Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 26 апреля 2022 года N 213
Обращение
Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу регулирования отношений, связанных с идентификацией, учетом и содержанием домашних животных
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Михаил Владимирович!
Статьей 9 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) установлены общие требования к содержанию животных.
Кроме того, статьей 13 Федерального закона N 498-ФЗ установлены дополнительные требования к содержанию домашних животных.
Анализ указанных статей, а также иных положений Федерального закона N 498-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что вопросы идентификации и учета домашних животных остались вне сферы прямого регулирования данного закона.
Вместе с тем указанные вопросы имеют основополагающее значение для решения проблемы безнадзорных животных ("животных без владельцев" - в соответствии с терминологией, используемой в Федеральном законе N 498-ФЗ), которая является чрезвычайно актуальной для большинства субъектов Российской Федерации.
Положение статьи 9 Федерального закона N 498-ФЗ, обязывающее владельцев животных своевременно осуществлять обязательные профилактические ветеринарные мероприятия, содержит отсылку к нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим отношения в области ветеринарии.
Согласно статье 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования, в том числе при осуществлении идентификации и учета животных.
Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.
В соответствии со статьей 2.5 Закона о ветеринарии животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 года N 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету" (далее - Приказ Минсельхоза России N 161) и включает в себя в том числе собак и кошек.
Однако ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных Минсельхозом России до настоящего времени не утверждены, несмотря на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прошло почти семь лет.
Необходимо обратить внимание и на отсутствие ветеринарных правил содержания домашних животных (собак и кошек). Обязанность по принятию соответствующего нормативного правового акта также возложена на Минсельхоз России в соответствии со статьями 2.1 и 2.4 Закона о ветеринарии.
Следует отметить, что 17 ноября 2021 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 19919-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" (далее также - проект федерального закона N 19919-8).
Указанный проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Закон о ветеринарии, касающихся в том числе порядка осуществления идентификации и учета животных.
В частности, предлагается заменить понятие "идентификация и учет животных" понятием "маркирование и учет животных".
В проекте федерального закона N 19919-8 маркирование определяется как нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных, электронных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств маркирования или в случаях осуществления группового маркирования животных нанесение визуальных средств маркирования на сооружение, предмет, приспособление (садок, террариум, инсектариум и другие) или помещение, в которых содержится группа животных.
Учет животного предполагается осуществлять путем представления в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии информации о животном, маркированном в соответствии с ветеринарными правилами маркирования и учета животных, с присвоением животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера, который сохраняется в указанной информационной системе.
Проектом федерального закона N 19919-8 также предусмотрено, что порядок осуществления учета животных, перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаи осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроки осуществления учета животных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 3 проекта федерального закона N 19919-8 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" должен вступить в силу с 1 сентября 2022 года, а учет животных, подлежащих маркированию, будет осуществляться в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, но не ранее 1 марта 2023 года.
Как указано в Перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии", принятие указанного федерального закона потребует последующего принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления учета животных, перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных".
Обязанность по подготовке проекта соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в срок до 1 сентября 2022 года возложена на Минсельхоз России, Россельхознадзор и ФСИН России.
Возвращаясь к проблеме животных без владельцев, характерными примерами которой являются участившиеся случаи нападения безнадзорных животных на людей, необходимо отметить, что полноценное решение данной проблемы невозможно без внедрения системы идентификации (маркирования) и учета домашних животных, которая позволит в том числе определять их владельцев и осуществлять контроль за соблюдением ими требований к содержанию домашних животных и их защите от жестокого обращения, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ.
Учитывая изложенное, Законодательное собрание Ленинградской области считает необходимым:
1. Ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 19919-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" с целью обеспечения вступления его в силу в запланированный срок (с 1 сентября 2022 года).
2. Обеспечить своевременное принятие подзаконного нормативного правового акта - постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления учета животных, перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных".
3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность владельцев домашних животных за невыполнение требований федерального законодательства, предъявляемых к содержанию домашних животных, их защите от жестокого обращения, а также к их идентификации (маркированию) и учету.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 апреля 2022 г. N 213 "Об обращении Законодательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.