1. Общие положения
1.1. Методика оценки качества формирования и реализации государственных программ Российской Федерации в рамках осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета разработана в целях определения алгоритма оценки государственных программ Российской Федерации*(1) (далее - государственные программы) в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета*(2) (далее - внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета).
1.2. Методика разработана с учетом положений стандартов внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 "Аудит эффективности", СГА 105 "Стратегический аудит" (далее соответственно - СГА 104 "Аудит эффективности", СГА 105 "Стратегический аудит") и иных внутренних нормативных документов Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата).
1.3. Термины и определения, применяемые в настоящей Методике, соответствуют терминам и определениям, предусмотренным СГА 104 "Аудит эффективности", СГА 105 "Стратегический аудит" и Методическими рекомендациями по применению аудита эффективности, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 сентября 2021 г. N 63К (1506) (далее - Методические рекомендации по применению аудита эффективности), а также иными внутренними нормативными документами Счетной палаты.
2. Оценка качества формирования и реализации государственных программ в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета
2.1. Оценка качества формирования и реализации государственных программ в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется в формате экспресс-оценки (далее - оценка государственных программ), которая предполагает:
деятельность инспектора (группы инспекторов) по оценке государственных программ в условиях временных ограничений. Рекомендуемые временные затраты - не более трех недель для оценки одной государственной программы;
оценку государственных программ за отчетный год по ограниченному количеству блоков, предусмотренных пунктами 2.4 и 2.5 настоящей Методики;
учет результатов оценки государственных программ при принятии решений в части проведения отдельных тематических контрольных или экспертно-аналитических мероприятий по аудиту государственных программ, определения целей, вопросов и предмета таких мероприятий на основе риск-ориентированного подхода, а также при проведении экспертизы государственных программ (проектов государственных программ, проектов изменений в указанные программы).
2.2. Оценка государственных программ осуществляется в отношении государственных программ в целом, а не в отношении главных администраторов средств федерального бюджета, являющихся ответственными исполнителями, соисполнителями или участниками государственных программ, и обеспечивает выявление проблем и рисков при управлении государственными программами.
2.3. Оценка государственных программ включает:
оценку качества формирования государственной программы;
оценку реализации государственной программы.
2.4. Оценка качества формирования государственной программы позволяет определить степень ее проработанности и состоит из следующих блоков:
1) оценка состава показателей (индикаторов) государственной программы;
2) оценка стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы;
3) оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы;
4) оценка количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер;
5) оценка объема проектной части государственной программы.
Пример
проработанной государственной программы
Качественно проработанной государственной программой, как правило, считается такая государственная программа, в которой:
преобладают показатели (индикаторы), характеризующие конечные результаты или итоговые эффекты;
изменение перечня (исключение) показателей (индикаторов) происходит не чаще чем раз в четыре года и более;
плановые значения показателей (индикаторов) имеют стабильную положительную динамику и учитывают результаты, достигнутые в предыдущие периоды;
итоговая информация о достижении показателей (индикаторов) формируется в сроки, необходимые для подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
в структуре расходов государственной программы преобладают расходы, направленные на реализацию федеральных проектов, ведомственных проектов, федеральных целевых программ.
Таким образом, реализовывать качественно проработанную государственную программу гораздо сложнее, чем недостаточно проработанную.
2.5. Оценка реализации государственной программы состоит из следующих блоков:
1) оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год;
2) оценка выполнения контрольных событий, контрольных точек государственной программы в отчетном году (далее - оценка выполнения контрольных событий);
3) оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год;
4) оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году);
5) оценка динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам (за отчетный год);
6) оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год).
2.6. В результате анализа качества формирования и реализации государственной программы по каждому из указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящей Методики блоков присваивается следующая оценка: "высокий уровень", "средний уровень", "низкий уровень".
2.7. При оценке государственных программ могут быть также рассмотрены и проанализированы иные, не указанные в пунктах 2.4 и 2.5 настоящей Методики, аспекты деятельности ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы (например, своевременность утверждения детального плана-графика реализации государственной программы, размещение годового отчета (уточненного годового отчета) о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы в электронном виде на портале государственных программ).
При этом результаты анализа таких дополнительных аспектов в итоговой оценке государственной программы не учитываются, но при необходимости могут быть направлены в соответствующее структурное подразделение аппарата Счетной палаты для включения в заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год.
2.8. Итоговая оценка государственной программы осуществляется в соответствии с разделом 15 настоящей Методики.
3. Особенности оценки пилотных и иных государственных программ
Оценка состава показателей (индикаторов) государственной программы, оценка стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы, оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 2.4 настоящей Методики, а также оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2.5 настоящей Методики, проводятся:
для государственных программ, реализация которых осуществлялась до 2021 года включительно в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации*(3), - в отношении показателей (индикаторов) уровня государственной программы и ее подпрограмм (федеральных целевых программ);
для государственных программ, реализация которых осуществлялась до 2021 года включительно в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации (пилотных государственных программ)*(4), - в отношении показателей (индикаторов) уровня государственной программы.
4. Оценка состава показателей (индикаторов) государственной программы
4.1. Оценка состава показателей (индикаторов) государственной программы:
осуществляется на основе отнесения показателей (индикаторов) государственной программы (далее - показатели (индикаторы) к непосредственным результатам, конечным результатам или итоговым эффектам, а также к иным результатам на основе теории изменений*(5);
позволяет учитывать характеристики включенных в государственную программу показателей (индикаторов) (уровень в иерархии показателей (индикаторов);
проводится исходя из утвержденных версий государственных программ в отчетном году (на 31 декабря отчетного года).
4.2. Понятия "непосредственные результаты" и "конечные результаты" соответствуют понятиям, предусмотренным СГА 104 "Аудит эффективности", понятие "итоговые эффекты" - понятию, предусмотренному СГА 105 "Стратегический аудит".
Под иными результатами понимаются результаты ("выходы" от определенных процессов, процедур), которые не могут быть определены как непосредственные результаты, конечные результаты или итоговые эффекты.
К иным результатам относятся результаты, которые отражают реализацию отдельных процессов, процедур, направленных на достижение непосредственных результатов (то есть являются контрольными событиями, контрольными точками для достижения непосредственных результатов).
Пример
отнесения отдельных показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год к непосредственным результатам, конечным результатам или итоговым эффектам, а также к иным результатам
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы в 2020 году, на уровне подпрограммы "Наследие" оценивался показатель (индикатор) "Доля объектов культурного наследия федерального значения, определенных в перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 759-р, включенных в ЕГРОКН, сведения о границах территорий, а также о зонах охраны которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в общем количестве объектов культурного наследия".
Данный показатель (индикатор), по сути, не является самостоятельным результатом, а служит лишь контрольной точкой для достижения непосредственных результатов, то есть характеризует иной результат. Само по себе увеличение рассматриваемого относительного показателя (индикатора) не должно являться самоцелью ни для государственной программы "Развитие культуры", ни для ее подпрограммы "Наследие".
Аналогичным образом показатель (индикатор) уровня реализации государственной программы "Развитие культуры" "Объем средств на культуру из внебюджетных источников" также является важным этапом для достижения непосредственных результатов, поскольку характеризует не результаты государственной программы или подпрограммы, а вкладываемые в их реализацию ресурсы.
Привлечение внебюджетных источников, а также внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в том числе необходимо для достижения показателя (индикатора) уровня государственной программы, характеризующего непосредственный результат: "Доля объектов культурного наследия (являющихся объектами недвижимости), находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Чтобы произвести реконструкцию (реставрацию) объекта культурного наследия (привести его в удовлетворительное состояние) в том числе необходимо иметь как сведения о границах территорий, о зонах охраны объекта, так и соответствующее финансирование (в том числе внебюджетное).
При этом показателем (индикатором), характеризующим конечный результат мер по реконструкции (реставрации) объектов культурного наследия, являются, например, такие показатели (индикатор) уровня государственной программы, как "Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2017 года" и "Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры". В случае реконструкции (реставрации) объектов культурного наследия (приведения их в удовлетворительное состояние) наряду с одновременной реализацией иных мер (мероприятий) должны повышаться посещаемость организаций культуры, уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг в сфере культуры. Именно такие высокоуровневые показатели (индикаторы) должны отражаться на уровне государственной программы или подпрограммы.
Показатели (индикаторы), характеризующие непосредственные результаты, а также "иные результаты" (в качестве контрольных точек) должны, как правило, включаться в состав отдельных проектов или процессной части государственной программы.
Примеры, отражающие разделение показателей (индикаторов) на непосредственные и конечные результаты, также приведены в Методических рекомендациях по применению аудита эффективности.
4.3. Показатели (индикаторы), характеризующие непосредственные результаты, конечные результаты, итоговые эффекты, а также иные результаты, образуют соответствующие три группы показателей (индикаторов), при этом для показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, формируется единая группа.
4.4. По каждой группе рассчитывается удельный вес количества показателей в группе от общего количества показателей (индикаторов) государственной программы по следующим формулам:
1) по группе показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты:
,
где:
- удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты;
- количество показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты;
- общее количество показателей (индикаторов) государственной программы;
2) по группе показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты:
,
где:
- удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты;
- количество показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты;
- общее количество показателей (индикаторов) государственной программы;
3) по группе показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты:
,
где:
- удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты;
- количество показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты;
- общее количество показателей (индикаторов) государственной программы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.7. Для расчета значений , , используются показатели (индикаторы) государственной программы, по которым осуществлялся мониторинг в отчетном году.
Пример
оценки состава показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
1. В редакции, действовавшей при реализации государственной программы "Развитие культуры" в 2020 году:
1) на уровне государственной программы (всего 7 показателей (индикаторов):
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты , равен 71,4% (5 показателей (индикаторов);
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты , равен 14,3% (единственный показатель (индикатор) "Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2017 года");
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты , равен 14,3% (показатель (индикатор) "Объем средств на культуру из внебюджетных источников");
2) по государственной программе в целом (всего 25 показателей (индикаторов):
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты , равен 60,0% (15 показателей (индикаторов);
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты , равен 28,0% (7 показателей (индикаторов);
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты , равен 12,0% (3 показателя (индикатора).
2. В редакции государственной программы "Развитие культуры" на 2022 год (всего 20 показателей (индикаторов):
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные результаты , равен 40,0% (8 показателей (индикаторов);
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты , равен 50,0% (10 показателей (индикаторов);
удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих иные результаты , равен 10,0% (2 показателя (индикатора).
4.5. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, составляет менее 50%;
"средний уровень" - удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, составляет от 50% (включительно) до 70%;
"высокий уровень" - удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, составляет 70% и более.
Пример
вывода по результатам оценки состава показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Удельный вес показателей (индикаторов), характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты , равен 28,0%. В части 2020 года государственной программе "Развитие культуры" присваивается "низкий уровень" по рассматриваемому блоку оценки. Вместе с тем (для сравнения) в редакции государственной программы на 2022 год (в соответствии с новой методологией формирования и реализации государственных программ) имеет место увеличение доли показателей, характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, что приведет (при неизменности состава показателей (индикаторов) к концу года) к повышению оценки (до "среднего уровня").
5. Оценка стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы
5.1. Оценка стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы:
осуществляется на основе коэффициента стабильности как отношения показателей (индикаторов) государственной программы, по которым осуществлялся мониторинг в отчетном году и по которым методика их расчета не изменялась, к общему количеству показателей (индикаторов), по которым хотя бы один раз на протяжении трех последних лет (отчетный год и два года, предшествующие отчетному) осуществлялся мониторинг их достижения;
проводится для отражения самого факта исключения (факта изменения состава) из государственной программы показателей (индикаторов) за три года;
проводится на основании редакций государственной программы, действовавших по состоянию на конец отчетного года (на 31 декабря отчетного года).
В случае если в редакции государственной программы, действовавшей по состоянию на конец отчетного года, не содержится необходимой информации о мониторинге отдельных показателей (индикаторов) в том или ином году (отчетный год и два года, предшествующие отчетному), следует использовать информацию, содержащуюся в уточненных годовых отчетах о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за соответствующий год.
5.2. При расчете коэффициента стабильности состава показателей (индикаторов) не учитываются следующие случаи изменения состава показателей (индикаторов) государственной программы:
внесение изменений в методики расчета показателей (индикаторов), носящих юридико-технический характер;
изменение методик расчета показателей (индикаторов), если такие методики приняты международными организациями;
исключение показателей (индикаторов) из состава государственной программы на основании предложений (рекомендаций) Счетной палаты;
корректировка методик расчета показателей (индикаторов) на основании предложений (рекомендаций) Счетной палаты;
исключение показателей (индикаторов), мониторинг которых был планово завершен (например, в рамках завершившихся федеральных целевых программ) или которые были исключены из государственной программы в связи с исключением из нее определенной сферы реализации (отрасли, подотрасли).
5.3. Коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы;
- количество показателей (индикаторов), по которым осуществлялся мониторинг в отчетном году и по которым на протяжении трех последних лет (отчетный год и два года, предшествующие отчетному) или с момента начала их мониторинга не изменялась методика их расчета;
- общее количество показателей (индикаторов), по которым хотя бы один раз на протяжении трех последних лет (отчетный год и два года, предшествующие отчетному) осуществлялся их мониторинг.
Пример
оценки стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы "Развитие культуры" в 2020 году, в целом в 2020 году осуществлялся мониторинг 25 показателей (индикаторов). За период 2018-2020 годов всего осуществлялся мониторинг 66 показателей (индикаторов), из которых к 2020 году исключен 41 показатель (индикатор). Показатели (индикаторы) федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" и показатели (индикаторы) сферы туризма в расчете не учитывались, так как федеральная целевая программа завершена в установленные сроки, а сфера туризма была исключена из государственной программы (включена в иную государственную программу).
Таким образом, коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" равен 37,9%.
Следует отметить, что к 2019 году из государственной программы "Развитие культуры" был исключен такой высокоуровневый показатель (индикатор), характеризующий конечный результат (итоговый эффект), как "Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры". Данный показатель был заменен на показатель (индикатор) "Прирост доли граждан Российской Федерации, удовлетворенных качеством предоставления услуг в сфере культуры, по отношению к уровню 2018 года", который к 2020 году также был исключен (по данному показателю (индикатору) осуществлялся мониторинг только в 2019 году).
При этом в новую редакцию государственной программы "Развитие культуры" (с 2022 года) показатель (индикатор) "Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации доступностью и качеством услуг организаций культуры" вновь включен.
5.6. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы составляет менее 70%;
"средний уровень" - коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы составляет от 70% (включительно) до 90%;
"высокий уровень" - коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы составляет 90% и более.
Пример
вывода по результатам оценки стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Коэффициент стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы равен 37,9%, государственной программе "Развитие культуры" в части оценки стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы за 2020 год присваивается "низкий уровень".
6. Оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы
6.1. Оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы осуществляется:
на основе средних коэффициентов роста значений показателей (индикаторов) государственной программы по сравнению со значениями показателей (индикаторов) предыдущего периода;
только в отношении показателей (индикаторов), мониторинг которых осуществлялся в отчетном году (на 31 декабря отчетного года).
6.2. Оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы позволяет учитывать:
фактор роста плановых значений показателей (индикаторов) года, следующего за отчетным, по сравнению с плановыми значениями показателей (индикаторов) отчетного года;
фактор занижения плановых значений показателей (индикаторов) в отчетном году по сравнению с фактическими значениями показателей (индикаторов) года, предшествующего отчетному;
эффект резкого изменения фактических значений показателей (индикаторов) в году, предшествующем отчетному, по сравнению с фактическими значениями предшествующего периода.
6.3. Оценка динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы проводится исходя из:
плановых значений показателей (индикаторов), приведенных в государственных программах в отчетном году (на 31 декабря отчетного года), на отчетный год, а также на год, следующий за отчетным;
фактических значений показателей (индикаторов) за два года, предшествующих отчетному, указанных в уточненных годовых отчетах о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за соответствующий год. В случае если в таких годовых отчетах была представлена прогнозная (предварительная) информация о фактических значениях показателей (индикаторов), актуальную информацию необходимо запросить у ответственного исполнителя или использовать данные официальной статистики.
6.4. Коэффициент роста значения q-ого показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией изменения которых является увеличение значений:
,
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией изменения которых является снижение значений:
,
где:
- коэффициент роста значения q-ого показателя (индикатора) в период t по сравнению со значением такого показателя (индикатора) в период t-1;
- значение q-ого показателя (индикатора) в период t;
- значение q-ого показателя (индикатора) в период t-1.
6.5. Для каждого q-ого показателя (индикатора) рассчитываются три коэффициента роста:
плановое значение q-ого показателя (индикатора) на год, следующий за отчетным, по сравнению с плановым значением q-ого показателя (индикатора) на отчетный год (характеризует фактор роста в соответствии с абзацем вторым пункта 6.2 настоящей Методики);
плановое значение q-ого показателя (индикатора) на отчетный год по сравнению с фактическим значением q-ого показателя (индикатора) за год, предшествующий отчетному (характеризует фактор занижения в соответствии с абзацем третьим пункта 6.2 настоящей Методики);
фактическое значение q-ого показателя (индикатора) за год, предшествующий отчетному, по сравнению с фактическим значением q-ого показателя (индикатора) за предшествующий период (характеризует эффект резкого изменения в соответствии с абзацем четвертым пункта 6.2 настоящей Методики).
В случае если плановые значения показателя (индикатора) представлены закрытым интервалом (от одного определенного значения до другого определенного значения), в целях оценки в качестве планового значения устанавливается величина, равная среднему арифметическому значений пределов такого интервала. В случае если плановые значения представлены открытым интервалом (больше или меньше определенного значения), в целях оценки в качестве планового значения устанавливается значение начала такого интервала.
6.6. Для расчета коэффициентов роста, предусмотренных пунктом 6.5 настоящей Методики, используется четыре периода со следующими индексами для q, характеризующими период:
"3" - год, следующий за отчетным (используется плановое значение q-ого показателя (индикатора);
"2" - отчетный год (используется плановое значение q-ого показателя (индикатора);
"1" - год, предшествующий отчетному (используется фактическое значение q-ого показателя (индикатора);
"0" - год, предшествующий периоду "1" (используется фактическое значение q-ого показателя (индикатора).
6.7. В целях ограничения резкого изменения коэффициентов роста (в частности, в части фактических значений показателей (индикаторов) при расчете коэффициентов в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 6.5 настоящей Методики) такие коэффициенты не могут принимать значения более 2,0 и менее 0,1 (ограничиваются такими значениями).
6.8. Средний коэффициент роста значений q-ого показателя (индикатора) вычисляется по следующей формуле:
,
где:
- средний коэффициент роста значений q-ого показателя (индикатора);
- коэффициент роста планового значения q-ого показателя (индикатора) в году, следующим за отчетным (период "3"), по сравнению с плановым значением такого показателя (индикатора) в отчетном году (период "2"): характеризует фактор роста в соответствии с абзацем вторым пункта 6.2 настоящей Методики;
- коэффициент роста планового значения q-ого показателя (индикатора) в отчетном году (период "2") по сравнению с фактическим значением такого показателя (индикатора) в году, предшествующем отчетному (период "1"): характеризует фактор занижения в соответствии с абзацем третьим пункта 6.2 настоящей Методики;
- коэффициент роста фактического значения q-ого показателя (индикатора) в году, предшествующем отчетному (период "1"), по сравнению с фактическим значением такого показателя (индикатора) в предшествующем периоде (период "0"): характеризует эффект резкого изменения в соответствии с абзацем четвертым пункта 6.2 настоящей Методики.
6.9. В случае если значение по показателю (индикатору) в один из периодов отсутствует (например, ввиду отсутствия показателя (индикатора) в государственной программе ранее), количество периодов и коэффициентов роста сокращается (например, в расчете учитываются только коэффициенты роста в соответствии с абзацем третьим и четвертым пункта 6.5 настоящей Методики). При этом периоды должны следовать друг за другом.
Пример
расчета среднего коэффициента роста для показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год и соответствующих выводов на основании полученных результатов
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы в 2020 году, по государственной программе "Развитие культуры" в целом в 2020 году осуществлялся мониторинг 25 показателей (индикаторов).
По шести показателям (индикаторам) средний коэффициент роста рассчитан на основании двух коэффициентов роста. Такие показатели (индикаторы) были включены в государственную программу в 2019 году. В частности, по показателям (индикаторам) "Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры" и "Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры", мониторинг которых в рамках государственной программы "Развитие культуры" в 2018 году не осуществлялся.
По восьми показателям (индикаторам) средний коэффициент роста рассчитан только на основании соотношения плановых значений показателей (индикаторов) на 2021 год к плановым значениям показателей (индикаторов) на 2020 год, так как такие показатели (индикаторы) были включены в государственную программу "Развитие культуры" только в 2020 году. Например, показатели (индикаторы) "Доля объектов культурного наследия (являющихся объектами недвижимости), находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", "Уровень обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа".
Кроме того, по ряду показателей (индикаторов) в связи с существенным скачком фактического значения показателя (индикатора) одного периода по сравнению с его фактическим значением в предыдущем периоде коэффициент роста был ограничен значением 2,0. В частности, по показателю (индикатору) "Объем средств на культуру из внебюджетных источников" фактическое значение показателя (индикатора) согласно годовому отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019 год составило 111 337 964 млн рублей (план на данный год был 82 000 млн рублей), что выше фактического значения за 2018 год (99 109 млн рублей) в 1 123 раза. Другой пример - по показателю (индикатору) "Количество проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году" коэффициент роста (2019 год (факт) по сравнению с 2018 годом (факт) без ограничения составил бы 2,2.
6.10. Показатели (индикаторы), по которым рассчитан средний коэффициент роста их значений, образовывают следующие группы:
1) группа с положительной динамикой значений показателей (индикаторов) включает показатели (индикаторы), средний коэффициент роста значений по которым более 1,05;
2) группа без существенной динамики значений показателей (индикаторов) включает показатели (индикаторы), средний коэффициент роста значений по которым варьируется от 0,95 (включительно) до 1,05 (включительно);
3) группа с отрицательной динамикой значений показателей (индикаторов) включает показатели (индикаторы), средний коэффициент роста значений по которым менее 0,95.
6.11. По каждой группе рассчитывается удельный вес количества показателей в группе от общего количества показателей (индикаторов) государственной программы по формулам, аналогичным формулам, указанным в пункте 4.4 настоящей Методики.
Пример
оценки динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы в 2020 году, по государственной программе "Развитие культуры" в целом в 2020 году осуществлялся мониторинг 25 показателей (индикаторов), из них:
количество показателей с положительной динамикой - 11, что составляет 44,0% общего количества показателей (индикаторов);
количество показателей без динамики - 11, что составляет 44,0% общего количества показателей (индикаторов);
количество показателей c отрицательной динамикой - 3, что составляет 12,0% общего количества показателей (индикаторов).
6.12. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - удельный вес количества показателей (индикаторов) в группе с отрицательной динамикой значений показателей (индикаторов) составляет 10% и более;
"средний уровень" - удельный вес количества показателей (индикаторов) в группе с отрицательной динамикой значений показателей (индикаторов) составляет от 5% (включительно) до 10%;
"высокий уровень" - удельный вес количества показателей (индикаторов) в группе с отрицательной динамикой значений показателей (индикаторов) составляет менее 5%.
Пример
вывода по результатам оценки динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Удельный вес количества показателей (индикаторов) в группе с отрицательной динамикой равен 12,0%. Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы за 2020 год присваивается "низкий уровень".
7. Оценка количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер
7.1. Оценка количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер (далее - оценка количества показателей (индикаторов) без итоговых значений), осуществляется на основе значения доли показателей (индикаторов), по которым в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы отсутствуют какие-либо данные о фактическом выполнении показателей (индикаторов) за отчетный год или такие данные носят предварительный характер, в общем количестве показателей (индикаторов).
7.2. Оценка количества показателей (индикаторов) без итоговых значений направлена на оценку деятельности ответственного исполнителя государственной программы в части:
оптимальности выбора состава показателей (индикаторов), учитывающего сроки формирования фактической информации об их достижении;
сокращения сроков представления итоговых фактических данных по показателям (индикаторам).
Оценка количества показателей (индикаторов) без итоговых значений также характеризует доверие к данным о результатах реализации государственной программы за отчетный год.
7.3. Доля показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер;
- количество показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер;
- общее количество показателей (индикаторов) государственной программы.
Пример
оценки количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер на примере государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственная программа "Развитие культуры" в редакции, действовавшей в 2020 году, не содержала показателей (индикаторов), по которым в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год отсутствовали фактические значения или фактические значения которых носили предварительный характер, то есть равен 0,0%.
При этом в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие культуры" за 2019 год было отражено четыре таких показателя (индикатора) (без учета показателей (индикаторов) сферы туризма). Учитывая, что в 2019 году общее количество показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" составляло 43 показателя (индикатора) (без учета показателей (индикаторов) сферы туризма), то за 2019 год равен 9,3%.
Все обозначенные 4 показателя (индикатора) к 2020 году были исключены из государственной программы "Развитие культуры".
7.4. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - доля показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год, фактические значения которых носят предварительный характер, составляет 10% и более;
"средний уровень" - доля показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год, фактические значения которых носят предварительный характер, составляет от 5% (включительно) до 10%;
"высокий уровень" - доля показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год, фактические значения которых носят предварительный характер, составляет менее 5%.
Пример
вывода по результатам оценки количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер на примере государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения или фактические значения которых носят предварительный характер за 2020 год, присваивается "высокий уровень".
При этом по результатам оценки государственной программы "Развитие культуры" за 2019 год по данному блоку присвоен "средний уровень".
8. Оценка объема проектной части государственной программы
8.1. Оценка объема проектной части государственной программы (далее - проектная часть) осуществляется на основе значения доли расходов федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных проектов, ведомственных проектов, федеральных целевых программ, в общем объеме расходов на реализацию государственной программы.
8.2. Оценка объема проектной части государственной программы позволяет учитывать фактор проработанности государственной программы с точки зрения проектных принципов управления.
Любая программа в соответствии с лучшими практиками управления проектами и программами*(6) объединяет взаимосвязанные друг с другом проекты (возможно - подпрограммы и операции программы), управление которыми координируется для получения выгод, которые были бы недоступны при управлении ими по отдельности. Программа всегда содержит проекты.
При этом если государственную программу считать портфелем проектов (содержит проекты и операционную деятельность, управляемые совместно с целью достижения стратегических целей), то даже в таком случае доля проектной части должна быть преобладающей.
Доля проектной части государственной программы отражает особенность государственной программы (ее процессный или проектный характер). Государственной программой, в которой преобладает доля процессных расходов, управлять, как правило, легче.
8.3. Доля проектной части государственной программы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля проектной части государственной программы;
- объем расходов федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных проектов, ведомственных проектов, федеральных целевых программ, реализуемых в рамках государственной программы (в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного финансового года).
- общий объем расходов федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы (в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного финансового года).
Пример
оценки объема проектной части государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Объем расходов федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных проектов, ведомственных проектов, федеральных целевых программ, реализуемых в рамках государственной программы "Развитие культуры" , в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря 2020 года равен 13 078 986,1 тыс. рублей.
Общий объем расходов федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы "Развитие культуры" , в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря 2020 года равен 145 281 716,8 тыс. рублей.
Доля проектной части государственной программы равна 9,0%.
При этом если рассчитать такую долю на начало 2022 года в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 января 2022 года, ее значение составит 51,3%.
8.4. Оценка объема проектной части государственной программы производится аналитически (справочно) и не участвует в формировании итоговой оценки государственной программы.
8.5. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - доля проектной части государственной программы составляет менее 50%;
"средний уровень" - доля проектной части государственной программы составляет от 50% (включительно) до 70%;
"высокий уровень" - доля проектной части государственной программы составляет 70% и более.
Пример
вывода по результатам оценки объема проектной части государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки объема проектной части государственной программы за 2020 год присваивается "низкий уровень".
Вместе с тем начиная с 2022 года в случае, если доля проектных расходов по государственной программе "Развитие культуры" к концу года не сократится, государственной программе будет присвоен "средний уровень".
9. Оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год
9.1. Оценка достижения показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год основывается на степени достижения показателей (индикаторов) государственной программы.
9.2. По показателям (индикаторам), по которым в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за отчетный год представлены предварительные данные об их выполнении, степень достижения показателей (индикаторов) определяется с учетом коэффициента точности прогноза.
9.2.1. Коэффициент точности прогноза рассчитывается для каждого показателя (индикатора), по которому в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за отчетный год были представлены предварительные данные о достижении такого показателя (индикатора).
9.2.2. Коэффициент точности прогноза рассчитывается на основе:
предварительных значений показателя (индикатора), представленных в уточненных годовых отчетах о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за три года, предшествующих отчетному;
итоговых фактических значений по таким показателям (индикаторам) за соответствующий год (например, на основании данных официальной статистики).
9.2.3. Коэффициент точности прогноза за период рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) за период t;
- предварительное значение q-ого показателя (индикатора) в периоде t, указанное в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
- итоговое фактическое значение q-ого показателя (индикатора) в периоде t, указанное, например, в данных официальной статистики.
9.2.4. Для расчета коэффициентов точности прогноза используются три периода со следующими индексами для q, характеризующими период:
"1" - год, предшествующий отчетному;
"0" - год, предшествующий периоду "1";
"-1" - год, предшествующий периоду "0".
9.2.5. Коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) за три периода вычисляется по следующей формуле:
,
где:
- коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) за три периода;
- коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) в году, предшествующем отчетному (период "1");
- коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) в году, предшествующем периоду "1" (период "0");
- коэффициент точности прогноза достижения q-ого показателя (индикатора) в году, предшествующем периоду "0" (период "-1").
Коэффициент точности прогноза определяется с точностью до трех знаков после запятой.
9.2.6. В случае если данные для расчета коэффициента точности прогноза для показателя (индикатора) по одному из трех периодов отсутствуют (например, ввиду отсутствия показателя (индикатора) в государственной программе ранее), коэффициент точности прогноза рассчитывается на основе данных имеющихся периодов.
Пример
расчета коэффициентов точности прогноза за три периода для отдельных показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие здравоохранения", по которым в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие здравоохранение" за 2020 год представлены предварительные данные об их выполнении
1. По показателю "Смертность населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)" в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2018 года) было указано 481,6 человека (итоговое значение за 2018 год на основании данных из ЕМИСС - 482,2 человека). Коэффициент точности прогноза за 2018 год равен 1,001.
В части 2019 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2019 года) было указано 466,9 человека (итоговое значение за 2019 год на основании данных из ЕМИСС - 470 человек). Коэффициент точности прогноза за 2019 год равен 1,007.
Учитывая, что в 2017 году мониторинг в рамках реализации государственной программы по рассматриваемому показателю не осуществлялся, коэффициент точности прогноза равен 1,004, то есть среднему арифметическому значений за 2018 и 2019 годы.
2. По показателю "Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения)" в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2017 года) было указано 584,7 человека (итоговое значение за 2017 год на основании данных из ЕМИСС - 587,6 человека). Коэффициент точности прогноза за 2017 год равен 1,005.
В части 2018 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2018 года) было указано 573,6 человека (итоговое значение за 2018 год на основании данных из ЕМИСС - 583,1 человека). Коэффициент точности прогноза за 2018 год равен 1,017.
В части 2019 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2019 года) было указано 573,7 человека (итоговое значение за 2019 год на основании данных из ЕМИСС - 573,2 человека). Коэффициент точности прогноза за 2019 год равен 0,999.
Коэффициент точности прогноза по трем годам равен 1,007.
3. По показателю "Смертность от новообразований (в том числе злокачественных) (на 100 тыс. населения)" в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2017 года) было указано 196,9 человека (итоговое значение за 2017 год на основании данных из ЕМИСС - 200,6 человека). Коэффициент точности прогноза за 2017 год равен 1,019.
В части 2018 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2018 года) было указано 193,1 человека (итоговое значение за 2018 год на основании данных из ЕМИСС - 203,0 человека). Коэффициент точности прогноза за 2018 год равен 1,051.
В части 2019 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2019 года) было указано 201,5 человека (итоговое значение за 2019 год на основании данных из ЕМИСС - 203,5 человека). Коэффициент точности прогноза за 2019 год равен 1,010.
Коэффициент точности прогноза по трем годам равен 1,027.
4. По показателю "Младенческая смертность (случаев на 1 тыс. родившихся живыми)" в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2017 года) было указано 5,5 случая (итоговое значение за 2017 год на основании данных из ЕМИСС - 5,6 случая). Коэффициент точности прогноза за 2017 год равен 1,018.
В части 2019 года по рассматриваемому показателю в уточненном годовом отчете как факт (прогноз - данные за январь-декабрь 2019 года) было указано 4,9 случая (итоговое значение за 2019 год на основании данных из ЕМИСС - 4,9 случая). Коэффициент точности прогноза за 2019 год равен 1,0.
Учитывая, что в 2018 году мониторинг по рассматриваемому показателю не осуществлялся, коэффициент точности прогноза равен 1,009, т.е. среднему арифметическому значений за 2017 и 2019 годы.
9.2.7. Коэффициенты точности прогноза позволяют:
сформировать отношение к предварительным данным по показателям (индикаторам) государственной программы (доверие к предварительным данным);
скорректировать (при оценке достижения показателя (индикатора) государственной программы за отчетный год) предварительные данные за отчетный год с учетом коэффициента точности прогноза по каждому показателю (индикатору).
9.3. Оценка достижения показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год проводится исходя из:
плановых значений показателей (индикаторов) на отчетный год, утвержденных в государственных программах в отчетном году (на 31 декабря отчетного года);
фактических (прогнозных) значений показателей (индикаторов) за отчетный год, представленных в уточненных годовых отчетах о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за соответствующий год.
9.4. Степень достижения q-ого показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией изменения которых является увеличение значений:
,
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией изменения которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения q-ого показателя (индикатора);
- фактическое (прогнозное) значение q-ого показателя (индикатора), достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение q-ого показателя (индикатора) государственной программы;
- коэффициент точности прогноза q-ого показателя (индикатора).
Коэффициент точности прогноза применяется для показателей (индикаторов), по которым в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за отчетный год представлены предварительные данные. В остальных случаях коэффициент точности прогноза равен 1,0.
В случае если плановые значения показателя (индикатора) представлены закрытым интервалом (от одного определенного значения до другого определенного значения), в целях настоящей оценки в качестве планового значения устанавливается величина, равная среднему арифметическому значений пределов такого интервала. В случае если плановые значения представлены открытым интервалом (больше или меньше определенного значения), в целях настоящей оценки в качестве планового значения устанавливается значение начала такого интервала.
Показатели (индикаторы), по которым представлены предварительные данные в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы в отчетном году и по которым отсутствует возможность расчета коэффициента точности прогноза, исключаются из оценки достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год.
В случае если по показателю (индикатору) отсутствует как фактическое, так и предварительное значение за отчетный год, то степень достижения такого показателя (индикатора) признается равной 0,0.
В случае если степень достижения q-ого показателя (индикатора) больше 1,0, такие значения признаются равными 1,0. В случае если степень достижения q-ого показателя (индикатора) меньше 0,0, такие значения признаются равными 0,0.
9.5. Степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы;
- степень достижения q-ого показателя (индикатора);
M - общее количество показателей (индикаторов) государственной программы.
Пример
оценки достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы в 2020 году, по государственной программе "Развитие культуры" в целом в 2020 году осуществлялся мониторинг 25 показателей (индикаторов).
По всем показателям (индикаторам) были представлены фактические значения (прогнозные значения отсутствовали). Коэффициент точности прогноза не применялся (равен 1,0).
Степень достижения двух показателей (индикаторов) "Количество проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году" и "Количество проведенных за пределами своей территории в России гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году") равна 0,0, так как в 2020 году наблюдался отрицательный темп роста их достижения по сравнению с базовым периодом, указанным в наименовании показателей (индикаторов).
Степень достижения ряда показателей (индикаторов) была ограничена 1,0 в связи с их перевыполнением (например, показатели (индикаторы) "Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры" (план - 32 млн единиц, факт - 118,2 млн единиц), "Количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (план - 25 000 человек, факт - 71 416 человек).
Степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы за 2020 год равна 81,2%.
9.6. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы и ее структурных элементов составляет менее 70%;
"средний уровень" - степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы и ее структурных элементов составляет от 70% (включительно) до 90%;
"высокий уровень" - степень достижения всех показателей (индикаторов) государственной программы и ее структурных элементов составляет 90% и более.
В случае внесения изменений в государственную программу после 1 декабря отчетного года в части ухудшения ранее установленных плановых значений показателей (индикаторов) оценка по рассматриваемому блоку снижается на один уровень от изначально полученной оценки.
Пример
вывода по результатам оценки достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" присваивается "средний уровень" в части оценки достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за 2020 год.
Так как в государственную программу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 381 были внесены изменения, которые не ухудшили ранее установленные плановые значения показателей (индикаторов), итоговая оценка по данному блоку сохраняется на первоначально полученном уровне.
9.7. Оценка доли выполненных показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год проводится аналитически (справочно) и не участвует в формировании итоговой оценки государственной программы.
Выполненными считаются показатели (индикаторы), степень достижения которых в соответствии с пунктом 9.4 настоящей Методики составляет 1,0.
Доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы;
В - количество выполненных показателей (индикаторов) государственной программы;
M - общее количество показателей (индикаторов) государственной программы.
Пример
оценки доли выполненных показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
В редакции, действовавшей при реализации государственной программы в 2020 году, по государственной программе "Развитие культуры" в целом в 2020 году осуществлялся мониторинг 25 показателей (индикаторов).
Количество выполненных в 2020 году показателей (индикаторов) равно 12 ед.
Доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" составила 48,0%.
Оценка по предусмотренному настоящим пунктом аналитическому (справочному) блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы составляет менее 70%;
"средний уровень" - доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы составляет от 70% (включительно) до 90%;
"высокий уровень" - доля выполненных показателей (индикаторов) государственной программы и ее структурных элементов составляет 90% и более.
Пример
вывода по результатам оценки доли выполненных показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки доли выполненных показателей (индикаторов) государственной программы за 2020 год присваивается "низкий уровень".
10. Оценка выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год
10.1. Оценка выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год основывается на степени выполнения контрольных событий государственной программы.
10.2. Оценка выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год проводится исходя из:
перечня контрольных событий и дат их наступления (в части отчетного года), которые указаны в детальном плане-графике реализации государственной программы (плане мониторинга реализации пилотной государственной программы) (на 31 декабря отчетного года);
фактических дат наступления контрольных событий, представленных в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за отчетный год.
10.3. Степень выполнения контрольных событий государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год;
- количество контрольных событий (дат наступления), предусмотренных в отчетном году и выполненных в установленный срок;
- общее количество контрольных событий (дат наступления), предусмотренных к выполнению в отчетном году.
Пример
оценки выполнения контрольных событий государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Детальным планом-графиком реализации государственной программы "Развитие культуры" предусмотрено 371 контрольное событие (дат наступления контрольных событий), срок исполнения которых истекает в 2020 году, из них не выполнено в установленный срок 58 контрольных событий (дат наступления):
36 контрольных событий (дат наступления контрольных событий) со статусом "н/в" в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
2 контрольных события (даты наступления контрольных событий) со статусом "выполнено частично" в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
20 контрольных событий (дат наступления контрольных событий) выполнено с нарушением срока, но в пределах 2020 года.
Выполнено в срок 313 контрольных событий (дат наступления контрольных событий).
Степень выполнения контрольных событий государственной программы за 2020 год равняется 84,4%.
10.4. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - степень выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год составляет менее 70%;
"средний уровень" - степень выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год составляет от 70% (включительно) до 90%;
"высокий уровень" - степень выполнения контрольных событий государственной программы за отчетный год составляет 90% и более.
В случае внесения изменений в детальный план-график реализации государственной программы (план мониторинга реализации пилотной государственной программы) после 1 декабря отчетного года в части отчетного года, исключения невыполненных контрольных событий, изменения срока наступления контрольных событий на более поздний срок оценка по рассматриваемому блоку снижается на один уровень от изначально полученной оценки.
Пример
вывода по результатам оценки выполнения контрольных событий государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки выполнения контрольных событий государственной программы за 2020 год присваивается "средний уровень".
Поскольку внесение изменений в детальный план-график после 1 декабря 2020 года не осуществлялось, итоговая оценка по данному блоку сохраняется на первоначально полученном уровне.
11. Оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год
11.1. Оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год основывается на степени кассового исполнения.
11.2. Оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год проводится исходя из:
бюджетных ассигнований федерального бюджета, запланированных на реализацию государственной программы (в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года);
фактических расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы (в соответствии с бюджетной отчетностью за отчетный год).
11.3. Степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год;
- фактические расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год;
- бюджетные ассигнования федерального бюджета, запланированные на реализацию государственной программы (в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года).
При определении бюджетных ассигнований федерального бюджета, запланированных на реализацию государственной программы (в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года), не учитывается объем средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации, предусмотренных в государственной программе "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"*(7).
Пример
оценки кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
На 31 декабря 2020 года сводной бюджетной росписью федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие культуры" предусмотрено 145 281 716,8 тыс. рублей, кассовое исполнение за 2020 год составило 137 241 264,2 тыс. рублей, или 94,5% (степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год, ).
11.4. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год составляет менее 80%;
"средний уровень" - степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год составляет от 80% (включительно) до 97%;
"высокий уровень" - степень кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год составляет 97% и более.
Пример
вывода по результатам оценки кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за 2020 год присваивается "средний уровень".
12. Оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году)
12.1. Оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году), проводится на основе значения доли объема изменений (увеличения и (или) сокращения, внутреннего перераспределения - по модулю) бюджетных ассигнований к общему объему расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы на начало отчетного года.
12.2. Оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году), проводится исходя из данных, содержащихся в:
форме 0501051 "Справка об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и плановый период";
форме 0501055 "Справка об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и плановый период по предложению главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета)".
12.3. Оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году), отражает точность планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы.
12.4. Доля объема изменений (увеличения и (или) сокращения, внутреннего перераспределения) бюджетных ассигнований рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля объема изменений (увеличения и (или) сокращения, внутреннего перераспределения) бюджетных ассигнований;
- объем n-го изменения (увеличения и (или) сокращения, внутреннего перераспределения) объема бюджетных ассигнований по государственной программе;
N - количество изменений в рамках ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования федерального бюджета, запланированные на реализацию государственной программы (в соответствии с утвержденными показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 января отчетного года).
В случае если в рамках государственной программы имеет место внутреннее перераспределение, то такие изменения (то есть изменения в рамках одной справки об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета) учитываются по модулю один раз.
В общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы на начало отчетного года не включаются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации, предусмотренные в рамках государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
В объем изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета , не включаются бюджетные ассигнования в части изменения резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации в рамках государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
Пример
оценки объема внесенных изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2020 году на примере государственной программы "Развитие культуры"
На 1 января 2020 года на реализацию государственной программы "Развитие культуры" сводной бюджетной росписью федерального бюджета было предусмотрено 137 594 862,7 тыс. рублей. Общий объем изменений (увеличений и (или) сокращений - по модулю) бюджетных ассигнований составил 57 781 420,4 тыс. рублей. Доля объема изменений (увеличения и сокращения - по модулю) бюджетных ассигнований составляет 42,0%.
12.5. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - доля объема изменений (увеличения и сокращения) бюджетных ассигнований составляет более 60%;
"средний уровень" - доля объема изменений (увеличения и сокращения) бюджетных ассигнований составляет от 30% (включительно) до 60% (включительно);
"высокий уровень" - доля объема изменений (увеличения и сокращения) бюджетных ассигнований составляет менее 30%.
Пример
вывода по результатам оценки объема внесенных изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2020 году на примере государственной программы "Развитие культуры"
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки объема внесенных изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2020 году присваивается "средний уровень".
13. Оценка динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам (за отчетный год)
13.1. Оценка динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам (за отчетный год) основывается на параметре прироста дебиторской задолженности к объему кассовых расходов на реализацию государственной программы за отчетный год.
13.2. Оценка динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам (за отчетный год) проводится исходя из:
данных формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" за отчетный год;
фактических расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы (в соответствии с бюджетной отчетностью за отчетный год).
13.3. Прирост дебиторской задолженности к объему кассовых расходов на реализацию государственной программы за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где:
- прирост дебиторской задолженности к объему кассовых расходов на реализацию государственной программы за отчетный год;
- объем дебиторской задолженности по авансовым платежам в рамках государственной программы на конец отчетного года (данные формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" за отчетный год);
- объем дебиторской задолженности по авансовым платежам в рамках государственной программы на начало отчетного года (данные формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" за отчетный год);
- кассовые расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год.
Пример
оценки динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам за 2020 год на примере государственной программы "Развитие культуры"
На начало 2020 года объем дебиторской задолженности в рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" составил 27 489 263,5 тыс. рублей, на конец 2020 года - 44 597 244,7 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов по государственной программе "Развитие культуры" за 2020 год составило 137 241 264,2 тыс. рублей.
Прирост дебиторской задолженности к объему фактических расходов на реализацию государственной программы "Развитие культуры" за отчетный год равен 12,5%.
13.4. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - прирост дебиторской задолженности к объему фактических расходов на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год составляет 5% и более;
"средний уровень" - прирост дебиторской задолженности к объему фактических расходов на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год составляет до 5%;
"высокий уровень" - прирост дебиторской задолженности к объему фактических расходов на реализацию государственной программы за отчетный финансовый год отсутствует.
Пример
вывода по результатам оценки динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам за 2020 год на примере государственной программы "Развитие культуры"
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам за 2020 год присваивается "низкий уровень".
14. Оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год)
14.1. Оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год) основывается на степени ввода объектов в эксплуатацию в рамках государственной программы за отчетный год.
14.2. Оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год) проводится исходя из данных:
федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на отчетный год;
соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии на софинансирование капитальных вложений;
отчета о количестве объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 20__ год, представляемого главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство экономического развития Российской Федерации и коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в составе аналитической информации о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы*(8);
отчета по форме N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу"*(9).
14.3. Степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за отчетный год;
- количество введенных в отчетном году объектов в эксплуатацию, в том числе объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), детализированных в соглашениях между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- количество объектов, подлежащих введению в отчетном году в эксплуатацию, в том числе объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), детализированных в соглашениях между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пример
оценки ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
В рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" на 2020 год было запланирован ввод в эксплуатацию 13 объектов, из которых в 2020 году введено 5 объектов, не введено 8 объектов. Например, не введены в эксплуатацию, не завершены в 2020 году работы в части:
строительства музейного комплекса ФГБУК "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея", г. Москва;
второй очереди ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского", г. Калуга;
строительства здания филиала МХАТ имени А.П. Чехова, г. Москва.
Степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год равна 38,5%.
14.4. В случае отсутствия соответствующих расходов в рамках государственной программы оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год) не проводится и не учитывается в итоговой оценке.
14.5. Оценка по рассматриваемому блоку присваивается следующим образом:
"низкий уровень" - степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за отчетный финансовый год составляет менее 70%;
"средний уровень" - степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за отчетный финансовый год составляет от 70% (включительно) до 95%;
"высокий уровень" - степень ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за отчетный финансовый год составляет 95% и более.
Пример
вывода по результатам оценки ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год
Государственной программе "Развитие культуры" в части оценки ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы за 2020 год присваивается "низкий уровень".
15. Итоговая оценка качества формирования и реализации государственной программы в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета
15.1. При подведении итогов и интерпретации оценки по каждому блоку в случае необходимости могут приниматься во внимание отдельные особенности управления государственной программой, необходимость принятия того или иного решения, что отражается в комментариях к оценке государственной программы.
Интерпретация итоговой оценки в соответствии с настоящей Методикой осуществляется в целом, после оценки по всем блокам.
Пример
выводов по результатам оценки с применением настоящей Методики
В частности, "высокий уровень" в части оценки количества показателей (индикаторов), по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год или фактические значения которых носят предварительный характер, может свидетельствовать о том, что наиболее важные показатели (индикаторы) (по которым фактические данные, как правило, отсутствуют к моменту представления уточненного годового доклада о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы) были просто исключены из государственной программы к отчетному году. В этой связи, соответственно, в части оценки состава показателей (индикаторов) государственной программы возможен "низкий уровень" оценки.
Аналогичным образом:
высокий уровень оценки достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы за отчетный год может объясняться низким уровнем оценки состава показателей (индикаторов) государственной программы;
высокий уровень оценки динамики плановых (фактических) значений показателей (индикаторов) государственной программы может быть также обусловлен низким уровнем оценки состава показателей (индикаторов) государственной программы, а также низким уровнем оценки стабильности состава показателей (индикаторов) государственной программы (постоянное изменение состава показателей (индикаторов) в целях обеспечения такого их состава, который легко планируется и легко достигается, при этом реальных изменений в отрасли показатели (индикаторы) не отражают).
15.2. Итоговая оценка качества формирования и реализации государственной программы в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета присваивается отдельно по предусмотренным пунктом 2.4 настоящей Методики блокам, характеризующим качество формирования государственной программы, и отдельно по предусмотренным пунктом 2.5 настоящей Методики блокам, характеризующим реализацию государственной программы, на основе среднего арифметического оценок, с учетом того что "низкий уровень" равен 1, "средний уровень" - 2, "высокий уровень" - 3.
При этом при округлении вводятся промежуточные уровни - "уровень ниже среднего" (среднее арифметическое находится в границах от 1,3 до 1,7 (все включительно) и "уровень выше среднего" (среднее арифметическое находится в границах от 2,3 до 2,7 (все включительно).
Пример
итоговой оценки качества формирования и реализации государственной программы "Развитие культуры" в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2020 год
Таким образом, итоговая оценка государственной программы "Развитие культуры" за 2020 год как в части качества, так и реализации - "ниже среднего". При этом следует отметить необходимость:
изменения состава показателей (индикаторов) государственной программы (увеличение высокоуровневых показателей, характеризующих отрасль в целом);
обеспечения стабильности состава показателей (индикаторов) (прекращение практики ежегодного исключения показателей (индикаторов) из мониторинга государственной программы);
увеличения доли проектной части государственной программы (частично реализовано в новой редакции государственной программы - с 2022 года);
более качественного планирования бюджетных ассигнований;
снижения дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам;
обеспечения ввода в эксплуатацию объектов, запланированных на отчетный год.
______________________________
*(1) Часть 8 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
*(2) Часть 4 статьи 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
*(3) Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.
*(4) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242.
*(5) https://ach.gov.ru/upload/iblock/96f/gkrokj0v86kigshunf6gv2rhpthdonqe.pdf
*(6) Например, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge), Стандарт управления программой (The Standard for Program Management).
*(7) Отражаются по кодам направлений расходов 20540 и 20550 соответственно.
*(8) Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2019 г. N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
*(9) Приказ Росстата от 30 июля 2021 г. N 464 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика оценки качества формирования и реализации государственных программ Российской Федерации в рамках осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 9 марта 2022 г. N 11К (1536)))
Опубликование:
издание Счетной палаты Российской Федерации (Москва, 2022 г.)
1. Разработана Департаментом исследований и методологии аппарата Счетной палаты Российской Федерации
2. Дата вступления в силу: 9 марта 2022 года.
Срок действия: до 31 декабря 2022 года
3. Разработана впервые