Решение Алтайского краевого суда от 22 апреля 2019 г. N 3А-246/2019
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - <адрес>, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, установил:
административный истец <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана городского округа - <адрес> и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> в части включения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в зону санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения как несоответствующий законодательству Российской Федерации (л.д. 26-31 т. 1).
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке <адрес>, ранее предоставленного истцу во владение на основании договора аренды. Обратившись в ДД.ММ.ГГ в Министерство имущественных отношений Алтайского края с целью получения земельного участка, на котором расположено нежилое здание, в собственность, истец получил отказ в связи с его нахождением в зоне санитарной охраны II и III поясов источников питьевого водоснабжения. Включение Генеральным планом городского округа - <адрес> и Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> указанного земельного участка в эти зоны с особыми условиями противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Порядку утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ зон охраны источников питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения, утвержденному Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а именно: данные зоны установлены не в соответствии в установленным законодательством порядком, что влечет ограничение права на приобретение земельного участка в собственность.
В судебное заседание административный истец <данные изъяты> не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца <данные изъяты>. административные исковые требования об оспаривании нормативных правовых актов в части установления зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения поддержала по изложенным в иске основаниям. В части требований относительно законности установления зоны санитарной охраны III пояса источников питьевого водоснабжения пояснила, что в этой части иск не поддерживает, о чем представила письменные пояснения (л.д. 172 т. 2). Также указала, что <данные изъяты> продолжает пользоваться земельным участком на условиях ранее заключенного договора аренды, оплачивает арендные платежи, требований об освобождении земельного участка к нему не предъявлялись.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. В суд представлены письменные возражения против удовлетворения заявленных исковых требований. В отзыве указано, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Зона санитарной охраны II пояса подземного источника питьевого водоснабжения определена в соответствии с санитарными нормами и правилами 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.130-132 т.1).
Заинтересованные лица Комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес>, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, надлежаще извещенные о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также Генеральный план <адрес>).
Генеральный план в настоящее время действует в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки <адрес>), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - <адрес> (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки <адрес> действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Поскольку Генеральный план <адрес> и Правила землепользования и застройки <адрес> являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено в ходе рассмотрения дела <данные изъяты> на основании решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 17-19 т. 1, л.д. 152-154 т. 2).
ДД.ММ.ГГ между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и <данные изъяты>. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена ***, согласно которому <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГ предоставляется земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Цель предоставления - для завершения строительства лодочной станции (л.д. 13-16 т. 1).
<данные изъяты> обратился в Министерство имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, однако ему ДД.ММ.ГГ было отказано в этом, поскольку испрашиваемый земельный участок находится, в том числе, в зоне II пояса источников питьевого водоснабжения (л.д. 20 т. 1).
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, данное решение Министерства имущественных отношений Алтайского края признано законным (л.д. 167-171 т. 2).
Согласно градостроительной справке от ДД.ММ.ГГ *** на гостевой домик по адресу: <адрес>, данное здание, ДД.ММ.ГГ года постройки, находится на земельном участке по данному адресу, площадью <данные изъяты> объект соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, также находится в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения (л.д. 97-112 т. 1).
В силу ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Пунктом п. 1 ч. 2 данной статьи предусмотрено ограничение прав на землю, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 16 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (введенной в действие с ДД.ММ.ГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.
Земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ч. 2, п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят, то есть земельные участки, находящиеся во 2 поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не предоставляются в частную собственность.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана и правил застройки и землепользования, вправе оспорить генеральный план и правила застройки и землепользования в судебном порядке (ч. 15 ст. 24, ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку Генеральный план <адрес> и Правила землепользования и застройки <адрес> в оспариваемой части влекут ограничения права на перераспределение земельных участков, <данные изъяты> является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
При этом порядок принятия Генерального плана <адрес> и Правил землепользования и застройки <адрес>, а также порядок внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами, а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** (л.д. 72-114 т. 2).
Кроме того, по данному основанию нормативные правовые акты административным истцом не спариваются.
Относительно требования административного истца о признании недействующими Генерального плана <адрес> и Правил землепользования и застройки <адрес> в части в части установления зоны с особыми условиями использования территорий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Исходя из Схемы зон с особыми условиями использования территории, являющейся фрагментом Генерального плана, а также Карты зон с особыми условиями использования территории (приложение 2 к Правилам землепользования и застройки <адрес>) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Правобережный тракт 18/4, находится в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения (л.д. 133-143 т. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий (ч.ч. 1, 6, п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, относящиеся к территориям с особыми условиями использования, установленные в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, отображаются в генеральном плане и правилах землепользования и застройки на соответствующих картах.
ДД.ММ.ГГ в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена глава XIX, касающаяся правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены. В частности, информация о возможности или невозможности установления отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении зоны с особыми условиями использования территории, ее подзон из перечней ограничений, предусмотренных подпунктами 6 и 7 настоящего пункта, в зависимости от характеристик объектов или территорий, в отношении которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории. Названным подпунктом 6 установлено, что перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом, а также перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте в случае, если в границы зоны с особыми условиями использования территории включаются акватория водного объекта, ее часть. Данным положением могут быть установлены разные перечни таких ограничений в зависимости от видов или характеристик объектов и (или) территорий, в отношении которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.
Поскольку указанные изменения в закон введены в действие с ДД.ММ.ГГ и не имеют обратной силы, при рассмотрении настоящего административного дела суд проверяет порядок установления зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с нормами права, действующими на момент возникновения спорных правоотношений.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции до ДД.ММ.ГГ), в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абз.1 п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии с п. 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции от ДД.ММ.ГГ), органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (п. 2.2 Порядка).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (п. 3.1 Порядка).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (п. 3.6 Порядка).
Данный Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в редакции, действующей на момент принятия Правил землепользования и землеустройства <адрес> (от ДД.ММ.ГГ), также предусматривал наличие решения об утверждении проекта округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, сам проект, а также решение об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч. 5.1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости" в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, изменений в такие сведения орган регистрации прав уведомляет правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, полностью или частично расположенных в границах данных зон, в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации указанных правообладателей (личный кабинет) или по адресам электронной почты указанных правообладателей, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае, если указанные правообладатели не зарегистрированы с использованием единой системы идентификации и аутентификации на едином портале или официальном сайте либо в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты для связи с правообладателем, - в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по почтовому адресу правообладателя, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, либо в отсутствие сведений о почтовом адресе правообладателя по адресу, присвоенному объекту недвижимости.
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установление границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Действующий порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.
На запрос суда Управлением Роспотребнадзора сообщено, что в месте расположения земельного участка в <адрес> Управлением выдавались санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии с действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектов зон ЗСО артезианских водозаборов "Затон-2", "Затон-3", скважины *** ООО "Б." по адресам в <адрес>, а также для действующего водозабора подземных вод ОАО "НК "Р." (<адрес> (л.д. 52 т. 2).
ООО "Б." в качестве нормативных актов об установлении зон санитарной охраны артезианских водозаборов представлены лишь распоряжения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края об утверждении проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес> Алтайского края: от ДД.ММ.ГГ ***, которым установлены границы второго пояса ЗСО артезианского водозабора "Затон-3" (<адрес>) - 216 м. х 214 м. (л.д. 174-177 т. 2); от ДД.ММ.ГГ *** - В, которым установлены границы второго пояса ЗСО артезианского водозабора (<адрес>) - для скважины *** м х 177 м., для скважины N 2/74-142 м. х 150 м. (л.д. 178-181 т. 2), от ДД.ММ.ГГ ***, которым установлены границы второго пояса скважин *** (<адрес>) - 221 м. х 230 м. (л.д. 184-186 т. 2), от ДД.ММ.ГГ ***, которым установлены границы второго пояса ЗСО артезианского водозабора "Затон-2" (<адрес>) - 189 м. х 174 м. (л.д. 186-189 т. 2).
ПАО "НК "Р." на запрос суда представлен проект зон санитарной охраны действующего водозабора подземных вод <адрес>), согласованный с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, из которого следует. что границы второго пояса ЗСО артезианского водозабора установлены в размере 40 м. х 17 м. (л.д. 120-151 т. 2).
При этом согласно данным, использованным из информационной системы "2 ГИС", расстояние от ближайшего адреса <адрес> составляет около 1,5 км., а до адреса: <адрес> - 993 м., что свидетельствует о не включении земельного участка по <адрес> в границы зон санитарной охраны II поясов указанных источников питьевого водоснабжения ООО "Б."
Кроме того, на запрос суда Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края сообщило, что ими с ДД.ММ.ГГ систематически принимались решения об утверждении проектов округов и (или) зон санитарной охраны водного объекта, а также решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сведения о таких зонах направлялись в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для их внесения в ЕГРН (л.д. 34-35 т. 2).
Филиалом по Алтайскому краю ФГБУ "Ф." сообщено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15 т. 2).
Алтайский филиал ФБУ "Т." также проинформировал, что в районе земельного участка по адресу: <адрес>, зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения не устанавливались (л.д. 128 т. 1). Администрация <адрес> в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> также сообщала, что утвержденного органом государственной власти Алтайского края проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении указанного земельного участка отсутствует в комитете (л.д. 116 т. 2).
Также ООО "Б." представлены Технико-экономическое обоснование (том 6 Зоны санитарной охраны), распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, которым утверждено указанное Технико-экономическое обоснование, и санитарно-эпидемиологическое заключение главного государственного санитарного врача Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, из которых следует, что установлены зона санитарной охраны реки Оби и сооружений Барнаульского централизованного хозяйственно-питьевого водопровода (л.д. 21-28 т. 2). Однако из данных документов не следует, что установлены конкретные границы зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.
Из раздела 2.3 Сводной пояснительной записки генерального плана городского округа "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" следует, что в генеральном плане в разделе "Водоснабжение" приведены ориентировочные расчеты размеров ЗСО от водозабора на р. Обь и от подземных источников, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Разделы 2.2 и 2.3. (л.д. 178 т. 1).
Статья 52 Правил землепользования и застройки <адрес> (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) указан Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02", однако это не свидетельствует о соблюдении закрепленного данным документом порядка установления таких зон.
Таким образом, поскольку установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территории могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения, а отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
Поскольку документы об установлении зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют, то, отображая размеры данных зоны на Схеме зон с особыми условиями в Генеральном плане и на Карте зон с особыми условиями в Правилах землепользования и застройки в отсутствие таких документов и распространяя данные зоны на территорию земельного участка, принадлежащего административному истцу, а также прилегающего к нему, Барнаульская городская Думы вышла за пределы своих полномочий.
На основании изложенного, в силу ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Генерального плана <адрес> и Правил землепользования и застройки <адрес> недействующими в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 80 Устава городского округа - <адрес>, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об учреждении печатного средства массовой информации" сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по адресу: <адрес>
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 22 апреля 2019 г. N 3А-246/2019
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании