Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о создании и функционировании системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 7 апреля 2022 г. N 100-340)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия (далее соответственно - Положение, СНМС РХ).
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования СНМС РХ:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
2. Цель, задачи и принципы формирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия
2.1. Целью СНМС РХ является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи СНМС РХ:
выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ);
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее соответственно - ФР ДПП, ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования СНМС РХ являются:
соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в Республике Хакасия мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление, ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов системы образования Республики Хакасия, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия
3.1. СНМС РХ включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент СНМС РХ представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - МОиН РХ), выполняющее следующие функции:
обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разработка и утверждение паспорта СНМС РХ (далее - Паспорт) и направление на согласование Федеральному оператору, функции которого осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор), в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечение заключения трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, МОиН РХ и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение согласования с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
обеспечение финансирования региональной системы.
3.2.2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе государственного автономного образовательного учреждения Республики Хакасия дополнительного профессионального образования "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации" (далее - ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК"), выполняющий следующие функции:
обеспечение комплексного взаимодействия с Федеральным оператором;
обеспечение формирования и заполнения регионального паспорта дополнительного профессионального образования (далее - ДППО) в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее соответственно - цифровая экосистема ДПО, ДПО);
определение лица, ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечение ведения реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечение обучения работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирование запроса на проведение научных (научно-практических) исследований и направление его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
обеспечение формирования системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий (кадровых, материально-технических, методических и иных) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
содействие внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечение тьюторского сопровождения реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
организация адресной методической поддержки (консультирования), сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
осуществление отбора стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", выполняющее следующие функции:
обеспечение разработки ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
представление данных о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
осуществление анализа показателей эффективности функционирования СНМС РХ, разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования СНМС РХ и представление их в МОиН РХ;
организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечение вовлечения профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполнение иных задач и функций, возложенных учредителем.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня СНМС РХ представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальная методическая служба муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования Республики Хакасия (далее - ММС РХ), выполняющая следующие функции:
обеспечение фасилитации переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
представление в ЦНППМ информации о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечение изучения запросов и оказания практической помощи педагогическим работникам;
координация методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС РХ проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения, выполняющие следующие функции:
осуществление методической поддержки педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
Данный перечень субъектов муниципального уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
3.4. Структурный компонент институционального уровня СНМС РХ представляют субъекты:
3.4.1. Методический совет образовательной организации, в функции которого входит:
обеспечение взаимодействия с ММС РХ и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организация и сопровождение деятельности профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создание в образовательной организации профессиональных сообществ (самообучающихся организаций) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проведение семинаров, мастер-классов, стажировок для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников, в функции которых входит:
создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организация непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организация взаимодействия и "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализация программ наставничества;
оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и другие.
Функции:
осуществление "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализация программ наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия
4.1. Нормативные правовые и иные документы, обеспечивающие формирование и функционирование СНМС РХ:
распорядительный акт МОиН РХ, утверждающий положение о формировании и функционировании СНМС РХ;
распорядительный акт МОиН РХ, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Республики Хакасия на разработку и реализацию ДПП с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава СНМС РХ, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
5. Механизмы взаимодействия субъектов системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов СНМС РХ является:
разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов СНМС РХ:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Хакасия
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования СНМС РХ учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы СНМС РХ учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
6.2. К показателям эффективности функционирования СНМС РХ относятся:
6.2.1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
6.2.2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
6.2.3. Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
6.2.4. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
6.2.5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
6.2.6. Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.3. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официальных сайтов МОиН РХ, ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", муниципальных методических служб Республики Хакасия, образовательных организаций республики;
изучение правовых документов МОиН РХ, ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 7 апреля 2022 г. N 100-340 "Об утверждении Положения о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.