Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Амурской области
от 11.05.2022 N 478
Изменения,
вносимые в государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области"
1. В паспорте государственной программы:
1) пункт 7 изложить в следующей редакции:
" | ||
7. |
Перечень подпрограмм, включенных в состав государственной программы |
1. "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области". 2. "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области". 3. "Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области". 4. "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом". 5. "Развитие внутреннего и въездного туризма в Амурской области". 6. "Содействие занятости населения Амурской области". 7. "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в отдельных сферах государственного управления". 8. "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
"; |
2) пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
" | ||
9. |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (с разбивкой по годам) |
Объем бюджетных ассигнований государственной программы за период 2014 - 2025 годов составляет 26994600,67 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1597933,32 тыс. руб.; 2015 год - 1701592,64 тыс. руб.; 2016 год - 1674429,68 тыс. руб.; 2017 год - 1388793,92 тыс. руб.; 2018 год - 2912995,11 тыс. руб.; 2019 год - 4534831,30 тыс. руб.; 2020 год - 5559550,00 тыс. руб.; 2021 год - 2227008,39 тыс. руб.; 2022 год - 2009280,77 тыс. руб.; 2023 год - 1589149,01 тыс. руб.; 2024 год - 1332655,44 тыс. руб.; 2025 год - 466381,09 тыс. руб. |
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы, результаты федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов |
1) валовой объем регионального продукта к 2024 году составит 580033,89 млн. рублей; 2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами к 2024 году составит 261881,61 млн. рублей; 3) объем инвестиций в основной капитал к 2024 году составит 327413,73 млн. рублей; 4) доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг к 2025 году составит 1,4%; 5) доля экспорта продукции в общем объеме внешнеторгового оборота к 2025 году составит 57,5%; 6) численность участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа переселения), и членов их семей, прибывших в область и поставленных на учет в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области, к 2025 году составит не менее 250 человек; 7) доля трудоспособных участников Государственной программы переселения и членов их семей в общем числе прибывших в Амурскую область и поставленных на учет в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области к 2020 году составит 60%; 8) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит к 2025 году составит 109,2 тыс. человек; 9) количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области к 2025 году составит 37 единиц; 10) численность прибывших соотечественников трудоспособного возраста к 2019 году составит 300 человек; 11) доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2018 году составит 11,7%; 12) уровень регистрируемой безработицы (от численности рабочей силы области) к 2025 году составит 1,8%; 13) объем платных услуг, оказанных туристам, к 2025 году составит 2124,0 млн. рублей; 14) численность занятых в экономике всего к 2024 году составит 385,86 тыс. человек; 15) коэффициент естественного прироста (убыли) населения к 2024 году составит 3,52%; 16) миграционный прирост (убыль) населения к 2024 году составит 0,40 тыс. человек; 17) среднедушевые денежные доходы к 2024 году составят 46778,52 рубля; 18) номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций к 2024 году составит 71007,72 рубля; 19) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения к 2024 году составит 14,15%; 20) индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года, процентов, к декабрю предыдущего года к 2024 году составит 104%; 21) объем налоговых доходов консолидированного бюджета к 2024 году составит 86627,90 млн. рублей; 22) уровень безработицы по методологии МОТ к экономически активному населению к 2024 году составит 4,71%; 23) индекс промышленного производства к 2025 году составит 106,23%; 24) объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями к 2025 году составит 1069523,40 тыс. рублей; 25) доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства с привлечением гарантий и поручительств Гарантийного фонда, в общем объеме кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области, к 2020 году составит 3,45%; 26) доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами Гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области к 2020 году составит 0,25%; 27) объем предоставленной субсидии из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных микрофинансовых организаций, а также субсидии государственным микрофинансовым организациям на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам субъектов малого и среднего предпринимательства к 2020 году составит 180,6959 млн. рублей; 28) отсутствие просроченной кредиторской задолженности у автономной некоммерческой организации "Амурская региональная микрокредитная компания" к 2020 году составит 100%; 29) объем организованного оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах "Мой бизнес", в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, социального предпринимательства и в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и АО "Российский экспортный центр" к 2020 году составит 4%; 30) разработана и реализована программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их ускоренного развития в моногородах. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах, получивших поддержку, к 2020 году составит 18 единиц; 31) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке Центра экспортного развития, к 2020 году составит 0,020 тыс. единиц; 32) отсутствие просроченной кредиторской задолженности у автономной некоммерческой организации "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций" к 2023 году составит 100%; 33) количество мероприятий, проведенных Центром поддержки экспорта, к 2019 году составит не менее 30 единиц; 34) количество изготовленных и размещенных информационных материалов в рамках проведения информационной кампании, в том числе: видеороликов - к 2021 году составит 16 единиц; аудиороликов - к 2021 году составит 2 единицы; информационных буклетов - к 2021 году составит 8 тыс. ед.; макетов и баннеров наружной рекламы - к 2021 году составит 10 единиц; макетов интернет-баннеров - к 2021 году составит 8 единиц; 35) общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах, получивших поддержку к 2025 году, составит 18 единиц; 36) количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства нарастающим итогом к 2020 году составит 127 единиц; 37) направление на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста к концу 2019 года составит 287 человек; 38) количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, к 2024 году составит 3,642 тыс. единиц; 39) объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям (кредиты, лизинг, займы), обеспеченной поручительствами региональных гарантийных организаций, к 2024 году составит 0,0971 млрд. рублей; 40) количество действующих микрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям, к 2024 году составит 35 единиц; 41) количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр, в том числе получивших комплексные услуги и (или) финансовую поддержку в виде гранта, к 2024 году составит 131 единицу; 42) количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги, к 2024 году составит 2,046 тыс. единиц; 43) численность лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, к концу 2020 года составит 351 человек; 44) численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших переобучение и повышение квалификации, к концу 2020 года составит 229 человек; 45) количество центров занятости населения в субъектах Российской Федерации, в которых реализуются или реализованы проекты по модернизации, нарастающим итогом в 2024 составит 3 единицы; 46) значение показателя региональный экспортный стандарт 2.0, внедренный в Амурской области, к 2024 году составит 1 единицу; 47) количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением (с ФЦК), нарастающим итогом к 2024 году составит 26 усл. ед.; 48) количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда под федеральным управлением (с ФЦК), нарастающим итогом к 2024 году составит 436 усл. ед.; 49) количество представителей региональных команд, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда, нарастающим итогом к 2024 году составит 30 усл. ед.; 50) доля предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях-участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте, к 2024 году составит 50%; 51) объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит 1469,5 млн. рублей; 52) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит 12783,1 млн. рублей; 53) количество предприятий-участников, вовлеченных в национальный проект через получение адресной поддержки, нарастающим итогом к 2024 году составит 27 усл. ед.; 54) количество сотрудников предприятий и представителей региональных команд, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда, нарастающим итогом к 2024 году составит 556 усл. ед.; 55) количество созданных рабочих мест, нарастающим итогом к 2024 году 698 ед.; 56) прирост производительности труда составит не менее 5% ежегодно; 57) количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, нарастающим итогом, к 2024 году составит 0,015 тыс. чел. |
". |
2. Раздел 4 государственной программы изложить в следующей редакции:
"4. Описание системы подпрограмм
Государственная программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным приоритетным направлениям:
1. Создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Амурской области.
2. Создание условий для развития промышленного производства, роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области.
4. Создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области.
5. Создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Амурскую область.
6. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития внутреннего и въездного туризма в Амурской области.
7. Проведение государственной политики и осуществление регулирования в сфере занятости населения на территории Амурской области.
8. Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в сферах:
социально-экономического развития Амурской области, промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
международных связей, предпринимательства, потребительского рынка, туризма и регулирования внешней трудовой миграции;
занятости населения и сфере труда.
Государственная программа включает 8 подпрограмм:
подпрограмма 1 "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Совершенствование системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития области.
2. Повышение качества инвестиционного и инновационного процесса и формирование привлекательного инвестиционного имиджа Амурской области.
3. Формирование финансовых механизмов привлечения инвестиций в сферу промышленного производства.
4. Развитие энергетической инфраструктуры Амурской области.
Подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Улучшение финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства Амурской области.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Амурской области.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Амурской области.
4. Формирование положительного имиджа предпринимательства, совершенствование информационного и образовательного обеспечения и развитие делового сотрудничества бизнеса и власти.
Подпрограмма 3 "Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Поддержка внешнеэкономической деятельности.
2. Содействие продвижению продукции (работ, услуг) предприятий и организаций Амурской области на рынках других субъектов Российской Федерации.
Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
Задачи данной подпрограммы:
1. Увеличение миграционного притока населения.
2. Создание условий и содействие добровольному переселению в Амурскую область.
3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов.
4. Развитие малого и среднего бизнеса Амурской области.
Подпрограмма 5 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Организация и проведение мероприятий по реализации государственной подпрограммы.
2. Создание организационно-экономических и правовых условий для формирования туристско-рекреационного кластера "Амур".
3. Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственного учреждения.
Подпрограмма 6 "Содействие занятости населения Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Социальная поддержка безработных граждан.
2. Трудоустройство граждан, ищущих работу.
3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве.
4. Информатизация в сфере труда и занятости населения в виде обеспечения доступа граждан и организаций к государственным услугам в сфере занятости на основе информационных и телекоммуникационных технологий.
5. Содействие занятости инвалидов, в том числе содействие трудоустройству инвалидов на квотированные и специальные рабочие места.
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в отдельных сферах государственного управления".
Задачи данной подпрограммы:
Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в установленных сферах государственного управления:
1) социально-экономического развития Амурской области, промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
2) международных, внешнеэкономических, межрегиональных связей предпринимательства, потребительского рынка, туризма и регулирования внешней трудовой миграции;
3) занятости населения и сфере труда.
Подпрограмма 8 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Задачи данной подпрограммы:
1. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции региональных предприятий.
2. Создание условий для осуществления технического перевооружения и модернизации производственных мощностей предприятий.
3. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда.
4. Цифровизация промышленности Амурской области.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2021 - 2025 годы представлена в приложении N 1 к государственной программе.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2014 - 2020 годы представлена в приложении N 1.1 к государственной программе.".
3. В абзаце первом раздела 7 государственной программы сумму "26982639,87 тыс. руб." заменить суммой "26994600,67 тыс. руб.".
4. Раздел 9 государственной программы дополнить абзацами следующего содержания:
"Подпрограмма 8 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Риски реализации подпрограммы связаны с ухудшением внешнеэкономических и внешнеполитических условий экономической деятельности (непредвиденные риски), в том числе с уровнем политической стабильности, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые способствуют снижению инвестиционной активности, росту инфляционных ожиданий и себестоимости продукции.
В целях снижения рисков необходимо внедрение на промышленных предприятиях метода "бережливого производства" для оптимизации производственных процессов, нахождения и устранения скрытых потерь и совершенствования производства на всех его этапах, а также осуществление подготовки, переподготовки кадров на промышленных предприятиях.".
5. Дополнить подпрограммой 8 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" следующего содержания:
"Подпрограмма 8
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
1. Паспорт подпрограммы
1. |
Наименование подпрограммы |
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
2. |
Координатор подпрограммы |
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области |
3. |
Участники подпрограммы |
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области |
4. |
Цель (цели) подпрограммы |
Обеспечение устойчивого развития промышленного производства Амурской области и повышение его конкурентоспособности, в том числе в обрабатывающих отраслях промышленного комплекса Амурской области |
5. |
Задачи подпрограммы |
1. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции региональных предприятий. 2. Создание условий для осуществления технического перевооружения и модернизации производственных мощностей предприятий. 3. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. 4. Цифровизация промышленности Амурской области |
6. |
Этапы (при наличии) и сроки реализации подпрограммы |
Сроки реализации подпрограммы - 2022 - 2024 годы |
7. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы (с разбивкой по годам) |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы в период 2022 - 2024 годов составляет 68463,70 тыс. руб., в том числе по годам: 2022 год - 68463,70 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб. |
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы, результаты федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов |
1) объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит 1469,5 млн. руб.; 2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит 12783,1 млн. руб.; 3) количество предприятий-участников, вовлеченных в национальный проект через получение адресной поддержки, нарастающим итогом к 2024 году составит 27 усл. ед.; 4) количество сотрудников предприятий и представителей региональных команд, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда, нарастающим итогом к 2024 году составит 556 усл. ед.; 5) количество созданных рабочих мест, нарастающим итогом к 2024 году 698 ед.; 6) прирост производительности труда составит не менее 5% ежегодно; 7) количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, нарастающим итогом к 2024 году составит 0,015 тыс. чел. |
2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование.
Доминирующим видом экономической деятельности является промышленное производство, занимающее 24% валового регионального продукта.
Основные промышленные отрасли Амурской области: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, электроэнергетика, лесоперерабатывающая, химическая отрасли, стройиндустрия.
В промышленном производстве Амурской области в 2021 году отгружено продукции на сумму 187,3 млрд. рублей (110,6% к уровню 2020 года).
Индекс производства в 2021 году составил 105%, возрос на 5% за счет положительной динамики по обрабатывающим производствам на 11%, обеспечению электрической энергией, газом, паром, кондиционированию воздуха на 10%.
В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по "чистым" видам деятельности наибольший удельный вес занимает добыча полезных ископаемых (51,0%), на втором месте - обрабатывающие производства (25,0%), на третьем - обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (24,0%), на четвертом - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (2,0%).
Основной удельный вес в промышленном производстве Амурской области занимает добыча полезных ископаемых - 51,0%.
В добыче полезных ископаемых Амурской области в 2021 году отгружено продукции на сумму 95,8 млрд. рублей (103,3% к уровню 2020 года) в сопоставимых ценах, индекс производства в 2021 году составил 95,7%.
Отмечено снижение добычи металлических руд на 6,1% и угля на 1,7%. Основные причины снижения добычи металлических руд - уменьшение содержания золота в рудах на всех рудниках ГК "Петропавловск", реконструкция фабрики на руднике Пионер, авария на Березитовом руднике и летние паводки.
В 2021 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями по добыче золота на сумму 94,8 млрд. рублей (на 3,3% меньше, чем в предыдущем году). Индекс промышленного производства по добыче золота составил 93,9%. За 2021 год золота добыто 22,3 т (14,6 т рудного и 7,7 т россыпного).
Бурого угля в 2021 году добыто 3,3 млн. тонн, каменного угля добыто 150 тыс. т. Индекс физического объема производства по добыче угля составил 98,3%. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 4,1 млрд. рублей, что на уровне 2021 года.
В структуре промышленного производства на обрабатывающие производства приходится 25%.
За 2021 год отгружено товаров на 47,5 млрд. рублей (147,3% к 2020 году), индекс промышленного производства составил 110,8%.
В структуру обрабатывающих производств Амурской области входят производство пищевых продуктов, производство прочей неметаллической минеральной продукции (промышленность строительных материалов), производство металлической продукции, машиностроение и металлообработка, обработка и переработка древесины.
Основной вклад в обрабатывающую промышленность вносят производители пищевых продуктов, доля которых составляет 68,9%. В 2021 году отгружено продукции на сумму 32,7 млрд. рублей (131,6% к 2020 году), индекс промышленного производства - 102%.
Приоритетными направлениями развития отрасли являются переработка сои и молока. В этих отраслях сосредоточены промышленные предприятия, располагающие современными производственными мощностями, выпускающие конкурентоспособную продукцию, которая поставляется в другие регионы Российской Федерации и на экспорт.
На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности Амурской области в 2021 году проведены работы по технической и технологической модернизации в целях увеличения объемов производства и расширения ассортиментной линейки, в том числе экспорт ориентированной продукции.
В 2021 году отмечено увеличение доли в обрабатывающей промышленности производства химических веществ и химических продуктов с 0,1% до 6,9%. В 2021 году отгружено продукции на сумму 32,7 млрд. рублей (в 91,3 раза к 2020 году). Рост обусловлен запуском двух технологических линий на Амурском газоперерабатывающем заводе (далее - АГПЗ). В 2022 году запланирован запуск еще одной линии.
Производство прочей неметаллической минеральной продукции занимает 5,6% в общем объеме обрабатывающих производств. В 2021 году отгружено продукции на сумму 2,7 млрд. рублей (114,6% к 2020 году), индекс промышленного производства - 149,1%. Положительная динамика обусловлена ростом выпуска сборных строительных, железобетонных и прочих конструкций, строительного кирпича.
Машиностроение и металлообработка включает в себя несколько видов экономической деятельности: металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, производство машин и оборудования, производство автотранспортных средств и производство прочих транспортных средств и составляет 7,4% в структуре обрабатывающих производств.
Основной удельный вес в структуре отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного комплекса Амурской области занимает производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - 80%. Предприятия, осуществляющие производство готовых металлических изделий, увеличили объем на 31,4%, производство машин и оборудования на 35,1%.
Три предприятия Амурской области включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса:
АО "Судостроительный завод имени Октябрьской революции" - осуществляет строительство судов для Министерства обороны Российской Федерации;
АО "560 Бронетанковый ремонтный завод" - осуществляет капитальный ремонт военной техники, дизельных двигателей, вооружения;
ОАО "680 Авиационный ремонтный завод" - осуществляет ремонт наземных средств связи, радиоэлектронного, радиосвязного и электрооборудования, радиотехнического обеспечения полетов.
Менее 5% в обрабатывающем производстве занимает обработка древесины.
В 2021 году заготовка древесины составила 1456 тыс. м 3, производство деловой древесины 874 тыс. м 3. Данные показатели ниже уровня 2020 года на 5%, что связано со снижением объемов заготовки и производства деловой древесины хвойных пород наиболее крупными лесозаготовителями Амурской области, осуществляющих экспорт необработанной древесины хвойных пород.
Несмотря на значительные запасы лесосырьевых ресурсов, объем производства пиломатериалов крайне незначителен и по итогам 2020 года составил 122 тыс. куб. м, что по сравнению с прошлым годом меньше на 7% (2019 - 131 тыс. куб. м). Небольшое количество предприятий, занимающихся переработкой древесины, производят расширенную номенклатуру продукции: обрезной и необрезной пиломатериал; сухую и клееную продукцию; погонажные изделия; деревянные детали домостроения; производство древесного угля, палочек для еды. Из общего объема пиломатериалов 32% направлено на экспорт, 68% реализовано на внутренний рынок и отгружено в соседние регионы. Низкая емкость регионального рынка, высокие транспортные издержки не обеспечивают достаточный спрос и снижают конкурентоспособность продукции лесопереработки.
В настоящее время в промышленности Амурской области среднее значение уровня износа основных фондов составляет 45,5%. Устаревание производственных мощностей требует инвестиционных вливаний в модернизацию действующих производств. Анализ основных фондов показывает, что на имеющемся оборудовании невозможно осваивать новые технологические процессы и выпускать конкурентоспособную отечественную продукцию.
Одним из источников обновления и модернизации средств труда являются инвестиции в основной капитал, направленные на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования и транспортных средств.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления):
1. Использование в производственном процессе морально устаревшего оборудования с высоким уровнем износа.
2. Низкий уровень технологического оснащения и оборудования промышленных предприятий.
3. Высокие издержки на производство и запуск новых продуктов.
4. Высокая ресурсоемкость освоения новых технологических уровней в отрасли.
5. Низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников.
6. Отсутствие средств на внедрение цифровых технологий в производственные процессы предприятий.
7. Низкая емкость регионального рынка для эффективной реализации промышленной продукции в регионе.
8. Низкая стадия готовности к цифровой трансформации промышленных предприятий Амурской области.
Для развития приоритетных направлений промышленного производства в Амурской области используется комплекс мер поддержки: финансовой, налоговой и имущественной.
По налоговым преференциям предоставляется инвестиционный налоговый вычет, льготы по налогу на имущество и прибыль организаций. Создана и совершенствуется региональная нормативная правовая база, позволяющая внедрять новые технологии инвестиционной деятельности с получением бюджетного эффекта для каждого конкретного случая инвестирования.
С целью развития промышленного потенциала в Амурской области функционируют 3 территории опережающего социально-экономического развития: "Белогорск", "Приамурская", "Свободный".
Созданы и активно работают следующие организации: АНО "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций", НО "Фонд развития Амурской области".
АНО "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций" осуществляет следующие виды деятельности:
1) участие в определении приоритетных направлений поддержки инвестиционной и экспортной деятельности субъектов предпринимательства Амурской области;
2) подготовка информационно-аналитических материалов и рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Амурской области по улучшению инвестиционной привлекательности, формированию благоприятного инвестиционного климата в Амурской области;
3) организационное и информационное сопровождение инвестиционных проектов, в том числе координация их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области по принципу "одного окна";
4) участие в исполнении обязательств Правительства Амурской области перед инвесторами в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями;
5) формирование предложений и подготовка информационных, справочных и аналитических материалов для субъектов инвестиционной, туристической деятельности и экспортно ориентированных субъектов предпринимательской деятельности;
6) популяризация инвестиционной, экспортной и туристической деятельности в Амурской области;
7) размещение информации на интернет-порталах, посвященных инвестиционной, экспортной и туристической деятельности в Амурской области, и обеспечение их функционирования и актуализации;
8) оказание информационных, консультационных, организационных, агентских и посреднических услуг субъектам инвестиционной, туристической деятельности и экспортно ориентированным субъектам предпринимательства;
9) содействие в продвижении и реализации образовательной поддержки субъектов предпринимательства Амурской области по экспортной деятельности, в том числе совместно со специализированными институтами развития и образовательными организациями;
10) привлечение научных, экспертных и консалтинговых организаций к разработке материалов и документов в рамках сферы деятельности организаций;
11) помощь экспортно ориентированным субъектам предпринимательства в обеспечении защиты интеллектуальной собственности за рубежом;
12) поиск и подбор иностранных партнеров для экспортно ориентированных субъектов предпринимательства;
13) проведение международных, межрегиональных и реверсивных бизнес-миссий.
НО "Фонд развития Амурской области" осуществляет:
1) предоставление финансовой и иной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, а также в иных сферах экономики, в том числе в форме займов, целевых займов, грантов, финансовой аренды (лизинга), а также любой иной соответствующей законодательству Российской Федерации и Амурской области форме;
2) предоставление льготного заемного финансирования совместно с Федеральным Фондом развития промышленности в целях реализации проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, производство комплектующих, приобретение деревообрабатывающего оборудования, а также направленных на повышение производительности труда на предприятиях. Утверждены 8 совместных программ льготного финансирования: "Проекты развития", "Проекты лесной промышленности" "Комплектующие изделия" и "Повышение производительности труда", а также ряд других;
3) предоставление регионального льготного заемного финансирования в целях реализации проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, приобретение деревообрабатывающего оборудования, на пополнение оборотных средств, на частичное финансирование первоначального взноса по договорам лизинга. Утверждены 4 региональных программы льготного финансирования: "Проекты развития", "Проекты лесной промышленности" "Оборотный капитал" и "Лизинговые проекты";
4) оказание комплекса консультационных и информационных услуг, направленных на реализацию инвестиционного потенциала региона, развития промышленности и механизмов государственно-частного партнерства;
5) предоставление льготных займов для приобретения технологического оборудования, разработки новых продуктов и внедрения технологий, проведения маркетинговых мероприятий, сертификации, оформления лицензий, патентов, подготовки проектно-сметной документации, проектно-изыскательных работ, технико-экономического обоснования, организации (модернизации) производства комплектующих изделий, приобретения деревообрабатывающего оборудования, частичной уплаты первоначального взноса по договорам лизинга, финансирования расходов в рамках текущей деятельности;
6) содействие открытию и развитию в Амурской области новых направлений бизнеса, промышленных кластеров, особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Запущен механизм предоставления мер государственной поддержки на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Амурская область стала первым дальневосточным регионом, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений с ООО "Технолизинг".
Действует механизм заключения соглашений между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект с правом получения различных мер стимулирования и налоговых льгот от государства - специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0).
Ведется работа по созданию системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (далее - РИС 2.0). С 2022 года Амурская область вошла в 30 пилотных регионов по внедрению РИС 2.0. В настоящее время проводится оценка существующих элементов РИС 2.0, требуемого объема финансовых ресурсов.
Развитие дальнейшего промышленного производства связано с реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере газохимического производства:
ООО "АГХК" реализуется проект по строительству Амурского газохимического комплекса, одного из крупнейших в мире производств базовых полимеров - полиэтилена и полипропилена.
АО "Технолизинг" в г. Сковородино станет одним из крупнейших в России предприятий по производству метанола. Его мощностью составит 1 млн. т метанола в год.
АГПЗ в районе города Свободный Амурской области - одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа. Реализация такого масштабного проекта в Амурской области переработки не имеет аналогов в истории российской газовой отрасли. АГПЗ является важным звеном технологической цепочки поставок природного газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири".
Реализация указанных проектов позволит завершить формирование основного контура Амурского газохимического кластера, а также создать условия для дополнительного привлечения инвестиций в последующие переделы продукции газопереработки. Заявки на участие в кластере подали порядка 20 крупных российских и зарубежных компаний, с суммарным объемом инвестиций 340 млрд. рублей. В планах производство промышленных газов, уксусной кислоты, полимерной продукции, малотоннажной специальной химии, удобрений.
С 2022 года Амурская область вошла в реализацию национального проекта "Повышение производительности труда". Разработаны и утверждены паспорта региональных проектов: "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", "Системные меры по повышению производительности труда". В рамках национального проекта на базе АНО "Фонд развития Амурской области" в 2022 году планируется организация учебной производственной площадки "Фабрика процессов" в целях обучения сотрудников предприятий технологиям бережливого производства.
В современных условиях повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, совершенствование системы мотивации становятся одними из основных факторов обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятий.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Основными приоритетными направлениями подпрограммы являются:
1) реализация инвестиционных проектов федерального и регионального значения;
2) формирование высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в новых отраслях экономической специализации: газопереработка, газохимия;
3) создание условий для развития приоритетных отраслей промышленности и поддержание экономической стабильности промышленных предприятий, в том числе системообразующих промышленных предприятий;
4) развитие обрабатывающих производств, ориентированных на импортозамещение и экспорт продукции, в том числе на основе новых технологий;
5) продвижение продукции путем расширения внутренних и внешних рынков сбыта продукции;
6) созданий условий повышений производительности труда на промышленных предприятиях Амурской области;
7) внедрение новых мер государственной поддержки промышленных предприятий на региональном уровне, в том числе по линии АНО "Фонд развития Амурской области", направленных на обновление технологической и материальной базы отраслей промышленности;
8) активизация участия промышленных предприятий Амурской области в программах поддержки по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и федеральных институтов развития;
9) оптимизация и цифровизация производственных процессов на предприятиях Амурской области.
Целью данной подпрограммы является обеспечение устойчивого развития промышленного производства Амурской области и повышение его конкурентоспособности, в том числе в обрабатывающих отраслях промышленного комплекса Амурской области.
Для достижения поставленной цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
1) содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции региональных предприятий;
2) создание условий для осуществления технического перевооружения и модернизации производственных мощностей предприятий;
3) стимулирование предприятий к повышению производительности труда;
4) цифровизация промышленности Амурской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы приведены в паспорте подпрограммы.
4. Описание системы основных мероприятий
Решение задач, поставленных подпрограммой, обеспечивается посредством реализации мероприятий, объединенных в основные мероприятия.
1. В целях реализации основного мероприятия "Развитие промышленного потенциала Амурской области" осуществляются следующие мероприятия:
1) реализация дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) региональных фондов развития промышленности.
Финансовое обеспечение данного мероприятия осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Амурской области в форме иных межбюджетных трансфертов.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств Амурской области, возникающих при осуществлении органами государственной власти Амурской области полномочия по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", в целях предоставления финансовой поддержки субъектам промышленности в форме грантов на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами деятельности в сфере промышленности с кредитными организациями, соответствующими установленным Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" требованиям, в целях пополнения оборотных средств;
2) капитализация НО "Фонд развития Амурской области" для оказания поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности и иных сферах экономики.
Мероприятие реализуется в целях:
1) финансирования проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности и направленных на разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий, соответствующих принципам наилучших доступных технологий (в том числе базовых отраслевых технологий), на производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения, в том числе с импортозамещающим потенциалом;
2) финансирования проектов, направленных на организацию и (или) модернизацию производства комплектующих изделий, применяемых в составе промышленной продукции, перечисленной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
3) финансирования проектов, направленных на повышение производительности труда на промышленных предприятиях в соответствии с установленным в соглашении о сотрудничестве субъекту деятельности в сфере промышленности уровнем целевых показателей прироста производительности труда за соответствующий год участия в национальном проекте "Производительность труда", реализуемом в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
4) финансирования проектов, реализуемых предприятиями в отраслях лесной промышленности и направленных на модернизацию производства путем приобретения технологического оборудования по обработке древесин;
5) финансирования субъектов деятельности в сфере промышленности в форме грантов на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами деятельности в сфере промышленности с кредитными организациями, соответствующими установленным Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" требованиям, в целях пополнения оборотных средств;
6) финансирования лизинговых проектов, предусматривающих приобретение промышленного оборудования субъектами деятельности в сфере промышленности, с целью создания нового предприятия (производства), технологического перевооружения и (или) модернизации основных производственных фондов.
Указанные мероприятия направлены на:
1) модернизацию действующих промышленных предприятий;
2) создание "Газохимического кластера" с целью повышения эффективности взаимодействия производственных процессов с созданием региональных цепочек добавленной стоимости и снижением затрат промышленных предприятий на разработку и выведение продукции на рынок за счет использования цифровых технологий посредством создания региональной цифровой платформы;
3) создание и развитие производств для обеспечения импортозамещения.
2. В целях реализации основного мероприятия "Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" осуществляются следующие мероприятия:
1) достижение результатов национального проекта "Производительность труда".
В рамках данного мероприятия предусмотрено:
организация и осуществление деятельности учебной производственной площадки "Фабрика процессов";
отбор тренеров для учебной производственной площадки "Фабрика процессов", их методическая подготовка;
вовлечение в национальный проект "Производительность труда" через получение адресной поддержки предприятий;
обучение инструментам повышения производительности труда в рамках учебной производственной площадки "Фабрика процессов" сотрудников предприятий и представителей региональных команд;
2) повышение уровня квалификации сотрудников промышленных предприятий.
В рамках данного мероприятия предусмотрено обучение сотрудников предприятий-участников национального проекта "Производительность труда" под региональным управлением (совместно с экспертами регионального центра компетенций).
Данные мероприятия направлены на:
1) расширение компетенций кадров и кадрового потенциала занятых и привлекаемых к занятости в промышленном производстве Амурской области;
2) развитие "бережливого производства".
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы из различных источников финансирования за 2022 - 2024 годы отражается в приложении N 4 к государственной программе.
6. Планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы и непосредственные результаты основных мероприятий подпрограммы, планируемые показатели и непосредственные результаты федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов
Система показателей эффективности подпрограммы включает целевые показатели, характеризующие решение задач и достижение целей подпрограммы, а также показатели, количественно отражающие ход реализации основных мероприятий подпрограммы.
Показатели подпрограммы рассчитываются территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Амурской области и представляется в Амурском статистическом ежегоднике.
Значения плановых показателей эффективности реализации подпрограммы и непосредственных результатов основных мероприятий подпрограммы, планируемых показателей и непосредственных результатов федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов на 2021 - 2025 годы приведены в приложении N 1 к государственной программе.".
6. Приложение N 1 к государственной программе изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящим изменениям.
7. Приложения N 3 и N 4 к государственной программе изложить в новой редакции согласно приложениям N 2 и N 3 соответственно к настоящим изменениям.
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Постановление Правительства Амурской области от 11 мая 2022 г. N 478 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.