машина движется в канаву или ударяется о препятствие |
S1 |
Оператор травмирован |
Предположения |
Моментальная блокировка ведущего моста; перераспределение веса на ведущий мост |
Результат: AgPL r = а (см. рисунок 1).
Таблица G.3 - Сценарий 2
Sc1 |
Наблюдатель |
ЕЗ |
Кормоуборочный комбайн движется по дороге общего пользования с максимальной скоростью; гидростатический двигатель работает в нейтральном положении; находится близко к передней машине, движение которой заблокировано, ведущий мост заблокирован |
С2 |
Наблюдатель не может избежать столкновения |
S2 |
Наблюдатель травмирован |
Предположения |
Степень тяжести последствий зависит от конструкции задней части машины |
Результат: AgPL r = с (см. рисунок 1).
Примечание - В настоящем примере оценка параметров Е, С и S зависит от типа машины, условий эксплуатации, поведения системы и других обстоятельств.
G.3.2 Отказ системы - отсутствие движения после подачи команды
Все отказы системы должны быть оценены (см. G.3.1).
G.4 Результаты
Для системы AgPL r = с (наивысшее идентифицированное значение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.